ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 Дымшакова Татьяна Михайловна

Воспитатель

МБДОУ №31 «Снегирек»

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,

г. Сургут

«Пожарная безопасность в детском саду»

 

 

 

Любая новость о пожаре вызывает у нас очень много сложных эмоций — от раздражения и злости на тех, по чьей вине этот пожар возник, до страха за безопасность своих близких. Случаи пожаров в общественных местах в последние годы вызвали волну массового интереса к правилам пожарной безопасности. Родители маленьких детей в свою очередь с еще большей ответственностью стали подходить к выбору детских садов. Ведь чтобы спокойно заниматься своими делами в течение рабочего дня, хочется быть уверенным, что ребенок в это время находится в самом надежном месте и в самых надежных руках. 

Превратить детский сад в самое надежное, самое безопасное место для маленьких воспитанников – задача непростая, но вполне реализуемая ответственными сотрудниками учреждения. Важно безукоризненно знать все правила пожарной безопасности и следовать им.  

Правила пожарной безопасности включают в себя комплекс мер и действий по профилактике возникновения пожара, а также инструкции, которым важно следовать во время пожара, если он все же возник. Комплекс мер по профилактике возникновения пожара заключается в грамотном обустройстве здания детского сада и прилегающей к нему территории, обучении сотрудников правилам противопожарного поведения и проведении бесед с маленькими воспитанниками детского сада.

Какими должны быть помещение, здание и прилегающая территория сада

Требования к внешним условиям содержания и воспитания детей довольно обширны, часто меняются и дополняются. Перед открытием государственного или частного детского сада руководителю и сотруднику, назначенному ответственным за пожарную безопасность, необходимо проконсультироваться с представителями пожарной инспекции, чтобы убедиться, что все необходимые условия соблюдены. 

Вот основные требования к зданию и внутренним помещениям детского сада: 

  1. Комнаты, в которых дети проводят время, игровые, спальные помещения, а также столовые должны располагаться не выше второго этажа многоэтажного здания. Это правило создано для того, чтобы в ситуации пожара организованная группа не тратила слишком много времени на спуск по лестнице и выход из здания. 
  2. Ремонт здания ни в коем случае не должен производиться с использованием строительных материалов с низким классом пожаробезопасности. Чтобы подтвердить класс материалов во время плановой проверки, нужно представить оригинал договора с поставщиком материалов.
  3. На окнах не должно быть металлических решеток, а входные и коридорные двери должны быть оснащены исправными доводчиками.
  4. Недопустимо наличие источников открытого огня, плиты для приготовления еды должны быть электрическими. Любые электрические приборы должны находиться в недоступных для детей местах и использоваться исключительно под присмотром сотрудников детского сада.
  5. Запрещено использовать мансарды, балконы, чердаки в качестве складских помещений. Все эвакуационные пути должны быть открыты, свободны, не захламлены лишними предметами. 
  6. Все напольные ковры и настенные декоративные изделия должны быть надежно зафиксированы на поверхности. 

Основные требования к прилегающей территории таковы: 

  1. На территории не должно быть горючих и легковоспламеняющихся веществ. Сухая трава, листва и прочий мусор должны убираться по мере необходимости.
  2. На открытой территории детского сада должно быть строго запрещено курение, а также разведение костров.
  3. Детский сад должен быть огражден забором высотой не менее 2,5 метров как минимум с двумя калитками. Ширина ворот должна быть от 4,5 метров.

В зависимости от общей площади детского сада высчитывается количество огнетушителей, которые необходимо установить на всех этажах здания. На территории садика должны размещаться пожарные щиты, краны, гидранты, а также схемы расположения всех этих противопожарных объектов.

Здания детских дошкольных образовательных организаций обязательно защищаются автоматическими установками пожарной сигнализации сигнал о срабатывании которых должен быть выведен в пожарную охрану.

 

В зависимости от числа этажей в здании и в зависимости от числа мест выбирается соответствующий тип системы оповещения людей о пожаре:

  1. для одноэтажных зданий или с количеством мест до 100 предусматривается система оповещения первого типа (звуковое оповещение);
  2. для двухэтажных зданий или с количеством мест от 100 до 150 предусматривается система оповещения второго типа (звуковое оповещение и световые знаки пожарной безопасности «Выход»);
  3. для трехэтажных зданий или с количеством мест от 151 до 350 предусматривается система оповещения третьего типа (речевое оповещение и световые знаки пожарной безопасности «Выход»).

 

 В детских садах при применении третьего типа системы оповещения и выше оповещаются только персонал при помощи специального текста оповещения. Такой текст не должен содержать слов, способных вызвать панику, например: «Всему персоналу! Ситуация 01!».

 

Ответственность

 

По закону ответственность за обеспечение безопасности людей, соблюдение требований норм, правил, направленных на предотвращение возможных пожаров, возложена на руководителей объектов.

 

Но, законодательство позволяет передать часть этой ответственности должностным лицам объектов.

 

Так, ответственный за пожарную безопасность в ДОУ назначается руководителем отдельным приказом.

 

Эти обязанности, как правило, возлагаются на следующие категории персонала дошкольных учреждений образования:

  1. Заместители руководителя, заведующие хозяйственной частью ДОУ – ответственными за ПБ объекта в целом. В их обязанности входят контроль за соблюдением противопожарного режима, содержанием в незахламленном, незакрытом состоянии эвакуационных путей, выходов; наличием работоспособных штатных средств тушения пожаров; рукавов, стволов из комплектов пожарных кранов.
  2. Педагогические работники, сотрудники охраны отвечают за эвакуацию детей по группам в случае возникновения очага пожара или других чрезвычайных ситуациях в здании.

Такое разделение функциональных обязанностей служит на пользу обеспечению безопасности детей и персонала ДОУ.

 

Документы

 

 Согласно действующему в Российской Федерации законодательству, требованиям нормативной базы по обеспечению безопасности людей, сохранности зданий, имущества, на каждом объекте, независимо от его назначения, ведомственной принадлежности и формы собственности, должен быть разработана, регулярно заполняться и обновляться документация по ПБ.

 

 Документы по пожарной безопасности на объекте необходимы не для того, как думают многие руководители предприятий, учреждений, предприниматели, чтобы создать видимость работы по обеспечению противопожарного режима, а для ее правильной, четкой организации.

 

Номенклатура документов по ПБ позволяет систематизировать различные направления работы, поставить понятные, вполне посильные задачи для подчиненных, контролировать ход их выполнения. В перечень входят следующие документы:

-приказы;

-инструкции;

-программы инструктажей по пожарной безопасности, обучения ПТМ;

-планы, графики; акты;

-журналы учета, регистрации и учета.

 

Полный комплект документов включает десятки наименований, из которых часть издается единовременно, а другие необходимо регулярно заполнять, исходя из проведенных мероприятий, например, перезарядка, списание и утилизация огнетушителей; учет количества, состояние пожарного инвентаря, инструмента; тренировки по эвакуации при пожаре

действиям при пожаре, которые должны проводиться регулярно по утвержденным графикам.

 

Однако, ничего особо сложного в их создании, заполнении нет, так как существуют готовые формы, образцы; изданные типографским способом журналы проверок, учета, регистрации. Тем более что пакет документов для дошкольных образовательных учреждений мало чем отличается от минимального базового варианта.

Виды инструкций

 

Остановимся на инструкциях, которые должны быть в детских садах:

 

 -инструкция о мерах пожарной безопасности;

-инструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время (в случае, если в дети остаются в детском саду на ночь);

-инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре.

 

Содержание этих инструкций должно быть идентичным в части описания действий работников детского дошкольного образовательного учреждения при пожаре.

 

 Требования к инструкции о мерах пожарной безопасности отражены в пунктах 460, 461 и 462 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, а именно:

1) Инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих Правил, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

 

 2) В инструкции о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

а) порядок содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в том числе эвакуационных путей;

 б) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ; в) порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

 г) порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;

д) расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, в том числе временных;

е) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

ж) допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

з) порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

 и) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

к) обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в том числе в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).

 

 3) В инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, в том числе за:

а) сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и оповещение (информирование) руководства и дежурных служб объекта;

б) организацию спасания людей с использованием для этого имеющихся сил и средств;

в) проверку включения автоматических систем противопожарной защиты (систем оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

г) отключение при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;

д) прекращение всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

е) удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

ж) осуществление общего руководства по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

з) обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

и) организацию одновременно с тушением пожара эвакуации и защиты материальных ценностей;

к) встречу подразделений пожарной охраны и оказание помощи в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

л) сообщение подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведений, необходимых для обеспечения безопасности личного состава, о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах;

м) по прибытии пожарного подразделения информирование руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара;

н) организацию привлечения сил и средств объекта к осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

 

К инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время требований нет, но исходя из ее названия следует, что она должна содержать обязанности и порядок действий работников учреждения при пожаре.

 

 В инструкции указываются лица (должности), а также лица исполняющие их обязанности в период их отсутствия, которые обязаны:

-сообщить о возникновении пожара в пожарную охрану;

-оповестить руководство и дежурные службы;

-организовать спасение людей;

-проверить включения автоматических систем противопожарной защиты;

-отключить электроэнергию (за исключением систем противопожарной защиты);

-удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

-осуществить общее руководство по тушению пожара до прибытия подразделения пожарной охраны;

-обеспечить соблюдение требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

-организовать одновременно с тушением пожара эвакуацию и защиту материальных ценностей;

-встретить подразделения пожарной охраны.

 

 К инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, также нет требований, но опять же исходя из названия, она должна содержать порядок действий персонала детского сада при эвакуации детей.

 

Инструкция должна содержать следующее:

 

-порядок оповещения о пожаре;

-порядок эвакуации каждой группы детского сада, исключающий появление паники;

-места эвакуации, с учетом холодного времени года;

-порядок проверки наличия детей после эвакуации;

-порядок информирования руководства детского сада о проведенной эвакуации с указанием количества детей и другой информации.

 

Каждое полугодие должны проходить практические тренировки лиц, которые обязаны организовать и проводить эвакуацию по инструкции о действиях персонала по эвакуации людей.

 

Уголок (стенд)

 

Профилактика пожарной безопасности в детском саду проводится разными способами:

  1. Строгим соблюдением противопожарного режима, чтобы исключить любую причину появления/занесения источника открытого огня в помещения детского сада.
  2. Контролем за состоянием электрической арматуры, проводки осветительной сети, различного электрооборудования, установленного на кухне, в прачечной; помещении распределительного щита, обслуживающего здание ДОУ.
  3. Обучением как педагогического, обслуживающего персонала учреждения мерам ПБ, правильным действиям по эвакуации подопечных, способам тушения пожаров на ранней стадии развития, так и детей основным нормам безопасного поведения в быту.

 

Если информация для сотрудников доносится в ходе ряда постоянных инструктажей, касающихся вопросов эффективного обеспечения безопасности в детских учреждениях образования, в том числе с разбором происшедших пожаров на подобного рода объектах защиты, то для детей в процессе их обучения хорошим подспорьем педагогам ДОУ давно служат стенды, уголки противопожарной пропаганды.

 

Нарисованные профессиональными художниками интересные ситуации, изображающие малышей, неизменно привлекают детей, заставляют задавать вопросы о том, что изображено на плакатах, размещенных на стенде по ПБ.

 

Это позволяет педагогам в игровой форме давать подопечным первичные знания об обеспечении пожарной безопасности в повседневной жизни, разъясняя поступки, действия людей, которые могут привести к случайным возгораниям, их опасности для здоровья; о том, как нужно себя вести в таких ситуациях, чтобы не пострадать от огня, дыма.

 

Последовательность действий при возгорании в детском саду

 

Инструкция по эвакуации детей при пожаре в детском саду предлагает рекомендации для каждого сотрудника: от директора до дворника. Согласно занимаемой должности они занимаются одним из пяти этапов:

  1. Объявление тревоги делает тот работник, который обнаружил возгорание в детском садике.
  2. Вызов служб на помощь входит в компетенции руководства, на происшествие должны быть вызваны МЧС, медицинские работники и полиция.
  3. Эвакуировать, то есть выводить детей с объекта должен педагог, это входит в перечень действий воспитателя при пожаре в детском саду.
  4. Все эвакуированные должны собраться в специальном месте, дети не должны оставаться без контроля взрослых.
  5. Завершаются мероприятия перекличкой, каждый ребенок и сотрудник должен быть назван и откликнуться.

Важно! Каждый работник должен четко знать свои обязанности, согласно порядку действий при пожаре в ДОУ.

Памятка для воспитанников ДОУ

Правила эвакуации при пожаре в детском саду предписывают обучение детей грамотному поведению при пожаре. Каждый воспитанник обязать знать схему выхода на улицу и уметь себя вести при ЧС. Вот основные методические рекомендации:

  • ребенок должен понимать, что важно быть спокойным и беспрекословно сгущаться педагога, который сгруппирует детей, пересчитает их и быстро выведет их из здания;
  • если в здании много дыма, то поможет мокрая повязка на рот и нос, ей сможет стать любая тканевая вещь;
  • если концентрация дыма в помещении увеличивается, то перемещаться по эвакуационным маршрутам нужно на коленках или ползком;
  • покинув здание, следует так же слушаться руководителя, выполнять его команды, обязательно дождаться переклички, чтобы воспитатель смог понять, сколько человек вышли из помещения.

На заметку! На учебной эвакуации в детском саду при пожаре занятиях взрослые должны добиться понимания у детей, в том числе и в ситуации, если ребенок остался в горящем здании без взрослых. Так, он не должен выпрыгивать в окно, а звать на помощь. В помещении не нужно прятаться от огня, иначе пожарники не смогут найти ребенка. Эти навыки дети должны получить еще до школы.

Действия воспитателя

Непосредственно эвакуация детей при пожаре в детском саду ложится на плечи воспитателя. Он обязан знать алгоритм правильных действий во всех формах: во время дневного отдыха, на утреннике или на спортивных занятиях. Инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре в ДОУ предписывает воспитателям:

  • не подаваться панике самому и успокаивать детей;
  • собрать детей и убедиться, что на путях эвакуации нет огня и сильного задымления;
  • выбрать наиболее безопасный маршрут эвакуации, согласно ситуации;
  • если пути безопасны, следует построить детей, пересчитать их и взять журнал. Где ведется посещаемость; В зимнее время года взрослый обязан проследить, чтобы дети надели или взяли с собой верхнюю одежду.
  • дети должны идти по двое, взявшись за руки, воспитатель ведет их, помощник завершает вереницу;
  • провести перекличку и находится неотлучно от группы до прибытия служб спасения;
  • если безопасного маршрута не существует, необходимо обеспечить каждого ребенка мокрой повязкой, предложить им присесть, а при звуках пожарных машин, немедленно подать сигнал, чтобы бойцы первым делом занимались спасением детей.

Эвакуация должна проходить быстро и без паники, а для этого все действия должны быть максимально отработаны. Важна правильная реакция в самые первые минуты, от нее зависит здоровье и жизни детей.

 

  1. Перейти к  публикациям в сборнике для педагогов

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.