ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Талагаева Александра Алексеевна

студентка 3 курса психологического факультета

направление подготовки Психология развития (магистратура), государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Ленинградской области, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина

 

Согласно данным ВОЗ: во всем мире насчитывается около 285 миллионов человек, страдающих от нарушений зрения, из которых 45 миллионов поражены слепотой и 246 миллионов имеют пониженное зрение.

Младший школьный возраст является значительным периодом в становлении человека как личности. В этот период у ребенка раскрываются способности и развиваются все основные качества личности. Память - это неотъемлемая часть психической жизни личности, включая и зрительную память, которая развивается при нарушениях зрения. Такое развитие аномально и своеобразно, снижается, объем точность и скорость запоминания, снижается мотивация готовности запоминать информацию.

Эту проблему исследовали, Л.С. Выготский, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева и др. Объем и полнота зрительного восприятия, во многом превосходит все органы чувств человека. В кору больших полушарий головного мозга поступает около 90 % зрительной информации. Недостаточная работа сенсорной системы ребенка ведет к дефекту всей сенсорной-перцептивный сферы, происходит перестройка работы корковых центров ГМ.

При нарушении зрения у детей происходят следующие изменения:

- неполнота передаваемой информации;

- фрагментарность;

- слабое объединение образов.

Так как зрение является неотъемлемой частью жизнедеятельности ребенка и полноценного его развития, нарушение ведет к появления вторичных нарушений, таких как физическое и психическое развитие.

Существуют 3 причины нарушения зрения у людей:

  1. Врожденное
  2. Приобретенное
  3. Наследственное

Актуальность данного исследования заключается в рассмотрении проблем развития зрительной памяти у слабовидящих детей и различия зрительной памяти между детьми, имеющих нормальное зрение и детьми, имеющих инвалидность по зрению.

Цель исследования: сравнить особенности развития зрительной памяти у детей, имеющих нормальное зрение и детей, имеющих инвалидность по зрению.

Задачи исследования, которые были поставлены:

  1. Выявить уровень развития зрительной памяти у детей, имеющих нормальное зрение и детей, имеющих инвалидность по зрению.
  2. Рассмотреть особенности кратковременной и долгосрочной памяти.
  3. Провести корреляционный анализ между уровнем развития зрительной памяти у девочек и мальчиков (динамика развития, 2 класс, 3 класс, 4 класс)

Объект исследования: ученики, с нормальным зрением и с нарушением зрения

Предмет: зрительная память

Гипотеза: существует взаимосвязь между объемом памяти (краткосрочная, долгосрочная) и типом памяти (механическая, логическая).

Исследование было проведено на базе ГБОУ №509 Красносельского района, Санкт-Петербурга.

Методы исследования: Методика "Определение типа памяти", Методика "Изучение логической и механической памяти", Методика «Оценка долговременной и кратковременной памяти»

В результате частного анализа данных среди испытуемых 1, 2, 3, 4 классов с нормальным зрением и с нарушением зрения был выделен следующий преобладающий тип памяти (Рис. 1):

- дети имеющие нормальное зрение имеют следующие показатели

1-2 класс, Зрительная память – 45%, Слуховая – 25%, Комбинированная (2 класс) – 15%, Моторно/слуховая (2 класс) – 15%.

3-4 класс, Зрительная память – 35%, Слуховая – 15%, Комбинированная – 25%, Моторно/слуховая  – 25%.

- дети с нарушение зрения имеют следующие показатели:

1-2 класс, Зрительная память – 30%, слуховая – 55%, Комбинированная (2 класс) – 15%, Моторно/слуховая (2 класс) – 0%.

3-4 класс, Зрительная память – 25%, Слуховая – 50%, Комбинированная – 20%, Моторно/слуховая  – 5%.

В результате сравнительного анализа данных можно сделать следующие выводы по преобладающему типу памяти у младших школьников, имеющих нормальное зрение и нарушение зрения:

- у детей 1-2 классов, имеющие нормальное зрение выявлено преобладание зрительной памяти, а у детей с нарушением зрения, преобладает слуховая память. У детей в младшем школьном возрасте 1-2 класс запоминание носит наглядно-образный характер, в этом возрасте у детей запоминание мало отличается от памяти дошкольников.

Дети, имеющие нарушение зрения, испытывают трудности в процессе запоминания, т.к. у детей не развита логическая память, обусловлено это своеобразием восприятия и связанными с ними особенностями мышления.

Рис. 1 Результаты исследования по методике "Определение типа памяти"

По результатам методики "Изучение логической и механической памяти" были выявлены следующие результаты (Рис. 2):

- Дети имеющие нормальное зрение:

1-2 класс лучше развита механическая память 85%, логическая память – 35%

3-4 класс результат показал существенные изменения лучше развита логическая память 75% и механическая память 80%

- Дети с нарушением зрения

1-2 класс механическая память 75% логическая память 45%

3-4 класс логическая память 55% механическая память 75%

При сравнительном анализе данных были получены следующие выводы:

- дети с нормальным зрением в начале обучения имеют механическую память, в процессе развития и взросления у детей развивается логическое мышление, что приводит к развитию логической памяти.

- дети с нарушением зрения в процессе развития имеют недостаточно развитую логическую память это обусловлено своеобразным восприятием, связанным с особенностью мышления слабовидящих детей.

Дети с нарушенными зрительными функциями, лучше запоминают материал, который несет в себе смысловую нагрузку.

Рис. 2 Результаты исследования механической и логической памяти

По результатам методики «Оценка кратковременной и долговременной слуховой памяти» А.Р. Лурия были получены следующие результаты:

Таблица 1

Результаты оценки кратковременной и долговременной слуховой памяти

 

 

Дети с нарушением зрения (1-2 класс)

Дети с нарушением зрения (3-4 класс)

Дети с нормальным зрением (1-2 класс)

Дети с нормальным зрением (3-4 класс)

Кратковременная слуховая память

10 баллов - очень высокий.

0%

5%

5%

15%

8-9 баллов -    высокий.

5%

15%

25%

35%

4-7 баллов - средний

80%

75%

70%

45%

2-3 балла - низкий.

10%

5%

0%

5%

0-1 балл - очень низкий.

5%

0%

0%

0%

Долговременная слуховая память

10 баллов – Очень высокий

 

0%

0%

0%

5%

7-9 балл – высокий

 

15%

30%

10%

40%

4-6 балл – средний

 

70%

60%

75%

55%

3-0 балл - низкий

15%

10%

5%

10%

По результатам исследования было выявлено, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают информацию на слух и воспроизводят ее, при оценке долговременной памяти, но показатели практически выравниваются к 3-4 классу.

По результатам методики «Оценка кратковременной и долговременной зрительной памяти» были получены следующие результаты:

Таблица 2

Результаты оценки кратковременной и долговременной зрительной памяти

 

 

Дети с нарушением зрения (1-2 класс)

Дети с нарушением зрения (3-4 класс)

Дети с нормальным зрением (1-2 класс)

Дети с нормальным зрением (3-4 класс)

Кратковременная зрительная память

Высокий

0%

5%

45%

40%

Средний

15%

35%

55%

55%

Низкий

85%

60%

5%

5%

Долговременная зрительная память

Высокий

0%

0%

10%

25%

Средний

5%

15%

55%

65%

Низкий

95%

85%

35%

10%

По результатам сравнительного анализа данных были получены следующие результаты:

- у детей с нарушением зрения, сохранение и забывание информации (процессы памяти), отражающие прочность временных нервных связей, зависят от качества усвоения, значимости и числа повторения. У детей наряду с длительным сохранением происходит быстрое забывание. Это обусловлено тем, что такие дети не имеют возможности повторно воспринимать материал, а без подкрепления образы угасают.

Быстрое забывание материала обуславливаются недостаточной значимостью для ребенка.

- дети с нормальным зрением (1-2 класс), лучше запоминают материал воспроизводя его сразу (кратковременная память), к 3-4му классу, у детей улучшается объем долговременной памяти т.к. развивается логическое мышление и запоминание.

 

Для выявления корреляции между логической и механической памяти и показателями кратковременной и долговременной памяти был использован метод анализа данных Пирсона.

 

Таблица 3

Корреляционный анализ взаимосвязей между логической и механической памяти и показателями кратковременной и долговременной памяти у учащихся младших классов (критерий Пирсона)

 

 

Механическая память (с нарушением зрения) 3-4 класс

Логическая память (с нарушением зрения) 3-4 класс

Механическая память

(нормальное зрение) 3-4 класс

Логическая память (нормальное зрение) 3-4 класс

Долговременная зрительная память

0,12

0,56

0,33

0,68

Кратковременная

зрительная память

0,65

0,33

0,75

0,70

 

Выделяют следующие градации корреляции:

до 0,2 – корреляции нет

до 0,5 - слабая корреляция

до 0,7 - средняя корреляция

до 0,9 - высокая корреляция

свыше 0,9 - очень высокая корреляция.

* различия статистически достоверны (р≤0,05)

Анализ данных, приведенных в таблице, показывает, что выявлена статистически значимая положительная корреляция между объемом памяти и типом.

С точки зрения моего исследования, было доказано, что объем памяти ребенка тесно связан с типом памяти младших школьников.

Исследование помогло вывить взаимосвязь объема памяти и типов памяти. Дети с нарушением зрения в 3-4 классе.

Для развития памяти у детей, имеющих нарушение зрения нужно приобщить их к различным видам деятельности и больше использовать все сохранные анализаторы, так же остаточное зрение будет являться стимулом для гармоничного развития всех видов памяти (словесно-  логической, образной, эмоциональной)

 

 

Список литературы

  1. Асмолов, А.Г. Принципы организации памяти человека [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: «Институт практической психологии», Воронеж, 1996. – Разд. 2. – Гл. 2. – С.164-256.
  2. Аткинсон, Р.С. Человеческая память и процесс обучения [Текст] / Р.С. Аткинсон. — М.: Прогресс, 1980. – 457 с. 2. Вейн, А.М., Память человека [Текст]: монография / А.М. Вейн, Б.И. Каменецкая. – М.: Наука, 1973.
  3. Блонский, П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. – М. : СПб: Питер, 2001. – 288с.
  4. Выготский, Л.С. Память и её развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. – С. 381-395.
  5. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский – М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
  6. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст] / П.Я. Гальперин. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 332с.
  7. Голубева, Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека [Текст] / Э.А. Голубева. – М. : Педагогика, 1980. – 151с.
  8. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст]: учебн. пособие для студ. высших учебн. заведений / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
  9. Лурия, А.Р. Нейропсихология индивидуальных различий [Текст] / под ред. Е.В. Будыка, Е.В. Ениколопова, И.В. Ефимова, Е.Д. Хомской. – М.: Рос.пед. Агенство, 1997. – 286с.
  10. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд. / Р. С. Немов // кн. 1: Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
  11. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения [Текст]: учеб. пособие. – М.: РАОИКП, 1999.
  12. Слабовидящий ребенок в начальной школе: реф. пер. / сост.-пер. Г. С. Елфимова. – Москва : Рос. гос. б-ка для слепых. 2010. – 31 с.
  13. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти [Текст] / А.А. Смирнов. – М.: Просвещение, 1966. – 422 с.
  14. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л.И. Солнцева. – М.: Полиграф сервис, 2000. – 250 с.

 

  1. Перейти к  публикациям в сборнике для педагогов

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.