Детушева Елена Евгеньевна
воспитатель
Наро-фоминская СОШ №4 СУИОП
Московская область
Наро-Фоминский район
Д. Таширово
Взаимодействие речевой и изобразительной деятельности дошкольников.
Взаимосвязь средств выразительности книжной графики с содержанием литературного произведения – наиболее доступная для восприятия дошкольниками форма синтеза слова и изображения.
Чтобы подвести детей к пониманию этой взаимосвязи, мы использовали различные методы и приемы.
- Чтение литературного произведения с объяснением незнакомых слов и анализом образных выражений.
- Пересказ знакомого детям текста без опоры на наглядность.
При выполнении этого задания многие дошкольники испытывали затруднения: пересказ был бессистемным, с пропуском важных фактов.
- Пересказ этой же сказки с опорой на наглядность (иллюстрации).
С этим заданием дети справились успешно: пересказ был логичным, подробным, с использованием образных слов и выражений.
Педагог подвел дошкольников к выводу: в иллюстрациях отражены основные, значимые события сказки, что помогает понять, запомнить и передать ее содержание.
- Сопоставление иллюстрации (репродукции) с литературным описанием. Были использованы следующие задания.
- Детям показывали репродукцию картины И.Левитана «Золотая осень» и зачитывали два-три описания природы. После прослушивания каждого текста они решали, подходит ли он к изображению; либо после чтения всех текстов называли наиболее подходящий и объясняли свой выбор.
- Одновременно показывали несколько иллюстраций, затем зачитывали два-три описания природы. После прослушивания каждого дети выбирали подходящее изображение и объясняли свой выбор.
Если не для всех описаний находилась соответствующая иллюстрация, детям предлагали подумать, что можно изобразить и как воплотить замысел в рисунке.
Воспитатель оказывал помощь в выборе сюжета и средств выразительности (цвет, техника, композиция и т.д.), обращал внимание на те средства, которые использовали художники.
Если к иллюстрациям не подходил ни один из литературных отрывков, педагог предлагал дошкольникам придумать свое описание. Это довольно сложное задание, и если они затруднялись, воспитатель составлял рассказ, а дети помогали «отыскать» образные слова и выражения, характеризующие изображение.
- Сравнение иллюстраций разных художников к одному произведению (сказки А.С. Пушкина в иллюстрациях И. Билибина и В. Конашевича; русские народные сказки в иллюстрациях Ю. Васнецова и Е. Рачева).
Этот прием важно использовать для того, чтобы преодолеть стремление детей к подражанию, копированию работ сверстников. Они видят, что одна и та же тема может быть раскрыта в рисунке по –разному и в каждом случае может получиться оригинальное изображение.
- знакомство с особенностями восприятия пространственного расположения объектов на плоскости. С этой целью проводились прогулки (экскурсии) , во время которых воспитатель обращал внимание дошкольников как на красоту природы, гармонию красок, так и на особенности восприятия различных предметов. Дети замечали, что объекты, расположенные дальше от нас, кажутся меньше, чем те, которые находятся рядом.
Работа по совершенствованию изобразительных навыков и развитию речи велась на занятиях, и в свободное время.