ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Байрикова Светлана Юрьевна

преподаватель русского языка и литературы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Туапсинский социально-педагогический колледж»

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).

Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ, который ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и прежде всего на формирование личности школьников, овладение ими универсальными учебными действиями, обеспечивающими успешность на всех этапах дальнейшего образования. Стандарт вводится в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе Закона Российской Федерации «Об образовании».

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способными к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Современный урок строится в рамках системно-деятельностного подхода, направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий (далее – УУД), на достижение личностных результатов, развивает у школьников способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Стандарт ориентирует на использование таких технологий образования, которые определяют пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся.

В связи с этим появляется необходимость пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Успешность современного урока зависит от доступной формы подачи учебного материала, создания ситуаций успешности, доброжелательной атмосферы на уроке. Все это помогает обучающимся лучше усваивать материал учебника.

Современный урок – это урок, характеризующийся следующими требованиями:

  • самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока;
  • организационная, а не информационная роль учителя;
  • обязательная рефлексия каждого из учащихся на уроке: восстанавливает ход урока, анализирует свою деятельность или деятельность одноклассников, формулирует свои впечатления;
  • высокая степень речевой активности учащихся.

Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно- деятельностный подход в обучении школьников.

Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. В образовательной области «Филология» приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии.

Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС?

Современный урок русского языка и литературы должен включать следующие шесть основных этапов:

  1. мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  2. целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
  3. осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  4. коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
  5. взаимопроверка, взаимоконтроль;
  6. рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока – дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, – это проблемно-диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации.

Таким образом, реализация ФГОС в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по-новому готовиться к уроку, учиться по-новому проводить урок, учиться по-новому оценивать достижения обучающихся, учиться по-новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

С учетом актуальности данного вопроса я сформулировала тему исследования «Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС».

Цель работы: исследовать особенности содержания урока русского языка, ориентируясь на требования ФГОС.

Объект работы: методика преподавания русского языка в школе.

Предмет: специфика конструирования урока русского языка в свете ФГОС.

При написании работы я поставила перед собой следующие задачи.

1. Выделить наиболее эффективные пути реализации принципов развивающего обучения. Всесторонне изучить принципы развивающего обучения.

2. Найти новые подходы и предложения по реализации принципов развивающего обучения. Изучить их с разных позиций русского языка. Доказать их целесообразность и практичность.

Исходя, из поставленных целей и задач вытекает гипотеза:

Если применять принципы развивающего обучения на уроках русского языка и правильно организовать работу по их реализации, то это поможет учащимся качественно усвоить преподаваемый материал, а также «научит учиться», т.е. самостоятельно добывать знания, проводить с ними мыслительные операции и сознательно применять их на практике.

В работе были использованы методы исследования: библиографический, изучение педагогического опыта, наблюдение и анкетирование.

Раздел 1. ОСБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

 

  1. Общая характеристика особенностей преподавания в условиях реализации ФГОС

 

Для реализации ФГОС на уроках нужно решить следующие методические задачи:

  1. создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию;
  2. наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;
  3. сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.

Решить этот вопрос можно посредством использования приёмов создания проблемной ситуации:

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

3. Шаг 1. Дать возможность учащимся высказать житейское представление посредством вопроса или практического задания «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Еще одна постановка проблемы на уроке – это сообщение темы с мотивирующим приемом, которое заключается в том, что учитель опережает сообщение готовой темы либо интригующим материалом, либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, известные как «яркое пятно» и «актуальность».

Как «яркое пятно» могут выступать сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, репродукции картин, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока.

Прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Примеры создания проблемных ситуаций:

  1. Предлагается фраза «Тяжело в учении – легко в бою».
  • Слышали ли вы это высказывание раньше?
  • Кому оно принадлежит?
  • Согласны ли вы с высказанной мыслью?
  • О чем мог говорить Суворов?
  • Применимы ли эти слова к другим жизненным ситуациям?

Мнения учащихся выслушиваются, записываются ключевые слова. Возникает коллизия, формулируется проблема.

  1. Создание проблемной ситуации:

На доске два словосочетания, сравните их: дедушкин шарф, мой шарф. Запишите их в тетрадь.

  • Из каких частей речи состоят данные словосочетания?
  • Где главное, где зависимое слово?
  • Определите разряд прилагательного дедушкин.
  • Знаете ли вы притяжательные прилагательные?
  • На какой вопрос отвечает слово мой?
  • Указывает ли на чью-то принадлежность?
  • Как вы думаете, с чем нам сегодня необходимо познакомиться? (С притяжательными местоимениями).
  • Тогда какова тема и цель сегодняшнего урока?

(Тема: Притяжательные местоимения. Цель: познакомиться с притяжательными местоимениями, вывести их признаки)

  1. Урок по повести Л.Н.Толстого «Детство»:

Слово учителя:

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить ее, не лелеять воспоминаний о ней?»

Сегодня, дорогие ребята, у нас урок-мастерская по повести Л.Н. Толстого «Детство». В этой повести автор считал, что детство – главная пора в жизни человека и, судя по его словам, самая счастливая! Вы прочитали повесть «Детство».

Какие вопросы у вас возникли при чтении повести? Что бы вы хотели обсудить?

ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы на основе принципов метапредметности:

  • освоения межпредметных понятий и УУД;
  • способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
  • самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности;
  • организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
  • построения индивидуальной образовательной траектории. [1]

Наиболее эффективными средствами включения учащихся в процесс творчества на уроке способствует использование современных образовательных технологий:

  • технология проблемного обучения,
  • интегрированного обучения,
  • игрового обучения,
  • развивающего обучения,
  • индивидуального обучения,
  • технология обучения на примере конкретных ситуаций,
  • информационные технологии: использование компьютера для поиска необходимой информации, создание проектов.

В процессе обучения современный школьник должен получить не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности, поэтому методологической основой новых ФГОС является системно-деятельностный подход в обучении, который предполагает:

  • свободу выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • открытость (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • деятельность (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  • идеальность (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • обратную связь (регулярно контролировать процесс обучения при помощи развитой системы приемов обратной связи).

Системно-деятельностный подход помогает учащимся овладеть УУД, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, развивать познавательную деятельность учеников.

Проектная задача является именно такой формой организации учебного процесса, когда знания учащихся – результат их собственных поисков, подключения творческих способностей, умения регулировать самостоятельно процесс получения знаний и применения их на практике.

Проектная задача по форме и содержанию приближена к «реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися целого ряда действий, средств и приемов не в стандартной форме. [4]

Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.

Любая проектная задача преследует определенные педагогические цели: выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Для достижения цели учащиеся должны продемонстрировать уровень сформированности умения учиться, взаимодействия в паре (группе), умения работать с разными источниками информации.

К составлению проектной задачи (далее – ПЗ) предъявляются определенные требования:

    1. ПЗ имеет общий сюжет: задается реальная ситуация, в которой учащимся необходимо воспользоваться известными им способами действий;
    2. ПЗ состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают разрешить поставленную задачу;
    3. двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно;
    4. заключительное задание может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе все, что выполняла группа (пара) в отдельных заданиях.

В зависимости от цели можно выделить следующие виды проектных задач:

  1. стартовые и итоговые предметные;
  2. тематические (обучающие);
  3. межпредметные и межвозрастные;
  4. контрольные предметные.

Например, проектная задача по русскому языку по теме «Эпистолярный жанр (письмо): особенности синтаксиса, пунктуации и лексики». Данная ПЗ является контрольной предметной, осуществляет межпредметную связь русского языка и изобразительного искусства.

Работа в паре на индивидуальном листе. Продолжительность работы – 45 минут.

  1. Распределите между собой обязанности:
  • редактор-составитель текста;
  • художник-оформитель.
  1. Что такое письмо?
  2. Виды письма.
  3. Что такое открытка?
  4. Какие синтаксические отрезки обязательно должны быть использованы в тексте письма (открытки)?
  5. Какие слова должны быть использованы при составлении текста письма (открытки)?
  6. Создайте собственную открытку (новогоднюю поздравительную или праздничное приглашение).
  7. Оцените свою работу в парах:

 

ФИ

Творчество (0-3б)

Инициативность (0-2б)

Итог

 

 

 

 

 

Проектная деятельность – это современная педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования.

Пятый класс по заинтересованности детей к обучению наиболее благоприятен для развития навыков проектной деятельности: им нравится самостоятельно обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности, а структура предмета по литературе в 5 классе открывает возможности для обучения детей с использованием технологии проектов практически в любом разделе курса.

Метод проектов позволяет формировать исследовательские навыки учеников, активизировать их деятельность, применять полученные знания. Если говорить о формах организации, то в среднем школьном возрасте приемлемы как групповые формы работы, так и индивидуальные.

Существует множество схем работы над проектом, я выбрала для себя следующую: это «пять П».

Проект – это «пять П»: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» проекта – это портфолио ребёнка, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, планы работ, отчёты и др.

Применяя в 5 классе метод проектов, я обучаю детей ставить цели к заданиям, упражнениями:

  • С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?
  • Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.

Метод проектов целесообразно применять, если:

  • существует проблема и есть значимость результата (теоретическая, практическая);
  • предполагается самостоятельная деятельность обучающихся;
  • используется метод учебного исследования;
  • в результате работы над проектом имеем новый материальный продукт.

Критерии оценки защиты проекта, позволяющие выявить компетентностные результаты:

1. Качество презентации к проекту: композиция, полнота представления результатов; аргументированность, убедительность.

2. Объём и глубина знаний по теме, эрудиция, метапредметные связи.

3. Культура речи, использование наглядных средств, удержание внимания аудитории.

4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, дружелюбие.

5. Деловые качества: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.

После защиты проектов каждый ученик оценивает свою работу по трём основным направлениям:

  • как я себя чувствовал себя во время работы над проектом, что я узнал, чему научился;
  • как я помогал товарищам, как они помогали мне, какие трудности я испытывал в работе;
  • что я могу пожелать себе, что я могу пожелать своим одноклассникам.

В результате работы школьники овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других.

Таким образом, новый ФГОС заявляет основным приоритетом образования формирование у школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний в рамках отдельных дисциплин.

 

  1. Особенности преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

 

Основные идеи ФГОС в предмете «Русский язык»:

1. Достижение результатов освоения курса русского языка на личностном, предметном и метапредметном уровне.

2. Реализация системно-деятельностного и компетентностного подходов в процессе обучения русскому языку.

3. Актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык». [1]

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объём словарного запаса, усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Коммуникативные УУД как метапредметные результаты:

  • строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • владеть всеми видами речевой деятельности;
  • адекватно воспринимать устную и письменную речь;
  • владение разными видами чтения;
  • точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
  • соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.

Познавательные универсальные учебные действия как метапредметные результаты:

  • формулировать проблему;
  • выдвигать аргументы;
  • строить логическую цепь рассуждения;
  • находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
  • осуществлять библиографический поиск;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • определять основную и второстепенную информацию и т.д.

Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, в связи с чем:

  • целесообразно шире использовать работу с текстом;
  • отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;
  • обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
  • учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;
  • регулярно проводить многоаспектный анализ текста.

Для методики современного урока русского языка актуальными являются:

    1. практическая ориентированность;
    2. достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;
    3. направленность на формирование различных способов деятельности;
    4. формирование функциональной грамотности;
    5. компетентностный подход.

Основные элементы проектирования урока русского языка:

  • мобилизация;
  • целеполагание (вспомнить → узнать → научиться);
  • осознание недостаточности имеющихся знаний;
  • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
  • взаимопроверка, самоконтроль;
  • рефлексия.

Основная цель обучения русскому языку в современной школе —формирование языковой личности, то есть личности, владеющей всеми видами речевой деятельности, способной на речевые поступки.

Образовательная цель ориентирована на результаты обучения, сформулированные в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты обучения русскому языку — это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Это жизненные

установки, ценностные ориентации, отношения, саморегуляция и т.п., в которых акцент делается на развитие эмоционально-волевой сферы личности.

Метапредметные результаты обучения — это освоенные при изучении

нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия (например, межпредметные связи между предметами русский язык — родной язык, русский язык — иностранный язык, русский язык — литература и др.).

Метапредметные результаты связаны с формированием УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных). УУД — основа самостоятельного успешного освоения новых знаний и умений на базе формирования умения учиться.

Предметные результаты — это результаты, в которых акцент делается преимущественно на когнитивную сферу, преломление универсальных способов учебных действий через призму учебных предметов. Предметные результаты отражают освоение обучающимися содержания в соответствии с

видами компетенций.

Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, речевая и языковая культура учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом.

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, обогащения их словарного запаса, улучшения качества устной и письменной речи. Текст – это основа создания развивающей речевой среды, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.

Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом помогает подготовиться не только к успешной сдаче ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика, его подготовке ко взрослой социальной, деловой жизни. Школа призвана развивать умение ребёнка реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И наиболее важными характеристиками социально успешной личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.

Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение законов его построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими возможностями и инструментами языка. Преодоление пути от читателя к автору произведения, от читательских впечатлений к созданию собственного текста.

Возможные приёмы работы с текстом.

Текст № 1. Внимательно прочитайте и выполните задания.

При помощи остроумных соображений Аристотель доказал шарообразность Земли.

Своим авторитетом Аристотель на много веков закрепил ложное мнение что Земля – неподвижный центр Вселенной.

Он утверждал, что лунные затмения приходят когда Луна попадает в тень, отбрасываемую Землёй.

Таким путём Аристотель пришёл к выводу что Земля безусловно шарообразна и что шарообразны по-видимому все небесные тела.

И сама Луна имеет выпуклую скорее всего шарообразную форму.

На диске Луны мы видим край земной тени всегда круглым.

  1. Восстановить правильный порядок предложений, чтобы получился текст о важном научном открытии.
  2. Определите, какое предложение здесь лишнее.
  3. Поставьте недостающие знаки препинания.
  4. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
  5. В 4-м предложении выделите грамматическую(-ие) основу(-ы) и укажите способ выражения сказуемого.
  6. Составьте схему 3-го предложения, объясните постановку знаков препинания.
  7. Дайте общую характеристику текста:
  8. Стиль речи.
  9. Тип речи.
  10. Все предложения соединены ... связью.
  11. Средства связи предложений.
  12. Средства художественной выразительности.

Текст № 2. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

1. Почему телевизор частич(?)но выт…сняет книгу?

2. Да потому(?) что телевизор заст…вляет вас (не)торопясь просм…треть какую(то) передачу, сесть поудобнее(?) чтобы вам (н…)чего не мешало(?) чтобы вы отвл…клись от забот и повс…дневных хлопот.

3. Но пост…райтесь выб…рать книгу (по)своему вкусу, сядьте с ней поудобнее(?) и вы поймете(?) что есть много книг(?) без которых нельзя жить(?) которые важнее и интереснее(?) чем многие передачи.

4. Я не говорю(?) перестаньте смотреть телевизор.

5. Но я говорю(?) смотрите с выбором.

6. Определите сами свой выбор(?) сообразуясь с тем(?) какую роль пр…обрела выбра(н,нн)ая вами книга в истории человеческой культуры(?) чтобы стать классикой.

7. Это значит(?) что в ней что(то) существенное есть

8. А может быть(?) это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

(По Д. Лихачеву «Письма о добром и прекрасном»)[14]

Задания:

1. Озаглавьте данный текст. Сформулируйте тему и главную мысль. Обозначьте проблему, которую автор ставит перед читателями.

2. Ответьте на вопрос: «Какую роль в вашей жизни играет книга?». Определите позицию автора, а какова ваша позиция по данному вопросу?

3. Определите тип и стиль речи.

4. Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Расскажите о безударных гласных, непроверяемых ударением.

5. Укажите в тексте 2 имени прилагательных, стоящих в сравнительной степени. Образуйте от них возможные степени сравнения.

6. Из предложения № 8 выпишите вводное слово и объясните знаки препинания при вводных словах. Составьте предложение таким образом, чтобы это вводное слово являлось членом предложения.

7. Укажите вид придаточных в предложениях № 2, 3. Составьте схемы этих предложений.

8. Графически объясните постановку знаков препинания в предложениях № 4, 5.

9. Подберите синонимы к словам: классика; повседневный; сообразуясь. Продолжите синонимичный ряд.

Текст №3. СТАВНЯ

Каждое утро Ставня делает широкий жест: наш свет, чего там жалеть, всем хватит.

И каждый вечер Ставня поплотнее закрывает окна: наш свет, как бы другие не попользовались! (Ф. Кривин) [14]

Комплекс лингвистических вопросов к тексту:

  1. Какому стилю и жанру можно отнести этот текст?
  2. О чем этот текст?
  3. На сколько частей делится текст? Как связаны части между собой?
  4. Как понимается значение фразеологизма «делать широкий жест»?
  5. Почему автор использует форму несовершенного вида настоящего времени глагола?
  6. Какова роль повторов (повторяющихся слов) в тексте?
  7. Каково значение слов «чего там» и «как бы … не»?
  8. Какие средства выразительности использует автор?
  9. О каких качествах людей пишет Ф. Кривин?

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные – неверные утверждения». Используя этот приём, предлагаем ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают своё мнение. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными.

Тема «Местоимение».

1. Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.

2. В предложении местоимения бывают только подлежащим.

3. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим

4. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.

5. Местоимения изменяются по падежам и числам.

6. В предложении «Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.

После знакомства с текстом учебника задается вопрос: что нового узнали, прочитав параграф учебника?

Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяя её ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревновательности, заинтересованность не покидает учеников до конца урока.

Способствует развитию умения воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю - хочу узнать - узнал- научился». Этап «знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение новой и старой информации; «Научился» - сознание результативности деятельности.

Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, при изучении темы «Правописание корней с чередованием», когда ребенок по аналогии пытается предположить, от чего зависит написание той или иной гласной в корне слова.

Особое место в формировании УУД на уроках русского языка хотелось бы отвести игровым заданиям и театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, например, с удовольствием инсценируют лингвистические сказки, выступая то в роли букв алфавита (по стихотворению Б. Заходера «Песенка – азбука»), то в роли главных и второстепенных членов предложения, а уроки-обобщения по некоторым темам можно проводить в форме инсценировки дидактических сказок. Занятия тогда проходят в необычном костюмированном виде. Формированию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют занимательность изложения, необычная форма преподавания материала, эмоциональность речи учителя, умелое применение педагогом поощрения и порицания.

Также можно еще выделить и самый распространённый прием многих педагогов – самостоятельная работа, которая, по сути, и есть форма самообразования. Для самого школьника самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность.

Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии, учителя используют различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения; телеграмма, свободное высказывание, смайлики.

На уроках русского языка дети сами могут придумывать схемы, модели, любые другие варианты запоминания изученного материала. Так, при изучении правописания суффиксов –ик-, -ек-, ученик предложил изобразить букву Е в виде змейки (пририсовать ей глазки). Буква в суффиксе ассоциируется с уползающей юркой змеей, так как буква Е исчезает при проверке орфограммы. Букву И ученик изобразил в виде калитки, пририсовав гвозди. Этот рисунок должен напоминать учащимся, что при изменении слова с суффиксом –ик- буква И остается на своем месте. Здесь мы имеем дело с перекодированием информации: умением трансформировать информацию, заданную в одной форме, в другие возможные формы представления.

Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

Структура современных уроков русского языка должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Таким образом, результат изучения предмета «русский язык» должен проявляться на разных уровнях – личностном, предметном и метапредметном. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся в школе и в жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

  1. Особенности преподавания литературы в условиях реализации ФГОС

 

Литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

На основе понимания особенностей литературы как вида искусства следует обеспечивать усвоение важнейших функций литературы – познавательной, нравственной и воспитательной.

Современный урок литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, -- это проблемно-диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1-й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.

2-й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса.

3-й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть – коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

4-й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме, к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во-вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. В-третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

5-й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6-й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу. [9]

В целях развития критического мышления на уроках литературы успешно применяются следующие приемы:

  • ассоциативный ряд;
  • кластер (карта мышления);
  • опорный конспект;
  • ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления – чтение текста с пометками, что знал, что нового, что удивило, что хотел бы узнать подробнее, составление таблицы, выписываются основные положения из текста);
  • мозговой штурм (выяснение того, что знают дети по теме; набрасывание идей и предположений по теме; активизация имеющихся знаний);
  • групповая дискуссия;
  • чтение с остановками и Вопросы Блума;
  • кластеры (особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания: в центре записывается ключевое слово, от него расходятся стрелки-лучи, показывающие смысловые поля того или иного понятия);
  • прогнозирование по ходу текста с открытыми вопросами;
  • синквейн (пятистишие: тема – два прилагательных, описывающих тему, – три глагола, характеризующих действие, - фраза из четырех слов, содержащая основную мысль);
  • «свободное письмо» (аргументированное письмо, когда в течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме; это может быть эссе; обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли);
  • «продвинутая лекция»;
  • «зигзаг»;
  • взаимоопрос;
  • «карусель»;
  • стратегия «Галерея»;
  • «кубик»;
  • перекрестная дискуссия;
  • игра «последнее слово за мной»;
  • ключевые термины;
  • перепутанные логические цепочки (отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку);
  • медиапроектроекты;
  • лингвистические карты;
  • дневник с цитатами и вызванными мыслями, чувствами, ассоциациями;
  • лингвистическая аллюзия (намек);
  • уроки-погружения;
  • «толстые и тонкие вопросы» и др.

В современном ФГОС основным требованием является увеличение доли самостоятельной работы ученика. Один из методов смыслового чтения – это метод работы с незнакомым текстом. К примеру, в начале урока даём обучающимся 11 класса фрагмент следующего текста для ознакомления. Можно подготовить заранее распечатки или показать отрывок на большом экране, используя компьютер (еще один способ использования ИКТ на уроках):

«На дворе прохладно. Я вдыхаю полной грудью свежий ночной воздух. Небо чистое и звёздное. Большая Медведица над Мамаевым курганом – косая и яркая. Где-то над головой однообразно, как мотоцикл, тарахтит «кукурузник». Точно на месте топчется. Присмотревшись, различаю силуэт. Он летит к Мамаеву кургану. Справа, вероятно над «Красным Октябрем», висят ракеты, около десятка, осыпающиеся золотым дождем искр. Стрельбы никакой. Тишина…

За всю свою жизнь не припомню я такой осени. Прошел сентябрь – ясно – голубой, по-майскому теплый, с обворожительными утрами и задумчивыми фиолетовыми закатами. По утрам плещется в Волге рыба, и большие круги расходятся по зеркальной поверхности реки. Высоко в небе, курлыча, пролетают запоздалые журавли. Левый берег из зелёного становится жёлтым, затем красновато-золотистым. На рассвете, до первых залпов артиллерии, затянутый предрассветным прозрачным туманом, беззаботно спокойный и широкий, с еле-еле прорисовывающимися только полосками дальних лесов, он нежен, как акварель.

Медленно и неохотно рассеивается туман. Некоторое время держится еще застывшей молочной пеленой над самой рекой, потом исчезает, растворившись в прозрачном утреннем воздухе». [15]

После прочтения возникает проблемный диалог, в результате которого выясняется, что учащиеся не знают ни автора, ни названия произведения, и так определяются цель и задачи урока.

Учителем предлагается в процессе работы с отрывком заполнить таблицу, которую так же можно либо распечатать, либо оформить в тетрадях. В ней отражены основные пункты, по которым необходимо выстроить работу с текстом:

  1. автор;
  2. название;
  3. год создания;
  4. жанр;
  5. темы;
  6. хронотоп;
  7. изобразительно-выразительные средства.

Первым этапом предлагается определить хронотоп. Основной метод – это поиск ключевых слов. Топонимы: Мамаев курган, Волга, «Красный октябрь» – позволяют определить место действия – это город Сталинград. Почему не Царицын и не Волгоград? На этот вопрос помогает ответить определение времени действия. Ключевые слова: «стрельбы никакой», «тарахтит «кукурузник», «залпов артиллерии» и так далее. Таким образом, выясняем время действия: годы Великой Отечественной войны. В этот момент необходимо применить интегрируемый компонент – дать историческую справку о Сталинградской битве, в результате использования которой обучающиеся получают сведения о годах сражения, продолжавшегося с 1942 по 1943 год. В этом тексте речь идёт об осени, конкретно, говорится о периоде после сентября, то есть, об октябре. Определяем и основную тему произведения: война.

На этом этапе можно определить фамилию автора, название и жанр текста. Для этого необходимо обратиться к дополнительному источнику информации. Самый доступный – это учебник литературы. Предлагаем обучающимся открыть содержание и найти соответствующую информацию, опираясь на уже известные данные. Учащиеся находят название произведения, которое наиболее подходит заявленным критериям. Это повесть Виктора Платоновича Некрасова «В окопах Сталинграда», написанная в период с 1944 по 1946 год. Далее следует работа с учебником по биографии автора, затем продолжается работа с фрагментом по выявлению системы изобразительно-выразительных средств, которая выводит на образ автора и микротемы текста. Полученную информацию ученики фиксируют в таблице.

Таким образом, в течение десяти – пятнадцати минут обучающиеся практически самостоятельно (хоть и с опорой на наводящие вопросы и задания учителя) работают с незнакомым текстом. Данный приём позволяет не только мотивировать к прочтению полного текста, но и организовать самостоятельную работу учеников на уроке, что соответствует критериям современного ФГОС.

Лабораторная работа на уроке литературы – один из видов развивающего обучения. Ведущая деятельность учащихся – самостоятельная деятельность по приобретению и использованию знаний без вмешательства учителя. Лабораторным занятиям может быть посвящен весь урок или часть урока.

Проведение урока в форме лабораторной работы способствует созданию ситуаций успеха для учащихся. Внимание обучающихся направлено на задания, так как через логическую структуру лабораторной работы учитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью учеников.

Пример лабораторной работы по теме «Эпитет»:

Дано: Карточка № 1

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Ф.И. Тютчев

Карточка № 2

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя….

М.Ю. Лермонтов

Карточка № 3

ЗИМНЕЕ УТРО

Мороз и солнце; день …!

Еще ты дремлешь, друг … —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой1 взоры

Навстречу северной Авроры2,

Звездою севера явись!

Вечор3, ты помнишь, вьюга злилась,

На … небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи … желтела,

И ты печальная сидела —

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами

… коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

… лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната … блеском

Озарена. … треском

Трещит затопленная печь.

… думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, … для меня.

А.С. Пушкин

Слова для справок: чудесный, мутный, мрачный, веселый, прелестный, янтарный, приятно, милый, великолепные, прозрачный.

Нега1 – блаженство, наслаждение

Аврора- богиня утренней зари в древнегреческой мифологии, северная Аврора –зимнее утро

Вечор– вчера вечером

Цели для учащихся:

  • сформулировать понятие «эпитет»;
  • уметь подбирать эпитеты

Ход работы

  1. Взять карточку №1:
  • Прочитать фрагмент стихотворения.
  • Какие слова помогают поэту создать образ золотой осени и выразить свое отношение к ней?
  • Какое значение имеют выделенные слова?
  • Какими членами предложения являются выделенные слова?
  • Какой частью речи выражены выделенные слова?
  1. Взять карточку №2:
  • Выполнить задания по алгоритму заданий к первой карточке.

3. Подготовить сообщение на тему «Эпитет» по плану:

А) Эпитет - ______________ ________________. (какое?) (член предложения)

Б) Отвечает на вопросы _______________________________.

В) Эпитеты чаще всего выражены ______________ , которое несет в себе

(часть речи)

_____________, ________________, _________________.

Г) Прочитать всю работу, сделать обобщение и вывод. Сформулировать понятие «эпитет».

Д) Взять карточку № 3. Подобрать эпитеты. (Смотри слова для справок.)

Е) Сравнить со стихотворением «Зимнее утро» А.С. Пушкина. (Текст стихотворения в учебнике).

Ж) Прочитать всю работу, сделать обобщение и вывод. Сформулировать понятие «эпитет».

З) Сравнить свое определение «эпитет» с определением в словаре литературоведческих терминов.

В учебнике литературы для 5 класса В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина (учебник переработан в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта, Примерных программ основного общего образования и Рабочих программ по литературе под ред. В.Я. Коровиной) заложены методические рекомендации к проведению еще одной формы развивающего обучения – уроков-проектов. Изучение каждого раздела заканчивается созданием целостного текста определенного жанра, где мир и специфика художественного произведения определяются законами этого жанра.

Расскажу о проекте, реализованном после изучения темы «Русские народные сказки». Данный проект был разработан в рамках учебной темы «Устное народное творчество. Сказки». Обучающие должны были индивидуально или в группе сочинить сказку.

В ходе поисковой деятельности ученики расширили свои представления о жанре сказки, познакомились с изобразительно-выразительными средствами, используемыми в сказках, со сказочными композиционными элементами, узнали интересные факты из жизни знаменитых писателей-сказочников, проявили себя как писатели-сказочники.

Проект предназначен для развития творческих способностей учащихся: предполагает развитие образного и логического мышления при решении поставленных проблем, нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки сравнительно-сопоставительного анализа как способа изучения художественного произведения.

Проектирование, поиск информации.

1 этап работы: подготовка литературного материала (прочитать сказки разных видов, русские народные и литературные, сравнить);

2 этап: изучение литературоведческого материала (постоянные эпитеты, повторы; композиционные элементы сказок – присказка, зачин, концовка);

3 этап: подготовка творческой части (придумать сказочный сюжет, сказочных героев и т.д.);

4 этап: сочинить сказку, применив полученные знания;

5 этап: оформить работу.

Рефлексия: расскажите (или напишите), какие трудности возникли у вас при создании сказки, что получилось хорошо, а что хотелось бы доработать. Добились ли вы того результата, которого хотели?

После изучения темы «Русские басни» авторы учебника предлагают выполнить следующий проект: организовать урок-конкурс, в котором несколько человек готовят рассказы о баснописцах; несколько учеников показывают инсценировки басен; «критики» оценивают работу и тех, и других, подводят итог изучения темы «Русские басни». Больше всего желающих, конечно, инсценировать басни. Поэтому группы организую по принципу – каждая группа готовит сообщение о баснописце и инсценирует его басни (не менее 2-х).

С удовольствием ученики пятых классов выполняют проекты, требующие подготовить электронную презентацию, так как они довольно хорошо справляются с созданием презентаций. Именно такое задание предложено после изучения повести-сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»: «Подготовьте электронную презентацию «Иллюстрации к сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Подберите к иллюстрациям цитаты из текста сказки, которые относятся к эпизодам, изображённым художниками». После обсуждения сказки и размышления над предложенной темой проекта были предложены и другие темы презентаций: «Сказка А. Погорельского и «Народная волшебная сказка», «Алёша и Чёрная курица» и др. Достоинства компьютерных презентаций в том, что они наглядны и информативны, облегчают восприятие информации слушателями. Создание презентаций – интересное, творческое дело, поскольку даёт возможность использовать самые разнообразные эффекты – цветовые и анимационные.

Особенное впечатление осталось от реализации проекта, предложенного после изучения темы «Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе». Авторами УМК было предложено организовать и провести в классе конкурс на лучшее чтение стихотворения о родной природе, распределив обязанности в группе: ведущие, чтецы, рецензенты, жюри. Получился настоящий концерт. При награждении победителей использовались открытки с литературной тематикой, поэтические сборники, спонсорами выступили родители обучающихся.

Формирование читательской компетентности – одно из важнейших направлений в педагогической практике. Задачи учителя: формирование у обучающихся социально необходимого уровня читательской компетентности. Развитию читательской компетентности способствует использование на занятиях элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, игровых технологий, информационных технологий.

Можно выделить несколько направлений, по которым идет работа.

Формирование и развитие читательских умений обучающихся во внеурочной работе.

Театральные гостиные (5 – 11 классы). Цель: развитие у обучающихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного текста.

Литературные гостиные в рамках декады русского языка и литературы. Обучающиеся не только рекламируют прочитанные и понравившиеся книги, но и представляют свои стихотворения и прозаические произведения.

«По страницам мировой художественной литературы» (5 – 11 классы). Цель: приобщить обучающихся к богатствам мировой художественной литературы, расширить интерес к чтению и переводу произведений англоязычных авторов. Организация литературных праздников совместно с учителями английского языка, направленных на расширение и углубление знаний о жизни и творчестве писателей мировой литературы. Инсценировки литературных произведений на русском и английском языках. Прослеживается высокий уровень групповой, самостоятельной работы учеников, дети демонстрируют навыки владения монологами на английском языке.

Проведение литературных конкурсов. Конкурс чтецов «Живая классика». Идёт формирование навыков владения речевой деятельностью и способами работы с информацией; расширение социокультурных знаний; повышение интереса к чтению как одному из видов речевой деятельности.

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Класс: 5.

Учебная дисциплина: литература, русский язык.

Форма работы: индивидуальная, в парах, фронтальная, групповая.

Цель: 1) ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;
  • определять назначение разных видов текстов;

2) находить в тексте требуемую информацию;

3) решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи:

  • ставить перед собой цель чтения;
  • выделять не только главную, но и избыточную информацию;
  • структурировать текст;
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации;
  • интерпретировать текст, сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера;
  • обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.

Описание приёма: составляется таблица из двух колонок. Левая колонка – толстые вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые могут быть развёрнутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными. Правая колонка – тонкие вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими, по факту.

Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап – обучающиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".

2 этап – обучающиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала – "тонкие", а потом "толстые".

3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в определенную колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам.

Рекомендации по использованию приёма «толстые и тонкие вопросы»:

  • можно при чтении текста разделить учеников на «специалистов» по тонким и толстым вопросам. Важно грамотно разделить группы, помнить о том, что задавать тонкие вопросы легче;
  • чтобы работа с данным приёмом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребёнок должен знать, как выполняют это задание его сверстники, в чём состоят их ошибки. После того как обучающиеся заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить её содержание;
  • при обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание обучающихся на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один;
  • окончанием работы с этим приёмом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу смогут использовать при подготовке к изложениям, сочинениям, проверочным работам, экзаменам.

Прием «Толстый и тонкий вопросы» можно использовать в следующих обучающих ситуациях:

  • для организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом, с проверкой домашнего задания. Затем они опрашивают друг друга, используя свои таблицы;
  • для начала беседы по изучаемой теме. Если же после небольшого вступления попросить обучающихся сформулировать хотя бы по одному вопросу в каждую графу, то можно судить об основных направлениях изучения темы, которые интересуют обучающихся;
  • для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы. Часто учащиеся задают вопросы, не учитывая время, которое потребуется для ответа. Такие вопросы можно назвать неуместными и несвоевременными.

Описанный приём развивает умение оценивать уместность того или иного вопроса, хотя бы по временному параметру. Данная работа способствует развитию мышления и вниманию обучающихся, а также развивается умение задавать «умные» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

Продемонстрирую этот приём на примере фрагмента урока по литературе в 5 классе.

После изучения текста вступительной статьи обучающимся даётся задание составить 3 – 4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, затем поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу. В тетради может появиться такая запись:

1 урок по творчеству Л.Н. Толстого

Где родился?

Какую мысль пронёс в душе через всю жизнь? Почему?

Потомком каких двух знатных родов был Л.Н. Толстой?

Объясните, почему Л.Н. Толстой утверждал, что «образование есть потребность всякого человека».

Когда родился?

Как вы поняли, что есть «муравейное братство».

Первое литературное детское сочинение?

Почему писателю была интересна работа с крестьянскими детьми?

Где прошла юность?

Для кого организует школу в Ясной Поляне?

 

Один из способов развития компетенций – это решение на уроках литературы компетентностных задач, разработанных на основе метапредметного содержания образования. Само содержание задачи ориентировано на использование практических ситуаций, характерных для повседневной жизни. Компетентностная задача может содержать аудиовизуальную информацию (кадры из фильмов, отрывки из музыкальных произведений, карты, таблицы с цифровым материалом, графики, фотографии, рисунки и др.). Также задания могут носить прогностический характер (на основе анализа текста) или эвристический (формирование практических шагов в решении проблемы).

Так, при изучении романа А.Н. Толстого «Пётр Первый» возможно формирование представления о Петре Первом не только через художественный текст, но и с привлечением других отраслей знаний, в частности истории, искусства и др.

Для развития общекультурных и учебно-познавательных компетенций может быть предложено исследование эпизода из романа А.Н. Толстого «Петр Первый» и решение следующих компетентностных задач.

Прочитайте отрывок и выполните задания.

«У гостей уже покраснели лица и съехали на сторону парики. Алексашка, сняв шарф, отхватил трепака и опять пил, только бледнея от вина. Шуты, притворяясь более других пьяными, прыгали в чехарду, задевали бычьими пузырями с сухим горохом по головам гостей. Говорили все враз <…>

Сидней, прямой и сдержанный, но с покрасневшими и косящими глазами, говорил Петру (Гамильтон переводил, стоя за их стульями).

<…> – Так, так, – поддакнул Пётр. Его веселили шум и споры и в особенности странные эти рассуждения иностранцев о государстве, о торговле, пользе и вреде... О счастье! Чудно! – Ну, дальше, дальше говори, слушаю...

– Его величество король Англии и почтенные лорды никогда не утвердят ни один билль, если только он может повредить торговле... И поэтому казна его величества полна... Английский купец – уважаемое лицо в стране. И мы все готовы пролить кровь за Англию и нашего короля... Пустьего величество молодой государь не сердится, если я скажу, что в России много дурных и не полезных законов. <…>

– Чёрт те что говорит! – смеясь, Пётр опрокинул высокий кубок на птичьей ножке. <…> Ну, хорошо, назови, что у нас плохо? Гамильтон, переведи...

– О, это очень серьезный вопрос, я нетрезвый, – ответил Сидней. – Если его величество позволит, я завтра мог бы, вполне владея своим разумом, рассказать про дурные русские обычаи, а также – отчего богатеет государство и что для этого нужно...

Петр вытаращился в его окосевшие, чужеумные глаза. Показалось, – уж не смеется ли купец над дураками русскими? Но Лефорт, быстро перегнувшись к плечу, шепнул:

– Послушать будет любопытно, – сие филозофия, как обогатить страну.

– Ладно, – сказал Пётр, – но пусть назовёт, что у нас гадкое?

– Хорошо. – Сидней передохнул опьянение. – По пути к нашему любезному хозяину я проезжал по какой-то площади, где виселица, там небольшое место расчищено от снега, и стоит один солдат.

– За Покровскими воротами, – подсев со стулом, подсказал Алексашка.

– Так... И вдруг я вижу, – из земли торчит женская голова и моргает глазами. Я очень испугался, я спросил моего спутника: «Почему голова моргает?» Он сказал: «Она ещё живая. Это русская казнь, – за убийство мужа такую женщину зарывают в землю и через несколько дней, когда умрёт, вешают кверху ногами...».

Алексашка ухмыльнулся: «Гы!». Пётр взглянул на него, на нежно улыбающегося Лефорта.

– А что? Она же убила... Так издавна казнят... Миловать разве за это?

– Ваше величество, – сказал Сидней, – спросите у этой несчастной, что довело её до ужасного злодеяния, и она наверно смягчит ваше добродетельное сердце... (Пётр усмехнулся.) Я кое-что слышал и наблюдал в России. О, взор иностранца остёр... Жизнь русской женщины в теремах подобна жизни животных... (Он провёл платком по вспотевшему лбу, чувствуя, что говорит лишнее, но гордость и хмель уже развязали язык). Какой пример для будущего гражданина, когда его мать закопана в землю, а затем бесстыдно повешена за ногу! Виллиам Шекспир, один из наших сочинителей, трогательно описал в прекрасной комедии, как сын богатого итальянского купца из-за любви к женщине убил себя ядом... А русские бьют жён кнутами и палками до полусмерти, это даже поощряется законом... Когда я возвращаюсь в Лондон, в мой дом, – моя почтенная жена с доброй улыбкой встречает меня, и мои дети кидаются ко мне без страха, и в моём доме я нахожу мир и благонравие... Никогда моей жене не придёт в голову убивать меня, который с ней добр.

Англичанин, растроганный, замолк и опустил голову. Пётр схватил его за плечо.

– Гамильтон, переведи ему... (И громко, в ухо Сиднею, стал кричать по-русски.) Сами все видим... Мы не хвалимся, что у нас хорошо. <…> Ты в глаза колешь, – дики, нищие, дураки да звери... Знаю, чёрт! Но погоди, погоди...

Он встал, отшвырнул стул по дороге.

– Алексашка, вели – лошадей.

– Куда, мин херц?

– К покровским воротам...». [20]

Задача 1.

Задание 1. В романе А.Н. Толстого среди обращений к Петру І можно встретить обращения «ваше величество», «Пётр Алексеевич», «герр Питер», «государь» и другие. Хитрый и ловкий Светлейший Князь Александр Данилович Меньшиков обращался к Петру І «мин херц». Что обозначает это сочетание?

Задание 2. В отрывке речь идёт об одной из жестоких казней, которой подвергалась женщина за убийство мужа во времена Петра І. Вспомните, в каком произведении описана казнь за убийство товарища. Кто автор этого произведения?

Задание 3. Перед вами отрывок из Тюремной энциклопедии Кучинского А.В., представляющий собой свод законов на Руси за преступления. Ознакомьтесь с данным отрывком.

«Главная суть наказаний сводилась к тому, что, во-первых, возмездие за преступление наступало скоро и неотвратимо, а во-вторых, само наказание производилось, как правило, публично, при большом стечении народа, для устрашения и назидания собравшихся, дабы другим было неповадно. Очень долгое время суды на Руси не выносили такого самого распространённого ныне приговора, как – лишение свободы. Потому и не было никаких специальных тюрем, и никто не думал их строить вплоть до середины XVII века. Смертная казнь применялась довольно широко, и виды её были очень разнообразны.

Повешение. Этот вид смертной казни существовал с незапамятных времён и среди всех народов. Всегда считался одним из самых позорных и унизительных. Вешали за измену и предательство (возможно, это связано с именем предателя Иуды, который, как известно, выбрал для себя именно этот вид смерти, удавившись в петле).

Сожжение. Применение этой казни тоже уходит корнями вглубь веков. Сжигали за преступления против веры, а также за умышленный поджог. Огню с древних времен приписывалась сила очищающая, недаром сам Господь поразил огнем погрязших в мерзости Содом и Гоморру <…>.

Расстрел. Впервые официально этот вид смертной казни введен Петром Первым, и применялся он исключительно к военным преступникам. Расстрел производился в торжественной обстановке с чтением приговора перед всем полком, который специально для этого выстраивался.

Все перечисленные выше виды смертной казни считались казнями лёгкими, не мучительными. Кроме них известны страшные, показательные казни, которые способны были вызвать у присутствовавшей при этом толпы настоящий ужас <…>.

Сажание на кол. Смерть крайне мучительная и жуткая, когда заостренный кол, вставленный в задний проход, постепенно проходя внутренности, вылезал из спины или из груди. Казнь эта пришла к нам из Литвы. Иногда к колу прибивалась короткая перекладина, что замедляло проникновение кола, оттягивало смерть на два-три дня. После перенесенных страданий у многих покойников глаза вылезали из орбит <…>.

Закапывание в землю. Особый вид смертной казни, который применялся к женам, убившим собственного мужа. Преступницу закапывали живьём в землю по плечи и приставляли стражу для того, чтобы никто не мог кормить её и поить, а также чтобы собаки не отъели голову. Мучения обычно длились два-три дня. Были, впрочем, случаи, когда закопанные жили ещё 20 и даже 31 день.

Повешение за ребро. Применялась эта казнь очень редко. Человеку продевался крюк под рёбра, и в таком виде его подвешивали. Очень любил забавляться этим Стенька Разин». [11]

Какая проблема объединяет художественный и исторический тексты? Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную авторами данных отрывков. Напишите небольшое сочинение-рассуждение с опорой на тексты, приводя аргументы, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения. Объём сочинения не менее 50 слов.

Задание 4. Найдите в тексте фразеологизмы и объясните их значение.

Задание 5. В беседе с государем Петром І англичанин говорит: «Его величество король Англии и почтенные лорды никогда не утвердят ни один билль» Что обозначает слово «билль»? Каково современное значение этого слова?

Задача 2.

В Санкт-Петербурге установлено немало памятников основателю города, великому русскому царю Петру І. Вам представлены работы трёх скульпторов. Вспомните названия данных скульптур и их авторов. Каким изобразили царя авторы скульптур, какие черты характера Петра Великого отражены в данных скульптурах?

 

Ответы на задания

Задача 1

Задание 1. Выражение «мин херц» означает с голландского языка «моё сердце».

Задание 2. Страшная казнь описана в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Но более всего произвела впечатленья на Андрия страшная казнь, определенная за смертоубийство. Тут же, при нем, вырыли яму, опустили туда живого убийцу и сверх него поставили гроб, заключавший тело им убиенного, и потом обоих засыпали землею».

Задание 3. Авторы данных произведений поднимают актуальную проблему жестокости наказаний, применяемых к преступникам на Руси.

Задание 4. 1. Пролить кровь – пожертвовать собой, защищая кого-нибудь или что-нибудь. 2. Прийти в голову – возникнуть в мыслях. 3. Глаза колоть – попрекать, стыдить (правда глаза колет), при обращении к тому, кто не желает слушать правду. 4. Развязать язык – начать говорить свободнее, охотнее, а также заставить говорить или дать возможность говорить.

Задание 5. Билль – слово, означавшее первоначально рукопись, грамоту и получившее впоследствии в английском юридическом языке весьма разнообразное значение: под ним стали понимать разные бумаги, относящиеся к администрации, торговле, судопроизводству. Главным образом под биллем разумеют предложение об издании нового закона или постановления, вносимое в одну из палат, или же, в наиболее обширном смысле – сам закон или постановление. Билль о правах – неофициальное название первых десяти поправок к Конституции США, которые закрепляют основные права и свободы человека и гражданина.

 

Задача 2.

1. Э.М. Фальконе «Медный всадник».

2. Леопольда Бернгард Лейб-Бар Бернштама «Царь-плотник».

3. Памятник Михаила Шемякина на территории Петропавловской крепости.

1. Э.М. Фальконе изобразил Петра І в образе созидателя и законодателя, который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Полный духовной мощи, непреклонной воли повелительный взор, грозный царь, могущий вызвать трепет, но в то же время величавый, благородный.

2. Л. Бернгард Лейб-Бар Бернштама изобразил молодого Петра во время обучения корабельному делу в голландском городе Саардаме (Заандаме), в скульптуре подчёркнуто трудолюбие, пытливый характер, желание учиться новым ремёслам.

3. Михаил Шемякин изобразил императора уродливым, с маленькой лысой головой, непропорциональной крупному телу и длинными тонкими ногами. Петр І представлен как жестокий правитель, тиран, с неуравновешенным характером.

Таким образом, подобные компетентностные задачи помогут ученикам составить представление о Петре І и его эпохе, подчёркивая сложное переплетение монументальности, величия образа и его жестокости, грубости. Но, безусловно, Пётр І – гениальный по масштабу произведённых преобразований «венценосец».

Решение компетентностных задач повышает готовность учеников использовать знания, умения и обобщённые способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной жизни.

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Поэтому и назрела необходимость в новых стандартах. Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

А чтобы процесс введения ФГОС протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). 

2. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.

3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2020.

4. Воронцов, А.Б. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения // Начальная школа. – 2017. – № 6. – Режим доступа: 

5. Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне. //Методист.- 2019.-№10.-С.24-27

6. Доклад рабочей группы совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию «Школа 2020. Какой мы её видим?» [Электронный ресурс] – М., 2019. – Режим доступа:

7. Ермакова, Е.А. Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроках русского языка. - 

8. Зуева, С.В. Современный урок русского языка: пути решения актуальных проблем. - Ульяновск, 2020

9. Курина, Е.В. Метод проектов на уроках литературы. – Режим доступа: свободный.

10. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпициной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. – 286 с.

11. Кучинский А.В. Тюремная энциклопедия. – М: Самиздат – 1998.

12. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

13. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.

14. Михайлова Е.В. Тексты для комплексного анализа: 10-11 классы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 166 с.

15. Некрасов В.П. В окопах Сталинграда. – М.: Русская книга, 1995. – 67с.

16. Орлова, В.А. Рекомендации по повышению читательской компетенции в рамках национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для работников образовательных учреждений. – М., 2008. – 53 с.

17. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с

18. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. Авторы: Рыбченкова Л.М. и др. – М.: Просвещение, 2015. – Ч. 1. – 127 с.; Ч. 2. – 160 с.

19. Сметанникова, Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению: междисциплинарные проблемы чтения и грамотности [Текст] / Н.Н. Сметанникова. – М.: Шк. б-ка, 2005. – 512 с.

20. Толстой, А.Н. Пётр Первый / Вступ. ст. Е.И. Осетрова. – М.: Правда, 1986. – 432 с.

21. Фомина, Т.Н. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы. – Режим доступа: 

22. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2019. – № 4. – С. 60

23. Шапиро, Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Издательство «Первое сентября», 2022. – 110 с.

24. Шатова, Е.Г. Урок русского языка в современной школе. 

25. Шерстова, Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка. // Интернет-журнал "Эйдос".- 2018. - №3. 

26. Якушина, Е.В. «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС» / «Справочник заместителя директора школы», №10, 2020.- С.19-23

  Перейти к публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.