ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Скороход Татьяна Александровна

преподаватель английского языка

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Туапсинский социально-педагогический колледж»

Для обучающихся в учебных заведениях среднего профессионального образования одной из приоритетных задач является овладение иностранным языком на базовом уровне и умение им пользоваться в профессиональной сфере. Например, выпускники техникумов технических специальностей должны уметь прочитать и понять надписи на оборудовании и материалах, их технические характеристики, описания приборов, инструкций, руководство к эксплуатации. К концу обучения они должны научиться говорить на базовом уровне с применением профессиональной лексики и научиться немного понимать аутентичную речь на слух. В техникумы и колледжи приходят обучающиеся с разным уровнем владения иностранного языка. Это является основной проблемой в подборе заданий и разработке учебно-методического образовательного комплекса для формирования общих и профессиональных компетенций студентов.

Существует множество современных методик и технологий обучения иностранному языку. Методики проблемного, исследовательского, проектного, развивающего, личностно-ориентированного, продуктивно-технологического и рефлексивного обучения. Среди технологий можно выделить следующие: технология обучение в сотрудничестве, метод проектов (проектные технологии), центрированное на учащихся обучение, дистанционное обучение, языковой портфель, тандем-метод, интенсивные методы обучения, технология Дальтон-план, модульная технология, применение технических средств (компьютерных и аудиовизуальных технологий).

С целью облегчения процесса обучения английскому языку студентов в неязыковых учебных заведениях среднего профессионального образования я предпочитаю использовать на занятиях метод проектов. Задания метода проектов организуют учебный процесс таким образом, что все студенты оказываются вовлечёнными в процесс познания. Здесь студенты самостоятельно находят проблему и пути ее решения, самостоятельно планируют учебное время, учатся переносить полученные знания в реальные жизненные ситуации.

Впервые о методе проектов заговорили во второй половине XIX века в США. В его основу были положены прагматические идеи американского философа и педагога Д. Дьюи (1859-1952). Он отмечал, что обучение должно осуществляться на активной основе, в детях необходимо стимулировать личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые должны пригодиться в реальной жизни. Продолжатель школы Д. Дьюи американский педагог У.Х. Килпатрик разработал и внедрил в процесс обучения метод проектной деятельности учащихся. В американской и европейских системах образования метод проектов является обязательной составляющей образовательного процесса.

Внедрение метода проектной деятельности в отечественной педагогике было не быстрым. Он то появлялся, то исчезал и до сих пор является менее изученным и наименее применимым методом обучения. Итак, метод проектов, как один из вариантов развития учащихся, начал развиваться в 1905 году, когда была создана группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого. Однако свое развитие идеи проектного обучения получили только в 20-е годы ХХ века. В 30-е годы ХХ века метод проектов постановлением ЦК ВКП(б) был негативно оценен и его признали вредным и ошибочным. И только благодаря введению ФГОС общего образования (стандартов второго поколения) началось становление технологии проектного обучения в образовательной практике России.

Итак, метод проектов - это педагогическая технология, состоящая из совокупности приемов, действий и процедур в определенной последовательности для решения поставленной задачи, лично значимой для обучающегося и оформленного в виде ожидаемого конечного продукта. Из определения видно, что результатом любого проекта должен быть продукт. По своему виду проектные продукты могут быть:

материальными – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.;

действенными – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.);

письменными – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты и т.п.

Также проекты могут отличаться по продолжительности реализации - от недели до года.

Чтобы реализовать проект и дойти до конечного результата нужно пройти несколько этапов. Разные авторы выделяют разное количество этапов организации проектной деятельности. Однако, из всех подходов можно выделить 4 главных этапа. Первый этап – начальный направлен на выбор предмета исследования, планирование деятельности и распределение обязанностей между учащимися. Второй этап - подготовительный направлен на формулирование вопросов, на которые нужно будет ответить в ходе выполнения проекта, формирование конкретных заданий для учащихся, выявление конкретных форм представления итогов проделанной работы, то есть выявление продукта (плакат, игра, статья и так далее). Третий этап – активный представляет собой непосредственно работу над проектом. На данном этапе преподаватель контролирует деятельность участников проекта, консультирует. И четвертый этап – заключительный представляет собой защиту проекта – представление продукта; оценку результатов исследования и рефлексию - выявление успехов и неудач в проведении исследования.

В качестве примера применения проектной деятельности для формирования общих и профессиональных компетенций студентов с разным уровнем языковой подготовки представляю два проекта. Проект «Мини-диалоги профессионального общения», который выполнялся за время одного практического занятия и проект «Тематические карточки», который может длиться от одной до четырех недель.

Проек «Мини-диалоги профессионального общения» проводился в группе третьего курса специальности «Автоматизация технологических процессов и производств». Первым этапом работы над проектом был «Brainstorm». Студенты в течение пяти минут назвали варианты возможных диалогов, которые могут произойти с ними при общении на будущем месте своей работы. Вариантов было около десяти. Например, диалоги «Неполадки на производстве», «Диалог о повышении зарплаты/должности», «Собеседование – прием на работу». На этом же этапе студенты разделились по группам и взяли одну из предложенных тем-диалогов. На втором этапе обсудили со студентами, что будет их конечным продуктом, что для этого необходимо сделать. Было решено создать рабочие листы с диалогами, на которых будет написан текст диалога и изображение по теме. Также было решено разыграть диалоги по ролям. На этом же этапе обговорили момент, где брать диалоги. Было решено взять за основу готовые диалоги из интернета и менять названия предметов или имен, так вероятность совершения речевой ошибки значительно снижается и студент сразу запоминает правильный вариант. На третьем этапе студенты находили подходящие диалоги по выбранной теме и приступали к его оформлению. На листах А4 писали сам диалог и рисовали подходящую картинку к нему. На этом же этапе выделялось время на отработку чтения диалогов. Студенты слушали аудио незнакомых слов в словаре Lingvo live или в Google, консультировались с мной или с более сильными студентами. В оставшееся время проводился заключительный этап - этап представления продукта. Студенты проигрывали диалог и предоставляли оформленную работу на оценку. Каждый диалог оценивался студентами. Они определяли сильные и слабые стороны проектов, давали рекомендации по улучшению продукта. Я оценивала правильность употребления слов, грамматические и орфоэпические ошибки.

Второй проект называется «Тематические карточки». Этот проект проводился со студентами второго курса специальности «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей». Начиная со второго курса, студенты изучают профессиональную лексику. К концу четвертого курса студенты должны знать все названия основных компонентов и механизмов автомобиля, а также названия инструментов, необходимых при ремонте машин. Учебная программа составлена таким образом, что каждая тема освещает отдельно каждый структурный компонент автомобиля. Каждая тема включает в себя много лексических единиц, которые необходимо выучить в короткий промежуток времени, за 2-3 занятия. Зная, что малый процент студентов учит слова вне занятий, я столкнулась с проблемой как за минимальный срок выучить слова и выражения по теме.

На первом этапе работы над проектом обсудили со студентами, какие способы они используют для запоминания информации. Кто-то говорил, что много раз прописывает слово, чтобы его запомнить, кто-то применяет мнемотехнику, у кого-то очень хорошая зрительная память и ему нужно именно увидеть слово, а не услышать, чтобы его запомнить. Вспомнили все игры, в которые мы играем на занятиях на запоминание слов и пришли к выводу, что наилучший способ запоминания слов - визуальный, когда студент видит картинку и обозначающее ее слово, а также студенты отметили, что хорошо запоминают слова в игре. В итоге было решено сделать тематические карточки по всем темам. Студенты разделились на пары и выбрали темы. На втором этапе обсудили где искать материал, как будут выглядеть карточки, в какой срок должна быть выполнена работа и как она будет представлена. Слова для карточек было решено брать из учебника, так как к каждой теме есть глоссарий и тексты. Брали все слова из глоссария, некоторые слова добавляли из текстов, и можно было добавить свои, так как некоторые студенты хорошо разбираются в автомобилях и могут сами сказать, какие слова им точно пригодятся в работе. Также определили единый стиль карточек – размер карточки, шрифт текста, качество картинки. На одной стороне карточки изображена деталь или инструмент, на оборотной стороне - слово на английском языке. Изображения скачивались из интернета. Карточки распечатывались в цвете. К карточкам придумывали и подбирали игры. Оформленный продукт необходимо было выполнить к началу изучения темы. Поэтому у какой-то группы был срок месяц, а у какой-то год до изучения той темы, которая была выбрана. На третьем этапе студенты приступали к поиску картинок, слов, оформлению карточек. Консультировались со мной и группой. Первая группа тестировала какой лучше шрифт и размер виден издалека и на этом этапе мы корректировали изначальные данные, которые обсуждались на первом этапе. На четвёртом этапе студенты представляли свой проект. Демонстрировали карточки и играли с группой в разные игры, которые придумали к тематическими карточками. В конце занятия проводились небольшие тесты на проверку слов.

 

 Рисунок 1. Лицевая сторона карточек Рисунок 2. Обратная сторона карточек

За занятие, благодаря играм с тематическими карточками, студенты запоминали в среднем 80 % информации, при этом группа, которая работала над изготовлением карточек и игр знала свою тему на 100 %. Благодаря этому проекту студенты к концу года запомнили в среднем 80 % слов и повысили свой шанс на сдачу зачета.

 

Рисунок 3. Студенты играют с тематическими карточками

 

Работа над предложенными проектами показала, что студенты охотнее выполняют творческие, поисковые задания с собственными идеями оформления продукта. Обучающиеся были заинтересованы в качественном исполнении тематических карточек. на всех этапах проекта способствовала лучшему запоминанию информации. Также итоги работы над проектами показали, что такая деятельность наилучшим образом подходит для студентов с разным уровнем языковой подготовки. Сильные студенты помогают менее подготовленным, так как работа проводится в группах. На этапе подготовки у студентов есть возможность проконсультироваться с преподавателем. Такое взаимодействие является хорошей поддержкой для слабых студентов и снимает страх перед представлением проекта. Каждый студент вовлечен в работу, самостоятельно решает поставленные задачи и тем самым формируются не только его профессиональные навыки, но и общие навыки: работа в команде, умение критически мыслить, навыки публичного выступления, организации деятельности, дисциплины и чувство ответственности.

Список источников

  1. Александрова, Е.С. Педагогическое проектирование как средство ценностного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Е.С. Александрова. – СПб., 2000. – 220 с.
  2. Дьюи, Дж. Демократия и образование [Текст]: пер. с англ. / Дж. Дьюи. – М.: Педагогика пресс, 2000. – 384 с.
  3. Загороднюк Т. И. Проектное обучение в школах США, Франции и России // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 1 (9). С. 124–135.
  4. Зайцев, В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров [Текст]: учеб. пособие: в 2 кн. Кн. 1. / В.С. Зайцев.– Челябинск, 2014. – 424 с. 5.
  5. Зайцев, В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования [Текст]: учеб. пособие / В.С. Зайцев. – Челябинск, 2013. – 196 с.
  6. Пак, В.В. Метод проектов как способ формирования обобщенных проектных умений студентов инженерных вузов [Текст] / В.В. Пак // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 1. – С. 68–75.
  7. Полат Е.С., Новы педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. Пособие Е.С. Полат. – М.: Академия, 2005. – 272 с.
  8. Технология проектов в профессиональной деятельности педагогога : монография / [авт.-сост. Н.П. Несговорова ; авт.коллектив: Недюрмагомедов Г.Г. [и др.] ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Курганский государственный университет. - Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2013. - 315, [1] с.
  9. Перейти к публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.