Мелконян Корнелия Андреевна
Воспитатель
МБДОУ ДС №22 «Голубок»
Краснодарский край Туапсинский район г.Туапсе
Подготовка ребёнка к школе, сопровождение будущих первоклассников и их родителей в детском саду
Роль родителей в подготовке детей к школе, несомненно, велика. Взрослые объединяют в себе функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако не все родители в условиях домашнего воспитания могут обеспечить полноценную и всестороннюю подготовку своего ребёнка к обучению в школе, усвоению школьной программы. Детский сад является первоначальным звеном в общей системе народного образования. Среди функций, которые выполняет детский сад помимо всестороннего развития ребёнка, большое место занимает подготовка детей к школе. Подготовка ребёнка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания. Успешное решение этой задачи в единстве с другими задачами современного дошкольного образования, позволяет обеспечить целостное, индивидуальное, всестороннее, гармоничное развитие личности каждого ребёнка. Готовность к школе предполагает сформированность социальных умений (общение со сверстниками, регуляция своего поведения); развитие высших психических функций, личностное развитие (самооценка, мотивация). Воспитатель активно вовлекает родителей в совместные с детьми виды деятельности, помогает устанавливать партнёрские взаимоотношения, поощряет активность и самостоятельность детей. В процессе организации разных форм детско-родительского взаимодействия воспитатель способствует развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми. Педагог помогает родителям понять возможности организации образования ребёнка в будущем, определить особенности организации его индивидуального образовательного маршрута в условиях школьного обучения.
Очень значимое место имеет педагогическое сопровождение родителей в ДОУ. Вот некоторые задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников.
- Познакомить родителей с особенностями физического и психического развития ребёнка, развития самостоятельности, навыков безопасного поведения, умения оказать элементарную помощь в угрожающих здоровью ситуациях.
- Познакомить родителей с особенностями подготовки ребёнка к школе, развивать позитивное отношение к будущей школьной жизни ребёнка.
- Ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребёнка, обогащение его кругозора, развитие произвольных психических процессов, элементов логического мышления.
- Помочь родителям создать условия для развития организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействия с взрослыми и детьми.
- Способствовать развитию партнёрской позиции родителей в общении с ребёнком, развитию положительной самооценки, уверенности в себе, познакомить родителей со способами развития самоконтроля и воспитания ответственности за свои действия и поступки.
В подготовительной к школе группе многие родители ориентированы на самостоятельную диагностику результатов развития ребёнка и самоанализ воспитательской деятельности. Задача педагога – предоставить родителям выбор материалов для самодиагностики. Это могут быть анкеты следующего содержания: «Какие мы родители», «Понимаем ли мы своих детей», а также родительские сочинения на тему «Портрет моего ребёнка». Особое внимание семьи и педагогов направлено на подготовку к школьному обучению, поэтому воспитатель осуществляет комплексную диагностику, позволяющую выявить проблемы готовности родителей к будущей школьной жизни ребёнка. Для этого могут быть использованы такие методы, как анкетирование родителей «Насколько вы готовы быть родителем школьника» (автор А.К. Колеченко), «Моё мнение о школьной жизни ребёнка». В данной анкете родителям предлагается оценить правомерность 15 утверждений. Полученные результаты дадут возможность воспитателям помочь родителям учесть индивидуальные особенности ребёнка при подготовке к школе, научиться предвидеть и избегать проблем школьной дезадаптации.
В завершающий период дошкольного детства воспитатель убеждает родителей в том, что подготовка ребёнка к школе тесно связана с его социально-личностным развитием, формированием отношения к себе, развитием умений общения и взаимодействия со сверстниками. Для этого воспитатель проводит беседу с родителями «Наши достижения за год», в которой обсуждает успехи детей. В ходе взаимодействия с родителями воспитатель раскрывает особые возможности игры для интеллектуального развития дошкольника. Для этого воспитатель включает родителей в совместные с детьми игры-занятия «Играем пальчиками», «Умники и умницы», «Самый смышленый». Организованные педагогом мастер-классы позволяют родителям познакомиться с игровыми упражнениями, играми, направленными на развитие познавательной сферы: «Сложи слоги из макарон, «Посчитай мыльные пузыри», «Кто больше назовёт предметов на букву «а».
Педагог опирается на проявление заинтересованности. Инициативности самих родителей, делая их активными участниками различных тематических конкурсов, спортивных и развлекательных досугов. Поддержанию интереса к совместной деятельности, развитию инициативности, способствует организация педагогом совместных детско-родительских проектов, фестиваль семейного творчества, который позволит раскрыть семейные достижения в различных видах совместной детско-родительской деятельности.
Приоритетными задачами взаимного сотрудничества ДОУ и школы являются: создание благоприятных психолого-педагогических условий, обеспечивающих плавный процесс адаптации дошкольников к школьному обучению; грамотное ведение подготовки к обучению в школе (компетентность педагогов); расширение познавательного интереса к жизни в школе. Формы реализации преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой весьма разнообразны. Но работа по преемственности, прежде всего, должна быть единой и комплексной. Она основывается на трёх направлениях.
- Работа с дошкольниками, которая включает в себя экскурсии в школу, творческие выставки поделок, праздники (День знаний, выпускной с детском саду) и др.
- Взаимодействие педагогов объединяет в себе совместные педсоветы (воспитатели ДОУ и учителя школ), различные семинары, тематические мастер-классы, круглые столы, родительские клубы, проведение диагностики по выявлению уровня готовности детей к обучению в школе, тесное сотрудничество с узкими специалистами, открытые показы образовательной деятельности педагогов.
- Сотрудничество с родителями заключает в себе следующее: родительские собрания с педагогами и учителями школ, консультации с педагогами ДОУ и школы, дни открытых дверей, творческие мастерские, а также анкетирование, тестирование родителей с целью изучения психологического климата в семье.
Литература:
- Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др.- Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- 352 с.
- Давыдова М.А., Агапова И.А. Как правильно подготовить ребёнка к школе. - М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2010.-224 с.
- Нищева Н.В. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций/сост. Н.В.Нищева.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-384 с.