Шемякина Фатима Шабановна
воспитатель
МБДОУ № 36 «Аленький цветочек»
город Туапсе
Социокультурный проект «Русская культура в жизни ребенка»
(из опыта работы по применению технологий активного слушания и приобщения семьи к чтению, распространению наработанного опыта по продвижению русских культурных традиций)
Актуальность:
Дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого.
Предложенный проект – попытка показать на практике взаимосвязь деятельности дошкольного учреждения с детской библиотекой и родителями по воспитанию у дошкольников интереса к книге, художественной литературе. Он предполагает систематическую, разноплановую, длительную работу, активные формы организации, просвещение и обучение детей, родителей по данной теме. Чтение вместе с родителями (законными представителями) один из способов психологической защиты: книга приходит к детям через мамин и папин голос, а это всегда любовь и доброта, тепло и защита. Читать вместе – это огромный труд, вовремя чтения дети фантазируют, создают красочный мир, в котором живут литературные герои. Чтение хорошей детской книги всегда приятно: помогает лучше понимать своих детей и вновь возвращает вас в мир своего детства.
Также, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка стало взаимодействие с библиотекой.
Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Знакомство с библиотекой для дошколят – это открытие нового, волшебного и необычайно интересного мира.
Надеюсь, что данная система работы вызовет практический интерес и послужит справочным материалом для других ДОУ, педагогов, родителей, позволяющая доступно разъяснить формы и методы работы в данном направлении.
Цель проекта:
Формирование целостной социокультурной системы, направленной на развитие русских культурных традиций как основы гражданской самоидентичности, способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей.
Задачи:
- Создать творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.
- Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.
- Инициировать у детей интерес и любовь к книге, стремление к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст.
- Воспитывать патриотизм через знакомство с произведениями поэтов и писателей Краснодарского края.
- Расширять представление об особенностях словесного искусства.
- Повысить информированность детей и их родителей о деятельности библиотек и музеев в городе Туапсе, возможности использования виртуальных экскурсий по музеям и нашей страны.
- Объединить усилия дошкольного учреждения, общественных организаций, библиотечного фонда, гражданских активистов по продвижению русских культурных традиций.
- Привлечь к участию в создании информационно-образовательной среды по поддержанию интереса к детской литературе и чтению социальных партнеров и педагогов детских садов и школ.
- Сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Вид проекта:
образовательный и социально - просветительский; познавательно - исследовательский, художественно - творческий.
Участники проекта:
педагоги ДОУ, родители, воспитанники, сотрудники детской библиотеки, гражданские активисты.
Итоги проекта:
Разработанная система сотрудничества дошкольного учреждения (проект), родителей и библиотеки повысила интерес детей к книге, формируя социально-нравственное воспитание личности. Самым главным результатом нашей работы, которого мы добились – это возросшая любовь к книге и чтению. А это значит, что такие важные понятия как добро и зло, честь и совесть, милосердие и участие, мы смогли отложить в сознании наших воспитанников. Характерным стало избирательное отношение детей к произведениям определенного содержания и жанра. Они стали делиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсуждать содержание, рассказывать сюжеты понравившихся книг, читать любимые стихотворения. В ходе этих бесед выясняется, какие книги любимы детьми, а позже – и почему им нравится та или иная книга.
После бесед по прочитанным произведениям детям старшего дошкольного возраста предлагалось выполнить творческие задания. Например: подобрать к слову рифму, произнести слово с изменением интонации, подобрать к слову синонимы – спит- дрыхнет, подобрать к слову антонимы – сильный, храбрый.
В книжный уголок помещались творческие альбомы детей по рисованию по прочитанным произведениям за месяц. В процессе общения детей с книгами группового книжного уголка они усвоили такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже – корешок.
Значительно обогатились организация и содержание семейного чтения. И одним из главных результатов - является привлечение к чтению и посещению библиотеки нашими родителями. Многие вспоминали с ностальгией, как им читали сказки на ночь бабушки и мамы и соответственно мы дали новый толчок для возрождения семейных традиций, сформировано эмоционально положительное отношение детей к окружающему миру. Данный проект помог обобщить и распространить накопленный опыт по формированию устойчивого интереса у детей к книгам.
У детей закрепили знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых исторических событиях, культуре (устное народное творчество, народно-прикладное искусство).
В ходе сотрудничества с сотрудниками библиотеки нами была оказана помощь по использованию новых технологий, сервисов и услуг в рамках реализации проекта (презентации, объявления, афиши, информация на стендах, листовки, закладки, буклеты).
Положительное влияние на приобщение детей к книге оказали и творческие конкурсы: выставки рисунков, поделок на темы художественных литературных произведений; сочинение сказок и выставки книг, созданных детьми совместно с родителями. Благодаря совместной работе с родителями, у детей сформировалось определенное представление об окружающем мире и детской литературе. А использование благодаря сотрудничеству с музыкальным руководителем произведений великих композиторов способствовало приобщению детей к поэтическому слову через формирование эмоционального отношения к действительности как основе развития нравственных чувств.
Наши родители теперь имеют возможность оперативно получать необходимую информацию о наличии необходимых книг, могут заказать их через электронную почту либо по телефону, потому что за время реализации проекта с нашим библиотекарем Еленой Владимировной Южаковой подружились не только наши детки, но и родители. Теперь они имеют возможность получить любую консультацию по вопросам домашнего чтения, развития интереса к чтению у ребенка. А значит, в процессе совместного с ребенком и библиотекарем общения приобретают опыт родительской поддержки читательских интересов сына или дочери, у них появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их как активных читателей. А наша библиотека укрепила свой имидж - имидж библиотеки как открытого и доступного центра развития творческого потенциала ребенка.
Внедренная нами модель ребенок-родитель-детский сад – библиотека -
это новая модель формы работы ДОУ направленная на всестороннее развитие детей и семейных чтений. Именно детская библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям — дошкольникам чудодейственную силу чтения и привести в действие духовную детскую энергию, которая зажигает, вдохновляет и творит; сделать процесс чтения для маленького читателя увлекательным, желанным и радостным.
Использованная литература:
- Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г.
- Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребѐнок и книга. – М.: Просвещение, 1992 г.
- Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007г.
- Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М.: Просвещение, 2000г.
- Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010 г. - №6.
- Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.
- Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.