ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 Шемякина Фатима Шабановна

воспитатель

МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» 

город Туапсе 

Социокультурный проект «Русская культура в жизни ребенка»

(из опыта работы по применению технологий активного слушания и приобщения семьи к чтению, распространению наработанного опыта по продвижению русских культурных традиций)

Актуальность:

Дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого.

Предложенный проект – попытка показать на практике взаимосвязь деятельности дошкольного учреждения с детской библиотекой и родителями по воспитанию у дошкольников интереса к книге, художественной литературе. Он предполагает систематическую, разноплановую, длительную работу, активные формы организации, просвещение и обучение детей, родителей по данной теме. Чтение вместе с родителями (законными представителями) один из способов психологической защиты: книга приходит к детям через мамин и папин голос, а это всегда любовь и доброта, тепло и защита. Читать вместе – это огромный труд, вовремя чтения дети фантазируют, создают красочный мир, в котором живут литературные герои. Чтение хорошей детской книги всегда приятно: помогает лучше понимать своих детей и вновь возвращает вас в мир своего детства.

Также, одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка  стало взаимодействие с библиотекой.

Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным  и индивидуальным особенностям.

Знакомство с библиотекой для дошколят – это открытие нового, волшебного и необычайно интересного мира.

Надеюсь, что данная система работы вызовет практический интерес и послужит справочным материалом для других ДОУ, педагогов, родителей, позволяющая доступно разъяснить формы и методы работы в данном направлении.

Цель проекта:

           Формирование целостной социокультурной системы, направленной на развитие русских культурных традиций  как основы гражданской самоидентичности, способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей.

Задачи:

  1. Создать творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.
  2. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса. 
  3. Инициировать у детей интерес и любовь к книге, стремление к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст.
  4. Воспитывать патриотизм через знакомство с произведениями поэтов и писателей Краснодарского края.
  5. Расширять представление об особенностях словесного искусства.
  6. Повысить информированность детей и их родителей о деятельности библиотек и музеев в городе Туапсе, возможности использования виртуальных экскурсий по музеям и нашей страны.
  7. Объединить усилия дошкольного учреждения, общественных организаций, библиотечного фонда, гражданских активистов по продвижению русских культурных традиций.
  8. Привлечь к участию в создании информационно-образовательной среды по поддержанию интереса к детской литературе и чтению социальных партнеров и педагогов детских садов и школ.
  9. Сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Вид проекта:

образовательный и социально -  просветительский; познавательно - исследовательский, художественно - творческий.

Участники проекта:

 педагоги ДОУ, родители, воспитанники, сотрудники детской библиотеки, гражданские активисты.

Итоги  проекта:

Разработанная система сотрудничества дошкольного учреждения (проект), родителей и библиотеки повысила интерес детей к книге, формируя социально-нравственное воспитание личности. Самым главным результатом нашей работы, которого мы добились – это возросшая любовь к книге и  чтению. А это значит, что такие важные понятия как добро и зло, честь и совесть, милосердие и участие, мы смогли отложить в сознании наших воспитанников. Характерным стало избирательное отношение детей к произведениям определенного содержания и жанра. Они стали делиться с окружающими впечатлениями о прочитанном, обсуждать содержание, рассказывать сюжеты понравившихся книг, читать любимые стихотворения. В ходе этих бесед выясняется, какие книги любимы детьми, а позже – и почему им нравится та или иная книга.

После бесед по прочитанным произведениям детям старшего дошкольного возраста предлагалось выполнить творческие задания. Например: подобрать к слову рифму, произнести слово с изменением интонации, подобрать к слову синонимы – спит- дрыхнет, подобрать к слову антонимы – сильный, храбрый.

В книжный уголок помещались творческие альбомы детей по рисованию по прочитанным произведениям за месяц. В процессе общения детей с книгами группового книжного уголка они усвоили такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже – корешок.

Значительно обогатились организация и содержание семейного чтения. И одним из  главных результатов - является привлечение к чтению и посещению библиотеки нашими родителями. Многие вспоминали с ностальгией, как им читали сказки на ночь бабушки и мамы и соответственно мы дали новый толчок для возрождения семейных традиций, сформировано эмоционально положительное отношение детей к окружающему миру. Данный проект помог обобщить и распространить накопленный опыт по формированию устойчивого интереса у детей к книгам.

У детей закрепили  знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых исторических событиях, культуре (устное народное творчество, народно-прикладное искусство).

  В ходе сотрудничества с сотрудниками  библиотеки нами была  оказана помощь по использованию новых технологий, сервисов и услуг в рамках реализации проекта (презентации, объявления, афиши, информация на стендах, листовки, закладки, буклеты).

Положительное влияние на приобщение детей к книге оказали и творческие конкурсы: выставки рисунков, поделок на темы художественных литературных произведений; сочинение сказок и выставки книг, созданных детьми совместно с родителями. Благодаря совместной работе с родителями, у детей сформировалось определенное представление об окружающем мире и детской литературе. А использование благодаря сотрудничеству с музыкальным руководителем  произведений великих композиторов способствовало приобщению детей к поэтическому слову через формирование эмоционального отношения к действительности как основе развития нравственных чувств.

Наши родители теперь имеют возможность оперативно получать необходимую информацию о наличии необходимых книг, могут заказать их через электронную почту либо по телефону, потому что за время реализации проекта с нашим библиотекарем Еленой Владимировной Южаковой подружились не только наши детки, но и родители. Теперь они имеют возможность получить любую консультацию по вопросам домашнего чтения, развития интереса к чтению у ребенка. А значит, в процессе совместного с ребенком и библиотекарем общения приобретают опыт родительской поддержки читательских интересов сына или дочери, у них  появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их как активных читателей. А наша библиотека укрепила свой имидж - имидж библиотеки как открытого и доступного центра развития творческого потенциала ребенка.

 

Внедренная нами модель ребенок-родитель-детский сад – библиотека -

это новая модель формы работы ДОУ направленная на всестороннее развитие детей и семейных чтений. Именно детская библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям — дошкольникам чудодейственную силу чтения и привести в действие духовную детскую энергию, которая зажигает, вдохновляет и творит; сделать процесс чтения для маленького читателя увлекательным, желанным и радостным.

      Использованная  литература:

  1. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г.
  2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребѐнок и книга. – М.: Просвещение, 1992 г.
  3. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007г.
  4. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М.: Просвещение, 2000г.
  5. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010 г. - №6.
  6. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.
  7. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.