Шемякина Фатима Шабановна
воспитатель
МБДОУ № 36 «Аленький цветочек»
город Туапсе
Пояснительная записка
К сожалению, сегодня, в период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, вот почему вся работа построена в этом направлении. Как известно, впечатления помогают лучше сформировать знания, увиденный и услышанный материал лучше усваивается. В проекте разработана интеграция образовательных технологий и педагогический процесс, которые ориентированы на обеспечение личностного роста воспитанников, в результате которого происходит активизация познавательной сферы, повышение произвольного интереса к историческому прошлому, формируется эмоциональная отзывчивость, укрепляются семейные связи, воспитывается чувство гордости за свой народ, патриотизм и любовь к родному краю. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, так как на данном этапе формируется личность дошкольника. Перед нами стоит задача найти наиболее верный метод приобщения воспитанников к социально значимым ценностям. Новизна проекта состоит в создании мультимедийного пособия для детей старшего дошкольного возраста с целью изучения истории подвига людей, победивших фашизм с помощью виртуальных путешествий. В каждой семье есть родственники, которые отстаивали мир, освобождали нашу землю от фашистских захватчиков, порою ценой своей собственной жизни. К сожалению, в наши дни мировое сообщество искажает историю, пытается переписать значимость советского народа во Второй Мировой Войне. Но мы, россияне, не должны забывать эти события и хранить память вечно, передавая подвиги наших солдат из поколения в поколение.
Актуальность проекта
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Воспитание толерантности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста неразрывно связано с приобщением к культуре и истории своего народа. Основное направление воспитательной работы тесно связано с празднованием Победы в Великой Отечественной войне.
Прошло более 70 лет с тех пор, как закончилась кровопролитная война с фашистской Германией. Уходят из жизни участники этой страшной битвы, их остается с каждым годом все меньше и меньше. А жестокая война стала историей. Но о ней забывать нельзя! Необходимо, чтобы все поколения, начиная с дошкольного возраста, помнили о том, как тяжело досталась Победа, и кому мы обязаны мирным небом над головой.
Поддержанию у ребенка интереса в приобщении к региональной культуре способствует взаимосвязь с музеем. Именно музейная обстановка благотворно влияет на восприятие ребенком историко-краеведческого материала и реализации регионального компонента.
Тип проекта: социально-культурный, практико-ориентированный, творческий.
Возраст детей: 5-7 лет.
Продолжительность проектной деятельности: долгосрочный 1 год
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» (чтение художественной литературы), «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения и гражданской позиции учащихся. Определение актуальности проектной и исследовательской деятельности в создании творческих работ. Формирование элементарных представлений о музее и музейной культуре.
Задачи:
- Установление социального партнерства с МБУК «Историко-краеведческий музей обороны Туапсе»
- Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны – России (тематическое пополнение предметно – развивающей среды, посещение музеев, экскурсии к памятникам).
- Воспитание у детей толерантности и патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну и героев великой отечественной войны.
- Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны 1941г -1945 г.: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники.
- Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.
- Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
- Формировать у детей старшего дошкольного возраста компетентностей при сборе материала для мини – музея, оформлении композиций и проведении экскурсии.
В ходе проекта формируются ключевые компетентности: |
||
Технологическая компетентность |
Информационная компетентность |
Социально-коммуникативная компетентность |
- доводить начатое дело до конца; -умение организовывать своё рабочее место. |
- умение получать информацию, используя разные источники; - умение задавать вопросы на интересующую тему; - собирать информацию и выделять главное зерно; - умение оценивать необходимость полученной информации для своей деятельности. |
- вступать в коммуникативные отношения со взрослыми и сверстниками по поводу сбора и обмена информацией; - сохранять психологический комфорт; - принимать участие в коллективных мероприятиях, умение договариваться, уступать. |
План мероприятий реализации проекта
№ |
Содержание работы |
Форма работы |
Сроки |
1 |
Цикл занятий по познавательному блоку: «Давным-давно была война…»; «Встреча с интересными людьми»; «Памятные места города Туапсе» |
Тематическое мероприятие |
Февраль, март, апрель |
2 |
«Подвигу лежит дорога в вечность» |
Беседа |
Апрель |
3 |
Изучение экспонатов, принесённых семьями воспитанников для музея |
Беседа по содержанию |
Апрель |
4 |
НОД по художественной литературе: «Наша армия родная», «Они сражались за Родину», «Подвиг Александра Матросова», «Дети войны» |
Чтение |
Декабрь, январь |
5 |
Занятия по изобразительной деятельности: поздравительные открытки «С праздником 9 мая!», «Письмо с фронта» |
Аппликация с элементами рисования |
Май |
6 |
Чтение стихов и рассказов о войне: «Про нашу пехоту» Л. Кассиль, «22 июня 1941года» (С. Щипачев), «Прощание» (З. Александрова), «Хотят ли русские войны?» Е. Евтушенко. |
Чтение, обсуждение, беседа |
Октябрь, ноябрь |
7 |
Восприятие и разучивание музыкальных произведений, песен: «Священная война» муз. А. Александрова сл. В. Лебедева-Кумача, «Марш защитников Москвы» муз. Б. Мокроусова сл. А. Суркова, марш «Тоска по Родине» муз. А. Трофимова. |
Восприятие тематических произведений |
Декабрь, январь |
8 |
Фестиваль патриотической песни |
Конкурс |
Февраль |
9 |
Сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Школа пограничников», «Военный госпиталь» |
Игра |
В течение года |
10 |
Фотовыставка рисунков «Живая память» в рамках акции «Война глазами детей». Размещение коллажей в общественном транспорте, в здании администрации Туапсе, а также в витринах магазинов города (по согласованию). |
Тематическое оформление |
Апрель-май |
11 |
Рассматривание альбома «Военная техника», альбома открыток «9 – мая посвящается…», плакатов, иллюстраций |
Обсуждение, беседа |
Март, апрель |
12 |
Оформление мини-музея в группе. Изготовление макета военных действий совместно с МБУК «Историко-краеведческий музей обороны Туапсе» |
Тематическое оформление помещения |
Февраль – апрель |
13 |
Викторина «Давным-давно была война…» совместно с МБУК «Историко-краеведческий музей обороны Туапсе» |
Викторина |
Март |
14 |
Участие в выставке рисунков о войне. Участие родителей (законных представителей) в оформлении тематических газет, коллажей. |
Тематическое оформление помещения |
Февраль-апрель |
15 |
Военно-спортивное мероприятие «Зарничка» |
Совместно с МБОУ ДО СЮТур г. Туапсе |
Февраль |
16 |
Экскурсия в музей обороны. Поездка с детьми в парк, возложение цветов к вечному огню. |
Взаимодействие с родителями (законными представителями) |
Апрель-май |
17 |
Литературно – историческая композиция о маршалах Великой Отечественной войны «Шагнем в прошедшую войну» |
Экскурсия МБУК «ЦБС» ЦГБ им. А.С. Пушкина |
Май
|
18 |
Международная акция «Читаем книги о войне» |
Экскурсия МБУК «ЦБС» Детская библиотека № 2 |
Май
|
19 |
Информационная выставка «Туапсе. Награды и почести». Просмотр х/ф в рамках краевой киноакции «Звезды Победы» |
Выставка, кинопоказ МАУК «Центр кино и досуга «Россия» |
Май |
20 |
Вечер – встреча с ветеранами Великой Отечественной войны «Носите ордена и в праздники и в будни» |
Беседа МБУК «ЦБС» ЦГБ им. А.С. Пушкина |
Май |
21 |
Парад 9 мая. Бессмертный полк. |
Праздничное шествие |
Май |
22 |
Публикации в ежемесячной газете «Родничок» (выпускаемой в МАДОУ ДС № 23) |
Печатное издание |
Май |
Итоги реализации проекта
Наша работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей, основывается на «Программе от рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: образовательная область «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» (чтение художественной литературы), «Художественно-эстетическое развитие».
На первом этапе реализации проекта воспитателями и сотрудниками музея была проведена большая предварительная работа, изучены программные задачи по национально-региональному компоненту, состоялось знакомство с тематическими композициями музея, проведены консультации по конкретным темам музейной педагогики, организовано проведение семинара по теме «Подготовка совместных мероприятий по ознакомлению старших дошкольников с историей родного края».
Серия запланированных мероприятий с детьми позволили приобщить детей к изучению истории родного края, на основе воспитания чувства патриотизма, гуманности, нравственности и формирования бережного отношения к историческим местам.
Посещение музея расширило представления детей о музее и музейной культуре, позволило в доступной форме узнать уникальную историю своей малой Родины.
Использование разнообразных форм работы и направлений музейной педагогики (театрализации, бесед, рисования, рассматривания экспонатов, атрибутов) способствовали повышению интереса детей к истории родного края, развитию познавательной активности, любознательности, внимания.
На втором этапе (в специально организованной деятельности с детьми) у детей обогатился словарный запас: точно и правильно использовать слова, дети сами задавали вопросы, делились впечатлениями со сверстниками и взрослыми. Свои представления о родном крае воспитанники отражали в играх, рассказах, рисунках.
Дети совместно с родителями участвовали в создании мини-музея «Мы помним, мы гордимся…», размещенной в старшей группе детского сада.Экспонаты были представлены в виде документов, наградных листов, предметов старины, военной литературы, художественных произведений, открыток, фото, была подобрана видеотека с фильмами о Великой Отечественной войне, CD диски с музыкальными произведениями на военную тематику. Работа была кропотливой, но очень интересной. С помощью родителей и благодаря коллективу музея были оформлены тематические экспозиции: «Знаем! Помним! Гордимся!», «9 мая посвящается» (экспозиция открыток), «Победа в рисунках детей». Совместно с детьми были выполнены задания в поисковой деятельности.
На третьем этапе мы представили свой музей в форме презентации на празднике «Великой Победе посвящается…». Дети и взрослые пели песни военных лет, читали стихотворения, танцевали, слушали воспоминания ветеранов. Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к истории нашего народа. Ребята узнали много нового и интересного из истории своей страны. Родители с детьми стали посещать музеи города, библиотеки. В домашних видеотеках у многих появились фильмы о Великой Отечественной войне, диски с песнями тех лет. Сплоченные общей идеей дети стали более отзывчивыми и доброжелательными. Сотрудничество детского сада и музея благотворно повлияло на формирование у детей нравственных качеств, воспитание чувства любви к малой и большой Родине.
Результат изменений
Понимание воспитанниками ценности победы нашего народа в Великой Отечественной Войне, проявление интереса к историческим событиям нашей Родины, формирование личностных качеств: патриотизма, героизма, справедливости. Тесное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников в ходе подготовки и оформления выставки «Спасибо деду за Победу!». В результате осуществления проекта было создано мультимедийное пособие для детей старшего дошкольного возраста с целью изучения истории подвига людей, победивших фашизм.