Кошкина Алина Васильевна
воспитатель
МБДОУ ДС № 39 "Золушка" г. Туапсе
Объемная аппликация как средство развития творческого воображения у детей 6 года жизни
Творческое воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Усвоить образовательную программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. В старшем дошкольном возрасте творческое воображение развивается особенно интенсивно, и если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у старших дошкольников, необходима организованная и систематичная работа, реализованная в виде комплекса занятий развития.
В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.
В психолого-педагогической литературе отмечают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий:
1) эмоциональное общение с взрослыми;
2) предметно - манипулятивная деятельность;
3) необходимость разных видов деятельности
В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно - ролевые игры
Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Аффективно-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий
К возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире
По мнению Е. Е. Кравцовой существуют следующие условия развития творческого воображения у детей:
- процесс воспитания творчества у детей предполагает, прежде всего, воспитание взрослых, способных руководить творчески;
- обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и ребёнка, где каждый из участников - полноправный член.
Взрослому принадлежат следующие функции: во-первых, он демонстрирует разнообразные творческие способы деятельности, во-вторых, организует жизнь и деятельность ребёнка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений
В качестве средств, развивающих воображение, можно использовать все виды деятельности ребенка:
- сюжетно-ролевые, дидактические игры и игры-драматизации
- чтение литературных, волшебных сказок, кратких фольклорных произведений, стихов, прослушивание музыкальных произведений
- рисование
- лепка
- конструирование.