ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Котелянец Елена Геннадьевна

Учитель-логопед

МБДОУ  «Золотой ключик»

г. Ноябрьск,  ЯНАО

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

«Комплексная помощь детям с ОВЗ раннего возраста

с нарушениями в речевом развитии»

 

Составитель: Котелянец Е.Г., учитель-логопед МБДОУ «Золотой ключик», г. Ноябрьск

 

Возраст ребенка от рождения до трех лет является наиболее важным в становлении его социального, познавательного, речевого и двигательного развития. Возникающие в этот возрастной период различные отклонения в развитии, которые проявляются даже в минимальной степени, могут привести к выраженным расстройствам двигательной, психической и речевой функций в последующем возрасте.

С другой стороны, ранний возраст характеризуется пластичностью и значительными возможностями в целом всего организма и нервной системы в частности. Это создает возможность снизить проявление последствий отрицательного воздействия различных патогенных факторов. Следовательно, пластичность мозга определяет большие потенциальные возможности в коррекции нарушенных или отстающих в своём развитии функций.

Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии ребенка и тем самым смягчить или предупредить вторичные отклонения.

Одним из наиболее важных течений современной специальной педагогики и психологии является ранняя помощь детям с отклонениями в развитии. Раннее вмешательство – система различных мероприятий, направленных на развитие детей раннего возраста (от рождения до трех лет) с нарушениями развития или риском появления таких нарушений, и мероприятий, ориентированных на поддержку родителей таких детей.

Возраст с рождения до 3 лет является наиболее важным периодом в жизни ребенка. Наличие ранней и адекватной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии малыша и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить уже имеющиеся отклонения, значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь более высокого их уровня развития, а также более успешной интеграции в общество.

Что такое ранняя помощь?

Ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых детям и их семьям, направленных на раннее выявление детей, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей. При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7 - 8 лет;

Кого можно отнести к группе для оказания ранней помощи?

Группой для оказания ранней помощи являются семьи с детьми в возрасте от 0 до 3 лет, у которых имеются отставание в физическом или умственном развитии, нарушения здоровья, с высокой вероятностью приводящие к задержкам развития.

Основные критерии отнесения ребенка к категории нуждающихся в ранней помощи:

  • возраст ребенка от рождения до 3-х лет;
  • наличие интеллектуальных, сенсорных, эмоциональных, двигательных, речевых недостатков развития, их сочетаний или риска их возникновения;
  • наличие потребности в специальном комплексном сопровождении;
  • семьи, осуществляющие воспитание и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми группы риска раннего возраста.

 

Какие факторы актуализируют необходимость развития вариативных форм психолого-медико-педагогической помощи детям раннего возраста и их семьям?

  • низкое качество репродуктивного здоровья родителей;
  • снижение уровня здоровья детей от рождения до младшего школьного возраста;
  • дефицит учреждений для детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями;
  • накопленный в образовательной практике опыт сопровождения детей раннего возраста;
  • высокая эффективность комплексной помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска.

В настоящее время остро стоит вопрос о своевременном выявлении детей с различными патологиями на ранних этапах развития, о своевременном получении ими комплексной помощи, способствующей удовлетворению их особых потребностей. Это связано с ростом числа новорождённых с различными патологиями.

 

Направления работы службы ранней помощи в ДОУ:

  1. Диагностическое направление.

Осуществление деятельности по обследованию ребенка, выявлению его особенностей развития и потребностей в ранней помощи, а также изучение потребностей и ресурсов семьи.

  1. Коррекционно-развивающее направление.

Обеспечение помощи в выборе индивидуального образовательного маршрута; разработку и реализацию коррекционно-развивающих программ в работе с детьми раннего возраста.

  1. Консультативное направление.

Реализация специальных программ обучения родителей и включение их в коррекционно-педагогический процесс.

  1. Информационно-просветительское направление.

Обеспечение поддержки общественных инициатив, направленных на совершенствование гарантий свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями.

 

Услуги ранней помощи, оказываемые детям и их семьям:

  1. Услуги на этапе выявления ребенка, нуждающегося в ранней помощи, и включения в программу ранней помощи:
  • выявление детей;
  • информирование о ребенке организаций или служб, отвечающих за предоставление ранней помощи ребенку и его семье.
  1. Услуги на этапе вхождения ребенка и семьи в группу получателей ранней помощи:
  • установление нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи, информирование родителей о программе ранней помощи;
  • обследование (оценка) развития ребенка и среды (семьи) для последующего составления индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи;
  • разработка индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи;
  1. Услуги на этапе реализация индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи:
  • координация и сопровождение реализации индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи;
  • консультирование и обучение членов семьи;
  • социально-психологические услуги, психологическая помощь ребенку и семье;
  • формирование и развитие социально-бытовых навыков ребенка;
  • формирование и развитие речи, навыков общения ребенка;

 

Актуальность реализации данного направления обусловлена:

  • расширением инклюзивных тенденций в дошкольном образовании и неготовности детей с ОВЗ и инвалидностью к интеграции в ДОУ,
  • с наличием региональных различий в положении детей с ОВЗ, инвалидностью, их семей, отсутствием вариативных моделей организации и функционирования ранней помощи,
  • потребностями детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточная эффективность использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей,
  • значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей с ОВЗ и инвалидностью и отсутствием целостной системы их комплексного сопровождения,
  • необходимостью разрыва между временем определения первичного нарушения в развития ребенка и началом целенаправленной коррекционной работы,
  • необходимостью снижения временных границ начала образовательного процесса (до первых месяцев жизни ребёнка).

 

В связи с возрастающим количеством детей с речевыми нарушениями (которые в основном выявляются в 4-5 лет), актуальным становится вопрос о профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста. Поэтому основными направлениями такой комплексной работы являются:

  1. Медицинское сопровождение детей «группы риска». Обязательное сопровождение врачом педиатром, невропатологом.
  2. Развитие моторной сферы на занятиях с учителем – дефектологом, инструктором по адаптивной физической культуры: нормализация мышечного тонуса (общий массаж, физкультурные занятия, дифференцированный массаж лицевой и оральной мускулатуры; дифференцированный массаж кистей и пальцев рук, самомассаж биологически активных точек); формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений (восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти); упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.
  3. Развитие высших психических функций просматривается на занятиях у психолога или дефектолога: сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной, внимания (зрительного, слухового, двигательного, восприятия (зрительного, слухового, мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно, творческих способностей, межанализаторного взаимодействия; формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.
  4. Работу над развитием импрессивной речи организует учитель-логопед, специалист по раннему возрасту. В данном направлении логопед будет расширять понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки, грамматических категорий и предложных конструкций, инструкций, вопросов, несложных текстов.
  5. Логопед так же осуществляет работу по развитию экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т.д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем мире.
  6. Работа с родителями, в этом направлении прослеживается работа многих специалистов. Содержание направления отразится в следующем: совместное обсуждение программ профилактического обучения и воспитания; знакомство с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; согласование тем, содержания, методов обучения ближайших занятий; посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; занятия-консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы).

 

 

 

В работе необходимо применять практические и наглядные методы и приемы:

массаж, гимнастика, подражание, вслушивание, рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-игровые действия с игрушками, рисование, конструирование и др.

 

Система работы по профилактике речевых нарушений широко представлена в работе служб раннего вмешательства, которые созданы при реабилитационных центрах социального обслуживания. На отделениях раннего вмешательства работа специалистов, отражается в командной организации педагогического влияния по достижении единых целей. Стоит отметить, что логопедическая работа очень востребована среди родителей клиентов. Дети раннего возраста получают широчайший спектр услуг.

Педагогический процесс полностью направлен на устранение проблем и профилактику нарушений у детей. Работа по профилактике нарушений предусматривает различные формы организации мероприятий (это могут быть индивидуальные, и групповые занятия для малышей).

Эффективная логопедическая помощь, оказываемая в сензитивный для речи период в возрасте от 2 до 3 лет, т. е. в период, когда идет активное становление речевой функции. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования начатков речи и избежать вторичных наслоений. В результате, в дальнейшем можно добиться полной компенсации речевых нарушений еще до поступления ребенка в школу. Влияние речевых проблем на процесс формирования личности ребенка можно значительно ослабить, если начать раннюю профилактическую работу, а в некоторых случаях и коррекцию. Это позволит проводить специальную работу по восполнению пробелов в речевом развитии детей. Очень важный момент при организации занятий с детьми это то, что формы проведения предусматривают непосредственное участие и взаимодействие родителей. Это позволит наиболее быстро достигать плановых результатов по устранению имеющихся пробелов в формировании личности ребенка.

Все вышеизложенное подтверждает важную роль профилактики нарушений речи у детей с задержкой речевого развития «группы риска». Раннее начало коррекционного воздействия будет способствовать успешному преодолению нарушений речи в дошкольном возрасте, что исключит различные проблемы и трудности в школьном обучении. Приоритетным будет являться в первую очередь согласованная работа многих специалистов. Необходимо помнить и о комплексном подходе в профилактической работе с детьми. Очень важно отметить первоначальный подход психологической помощи в профилактике ранних речевых отклонений. Тесная взаимосвязь и контакт с родителями обучающихся позволит достичь положительных начальных результатов.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.