Жарко Елена Борисовна
Воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Надежда»
ЯНАО
город Ноябрьск
НОД по социальному миру: предметное окружение
Разработала: Жарко Елена Борисовна, воспитатель МАДОУ «Надежда»,
город Ноябрьск
Возраст: подготовительная к школе группа
Тема: «От костяной иголки до швейной машинки» (история развития профессии швея, портной)
Технология «Река времени», элементы социо-игровой технологии, ИКТ -технологии
Форма проведения: познавательно-игровое
Цель: дать детям представление о истории появления швейной иглы, швейной машинки, возникновении профессий портной, швея.
Задачи: 1. Обучающие:
- познакомить с историей появления иглы, швейной машинки, швейными принадлежностями;
- расширить и уточнить представления о профессии портной, швея. Закрепить знания о процессе изготовления одежды;
- формировать умения решать проблемно-поисковые, игровые задачи.
- Развивающие:
- развивать и активизировать познавательные процессы;
- расширить и активизировать словарь по теме «Профессия портной, швея» (профессия, работа, ателье, фабрика, швея, портниха, одежда, ткань, швейная машинка, нитки, ножницы, кроить, шить), исследователи, далекое прошлое, прошлое, современный мир;
- развивать мелкую и общую моторику, умение творчески относиться к выполнению поставленных задач.
- Воспитывающие задачи:
- воспитывать у детей уважение к людям данной профессии;
- способствовать позитивному настрою на успех;
- воспитывать умение работать в коллективе;
Виды деятельности: познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная.
Методические приемы: проблемно-поисковый (решение проблемы), словесный, наглядный, практический.
Организаций детей в деятельности: индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в микрогруппах.
Предварительная работа с детьми: чтение произведения «Путешествие дядюшки Тик-Так» английского писателя Дональда Биссета., просмотр презентации «От костяной иголки до швейной машинки
(история профессии швея, портной)», д\игра «Профессии», с\р игра «Ателье».
Материалы и оборудование: презентация «Путешествие по реке времени», интерактивная доска, музыка: этническая музыка древнего мира, средневековье, Барбарики «У друзей нет выходных»; мольберт, ватман с изображением реки и временными отрезками: древний мир, средневековье, современный мир; предметные картинки по эпохам: иглы, швейные машинки, люди в разных видах одежды; указка.
Ход:
1 Вводная часть: «Приветствие»
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
- Дети стоят в кругу.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель: А вы любите путешествовать и узнавать что-то новое? (Да)
Я предлагаю вам представить себя исследователями и отправиться в необычное путешествие «От костяной иголки до швейной машинки» по реке времени. А поможет нам карта, где указан маршрут путешествия и испытания, которые нам предстоит преодолеть, как настоящим исследователям.
Садитесь на стульчики (волшебная лодка, на которой мы будем путешествовать по реке времени)
и посмотрим на карту, где указан маршрут путешествия, испытания, которые нам предстоит преодолеть. За каждое пройденное испытание мы получим смайлик. Смайлики будут появляется на экране, и нам будет видно все ли этапы путешествия пройдены. Готовы? Путешествие начинается. (Начинаем) Чтобы попасть в прошлое надо сказать волшебные слова:
«Если дружно встать на ноги,
Топнуть, прыгнуть – не упасть
То по реке времени можно в прошлое попасть!
Основная часть
Испытание 1.
Звучит музыка (этническая музыка древнего мира)
Вот мы и оказались с вами в прошлом, где жили древние люди, носившие одежду из шкур. А с помощью чего они соединяли (сшивали) шкуры? (С помощью костяных игл и жил животных. Они научились сшивать их с помощью жил животных. Иглы изготавливались из камня или кости)
Древний человек еще не умел сам делать иголки, поэтому находил их в природе. Это были острые шипы деревьев и кустарников, кости рыб и птиц. Позже человек догадался в костяной иголке проделать ушко и вдеть в него нитку.
Давайте обратим внимание на экран и посмотрим на одежду древних людей и орудия, с помощью которых она была сшита. Конечно, в те времена каждый был сам себе швеёй.
В: Молодцы. Правильно все рассказали. Получаем смайлик. Путешествие продолжается.
Встаем и говорим волшебные слова: «Если дружно встать на ноги,
Топнуть, прыгнуть – не упасть
То по реке времени можно в средневековье попасть!
Звучит музыка (средневековье)
Мы перенеслись с вами во времена, когда люди научились плавить медь, бронзу и железо, появились металлические иголки с загнутым в виде ушка концом для нитки. Люди научились изготавливать разные ткани и шить одежду. Стали появляться мастера, которые шили одежду и их назвали портные. Много позже появились стальная игла и льняная нитка, и на много десятилетий они оставались главным инструментом швеи. С их помощью мастера сшивали куски кожи, меха и ткани.
Пошив одежды, да и вся отделка были ручной работой, которая оплачивалась по часам. Чем сложнее покрой, тем дороже получался заказ. Ко многим портным и закройщикам выстраивалась настоящая очередь.
Профессия портной во все времена считалась почетной, ведь портные до конца XIX века занимались всеми этапами изготовления одежды – от проектирования модели до их пошива и декорирования.
Бартелеми Тимонье (1793-1857). И только в середине XIX века в Англии были придуманы первые швейные машины, которые выполняли только самые простые операции по сшиванию краев ткани.
Давайте обратим внимание на экран и посмотрим на одежду людей и орудия, с помощью которых она была сшита.
Воспитатель: чтобы продолжить путь нам надо пройти испытание. Для этого нам надо встать в круг и выполнять движения, глядя на меня, как в игре «Зеркало»
Мы веселые портные (хлопают)
Измеряем мы длину (наклон вперед, пальцы рук касаются пола)
Высоту (руки вверх, встали на носочки)
И ширину (руки в стороны)
Шьем, утюжим, вышиваем (показываем действия руками)
Никогда не унываем (пружинка)
Будут все красивые, (покружились)
Умные, счастливые (наклон, руки в стороны)
Воспитатель: Молодцы. Путешествие продолжается.
Звучит музыка (Барбарики «У друзей нет выходных»)
Вот мы и оказались в нашем времени. Здесь нам предстоит пройти ряд испытаний:
- Загадку отгадай, что за инструмент называй. Если правильно отгадаете, появится картинка на экране.
Инструмент бывалый, не большой, не малый.
У него полно забот, он и режет, и стрижёт. (Ножницы)
Всех на свете обшивает, что сошьёт — не надевает. (Игла)
На пальце одном ведёрко — вверх дном. (Напёрсток)
На поляне шерстяной пляшет тонконожка,
Из-под туфельки стальной выползает стежка. (Швейная машинка)
То назад, то вперёд ходит, бродит пароход.
Остановишь — горе! Продырявит море. (Утюг)
Есть в иголке, есть в катушке,
Даже есть в игольном ушке. (Нитки)
Молодцы.
- Определи лишние предметы (и подбери к картинкам подходящий контур) – мальчики называют лишние предметы и объясняют свой выбор; девочки подбирают подходящий контур и объясняют свой выбор.
Молодцы. Справились с испытаниями. Смайлик.
Внимание на экран. Постепенно механики вносили в устройство швейных машин все новые и новые усовершенствования.
Теперь с помощью швейной машины стало возможно не только шить, но и вышивать, обметывать петли, простегивать подкладку и даже пришивать пуговицы. И какие разнообразные изделия можно сшить благодаря мастерству портных и швей.
Ребята, профессия швеи очень трудная и нужная. Потому что швея шьёт нам разную одежду, которую мы носим каждый день, от труда швеи зависит наше настроение и внешний вид.
Каждый труд почетен и важен.
А наше путешествие по реке времени подходит к концу и пришло время возвращаться в детский сад.
Но для этого нам надо пройти еще одно испытание:
заполнить нашу реку времени картинками, начиная с древности до наших дней. Мы по цепочке будем подходить к столу и выбирать картинку, размещая ее на реке времени с древности до наших дней.
Вот и заполнили всю нашу реку времени.
Смотрим на карту – маршрут пройден, испытания преодолены. Все смайлики собраны. Все мы были дружные, активные, находчивые, как настоящие исследователи.
Подведение итогов
Молодцы. Смайлик.
А теперь вставайте в круг и давайте произнесем волшебные слова:
«Если дружно встать на ноги,
Топнуть, прыгнуть – не упасть
То по реке времени можно в детский сад попасть!»
ИТОГ: игра «Передай улыбку, настроение» (Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу хорошее настроение, улыбку на целый день.)
Дети делятся впечатлениями, что было интересно, что не очень, в чем возникали сложности, с чем справлялись легко.