ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Жидкова Людмила Викторовна

Педагог-психолог

МДОУ «Детский сад № 10 «Россияночка»

Нижегородская область, городской округ Семеновский, город Семенов

Влияние эмоционального мироощущения на формирование инициативности у старших дошкольников

Жидкова Л.В.

Педагог-психолог

 Дошкольное детство – большой и ответственный период психического развития ребенка. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Нарушение любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка.

      К важным особенностям дошкольного возраста можно отнести формирование инициативного поведения, которое имеет важное значение для решения задачи умственного воспитания дошкольников и подготовки их к школьному обучению.

      Вопрос о существовании  способности и склонности ребенка к инициативе в организации совместных действий со взрослым и со сверстником стал предметом нашего изучения, которое мы проводим в ходе повседневной работы. Проведенное нами психологическое обследование детей на эмоциональное благополучие в группе детского сада показало, что уровень эмоционального благополучия детей в группе не так высок, и сопоставляя полученные результаты с данными по инициативности, мы наблюдаем положительную корреляцию, т.е. чем ниже уровень эмоционального благополучия детей в группе, тем ниже уровень их инициативных проявлений в деятельности. (Темненко Л.В. Особенности инициативного поведения детей с проявлениями дисгармоний в эмоциональном мироощущении (старший дошкольный возраст)/ Оздоровление и развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М., 2004.)

      Полученные данные свидетельствуют о связи особенностей эмоционального мироощущения и инициативного поведения детей.  В эмоциональном мироощущении ребенка может проявляться доминирование разнообразных негативных переживаний, свидетельствующих о проявлении дисгармоний в его эмоциональной сфере. Одной из причин этого является ограничение взаимоотношений ребенка со взрослым, т.к. именно это общение является базовым условием становления эмоционального мироощущения ребенка.

       Итак, основным условием преодоления эмоциональных дисгармоний является коррекция фрустрированного взаимоотношения взрослого с ребенком, а на его основе развитие активной позиции ребенка и инициативного поведения как одной из ее форм. 

       Исходя из полученных данных, нами была проведена работа по нескольким направлениям:

  1. Работа с родителями по изучению психологических закономерностей развития ребенка, по формированию у них «воспитательной компетентности».
  2. Работа с воспитателями по организации благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями, с другими людьми.
  3. Работа с детьми по обогащению специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения.  

     Активное привлечение родителей к участию в коррекционной работе диктуется рядом обстоятельств.

     Во-первых, достижение коррекционного эффекта в процессе специальных занятий, проводимых психологом с детьми, само по себе еще не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка дома, в детском саду. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное воздействие на близких ребенку взрослых с целью изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружения родителей адекватными способами коммуникации.

     Во-вторых, неправомерные требования, предъявляемые родителями к детям, которые чаще всего бывают связаны с недостатком знаний о возрастных нормах развития ребенка, с недостаточно чутким отношением к ребенку, к его эмоциональным состояниям, потребностям и реальным возможностям.  

     Основные формы и методы работы с родителями

  1. Родительское собрание.

     Темы:  -  «Семья и ее влияние на ребенка»

  • «Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье»
  • «Знаю ли я своего ребенка?»
  • «Агрессивное поведение»
  • «Если отношения с ребенком вышли из-под контроля…»
  • «Что мешает нам выслушать и понять своего ребенка?..»
  1. Лекция.
  2. Дискуссия.
  3. Диагностика отношения родителей к ребенку (Методика PARI Е.Шеффер, Р.Белла Семейная жизнь глазами матери).
  4. Анкетирование (Общие сведения о ребенке в семье).

    Эмоциональное мироощущение ребенка также во многом определяется характером общения с воспитателем детского сада. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы, а также оказывает существенное влияние на становление своеобразных форм инициативного поведения.

     Теоретический курс «Основы коммуникации» (Шипицина Л.М.,Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.) создан для обучения специалистов и решает следующие задачи:

  1. Изучение условий создания благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и т.д.
  2. Формирование представлений о развитии личности ребенка, его коммуникативных способностях, важность этих знаний для каждой семьи, каждого учреждения обучающего и воспитывающего профиля.
  3. Ознакомление специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста, с теоретическими основами разработки проблемы коммуникации.
  4. Формирование у них умений и навыков практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей, предусматривающих реализацию следующих задач:
  • пробуждение и укрепление у детей интереса к окружающим людям и воспитание чувства взаимоуважения, взаимодоверия;
  • создание ситуаций, позволяющих ребенку проявить и развить свои индивидуальные способности;
  • развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей;
  • обучение искусству общения в различных формах и ситуациях.
  1. Ознакомление специалистов с методами проведения целенаправленной

работы с семьей – первой школой воспитания ребенка.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА 

Раздел

Тема

Кол-во часов

Вводный

Проблемы онтогенеза общения

4

1

Общение детей в семье

4

2

Общение со сверстниками

4

3

Игра – педагогическая азбука общения

5

4

Педагогическое общение – специально организованное межличностное взаимодействие воспитателя с детьми

4

5

Выявление особенностей межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми

4

6

Коррекционные приемы преодоления барьеров в общении, развитии  понимания себя и других, снятие психического напряжения и создание возможностей для самовыражения

6

 

       Цель проведения занятий с детьми – создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми. Исходя из этого был подобран практический курс обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста «Азбука общения» (Шипицина Л.М.,Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.)

Цель курса: формирование у детей 3-6 лет социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.

Основные задачи курса:

                 -   обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;

  • воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;
  • развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;
  • формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;
  • развитие активной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
  • развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения; формирование доверия к собеседнику;
  • выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;
  • развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения;
  • обучение детей речевым средствам общения;
  • коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.

Структура.  Программа  включает 9 основных разделов.

  1. Мир познания (единство с природой)
  2. Языки общения (навыки общения с внешним миром).
  3. Тайна моего «Я» (формирование собственного «Я»).
  4. Этот странный взрослый мир (формирование потребности в общении со взрослыми).
  5. Как мы видим друг друга (формирование потребности в общении со сверстниками).
  6. Фантазия характеров (в игре рождается истина, в отношениях формируется характер).
  7. Умение владеть собой (желаемое и возможное).
  8. Культура общения (этикет).
  9. Мальчик и девочка (он – папа, она - мама).

 

Диагностические средства оценки проведенной работы:

  1. Методика исследования внутрисемейных отношений («Рисунок семьи»)
  2. Диагностика тревожности (по В. М. Астапову)
  3. Методика исследование инициативных проявлений детей в процессе взаимодействия со взрослым. (по Г.А.Цукерман)

     СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

 И ИНИЦИАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

            Уровень

 

Группа

Уровень эмоционального благополучия

Уровень инициативного поведения

До коррекционной работы

После коррекционной работы

До коррекционной работы

После

коррекционной работы

Подготови-

тельная

61%

74%

35%

58%

Старшая

58%

86%

29%

53%

 

     Сравнительный анализ результатов диагностического обследования детей, проведенного до и после коррекционной работы показывает:

  1. Значительное снижение уровня тревожности детей, что свидетельствует о повышении их эмоционального благополучия и эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям.
  2. Увеличение более чем в 1,5 раза инициативных проявлений в поведении детей.

      Таким образом, мы наглядно проследили связь особенностей эмоционального мироощущения и инициативного поведения детей.     

 

Литература

  1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. - М., 1984. - С. 173.
  2. Бажин Е.Ф., Корнеева Т.В., Эткинд А.М. Исследование образного уровня восприятия. // Психологический журнал. - 1981. Т-2. № 4. – С. 24 – 29.
  3. Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал. - 1998. - №4, С. 49-60.
  4. Васильев И.А. Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в исследованиях эмоций. // Психологический журнал. – 1992. - № 6. – С. 80.
  5. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций М. – 1984. - С. 14.
  6. Выготский Л.С. Эмоции и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. – 1986. - № 6 - С. 62-76.
  7. Выготский Л.С. Проблема эмоций. // Вопросы психологии. – 1985. - №3. – С. 17 – 18.
  8. Горбатков А.А. Позитивные и негативные эмоции: Взаимосвязь и ее зависимость от уровня субъективного развития индивида// Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - №1. - С.61-71.
  9. Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности. // Вопросы психологии. – 1975. - №6. – С. 21-34.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.