воспитатель
КЛИМЕНКО ЛЮДМИЛА ИННОКЕНТЬЕВНА
МБДОУ ДС № 22 «Голубок» г. Туапсе
Программное содержание
Обобщить и систематизировать знания детей о свойствах и значении воды для жизни всего живого на Земле. Упражнять в различении морских и речных обитателей; знать об условиях их жизни. Закреплять умения расшифровывать знаки условных обозначений природных явлений. Совершенствовать умения устанавливать связь между временем года и соответствующим природным явлением и его знаком.
Развивать умения проводить элементарные опыты с водой, рассуждать, делать выводы. Развивать умение ориентироваться в пространстве и на плоскости листа. Расширять элементарные экологические знания об охране воды и водоемов, опыт сотрудничества в парах и умение анализировать результат совместной работы.
Воспитывать бережное отношение к природе, к воде; нравственные качества, доброжелательные отношения в коллективе.
Предварительная работа
Проведение сюжетно – ролевых игр: «На борту корабля», «В гости на морское дно», «Загадки Нептуна».
Д/игры: «Кто живет в реке», « Морские рыбы», «Угадай морское животное», «Путешествие по Байкалу», «Календарь погоды»
Материал и оборудование
Письмо от Царя Нептуна. Объемные макеты: «Прогноз погоды», « Морское дно». «Экспериментальная лаборатория» оформленная плакатами «Береги реки», «Экономь воду», «Значение воды в жизни человека». Карточки со знаками условных обозначений, картинки с изображением природных явлений, Карточки – знаки Нептуна с порядковым номером, по два прозрачных стакана на каждого ребенка с пресной и соленой водой, перепелиные яйца. Объемный модуль – конструктор, презентация «Обитатели подводного мира». Плоскостные силуэты и объемные фигурки морских рыб и животных, плоскостные изображения на (А – 4) обитателей рек, морей и озера Байкал. Фонограмма: «Звуки моря», песни «На палубе матросы». Костюмы моряков на каждого ребенка.
Ход занятия
Пространство группы разделено на несколько частей: Монитор прогноза погоды в виде большого макета, лаборатория прогноза погоды – столы со схемами - навигаторами, экспериментальная лаборатория - столы с оборудованием для проведения опытов, творческая лаборатория – большой макет подводного мира с плоскостными силуэтами и объемными фигурками из пластилина водных обитателей, ракушки, камешки. На полу в середине групповой комнаты наклеена клетчатая схема из скотча, в клетках которой расположены плоскостные изображения морских и речных обитателей. На заднем плане приготовлен объемный модуль – конструктор.
Воспитатель приветствует гостей: Уважаемые пассажиры! Команда научно – исследовательского корабля приглашает вас в морское путешествие.
Воспитатель: - Внимание команда! Стройся! Дети в костюмах моряков выстраиваются в шеренгу.
Воспитатель объявляет: - Сегодня наша команда отправляется в научно исследовательскую экспедицию по морским водным просторам.
Цель нашего путешествия: - Мы должны познакомиться с морскими обитателями, изучить условия их жизни под водой и расширить свои знания о свойствах воды. На нашу почту пришло интересное письмо.
Послушайте: - «Уважаемые исследователи! Я – владыка морей. Царь Нептун. Я не всем открываю путь в свои морские владения. Только смелые, отважные, и находчивые смогут путешествовать по моим владениям. Тот, кто справится со всеми заданиями и препятствиями, которые я расставил на палубе вашего корабля и у себя в подводном царстве станет моим почетным гостем».
Воспитатель обращает внимание на знаки с изображением Нептуна и порядковым номером. (Звучит фонограмма звука шторма). Кажется, Нептун начинает нас испытывать. Внимание! Ребята, из-за сильного ветра вышли из строя мониторы, которые показывают прогноз погоды. Надо срочно починить эти приборы иначе мы не сможем выйти в море. (Это задание носит интегрированный характер.)
Воспитатель приглашает детей в лабораторию прогноза погоды, называет детей для выполнения задачи сложной степени, и предлагает приступить к работе: нужно разместить условные обозначения напротив картинок – навигаторов, которые обозначают природные явления. Другие дети работают в парах и выполняют следующее задание: нужно провести линии с соответствующими условными обозначениями к картинке с изображением одного из четырех времен года. Четыре пары детей и четыре времени года. (Дети выполняют задание). После выполнения задания воспитатель предлагает провести самопроверку друг у друга. Молодцы, ребята справились с заданием. Шторм закончился, погода восстановилась, и теперь мы можем выйти в открытое море.
Воспитатель обращает внимание на следующий знак Нептуна, с цифрой два. Нептун интересуется, умеете ли вы делать опыты с водой? Море спокойное и сейчас мы можем заняться экспериментами. Воспитатель предлагает пройти в экспериментальную лабораторию. (Дети занимают места за столами).
Опыт с водой.
Перед каждым ребенком на столе расставлены прозрачные стаканчики с водой, в тарелочках разложены мелкие перепелиные яйца для проведения опыта.
- Какие свойства воды вы знаете? (Ответы детей). Нептун хочет познакомить вас с еще одним свойством – плотностью воды. В воде могут растворяться разные вещества, в результате меняется ее плотность. А вы знаете, что на море плавать легче, чем в реке или озере? Думаете почему? Да потому, что в морской воде растворена соль, а она лучше удерживает тело на поверхности. Чтобы убедиться в этом проведем опыт с яйцом.
Перед вами по два прозрачных стаканчика. Стаканчик с синей меткой, заполнен чистой водой. А в стакане с красной меткой растворена соль: Теперь опускаем одно сырое яйцо в стакан с обычной водой. Оно потонет. (Дети выполняют) А теперь берем второе яйцо и опускаем его в другой стакан. Яйцо оказалось на поверхности воды. Вывод: Благодаря соли предмет удерживается на поверхности. Это свойство называется – плотность.
Воспитатель предлагает детям отправиться морское царство Нептуна.
Конструирование батискафа.
- Как вы думаете, с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей). А еще можно опуститься с помощью батискафа. Батискаф – это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за подводной жизнью. Я предлагаю вам построить батискаф из модулей. Дети расставляют объемный конструктор в форме полукруга. - Рассаживайтесь удобнее у иллюминаторов, мы с вами погружаемся на морское дно. (Звучит аудиозапись звуков моря).
Просмотр презентации «Обитатели морского дна»
Воспитатель обращает внимание на следующий знак Нептуна, с цифрой три. Он находится на мониторе компьютера. Нептун хочет познакомить вас со своими морскими обитателями. Дети просматривают презентацию.
- Вы убедились, что на морском дне много интересного и познавательного. Воспитатель обращает внимание детей на очередные знаки Нептуна, с номерами четыре и пять. Нептун хочет поиграть и проверить, какие мальчики внимательные, а девочки изобретательные. Для выполнения следующего задания нам нужно разделиться на две экспериментальные группы. Девочки будут работать в творческой лаборатории – оформлять макет подводного мира. А у мальчиков задание сложнее. - Вы должны проявить смекалку, внимание и показать свои знания в морской игре.
Работа в творческой лаборатории.
Воспитатель предлагает девочкам занять места в творческой лаборатории. Девочки самостоятельно расставляют и прикрепляют заранее приготовленные детьми из разных материалов силуэты и объемные фигурки морских обитателей на объемный макет подводного мира.
Команда мальчиков играет с воспитателем в напольную игру «Морские клетки».
Игра «Морские клетки»
Воспитатель предлагает найти , занять клетку с картинкой определенного морского обитателя и назвать его.
- Найдите, пожалуйста, клетку с изображением речной рыбы; морского животного; морской рыбы; животного озера Байкал.
Воспитатель предлагает помочь девочкам закончить макет.- Ребята, сегодня вы справились со всеми заданиями Нептуна, он должен быть доволен нашими победами.
Воспитатель предлагает всем детям выстроиться на напольных клетках и объясняет правила следующей общей игры.
Игра «Вода - не вода»
- Если я называю слово, обозначающее то, что содержит воду (лужа, радуга) - поднимаете обе руки;- Если, названный предмет или явление не имеют никакой связи с водой (ветер, камень) - руки поднимать не надо.
- Внимание! Воспитатель называет слова: - Дождь, ручей, туча, лед, болото, океан, лужа, река, радуга, озеро, снег, родник, море, град, облако, лодка, рыба, ракушка, луна, камень, ветер, акваланг, песок, глина.
- Вот мы и выяснили, что вода принимает разные формы и бывает в разных состояниях. А что, если бы вдруг вода исчезла? ( Ответы детей) Не было бы дождя и снега — высохли бы реки, озера и моря, погибли бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, зверей и человека!
- Дело в том, что моря, океаны и реки находятся сейчас в беде. Почему? Люди их сильно загрязнили. Часто случаются аварии - в море сливается нефть. Заводы и фабрики сбрасывают в моря и реки грязную воду, люди бросают мусор: бутылки, банки, пакеты, все, что нам не нужно, (демонстрация соответствующего иллюстрационного материала на макете ) В результате животные и растения в морях и реках плохо себя чувствуют и даже погибают.
- Ребята, что же нужно делать, чтобы этого не происходило? Как вы думаете? (Ввести запретные меры.)
- Расскажите, как нужно заботиться о чистоте рек, озер, морей, пользуясь этими “запрещающими знаками” (2—3 человека).
- Вода, которую дарит нам природа, из-за неправильного отношения людей, становится очень дорогой. Надеюсь, что вы бережно будете относиться к воде, потому что вода - наше богатство!
По команде воспитателя дети выстраиваются в шеренгу. Обращает внимание детей на то, что путешествие закончилось, поздравляет детей с выполнением заданий Царя Нептуна и предлагает завершить экспедицию веселым морским танцем.
Дети в костюмах моряков выстраиваются по линиям. Звучит фонограмма песни «На палубе матросы», Дети исполняют веселый морской танец. После исполнения танца воспитатель раздает детям небольшие сюрпризы от Царя Нептуна.