Примакова Наталья Ермолаевна
Педагог-психолог
МАОУ СШ № 154 СП Детский сад «Парус»
Россия
Красноярский край
Город Красноярск
Использование техники коллажа в ДОУ
Сегодня требования ФГОС ДО определяют приоритетные направления в развитии детей. На первый план выходит личностно-ориентированный подход, где важное место занимает создание условий в ДОУ для развития творческих способностей детей, их инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности. Усилиями педагогов появляется много новых методик и техник, направленных на всестороннее развитие личности детей.
Техника коллажа давно применяется педагогами и психологами в самых различных целях. Коллаж (от фр. collage — оклеивание, приклеивание) — техника и основанная на ней разновидность декоративного искусства, заключающаяся в вырезании фигур по контуру из какого-либо материала: разноцветной бумаги, картона, ткани, кожи и в прикреплении этих фигур к основе. В отличие от сходной техники аппликации в коллаже используют разнородные материалы, различающиеся по своей природе, цвету, фактуре, и различные технические приёмы их соединения, например: ткани и картона, холста и металлической фольги. Всё в целом и образует желаемую композицию.
Создание коллажа не имеет жестких правил и рамок, в процессе его изготовления не требуется соблюдение определенных пропорций и структуры, наоборот, приветствуется необычность и оригинальность, наложение элементов и выход за контуры. Все это создает условия для самовыражения, проявления инициативы на фоне свободы и творчества.
В зависимости от целей, стоящих перед педагогами ДОУ, создание коллажа совместно с детьми можно использовать как средство планирования деятельности, как непосредственно саму деятельность и как подведение итогов деятельности. Форма создания коллажа также может быть различной: индивидуальной и коллективной.
При планировании какой-то деятельности (занятий, событий, мероприятий) коллаж может выступать определенным вспомогательным средством. Дети, совместно с педагогами, определяются с темой и начинают «наполнять» ее содержанием. Например, если тема недели «Зимние забавы, новогодние хлопоты», то предполагаемые занятия и мероприятия могут быть такими: чтение сказок про зиму и Новый год, вырезание снежинок, украшение группы детского сада, аппликации, рисунки и поделка по теме, игры на прогулке и лепка снеговика, экскурсия на фабрику новогодних игрушек и т.д. Затем к этому содержанию подбирается наполнение коллажа. Все зависит от фантазии детей и педагогов, главное, чтобы мысли и идеи получили визуальное воплощение: с опорой на наглядно-образное мышление детям проще «осваивать» такую сложную функцию как планирование. Для создания коллажа подходят различные картинки (раскраски или нарисованные самостоятельно), фотографии, вырезки из газет и журналов, фантики, салфетки, кусочки ткани, веревочки и ленточки, пластилин, веточки и палочки, вата или синтепон, пуговицы и бусины, сделанные из цветной бумаги или фетра конвертики, кармашки; коробочки, детали конструктора и другие различные предметы и материалы. Готовый коллаж можно разместить в группе детского сада в роли «мотиватора» и напоминания о предстоящей деятельности. А по завершении всех предполагавшихся мероприятий, можно подвести итоги и обсудить свершившиеся или нет планы, учесть успехи либо недочеты на будущее.
Если речь идет о создании коллажа в рамках продуктивной творческой деятельности (на заданную или свободную тему), то тут использование различных материалов более вариативно. Здесь важен сам процесс изготовления, и коллаж выступает скорее не в роли средства, а объекта деятельности, что, в принципе, не исключает возможности и других его функций.
При составлении коллажа в качестве обобщения какой-либо деятельности, подведения ее итогов, он, как и в первом случае, может стать техникой, с помощью которой результаты полученного опыта будут наглядно отражены и проанализированы. Здесь можно говорить о коллаже как рефлексивном методе.
Таким образом, техника коллажа достаточно универсальна, проста в применении, с радостью и интересом воспринимается детьми, создает условия для поддержания их инициативы, развития творческих способностей, мышления, памяти, внимания, речи, позволяет решить многие педагогические задачи.