Ходотова Елена Викторовна
Воспитатель
Наро-фоминская СОШ №4 СУИОП
Московская область
Наро-Фоминский район
Д. Таширово
Трафаретный театр. Формирование связанной речи.
Особое значение для дошкольников имеет диалогическая речь, поскольку она носит социальный характер. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт со взрослыми и сверстниками.
В дошкольном учреждении особое значение в старшем дошкольном возрасте следует уделять именно диалогическому взаимодействию детей друг с другом, поскольку в общении со сверстниками речь их более богата точными языковыми средствами; именно в диалоге с ровесниками дети учатся слышать и понимать того, с кем общаются, согласовывать и контролировать собственные действия и действия партнера. В процессе согласования и контроля немаловажная роль отводится как речевым, так и не речевым средствам (мимики, жесты и т.д.)
Поэтому свою работу мы сконцентрировали на создание такого средства, как трафаретный театр. Работу можно разделить на два этапа ручной труд-создание с помощью трафаретов бедующих персонажей диалогической сказки; речевой этап-это собственно диалогическое взаимодействие. Дети, используя изготовленных трафаретных персонажей, сочиняют диалогическую сказку.
Последовательность первого этапа.
1 Обводка персонажей по трафаретам. (покупные или сделанные своими руками).
2 Раскрашивание получившихся персонажей по своему желанию. При этом ребенок может придать своему герою разное настроение, раскрасить его в разный цвет. Выполнение такой работы помогает развитию творческого воображения ребенка.
3 Вырезание фигурки. Ребенок с помощью ножниц вырезает фигурку героя своей сказки. При этом решается несколько задач: ребенок учится работать ножницами, совершенствует координированность движений пальцев рук. Это несомненно способствует развитию руки в целом.
4 Далее проводится совместная деятельность воспитателя и детей: закрепление фигурок сказочных персонажей на основе (это может быть карандаш или палочка, с помощью которой ребенок манипулирует своим героем). Прикрепить заготовку к карандашу можно с помощью скотча.
Когда подготовительный этап завершен, мы переходим к основному этапу. Развитию связной речи. Дети, используя фигурки сказочных персонажей, вступают в диалогическое взаимодействие. Работа проходит в парах, или группа детей, в которые дети объединяются по желанию. В дальнейшем воспитатель сам подбирает пары. В случае необходимости, чтобы продемонстрировать суть взаимодействия, воспитатель может встать в пару с ребенком.
Необходимо отметить, что перед началом работы по составлению сказок воспитатель должен познакомить детей с особым видом сказки-диалогическими сказками. В таких сказках отсутствуют слова автора, а взаимодействуют два или несколько героев, которые разговаривают между собой.
Очень важно в процессе составления таких сказок помогать детям, задавая разные темы: «Как звери готовились к зиме?», «Как звери поссорились?», «Как зайчик потерялся?», «Встреча друзей», «Одинокий котенок нашел друга». При этом чем конкретнее заявлена тема для сочинения сказки, тем более целенаправленным станет диалог. Наблюдая за детьми в процессе работы, взрослому легко понять, кто в паре занимает активную позицию, а кто пассивную. В последующем это позволит взрослому подбирать пары, объединяя детей с разной коммуникативной позицией (работа проводилась по методике Т.И. Гризик «Развитие речи детей 5-6 лет» из программы «Из детства в отрочество»). Важно понимать, что в составлении диалогических сказок главное - сам процесс взаимодействия детей, а не результат (полученная сказка)
Вашему вниманию предлагается несколько диалогических сказок, которые сочинили дети.
Как звери готовились к зиме
(В сказе участвуют два персонажа - две белочки.)
-Белочка, давай готовиться к зиме!
-Давай, тогда надо собрать грибы и ягоды.
-Побежали быстрей!
-Смотри, а вот и орешки на кустике висят.
-Давай я буду их срывать, а ты относить в дупло.
-Хорошо!
-А теперь поскакали искать грибы.
-Bo-o-o-o-н полянка! Наверное, там много грибов.
-А это что? Непонятно...
-Ни орех, ни грибок, ни ягода. Что же это?
-Да это же морковка! Наверное, ее зайчик потерял.
-Давай отнесем ему, ведь это его запас.
- Давай!
Встреча друзей
(В сказке участвуют два персонажа - белочка и зайчик.)
-Привет, как тебя зовут?
-Меня - Рыжик.
-А меня - Крош. А почему тебя зовут Рыжик?
-Потому что я рыженький. А у тебя почему такое странное имя - Крош?
-А я в семье самый маленький, крошечный, вот меня так и назвали.
-Давай играть в прятки? Чур, я вожу!
-С удовольствием!
- Один, два, три, четыре, пять, я иду искать! Где ты спрятался? А, вот ты где...
-Теперь я вожу!
-Ой, меня мама зовет домой! Я побежал.
-До встречи! Приходи завтра на эту полянку, опять поиграем.
Три котенка
(В сказке участвуют трое детей, озвучивающих роли трех котят.)
-Мяу-мяу, не надо драться.
-Смотрите, мышка!
-Давайте ее ловить! Кто быстрее?
-Ой, а вот и прудик!
-Да там же рыбка! Давайте ее ловить!
-Кто быстрее?
-Ой, я весь промок...
-А я люблю купаться.
-Пойдемте сушиться по домам, а потом опять выйдем гулять.
(Котята убегают, возвращаются два котенка.)
-А где Рыжик?
-Давай пойдем к нему в гости?
-Отлично!
-Почему ты не выходишь гулять, Рыжик?
-Да я заболел.
-Тогда выздоравливай побыстрей!
-Мы будем тебя часто навещать. До встречи!