выполнила:
воспитатель
Орехова Светлана Валентиновна
МБДОУ-ЦРР детский сад №1 «Чайка»
Московская область
город Лобня
Проект: «Мы – защитники природы».
Тип проекта: Информационно – познавательный, детско – родительский.
Вид проекта: творческий, исследовательский, групповой.
Участники проекта: дети группы «Фантазеры», воспитатели, родители, муз. руководитель.
Сроки реализации: 03.04.2017. – 28.04.2017г.
Актуальность.
Рыбе – вода, зверю – лес, степи,
горы, а человеку нужна Родина.
И охранять природу –
значит охранять Родину.
М. Пришвин
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта
Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке, как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем
Цель проекта: формирование экологической культуры старших дошкольников.
Задачи:
- Развивать представления об опасностях для природы, со стороны действий человека;
- Воспитывать бережное отношение к природе, природоохранное поведение.
- Познакомить детей с явлениями природы, со способами сохранения и восстановления окружающей среды;
- Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
- Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
- Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
- Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.
- Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
- Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.
Формы и методы работы:
- ООД;
- продуктивная деятельность – экспериментирование,
рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд;
- чтение художественной литературы;
- театрализованная деятельность и праздники;
- наблюдение в уголке природы и на прогулке;
- организация труда в уголке природы, на участке, на огороде;
- игры;
- работа с календарем природы, дневником наблюдения,
журналом опытов;
- подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;
- взаимодействие с семьей;
- рассматривание репродукций картин, иллюстраций,
фотографий, альбомов.
Прогнозируемый результат:
- у дошкольников формируется способность сопереживать живым существам, сильно меняется отношение детей к природе – они не рвут цветов, не причиняют вреда деревьям, не пугают птиц, а помогают им.
- создание в группе экологически благоприятной среды;
- повышение у детей уровня знаний по экологии;
- совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.
Реализация проекта:
Этапы/сро-ки |
Содержание работы
|
Организа-ционный этап. 3.04.- 10.04. |
1.Документально-организационная работа: o Выбор темы и составление паспорта проекта; o Подбор иллюстративного материала по теме, художественных произведений для чтения, загадок, аудиозаписей; o Анкетирование «Экологическое образование в семье»; o Подготовка памяток, рекомендаций, консультаций для родителей по теме проекта.
|
Основной этап. 11.04.- 25.04.
В теч.проекта
18.04.
11.04. 14.04.
17.04. 19.04. 13.04. 21.04.
10.04. 19.04.
14.04. 10.04. 20.04. 18.04. 24.04. 21.04. 25.04. 28.04.
27.04. |
Работа с детьми: o Дидактические игры: - «Стань другом природы!»; - «Про растения»; - «Животные»; - «Во саду ли в огороде»; - «Экологические пирамиды»; - «Пищевые цепочки».. o Чтение художественной литературы: - А. Блок «На лугу». - С. Городецкий. «Весенняя песенка». - В. Жуковский. «Жаворонок». - Ф. Тютчев. «Весенние воды». - К. Коровин «Белка». - Ю. Коваль «Русачок-травник». - Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась». - Е. Пермяк «Для чего руки нужны». - Б. Заходер «Мохнатая азбука». - И. Токмакова «Деревья в стихах». - В. Бианки «Мастера без топора». - В. Степанов «Птицы в стихах». - Ю. Энтин «О многих шестиногих». - Ф. Тютчев «Весенняя гроза». o Рассматривание иллюстраций, плакатов, альбомов на тему: «Земля - наш общий дом!», «Берегите природу!»; o Обыгрывание этюдов. o Викторина по произведениям М. Пришвина. o Экспериментирование: - «Ознакомление со свойствами бумаги». - «Ознакомление со свойствами пластмассы». o Творческая деятельность: - рисование «Плакат о защите природы»; - рисование «Наш дом – Земля»; - лепка «Природа - глазами детей»; - аппликация «Эмблема ко Дню Земли»; - оформление альбома «Жалобная книга природы»; - коллективная работа «Пусть всегда будет солнце!»; -аппликация «Подснежник»; - Оригами «Первоцветы». o ООД: - «Жалобная книга природы» - «Берегите первоцветы!» - «Природу надо беречь!» - «Планета Земля в опасности!» - «Леса и луга нашей родины» - «День Земли». o Оформление выставки «Экология - глазами детей». o Акция «Украсим Землю цветами» (посадка рассады для клумб) o Оформление альбома «Экологические правила»
Работа с родителями: o Информация на стенде: «С ребенком в лесу». o Календарь праздничных дат «22 апреля - День Земли». o Оформление папки - передвижки «Планета земля в опасности!». o Консультация для родителей «Мы любим природу!». o Выставка совместного творчества «Экология глазами детей». o Помощь в оформлении альбома «Жалобная книга природы». |
Итоговый этап. 26.04.- 28.04.
|
o Развлечение «День Земли». o Подведение итогов работы над проектом. o Оформление выставки «Экология глазами детей». o КВН «Мы друзья природы!». |
Ознакомление со свойствами бумаги.
Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги. Познакомить детей с видами бумаги.
Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования);
Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);
Д/и «Вхождение в образ» (Я бумага – описание ребенком вида бумаги и ее назначения).
Опыт. «Изготовление новой бумаги».
- Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой.Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.
- На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками.
- Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.
- Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать.
«Ознакомление со свойствами пластмассы»
Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.
Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);
Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод- пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);
Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;
Д/и «Расскажи о предмете» (описание пластмассового предмета).
Анкета для родителей
«Экологическое образование в семье»
Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
- Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)
- Есть ли комнатные растения? Какие?
- Кто ухаживает за животными или растениями?
- Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.
- Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?
- С какой целью?
- Где ребенок обычно проводит лето?
- Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?
- Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.