выполнила:
воспитатель
МАДОУ детский сад № 69 «Ладушки»
Старооскольского городского округа
Дергун Татьяна Викторовна
Методы и приемы активизации двигательной активности детей на прогулке
во второй младшей группе
(выступление на педагогическом совете)
Для детей младшего дошкольного возраста характерны интенсивный рост и развитие организма. Это один из периодов так называемого кризиса в морфофункциональном развитии ребенка, наиболее благоприятный для качественного скачка в двигательном развитии. В этом возрасте дети способны выделять отдельные элементы движений, что способствует их более детальному осознанию. У детей возникает интерес к результатам движений, правильности их выполнения, появляется естественность, легкость, ритмичность. Потребность детей в движениях реализуется в подвижных играх, самостоятельной двигательной активности, специально организованных занятиях.
Усвоению ребенком двигательного опыта и его развитию способствуют такие методы обучения, как информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного обучения, а также методы развития творчества.
Информационно-рецептивный метод выражается во взаимосвязи, взаимозависимости совместной деятельности педагога и ребенка. Полноценное усвоение двигательных действий обеспечивает метод организации воспроизведения способов деятельности, или репродуктивный метод. Реализуя его, воспитатель продумывает систему физических упражнений, направленных на воспроизведение известных ребенку действий, которые сформировались в результате применения информационно-рецептивного метода. Репродуктивный метод повышает усвоение знаний и навыков, позволяет использовать их по образцу и варьировать в разнообразных ситуациях.
Методы проблемного обучения рассматриваются как элементы, составные части целостной системы обучения: если в ней в качестве составной части отсутствует проблемное обучение, ее нельзя считать полноценной. Только усвоение ребенком готовых знаний не сможет научить его мыслить, развить до необходимого уровня способность к творческой деятельности.
Метод регламентации направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развития психофизических качеств.
Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок как бы передвигается по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на различные мышцы, органы и системы организма. Цель метода состоит в достижении оздоровительного эффекта от упражнений и в повышении работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга.
Наглядные методы формируют представления о движении, чувственные восприятия и двигательные ощущения, развивают сенсорные способности; вербальные (словесные) методы активизируют сознание ребенка, способствуют более глубокому осмыслению поставленных перед ним задач, осознанному выполнению физических упражнений, пониманию их содержания, структуры, самостоятельному и творческому использованию их в различных ситуациях; практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильности их восприятия, моторных ощущений. Практические методы жестко регламентированы.
Игровой метод дает возможность совершенствовать двигательные навыки, самостоятельные действия, проявления творчества. Соревновательный метод используется во всех возрастных группах. Перед малышами ставится задача типа "Кто быстрей принесет флажок", "Кто дальше бросит мяч". При обучении движениям все методы взаимосвязаны.
Каждый из них включает в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач.
Прием - составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. При обучении детей используются разнообразные приемы. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие каждого ребенка.
Приемы должны соответствовать программному содержанию двигательного материала, возрастным и типологическим особенностям, степени владения движениями, общему развитию ребенка. Целесообразный подбор приемов позволяет воздействовать на все анализаторные системы, активизировать сознание, самостоятельность и творчество при выполнении двигательных заданий.
В методике физического воспитания используются общедидактические приемы.
Приемы наглядного метода разнообразны. Наглядно-зрительные приемы включают правильный, четкий показ образца движения или отдельных его элементов; подражание образцам окружающий жизни; использование зрительных ориентиров для формирования ориентировки в пространстве; использование кино- и видеофильмов, фотографий, графиков, рисунков, телепередач и т.д.
Тактильно-мышечная наглядность основана на непосредственной помощи воспитателя, который путем прикосновения к ребенку уточняет и направляет положение отдельных частей его тела. Например, воспитатель проводит рукой по спине ребенка, чтобы тот перестал сутулиться и принял физиологичное положение тела, или помогает ребенку наклониться пониже, если тот затрудняется сделать наклон вперед.
Предметная наглядность включает использование предметов, пособий для формирования представлений о движении, способствует контролю и коррекции положения тела при выполнении упражнений.
Наглядно-слуховые приемы осуществляют звуковую регуляцию движений, которые выполняются под музыку, песни, ритм бубна, барабана, прибаутки, стихотворения. Использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, регулирует темп и ритм, но и вызывает у ребенка эмоциональный подъем, стимулирует желание выполнять движения.
Приемы вербального (словесного) метода играют важную роль при обучении ребенка движению. Используются приемы краткого одновременного описания и объяснения физических упражнений. Они опираются на двигательный и жизненный опыт ребенка, его представления. Это пояснения, сопровождающие конкретный показ движения или его отдельных элементов; указания о выполнении движения; беседа, предваряющая введение новых физических упражнений и подвижных игр; уточняющая сюжет подвижной игры или последовательность двигательных действий и т.п.; вопросы, которые воспитатель задает ребенку до начала выполнения физических упражнений, чтобы выяснить, насколько он осознал последовательность выполнения двигательных действий, или проверить имеющиеся представления об игровых действиях, образах сюжетной подвижной игры, уточнить игровые правила.
В физическом воспитании широко используются команды, распоряжения, сигналы, например "Равняйсь", "Раз, два, три - беги!" и т.д. Они требуют различной интонации, динамики и выразительности.
В физическом воспитании дошкольников используются считалки. С раннего детства и до вступления в юность с их помощью выбирают водящих в играх. Она способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, благородство, чувство товарищества (этический фактор). К словесным приемам относится образный сюжетный рассказ. Он чаще всего используется для объяснения сюжетных подвижных игр.
Важным средством обеспечения достаточной двигательной активности ребенка, удовлетворения его потребности в движениях служат подвижные игры и физические упражнения, организуемые воспитателем на прогулке. Следует отметить большое значение этой формы работы для развития и совершенствования двигательных умений и навыков, а также навыков совместной игры.
Подвижные игры и физические упражнения организуются на прогулке ежедневно. Однако их количество и длительность не являются постоянными. В дни физкультурных занятий проводится, как правило, одна игра длительностью от 6 до 10 мин. На остальные дни подвижные игры планируются в сочетании с физическими упражнениями. Игра вместе с упражнениями должна занимать не менее 15—20 мин. Сочетание физических упражнений и подвижных игр может быть разным. Оно зависит от подготовленности детей, от сезона года и состояния погоды, от предшествовавших прогулке занятий. Так, в начале года следует подбирать более простые, знакомые детям игры и упражнения. В летнее и зимнее время целесообразно сочетать с подвижной игрой спортивные упражнения. Можно на одной прогулке проводить и по две-три подвижных игры, разных по характеру движений. Физкультурный инвентарь, атрибуты для игр необходимо периодически менять, использовать с учетом состояния погоды, содержания занятий, а также физической подготовленности и индивидуальных особенностей детей.
Во второй младшей группе уже возможны игры, где малыши действуют не только подгруппами, но и всей группой. При организации игр нужны внимание и помощь со стороны воспитателя.
Дошкольники этого возраста проявляют большой интерес к играм, в которых имеется ответственная роль (ловишки, волка, кота и др.). Многие дети, особенно к концу года, хорошо справляются с такой ролью. Но все же воспитатель, как и в первой младшей группе, еще часто берет на себя роль водящего.
Педагог должен стремиться к тому, чтобы дети постепенно приучались сами организовывать игры. Для этого прежде всего необходимо проводить подвижные игры живо, эмоционально, интересно, так, чтобы малышам хотелось в них играть. Важно поддерживать даже самые робкие попытки детей организовать игру, оказывать им всестороннюю помощь.
Дети этого возраста владеют уже достаточным запасом двигательных навыков. Они увереннее действуют с мячом, влезают на лестницы, умеют прыгать, хорошо ходят и бегают. Многие катаются на велосипеде, на санках, ходят на лыжах. Поэтому в сочетании с играми на прогулке могут быть организованы и упражнения в данных видах движений. Однако воспитателю следует помнить, что в начале года необходимо использовать игры и упражнения, которые проводились в первой младшей группе. Хорошо зная их, большинство детей быстро объединяются для совместной деятельности, а новички легче включаются в такую игру. Это облегчает педагогу организацию игр и упражнений в первые месяцы пребывания детей в группе.
Во второй младшей группе при подготовке к подвижным играм и физическим упражнениям с детьми четвертого года жизни необходимо соблюдение следующих основных требований: знание воспитателем практического материала, создание условий, в которых будут проводиться подвижные игры и упражнения, наличие необходимых пособий (крупных и мелких) и удобное их размещение. Важным фактором повышения эффективности игр является продумывание педагогом приемов активизации детей, индивидуального подхода, назначения воспитанников на ответственные роли, такой организации детей, которая помогла бы усложнить их игровые действия, и т. п.
Если малыши ранее не встречались с персонажами предстоящей игры, детей следует познакомить с ними заранее. Делать это лучше всего в свободное от занятий время. Можно, например, на участке понаблюдать, как прыгают воробушки, рассмотреть иллюстрацию, на которой изображены наседка и цыплята, зайчик или другие животные. Целесообразно предложить тут же детям проделать движения, характерные для этих персонажей, чтобы при объяснении игры не тратить время на их усвоение.
Необходимо привлекать детей к подготовке к игре. Это вызывает у них интерес к предстоящей деятельности, способствует воспитанию трудовых навыков, помогает педагогу с наименьшей затратой времени организовывать воспитанников на игру.
В холодные периоды года и при неблагоприятных погодных условиях целесообразно проводить игры с простыми движениями (ходьбой, бегом). Не следует предъявлять строгих требований к качеству выполнения упражнений детьми, задавать быстрый темп.
При любых условиях во второй младшей группе ежедневно должна проводиться одна подвижная игра на прогулке с участием всех воспитанников и, кроме того, игры и игровые упражнения в разное время дня с небольшим количеством участников.
Прогулка на воздухе оказывают максимально оздоровительный эффект, так как позволяют выполнять движения на большом пространстве, усиливают физическую нагрузку, предоставляют широкие возможности для проведения спортивных игр, эстафет. Однако теплый костюм и обувь не способствуют точности, выразительности и красоте движений.
Исследования показали необходимость проведения регулярных прогулок на воздухе в течение круглого года (Л. Карманова, В.Фролов, Г. Юрко). Они содействуют функциональному совершенствованию организма ребенка, его закаливанию, повышению сопротивляемости простудным заболеваниям.
Подбор физических упражнений, игр определяется планом работы, составленным на основе Программы. Исходя из перспективного и календарного планов, учитывающих возраст детей, состояние здоровья каждого ребенка, общий уровень развития, приобретенные двигательные навыки, индивидуально-типологические особенности детей, время года, а также предыдущую деятельность детей, намечаются задачи и отбираются конкретные физические упражнения.
Подвижные игры
Игры с бегом. «Цветные автомобили», «Самолеты», «У медведя во бору», «Птички и кошка», «Лохматый пес», «Найди себе пару», «Бездомный заяц», «Ловишки», «Огуречик», «Карусель».
Игры с прыжками. «По дорожке на одной ножке», «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается».
Игры с ползанием и лазаньем. «Котята и щенята», «Перелет птиц», «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Пастух и стадо», «Кролики», «Не опоздай», «Не задень».
Игры с бросанием и ловлей. «Мяч через сетку», «Подбрось-поймай», «Сбей булаву», «Кегли», «Кольцебросы», «Попади в ворота».
Игры на ориентировку в пространстве, на внимание. «Найди свое место», «Найди и промолчи», «Прятки», «Найди, где спрятано».
Народные подвижные игры. «Дорожки», «Змейка», «Лошадки», «Заря», «Стрекозы».
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- Антонов Ю. Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века», «Аркти» М. , 2001 г.
- Глазырина Л. Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» М. 2001 г.
- «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду, С-П, 2002 г.
- Кудрявцев В. Т. , Нестерюк Т. В. , «Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4-7 лет», М. ,1997 г.
- Кудрявцев В. Т. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М. , 1999 г
- Манахеева М. Д. «Воспитание здорового ребенка», «Аркти», М. , 2000 г.
- Сивачева Л. Н. «Физкультура – это радость» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.