выполнила:
Варисова Диля Магарифовна
МБОУ «СШ № 8»,
ЯНАО Тюменская обл. г.Новый Уренгой
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ к ООП ООО
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»
|
|
|
Рассмотрено на заседании МО Протокол от 29.08.2016 № 1
|
Принято на Педагогическом совете Протокол от 31.08.2016 № 1 |
Утверждаю Директор МБОУ «СШ №8» ___________/О.И.Головцова/ Приказ от 31.08.2016 № 336 |
|
|
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
Уровень образования основное общее образование (7- 9 классы)
Срок реализации 3 года (7а, 9а «пилотные» классы)
Составитель Варисова Диля Магарифовна
Разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию к линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова для основной школы
2016/2017 учебный год
Аннотация
к рабочей программе по курсу « Обществознание» 7-9 классы (ФГОС ООО)
Варисова Диля Магарифовна, учитель обществознания МБОУ«СШ №8», г.Новый Уренгой, ЯНАО
Рабочая программа по обществознанию для 7-9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), Фундаментального ядра содержания общего образования (раздел «Обществознание»), Примерной программы основного общего образования по обществознанию к линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова для основной школы (авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, А.Ю. Лазебникова, доктор педагогических наук, член-корреспондент, Н.Ф.Виноградова, кандидат педагогических наук, Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук, Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук, А. И. Матвеев, кандидат педагогических наук).
Программа включает: пояснительную записку, общую характеристику учебного курса, описание места учебного курса в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса, содержание учебного курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного курса, календарно - тематическое планирование.
Цели курса:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Общая характеристика учебного курса «Обществознание»
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Место учебного курса «Обществознание» в учебном плане
Согласно учебному плану школы на изучение предмета «Обществознание» отведено в 7-8 классах – 35 часов (1 час в неделю), 9-х классах – 34 часа (1 час в неделю).
Срок реализации программы: 3 года.
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Обществознание».
7-9 классы (ФГОС ООО)
Изучение обществознания на уровне основного общего образования призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей, общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, первичного анализа и использования социальной информации; сознательного непринятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Общая характеристика программы
Рабочая программа по обществознанию для 7-9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (основное общее образование), Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию к линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова для основной школы (авторы: Л. Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, А.Ю. Лазебникова, доктор педагогических наук, член-корреспондент, Н.И. Городецкая, кандидат педагогических наук, Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук, А. И. Матвеев, кандидат педагогических наук).
Программа включает: пояснительную записку, общую характеристику учебного курса, описание места учебного курса в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса, содержание учебного курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного курса, календарно - тематическое планирование (приложение).
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
- Общая характеристика учебного курса «Обществознание»
Структура курса и последовательность предъявления материала
Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.
В рабочей программе выделены два самостоятельных, связанных между собой этапов, с учётом возрастных особенностей школьников - подростков.
Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Третья тема — «Человек и природа» раскрывает основную проблематику нравственных и правовых отношений человека и природы.
На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей обучающихся.
В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной культуры» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, воспитательной программы школы «Успешный человек», деятельностью детских общественных организаций (гражданско-патриотический клуб «РУСИЧ»), реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций (УУД). В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности, органическое сочетание этих технологий с традиционными методиками.
Формы организации учебной деятельности: урок, урок-семинар, урок-практикум, урок-игра, урок- дискуссия и др.
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросами (тестирование, проверка качества выполнения практических заданий), могут быть использованы методы социологического исследования (анкетирование, самооценка и т. д.)
Формы контроля:
- тестирование;
- устный опрос;
- задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
- моделирование жизненных, учебных ситуаций;
- творческие задания по выбору обучающихся и др.;
Промежуточная аттестация по обществознанию проводится в форме теста в 8 - 9 классах и среднего арифметического результатов четвертных отметок за год в 7-х классах в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом, Уставом ОУ, Положением о промежуточной аттестации с целью получения объективной оценки усвоения обучающимися образовательной программы по обществознанию каждого года обучения в общеобразовательной организации.
Сроки проведения промежуточной аттестации утверждаются приказом директора школы не позднее 3-х недель до окончания учебного года.
Программа по обществознанию на уровне основного общего образования призвана помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования.
- Место учебного курса «Обществознание» в учебном плане
Согласно учебному плану школы на изучение предмета «Обществознание» отведено в 7-8 классах – 35 часов (1 час в неделю), 9-х классах – 34 часа (1 час в неделю).
Рабочая программа для 7-9 классов рассчитана на 104 учебных часа согласно учебному плану школы и календарному учебному графику (допускается внесение изменения и (или) корректировка количество часов в рабочую программу (календарно-тематические планирование) в связи с неблагоприятными климатическими и погодными условиями, эпидемиологическими ситуациями).
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса по обществознанию
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
- Содержание учебного курса « Обществознание». 7-9 классы (104 ч)
I этап (5-7 класс)
7 класс (35 часов)
Введение. Как работать с учебником? (1 ч)
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе (15 ч)
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение Преступления и проступки Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Практикум по главе 1 «Регулирование поведения людей в обществе».
Глава 2. Человек в экономических отношениях (12 ч)
Экономика и ее роль в жизни общества Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители и производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы влияющие на производительность труда. Роль разделения и развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
Практикум по главе 2 «Человек в экономических отношениях».
Глава 3. Человек и природа (4 ч)
Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды.
Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Практикум по главе 3 "Человек и природа".
Обобщение курса «Обществознание» за 7 класс (3 ч)
II этап (8 - 9 классы)
8 класс (35 часов)
Введение. Как работать с учебником? (1 ч)
Глава 1. Личность и общество (6 ч)
Человек. Отличие человека от других живых существ. Человек, общество, природа. Природа и её значение в жизни человека.
Общество как форма жизнедеятельности людей Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Практикум по главе 1 «Личность и общество».
Глава 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль и гуманизм. Моральные нормы и поступки людей. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло - главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть - внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Практикум по главе 2 «Сфера духовной культуры».
Глава 3. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальные статусы и социальные роли. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Практикум по главе 3 «Социальная сфера».
Глава 4. Экономика (13 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора)
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда.
Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют.
Практикум по главе 4 «Экономика».
Итоговый тест (промежуточная аттестация) (1 ч)
Обобщение курса «Обществознание» за 8 класс (1 ч)
9 класс (34 ч)
Введение. Как работать с учебником? (1 ч)
Глава 1. Политика (9 ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Практикум по главе 1 "Политика".
Глава 2. Право (21 ч)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Правоотношения и субъекты права. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция РФ. Этапы развития Конституции. Конституция — основной закон РФ, закон высшей юридической силы. Главные задачи Конституции.
Основы конституционного строя РФ. Основные принципы конституционного строя. Федеративное устройство. Основы статуса человека и гражданина. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Права потребителей. Защита прав потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальная политика государства. Социальные права. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной.
Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Законодательство в сфере образования. Получение образования - и право, и обязанность.
Практикум по главе 2 «Право».
Итоговый тест (промежуточная аттестация) (1 ч)
Обобщение курса "Обществознание" за 9 класс (2 часа).
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам в жизни общества?
- Тематическое планирование
Распределение учебного материала в 7 классе
№ п/п |
Наименование главы |
Количество часов |
1. |
Введение. Как работать с учебником |
1 |
2. |
Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе |
15 |
3. |
Глава 2. Человек в экономических отношениях |
12 |
4. |
Глава 3. Человек и природа |
4 |
5. |
Обобщение курса «Обществознание» за 7 класс |
3 |
Итого: |
35 |
Распределение учебного материала в 8 классе
№ п/п |
Наименование главы |
Количество часов |
1. |
Введение. Как работать с учебником |
1 |
2. |
Глава 1.Личность и общество |
6 |
3. |
Глава 2.Сфера духовной культуры |
8 |
4. |
Глава 3. Социальная сфера |
5 |
5. |
Глава 4. Экономика |
13 |
6. |
Итоговый тест (промежуточная аттестация) |
1 |
7. |
Обобщение курса «Обществознание» за 8 класс |
1 |
Итого: |
35 |
Распределение учебного материала в 9 классе
№ п/п |
Наименование главы |
Количество часов |
1. |
Введение. Как работать с учебником |
1 |
2. |
Глава 1.Политика |
9 |
3. |
Глава 2. Право |
21 |
4. |
Итоговый тест (промежуточная аттестация) |
1 |
5. |
Обобщение курса «Обществознание» за 9 класс |
2 |
Итого: |
34 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
7 КЛАСС |
|
ГЛАВА 1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ |
|
1. ЧТО ЗНАЧИТ ЖИТЬ ПО ПРАВИЛАМ |
|
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры |
Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни |
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН |
|
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних |
Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Находить и извлекать социальную информацию о механизмах реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Называть права ребёнка и характеризовать способы их защиты. Приводить примеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних |
3. ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ ЗАКОНЫ |
|
Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость |
Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости |
4. ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА |
|
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга |
Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга |
5. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ДИСЦИПЛИНА |
|
Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание |
Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. ч- Характеризоватъ различные виды дисциплины. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины |
6. ВИНОВЕН — ОТВЕЧАЙ |
|
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних |
Характеризовать ответственность за нарушение законов. Определять черты законопослушного поведения. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения. Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних |
7. КТО СТОИТ НА СТРАЖЕ ЗАКОНА |
|
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебные органы Российской Федерации |
Называть правоохранительные органы Российского государства. Различать сферу деятельности правоохранительных орга нов, в том числе судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов |
8. ПРАКТИКУМ ПО ГЛАВЕ 1 «РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ» |
|
ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ |
|
9. ЭКОНОМИКА И ЕЁ ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ |
|
Экономика и её основные участники. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители |
Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике, приводить примеры их деятельности. Описывать различные формы организации хозяйственной жизни. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя |
10. МАСТЕРСТВО РАБОТНИКА |
|
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда |
Описывать составляющие квалификации работника. Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда |
11. ПРОИЗВОДСТВО: ЗАТРАТЫ, ВЫРУЧКА, ПРИБЫЛЬ |
|
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя |
Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда. Объяснять значение разделения труда в развитии производства. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства |
12. ВИДЫ И ФОРМЫ БИЗНЕСА |
|
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя |
Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны. Характеризовать особенности предпринимательской деятельности. Сравнивать формы организации бизнеса. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций |
13. ОБМЕН, ТОРГОВЛЯ, РЕКЛАМА |
|
Обмен. Товары и услуги, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике |
Объяснять условия осуществления обмена в экономике. Характеризовать торговлю и её формы как особый вид экономической деятельности. Раскрывать роль рекламы в развитии торговли. Выражать собственное отношение к рекламной информации. Оценивать своё поведение с точки зрения рационального покупателя |
14. ДЕНЬГИ, ИХ ФУНКЦИИ |
|
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег |
Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег |
15. ЭКОНОМИКА СЕМЬИ |
|
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам |
Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам |
16. ПРАКТИКУМ ПО ГЛАВЕ 2 «ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ» |
|
ГЛАВА 3. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА |
|
17. ЧЕЛОВЕК — ЧАСТЬ ПРИРОДЫ |
|
Человек — часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды |
Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества. Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам. Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли. Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. Различать ответственное и безответственное отношение к природе. Определять собственное отношение к природе |
18. ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ — ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ ЖИЗНЬ |
|
Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали |
Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы. Характеризовать смысл экологической морали |
19. ЗАКОН НА СТРАЖЕ ПРИРОДЫ |
|
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности |
Характеризовать деятельность государства по охране природы. Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе. Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы |
20. ПРАКТИКУМ ПО ГЛАВЕ 3 «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
8 КЛАСС |
|
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО |
|
1. ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ? |
|
Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя |
Выявить отличия человека от животных. Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Определять своё отношение к различным качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Объяснять понятие «самореализация». Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Приводить примеры основных видов деятельности человека |
2. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ПРИРОДА |
|
Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей природной среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек — звено в цепи эволюции или «вершина пирамиды»? |
Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку. Характеризовать возможности человеческого разума. Раскрывать значение моральных норм. Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей. Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы |
3. ОБЩЕСТВО КАК ФОРМА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ |
|
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения |
Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни |
4. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА |
|
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности |
Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития). Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем |
5. КАК СТАТЬ ЛИЧНОСТЬЮ |
|
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры |
Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность» Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность. Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность. Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры |
6. ПРАКТИКУМ ПО ГЛАВЕ 1 «ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО» |
|
ГЛАВА 2. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ |
|
7. СФЕРА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ |
|
Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России |
Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности российского народа. Выражать своё отношение к тенденциям в культурном развитии |
8. МОРАЛЬ |
|
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения |
Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали. Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций. Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека |
9. ДОЛГ И СОВЕСТЬ |
|
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека |
Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей |
10. МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР — ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ |
|
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль |
Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей |
11. ОБРАЗОВАНИЕ |
|
Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования. Самообразование |
Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ. Обосновывать своё отношение к непрерывному образованию |
12. НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ |
|
Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире |
Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе |
13. РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КУЛЬТУРЫ |
|
Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести |
Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни. Объяснять сущность и значение веротерпимости. Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать своё отношение к религии и атеизму |
14. ПРАКТИКУМ ПО ГЛАВЕ 2 «СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ» |
|
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА |
|
15. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА |
|
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество |
Выявлять и различать различные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения. Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников различного типа |
16. СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ И РОЛИ |
|
Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Тендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями |
Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанные и достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях. Описывать основные социальные роли старших подростков. Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе. Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями |
17. НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ |
|
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе |
Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность». Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения |
18. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ |
|
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни |
Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни |
19. ПРАКТИКУМ ПО ГЛАВЕ 3 «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА» |
|
ГЛАВА 4. ЭКОНОМИКА |
|
20. ЭКОНОМИКА И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
|
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора) |
Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические блага. Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора |
21. ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ |
|
Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем |
Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах |
22. СОБСТВЕННОСТЬ |
|
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности |
Объяснять смысл понятия «собственность». Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности. Называть основания для приобретения права собственности. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности |
23. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА |
|
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие |
Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Характеризовать условия функционирования экономической системы. Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги. Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества |
24. ПРОИЗВОДСТВО — ОСНОВА ЭКОНОМИКИ |
|
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация |
Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Различать товары и услуги как результат производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы производства. Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства |
25. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
|
Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство |
Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства. Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве. Оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности |
26. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ |
|
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами |
Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет». Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов |
27. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ |
|
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения |
Называть основные источники доходов граждан. Раскрывать причины неравенства доходов населения. Объяснять необходимость перераспределения доходов. Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения |
28. ПОТРЕБЛЕНИЕ |
|
Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя |
Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей |
29. ИНФЛЯЦИЯ И СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА |
|
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит |
Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения. Называть и иллюстрировать примерами формы сбережения граждан. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране. Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности. Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения |
30. БЕЗРАБОТИЦА, ЕЁ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ |
|
Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда |
Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называть и описывать причины безработицы. Различать экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости. Оценивать собственные возможности на рынке труда |
31. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ |
|
Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика |
Характеризовать причины формирования мирового хозяйства. Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений. Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства. Объяснять и конкретизировать примерами направления внешнеторговой политики государства. Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс» |
32. ПРАКТИКУМ ПО ГЛАВЕ 4 «ЭКОНОМИКА» |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
9 КЛАСС |
|
ГЛАВА 1. ПОЛИТИКА |
|
1. ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ |
|
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики |
Характеризовать власть и политику как социальные явления |
2. ГОСУДАРСТВО |
|
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства |
Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства |
3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ |
|
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире |
Сопоставлять различные типы политических режимов. Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства |
4. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО |
|
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ |
Раскрывать принципы правового государства |
5. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО |
|
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ |
Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление |
6. УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ |
|
Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма |
Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей. Проиллюстрировать основные идеи темы примерами из истории, современных событий, личного социального опыта. Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни. Обосновывать ценность и значимость гражданской активности. Приводить примеры гражданственности |
7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ |
|
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах |
Называть признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ. Характеризовать проявления многопартийности |
8. ПРАКТИКУМ ПО ГЛАВЕ 1 «ПОЛИТИКА» |
|
ГЛАВА 2. ПРАВО |
|
9. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА |
|
Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства |
Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы. Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать основные элементы системы российского законодательства |
10. ПРАВООТНОШЕНИЯ И СУБЪЕКТЫ ПРАВА |
|
Сущность и особенности правоотношений, различия в возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, субъекты правоотношений, правоспособность и дееспособность физических и юридических лиц, юридические факты, юридические действия, правомерные и противоправные юридические действия, события |
Раскрывать смысл понятия «правоотношение», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений». Объяснять причину субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений. Раскрывать смысл понятий «дееспособность» и «правоспособность». Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц. Объяснять причины этих различий. Называть основания возникновения правоотношений |
11. ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ |
|
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности |
Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений. Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности |
12. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ |
|
Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат |
Называть основные правоохранительные органы РФ. Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов |
13—14. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ |
|
Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы. Главные задачи Конституции. Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы конституционного строя |
Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу. Называть главные задачи Конституции. Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ. Характеризовать принципы федерального устройства РФ. Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина |
15—16. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА |
|
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ |
Объяснять смысл понятия «права человека». Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом. Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав) |
17. ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ |
|
Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя |
Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров. Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних. Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ. Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей |
18. ПРАВО НА ТРУД. ТРУДОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ |
|
Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях |
Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений. Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями. Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях |
19. СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ |
|
Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ. Сущность и особенность семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей |
Объяснять условия заключения и расторжения брака. Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей. Находить информацию о семейных правоотношениях и извлекать её из адаптированных источников различного типа |
20. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ |
|
Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Виды административных наказаний |
Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний |
21. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ |
|
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних |
Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений. Перечислять важнейшие признаки преступления. Отличать необходимую оборону от самосуда. Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних |
22. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА |
|
Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона |
Называть основные социальные права человека. Раскрывать понятие «социальное государство». На конкретных примерах иллюстрировать основные направления социальной политики нашего государства |
23. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЖЕРТВ ВООРУЖЁННЫХ КОНФЛИКТОВ |
|
Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов |
Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения. Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены. Оценивать необходимость и значение международно-правовой защиты жертв войны. Объяснять значение международного гуманитарного права. Раскрывать смысл понятия «военное преступление» |
24. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ |
|
Законодательство в сфере образования. Получение образования — и право, и обязанность |
Объяснять смысл понятия «право на образование». Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе. Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование |
25. ПРАКТИКУМ ПО ГЛАВЕ 2 «ПРАВО» |
|
26. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК |
|
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам в жизни общества? |
Характеризовать основные тенденции развития общества. Оценивать различные варианты социальных прогнозов и собственные перспективы. |
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного курса « Обществознание» 5-9 классы
Рабочая программа составлена к учебникам:
- Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой .— М.: Просвещение, 2013.
- Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.И.Городецкой .— М.: Просвещение, 2015.
- Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, А.И.Матвеева.— М.: Просвещение, 2016.
- Просвещение/CD-диск//Боголюбов Л.Н./Обществознание/6 кл.
- Учитель/CD-диск///Обществознание. Технологические карты по учеб. Л.Н. Боголюбова/6-9 кл. С-453
- Учитель/CD-диск/Учим вместе//ГИА.История.Обществознание/9 кл. С-423
- Кишенкова О.В. Сборник для тематического контроля и подготовки к итоговой аттестации по обществознанию в основной школе. - М., 2012
- Конституция Российской Федерации
- Конвенция ООН о правах ребёнка
- Семейный кодекс РФ
- Трудовой кодекс РФ
- Уголовный кодекс РФ и др. законодательные акты
- Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор
Литература для обучающихся
ОГЭ 2017. Обществознание: 40 вариантов типовых тестовых заданий/ А.Ю.Лазебникова, Е.Н.Калачёва. – М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 376 с. (Серия «ОГЭ. 50 вариантов. Типовые тестовые задания»)
Обществознание: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. / П.А.Баранов. – 2-е изд., испр.- Москва: Издательство АСТ, 2016. – 286 с.
Литература для учителя
ОГЭ 2017. Обществознание: 40 вариантов типовых тестовых заданий/ А.Ю.Лазебникова, Е.Н.Калачёва. – М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 376 с. (Серия «ОГЭ. 50 вариантов. Типовые тестовые задания»)
Обществознание: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ. / П.А.Баранов. – 2-е изд., испр.- Москва: Издательство АСТ, 2016. – 286 с.
- Планируемые результаты изучения учебного курса «Обществознание»
Человек в социальном измерении
Выпускник научится:
- использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
- характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
- на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека сравнивать и сопоставлять возможности и ограничения каждого возрастного периода;
- в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
- характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
- описывать гендер как «социальный пол»; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек.
- на основе полученных знаний давать нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями; своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
- демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества
Выпускник получит возможность научиться:
- формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных «параметров личности»;
- описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
Ближайшее социальное окружение
Выпускник научится:
- характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
- характеризовать основные роли членов семьи, включая, свою;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
- описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
Общество – большой «дом» человечества
Выпускник научится:
- распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
- характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
- различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
- применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;
- выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
Выпускник получит возможность научиться:
- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
- объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
- выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.
Общество, в котором мы живем
Выпускник научится:
- характеризовать глобальные проблемы современности;
- раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;
- называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;
- формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;
- находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;
- показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.
Регулирование поведения людей в обществе
Выпускник научится:
- использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;
- на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
- критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
- использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
- моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
- характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуации определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
- объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
- использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.
Мир экономики
Выпускник научится:
- понимать и правильно использовать основные экономические термины;
- распознавать на основе приведенных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
- объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;
- характеризовать функции денег в экономике;
- анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
- получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
- выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
Человек в экономических отношениях
Выпускник научится:
- распознавать на основе приведенных данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;
- характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
- применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
- использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;
- получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
- наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;
- характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
- анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
- решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
- выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
Мир социальных отношений
Выпускник научится:
- описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведенных данных распознавать основные социальные общности и группы,
- характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки,
- характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства
- давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию,
- характеризовать собственные основные социальные роли,
- на примере своей семьи объяснять основные функции этого социального института в обществе,
- извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать ее и использовать для решения задач;
- использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику,
- проводить несложные социологические исследования.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма,
- ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
- адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.
Политическая жизнь общества
Выпускник научится:
- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления,
- правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации,
- сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства,
- описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности,
- характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, характеризовать основные проявления роли избирателя,
- различать факты и мнения в потоке политической информации.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства,
- соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Культурно-информационная среда общественной жизни
Выпускник научится:
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;
- распознавать и различать явления духовной культуры;
- описывать различные средства массовой информации;
- находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа.
- различать различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.
Выпускник получит возможность научиться:
- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
- характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
- осуществлять рефлексию своих ценностей.
Человек в меняющемся обществе
Выпускник научится:
- характеризовать явление ускорения социального развития;
- объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
- описывать многообразие профессий в современном мире;
- характеризовать роль молодежи в развитии современного общества;
- извлекать социальную информацию из доступных источников;
- применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
- критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры как шоу-бизнес и мода;
- оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;
- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи.