выполнила:
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №17 с углубленным изучением отдельных предметов
Московская область
Щелковский муниципальный район
г.Щелково
Аглиулина Земфира Фидаиловна
Дидактические игры на уроках русского языка и литературы
в 5-6 классах.
Игра, как метод обучения, помогает создать эффективную образовательную среду. Игровые методы позволяют создать положительный настрой на работу, снять напряжение, стимулируют познавательную активность учащихся. Игра –это возможность для детей исполнять разные роли в процессе урока, активная позиция детей и как следствие лучшее усвоение материала
Важно, чтобы игра была эстетично и ярко оформлена. Я использую праздничные пакеты, шкатулки, конверты. По итогам игры дети получают хваленки за дружбу, памятные открытки, призы (блокноты, календарики).
Часто привлекаю детей к процессу изготовлению игр. Ученики вырезают жетоны, рисуют плакаты, готовят таблицы для игр.
Дидактические игры.
1."Замени одним словом"
Цель: расширить словарный запас учащихся
Читаю группы слов и прошу заменить одним словом (Ветер, дождь, гроза, мороз-явления природы)
"Замени антонимом" (Черный-белый, твердый-мягкий)
«Замени синонимом»
Вариации игры в зависимости от темы урока могут меняться, фразеологические обороты заменяем близким по значению выражением.
"Замени фразеологизм" (Бить баклуши-бездельничать, клевать носом-засыпать)
2."Поклонись или похлопай"
Цель игры: закрепить знания о частях речи
Прошу детей встать. Объясняю, что буду зачитывать имена существительные. Если существительное одушевленное надо поклониться, если неодушевленное похлопать в ладоши.
Игру так же можно варьировать в зависимости от целей урока (собственные-нарицательные имена существительные, качественные-относительные имена прилагательные, I и II спряжение глагола)
3."До первой ошибки"
Цель: выучить словарные слова, развить орфографическую зоркость
Работая над словарными словами играем в эту игру. Ученик выходит к доске, записывает словарное слово, разбирает по составу, ставит ударение, как только он ошибается, то к доске идет следующий учащийся.
- «Продолжи грамматическую сказку»
Цель: развитие творческих навыков, закрепление и систематизация изученных знаний
Читаю детям начало лингвистической сказки Т.Г.Рик ("Город Первоспряженск и Второспряженск", "Дядюшка Глагол" и т.д.), останавливаюсь на самом интересном месте и прошу ребят дописать сказку самостоятельно. Игру целесообразно проводить после изучения какой-либо темы в конце урока.
5."Найди брата"
Цель: закрепить умение различать глаголы совершенного и несовершенного вида
На доске записываю глаголы несовершенного вида в 3 столбца, дети делятся на 3 команды, после этого выходят по цепочке и записывают рядом с глаголом несовершенного вида глагол совершенного вида. Побеждает команда, которая справится быстрее.
- «Старое письмо»
Цель: развитие корректорских навыков, формирование умения понимать содержание и основную мысль текста
Объясняю детям, что в старинных шкатулках письма для них от ребят из прошлого. Время не пощадило их и некоторые фразы исчезли, нужно восстановить текст (в письмах допущены речевые и орфографические ошибки).
- «Проводи до домика»
Цель: распределить существительные по домикам-склонениям, закрепить знания о склонении имен существительных
На трех ватманах нарисованы домики, на чердаках которых «живут» родители-окончания. Читаю детям существительные и прошу распределить заблудившиеся слова по домикам к своим родителям.
Дидактические игры используются и на уроках литературы.
1.Сюжетно-ролевая игра.
Цель: развить творческий потенциал и самостоятельность учащихся, систематизировать полученные знания
При изучении темы «Природа в поэзии 19в.» прошу учащихся разделиться на группы "Критики", "Поэты", "Поклонники таланта", «Художники». На подготовительном этапе группе "Поклонники таланта" даю опережающее домашнее задание подготовить интересные факты из биографии поэтов, группа "Поэты" готовит выразительное чтение стихов, "Критики"- выдержки статей из критической литературы, «Художники» иллюстрации к стихотворениям. Нужно научиться не только выступать, но и слушать, поэтому к концу урока у каждого в тетради должен быть записан вывод по теме урока.
- «Синквейны»
Цель: развить творческие навыки, закрепить изученный материал
Синквейны пишем с ребятами почти на каждом уроке, так как это быстрый способ обратной связи и понимания текста. План синквейна у каждого учащегося записан в тетради.
1-я строка – одно слово – тема, название стихотворения, обычно существительное.
2-строка- два слова – описание темы, как правило, имена прилагательные.
3-строка – три слова (обычно глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4-я строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.
Пример
Синкейн на тему «Рыцарь»
Делорж
Сильный, смелый
Пошел, поднял, не испугался
Бессмысленное и жестокое испытание
Храбрец
- «Кластеры»
Цель: систематизировать полученные знания
Напрямую мы кластерами не называем. У нас это солнышки, цветы, звезды, галактика или воздушные шары в руках главного героя. На лучах (лепестках, планетах, шарах) мы записываем качества характера каждого героя или взаимосвязь героев в произведении.
- «Угадай кто это»
Портреты, вырезки из журналов, названия произведений, цитаты и даты жизни и смерти на карточках, иллюстрации к произведениям я собираю в большой яркий конверт. Задача детей определить к какому поэту или писателю имеет отношение вытянутая карточка.
Важным является и то, что в ходе игр учащийся не только усваивает информацию, а сам осмысливает проблему, развивает сам себя, все дети являются активными участниками занятия. Такая форма работы позволяет намного лучше усвоить материал, научиться детям сотрудничать между собой.