Колбасина Ольга Игоревна
Педагог-психолог
АНПОО «Колледж ВИВТ»
Воронежская область г. Воронеж
Работа с детьми из зоны боевых действий с использованием техник арт-терапии
Педагог-психолог
АНПОО «Колледж ВИВТ»
Колбасина О.И.
Работа проводилась на базе ДОК «Дружных» Санкт-Петербург с детьми и подростками из Мариуполя в июле-августе 2022 года.
Особенности детей, переживших травматические события. Из наблюдения можно сказать, что для данных детей характерно усугубление их проблем и потребностей, которые были актуальны и до СВО. Агрессивные дети становятся более агрессивными, те у кого проблемы с коммуникацией ощущают это ещё в большей степени. Проблемы с которыми дети часто сталкиваются в стенах школы также не теряют свою актуальность. При всей трагичности событий дети остаются детьми и им необходимо осуществлять свою деятельность в рамках возрастной нормы. Из-за того, что дети и их семьи на протяжении долгого времени находились в замкнутом пространстве в подвалах или оказались заперты в своих домах у них обострилась потребность в общении, что мы ярко заметили как в групповой, так и индивидуальной работе.
Для детей оказалась шоком и необычным, что где-то в другом мире нет снарядов и разрушений, не летают вертолеты и целые дома. У детей и подростков проявлялись симптомы ПТСР: страх громких звуков салюта или молнии, плач, панические атаки, боязнь темноты, проблемы со сном. В лагере дети находились без родителей и многие очень сильно скучали по дому, родным. На самом деле дети очень открытые и шли на контакт, активно участвовали в творческих мероприятиях, демонстрировали свои таланты. Из проявлений девиантного поведения столкнулись с тем, что дети склонны к воровству и был небольшой процент детей с само повреждающим поведением. В такой травмирующей обстановки расширяются границы дозволенного и иногда проявление не допустимых в обществе форм поведения просто необходимы для выживания. Утрата смысла жизни связана с отсутствием позитивных перспектив на будущее, подрывом привычного устоя жизни.
В рамках групповой работы применялась техника «Автобиография. Прошлое настоящее будущее» [1]. В данном упражнении дети рисуют ретроспективу своей жизни, выделяя значимые и повторные события в своей жизни, также происходит отображение того, что происходит с человеком сейчас и что самое важно проявляется перспектива на будущее и мы можем увидеть как раз есть ли что-то в этом будущем. После создания рисунков происходит обсуждение о том, как повлияли события на жизнь подростков, что они чувствуют и переживают в настоящем и какие у них есть перспективы, цели в будущем. Это упражнение показало свою эффективность и позволило увидеть внутренний мир ребенка, актуальные затруднения.
Так же оказалось полезным упражнение в технике свободного рисования мокрыми красками. Ребятам предлагается не задумываясь сделать кляксы, капли на листе, непроизвольно изобразить какие-либо формы, линии. После необходимо увидеть в этом какие-либо ассоциации, образы. Данное упражнение помогает настроиться на работу и в благоприятной, безопасной обстановке обсудить с подростками все их переживания, страхи и т. д. а также отразить текущее эмоциональное состояние. Создание благоприятной обстановки один из самых важных факторов в работе, дети зачастую переживают о том, что можно сказать или нет и проверяют границы в отношениях со взрослыми. Поэтому очень важно создать доверие и ощущение безопасности.
В рамках работы с агрессией выполняли упражнение в арт-технике «Я хочу, я могу сделать» На первом рисунке ребенок изображает ситуацию, когда он испытывал злость, на втором, что он делает, когда злиться, дерется, угрожает, обзывает и т. д. и на третьем рисунке он изображает то, как он может справиться с агрессией или выражать ее конструктивными способами. Это упражнение полезно тем, что позволяет взглянуть на свою агрессию, выразить негативные эмоции и переосмыслить то, как я могу поступить по-другому в этой или похожей ситуации. Здесь с подростками обсуждаются способы переработки эмоций и саморегуляции.
В работе с данной категорией детей важно понимать их особенности и то, что для них является нормой может нас напугать, однако через игры, шутки и пугающие для нас рассказы происходит их от реагирования на травмирующее событие и переживание. Также важно сохранить себя и понимать свои ресурсы и возможности и обращать внимание на звоночки проф. выгорания и истощения.
Список литературы:
- Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. - Санкт-Петербург ; Москава : Речь, 2020. - 160 с.
- Перейти к публикациям в сборнике для педагогов