Гриненко Мария Анатольевна
Педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад №4 «Дюймовочка»
Ставропольский край, Иноземцево
Детские страхи
Все люди могут испытывать такое чувство как страх. Страх — это эмоция, которая возникает в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию человека. Она направлена на источник опасности, который может быть, как действительным, так и воображаемым. Страх ощущается как тревога, беспокойство и душевное смятение.
Проблемой изучения, профилактики и коррекции детских страхов занимались И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва, М.А. Панфилова, Р.В. Овчарова и др.
Взрослые самостоятельные, преодолеть страх они могут сами, а детям порой бывает это проблематично. Они затрудняются в понимании себя, чувствуют себя не уютно, скованно. Как же им в этом помочь?
Первый шаг на пути к успеху:
- Знать причину и особенность возрастного психического развития
- Надо четко понимать, какие это страхи? Возникающие в процессе общения с родителями и сверстниками или же рожденные воображением ребенка или же в результате испуга.
- Соответственно в первом случае речь идет о внушенных страхах, во втором – о личностно обусловленном, а в третьем – о ситуационно возникших страхах.
Посмотрите на страх ребенка не своими глазами, а глазами ребенка. Важно, чтоб вы уважаемые родители понимали, что страх — это не каприз ребенка, а проблема, которую надо срочно решать.
Самое основное, что вы должны запомнить – любовь к ребенку –лучшее лечение и спокойствие. Если ребенок чувствует любовь – он чувствует защищенность. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми, он другой, он не должен быть похож на ребёнка вашей подруги.
Подружитесь со своим ребенком, и не забывайте, что друзья не пугают, физически не наказывают.
Лучше разрешить ребёнку побольше бегать, заниматься интересными делами, приглашать почаще его друзей – сверстников, помочь ему научиться общаться с ними, а также полезно использовать игру, в которой страшное становиться совсем не страшным, где ребенок может проявить себя как сильный, смелый, отважный, как защитник. В большинстве случаев страхи у детей уходят сами, т. к. теряют наивно-детский характер.
Звучащая в них тема перестает волновать ребенка и, он забывает свой страх, поглощенный новыми впечатлениями.
Поэтому самая лучшая форма профилактики страхов заключается в создании наиболее благоприятных условий для формирования личности, реализации возрастных возможностей и потребностей.