Бокова Юлия Александровна
МБДОУ ДС № 18 «Колобок» п. Тюменский
Туапсинского района
Цель: познакомить детей с историей чая, правилами заваривания, культурного чаепития.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения обычая чаепития, расширить знания о чае;
- привлекать детей к активному взаимодействию со сверстниками;
- способствовать развитию мышления, памяти, реализации творческих способностей;
- создать радостное настроение у каждого участника развлечения.
Оборудование: «Самолёт» (сюжетно-ролевая игра), шляпы для работы на плантациях чая, индийский костюм, платки для имитации индийского костюма для девочек: скатерть, стол, самовар, баранки, чайная посуда для сервировки стола, чай (с лимоном, с молоком, с вареньем); салфетки, картинки (чай, чай черный, зеленый, желтый, красный)
Репертуар: «У самовара», русская народная мелодия.
Ход занятия:
Воспитатель: Чтобы выяснить о чем идёт речь на нашем занятии давайте отгадаем загадку:
Он горячий, ароматный
И на вкус всегда приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые даёт
И друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир.
Дети: чай.
Воспитатель: Действительно, речь на нашем занятии пойдёт о чае. С давних пор люди славились своим гостеприимством.
Было раньше такое приветствие, когда приходили в гости:
«Чай да сахар», т.е. «Здравствуйте!»
«Давайте чайком побалуемся» - отвечали хозяева.
Воспитатель: Сегодня на нашем занятии мы поговорим о чае – самом распространённом напитке в мире. Чай - это вкусный и полезный напиток, пришедший к нам из далёких времён. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как и хлеб.
Чай – напиток, получаемый варкой, завариванием или настаиванием листа чайного куста, который предварительно подготавливается специальным образом. Чаем также называется чайный лист, предназначенный для приготовления этого напитка.
Для произрастания чайного куста необходим тёплый климат и достаточное количество влаги. Чай выращивают в Китае, Индии, Африке, Грузии и Краснодарском крае.
Чайные листья собирают вручную. Это очень тяжелая работа.
Воспитатель: А откуда к нам пришёл чай? Какая страна является родиной чая?
Ответы детей.
Воспитатель: Принято считать, что родина чая – Юга–Западный Китай. (показ картинок как растет чай).
Вначале чай употребляли как целебное питьё или в составе мазей. Выращивание и изготовление чая было секретным. Китайские купцы продавали чай в другие страны.
А сейчас послушайте интересную историю. Однажды 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
Чай - китайское слово. Оно появилось там, где русские люди торговали с китайцами северных провинций. Они называли чай «чае», отсюда и наше слово чай.
Сначала Китай был единственным производителем чая, и секрет его тщательно оберегался. Тем не менее, одному англичанину удалось не только похитить семена чая, но узнать тайну его сложной обработки.
В России первое чаепитие состоялось в 1638 году. А самовары появились в 1679 году. С тех древнейших времен чай признаётся не только вкусным, но и целебным напитком. В японском средневековом лечебнике о замечательных свойствах чая говорится так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени и селезёнки, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела». Именно эти качества прославили чай, как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников.
Не случайно чай был принят «на вооружение» как обязательный продукт сначала в английской, потом и в русской армиях. Скот, который ел листья чая, лучше себя чувствовал и предпочитал его другим растениям.
Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет.
*Вся речь воспитателя подкрепляется слайд-шоу (на экране телевизора) из фото по теме беседы.
Воспитатель:
Изучая целебные свойства чая, учёные узнали много интересного и полезного. Чай - прекрасное противоядие при отравлениях организма стронцием. Чай используют в борьбе с раком кожи и легких.
Если регулярно пить чай, становишься благодушным и миролюбивым. Недаром дипломаты предпочитают вести переговоры за чашкой чая.
В Китае практически не встречается такое заболевание, как камни в желчном пузыре, поэтому там знают, что чай является «чистильщиком» организма, выводя из него вредные вещества.
В чае присутствуют, чуть ли не все витамины. В Бразилии, где любят кофе, футболисты перед матчем всё - таки пьют чай - он полезнее.
Пить нужно только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, змее».
На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые, целебные травы. Травяной чай не только приятен на вкус - это бодрящий тонизирующий напиток.
Воспитатель: А какие виды чая вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: В зависимости от способа обработки листа различают чёрный, зелёный, жёлтый, красный и белый.
Чай был очень дорогим. Для бедных людей чай был почти недоступен, он редко появлялся на столе. Многие простые люди даже не знали, как правильно заваривать чай.
Воспитатель: А сейчас давайте вспомним, что нужно для чаепития?
Загадки:
1. «Из горячего колодца через нос водица льётся» (чайник).
2. «Много её – беда! Мало её – беда!
Нужна она всегда, больше чем еда» (вода).
3. Был листок зелёным -
Черным стал, томлённым.
Был листочек зубчатым -
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине -
Стал он в магазине (чай).
4. «Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал, там и пропал» (сахар).
5. Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит (Самовар).
6. Под одной крышей
Четыре брата стоят (Стол).
7. Кольцо не простое, кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее.
Всем на загляденье…
Ну и объеденье (Баранка, сушка).
Воспитатель: Молодцы, очень хорошо справились с заданием.Чай в народе почитали, напиток уважали.
Давайте вспомним поговорки о чае.
*Дети произносят,заранее выученные, поговорки о чае.
Поговорки :
1. «Чай пить – приятно жить».
2. «С чаю лиха не бывает, а здоровья прибавляет».
3. «Чай не пьёшь, где силу берёшь?»
4. «Чай усталость всю снимает, настроенье поднимает».
5. «Выпьешь чайку – позабудешь тоску».
6. «Холодно – пей чай. Жарко – пей чай. Устал – пей чай».
Воспитатель: Кроме поговорок про чай, сложены частушки.
Давайте послушаем их.
*Прослушивание аудио-частушек.
«Чайные частушки»
1. На столе стоит пирог, булочки и сушки
Пропоём мы вам сейчас «чайные» частушки.
2. Чай из листиков нарезан, снятых с чайного куста,
Человеку чай полезен, чайник дома неспроста.
1. Лучше доктора любого лечит скуку и тоску,
Чашка вкусного, крутого самоварного чайку.
2. Посидеть за самоваром рады все наверняка,
Ярким солнечным пожаром у него горят бока.
3. Подавайте чашку чая, ведь люблю я сладкий чай.
В чае я души не чаю, наливай горячий чай.
Воспитатель: С чаем связано большое количество разных примет и суеверий. В старой доброй Англии, попивая ароматный чай у камина, лорды и леди вспоминали некоторые из них:
Если поворачиваешь чайник носиком к камину или стене, то рискуешь остаться старой девой, т.е. никогда не выйдешь замуж.
Взбалтываешь чай в чайнике – накликаешь ссору.
Чаинки, плавающие в чашке, предвещают визит незнакомца.
Англичане поклонники традиций, они с трепетом относятся к приметам и суевериям. Поэтому всегда пользуются ситечком, в котором оседает заварка, и носят чайник очень осторожно, чтобы избежать семейных разногласий.
Воспитатель:
-А сейчас мы сыграем в игру.
Игра «Определи чай на вкус », «Определи чай по запаху»
(чай с лимоном, с вареньем, чай с молоком…)
Воспитатель: Самовар-то греется, вот-вот закипит.
Надо, чтобы вовремя стол наш был накрыт.
Конкурс: «Сервировка стола».
Воспитатель:
Самовар у нас какой!
Вы чайку попить хотите?
Ну тогда для нас спляшите.
Воспитатель:
В прежние годы чай любили,
С сахарком да с медком пили,
И в прикуску, и в накладку,
А бывало и в приглядку.
К чаю ароматному
Прянички печатные.
Пейте чай и торт берите,
Чаще в гости заходите!
Речи долгие ведём,
Сами - то чайку попьём?
Повеселились очень дружно,
Подкрепиться теперь нужно –
- За столы скорей садитесь,
Сладким чаем угоститесь!
Чаепитие
А сейчас мы отправимся на самолёте в Индию, страну, где выращивают чай. Садитесь, пожалуйста в самолёт. Пристегните ремни. У штурвала пилот….. .
Взлетаем.
*На глобусе прокладываем путь от России до индии. На экране телевизора появляются сначала российские, а потом индийские пейзажи.
Воспитатель:Прилетели! Осторожно спускаемся по трапу. Какая погода? Чем она отличается от нашей, российской? Природа. Чем отличается?
*На экране телевизора чайные плантации.
Девочки уходят, переодеваются и выходят в имитированных индийских нарядах.
*Звучит индийская музыка.
Начинаем угощаться чаем из самовара. Сладкий! С баранками!
Девочки угощают мальчиков… Потом присоединяются к чаепитию.
Воспитатель:
-Вот и закончилось наше с вами путешествие на Родину чая. Вам понравилось? А что нового узнали? Что же вам больше всего запомнилось? В какие игры мы играли? (ответы детей)
Здорово, ребята, давайте продолжим традицию устраивать чаепития. Согласны
Дети: да.
Конец мероприятия.