ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Бокова Юлия Александровна

МБДОУ ДС № 18 «Колобок» п. Тюменский

Туапсинского района

Цель: познакомить детей с историей чая, правилами заваривания, культурного чаепития.

Задачи:        

- познакомить детей с историей возникновения обычая чаепития, расширить знания о чае;

- привлекать детей к активному взаимодействию со сверстниками;

- способствовать развитию мышления, памяти, реализации творческих  способностей;

- создать радостное настроение у каждого участника развлечения.

Оборудование: «Самолёт» (сюжетно-ролевая игра), шляпы для работы на плантациях чая, индийский костюм, платки для имитации индийского костюма для девочек: скатерть, стол, самовар, баранки, чайная посуда для сервировки стола, чай (с лимоном, с молоком, с вареньем); салфетки, картинки (чай, чай черный, зеленый, желтый, красный)

Репертуар: «У самовара», русская народная мелодия.

Ход занятия:

Воспитатель: Чтобы выяснить о чем идёт речь на нашем занятии давайте отгадаем загадку:

Он горячий, ароматный

И на вкус всегда приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет.

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-эликсир.

Дети: чай.

Воспитатель: Действительно, речь на нашем занятии пойдёт о чае. С давних пор люди славились своим гостеприимством.

Было раньше такое приветствие, когда приходили в гости:

«Чай да сахар», т.е. «Здравствуйте!»

«Давайте чайком побалуемся» - отвечали хозяева.

 

Воспитатель: Сегодня на нашем занятии мы поговорим о чае – самом распространённом напитке в мире. Чай - это вкусный и полезный напиток, пришедший к нам из далёких времён.  Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как и хлеб.

Чай – напиток, получаемый варкой, завариванием или настаиванием листа чайного куста, который предварительно подготавливается специальным образом. Чаем также называется чайный лист, предназначенный для приготовления этого напитка.

Для произрастания чайного куста необходим тёплый климат и достаточное количество влаги. Чай выращивают в Китае, Индии, Африке, Грузии и Краснодарском крае.

Чайные листья собирают вручную. Это очень тяжелая работа.

Воспитатель: А откуда к нам пришёл чай? Какая страна является родиной чая?

Ответы детей.

Воспитатель: Принято считать, что родина чая – Юга–Западный Китай. (показ картинок как растет чай).

Вначале чай употребляли как целебное питьё или в составе мазей. Выращивание и изготовление чая было секретным. Китайские купцы продавали чай в другие страны.

А сейчас послушайте интересную историю. Однажды 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

Чай - китайское слово. Оно появилось там, где русские люди торговали с китайцами северных провинций. Они называли чай «чае», отсюда и наше слово чай.

Сначала Китай был единственным производителем чая, и секрет его тщательно оберегался. Тем не менее, одному англичанину удалось не только похитить семена чая, но узнать тайну его сложной обработки.

В России первое чаепитие состоялось в 1638 году. А самовары появились в 1679 году. С тех древнейших времен чай признаётся не только вкусным, но и целебным напитком. В японском средневековом лечебнике о замечательных свойствах чая говорится так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени и селезёнки, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела». Именно эти качества прославили чай, как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников.

Не случайно чай был принят «на вооружение» как обязательный продукт сначала в английской, потом и в русской армиях. Скот, который ел листья чая, лучше себя чувствовал и предпочитал его другим растениям.

Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет.

*Вся речь воспитателя подкрепляется слайд-шоу (на экране телевизора) из фото по теме беседы. 

Воспитатель:

Изучая целебные свойства чая, учёные узнали много интересного и полезного. Чай - прекрасное противоядие при отравлениях организма стронцием. Чай используют в борьбе с раком кожи и легких.

Если регулярно пить чай, становишься благодушным и миролюбивым. Недаром дипломаты предпочитают вести переговоры за чашкой чая.

В Китае практически не встречается такое заболевание, как камни в желчном пузыре, поэтому там знают, что чай является «чистильщиком» организма, выводя из него вредные вещества.

В чае присутствуют, чуть ли не все витамины. В Бразилии, где любят кофе, футболисты перед матчем всё - таки пьют чай - он полезнее.

Пить нужно только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, змее».

На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые, целебные травы. Травяной чай не только приятен на вкус - это бодрящий тонизирующий напиток.

Воспитатель: А какие виды чая вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: В зависимости от способа обработки листа различают чёрный, зелёный, жёлтый, красный и белый.

 Чай был очень дорогим. Для бедных людей чай был почти недоступен, он редко появлялся на столе. Многие простые люди даже не знали, как правильно заваривать чай.

Воспитатель: А сейчас давайте вспомним, что нужно для чаепития?

Загадки:

1. «Из горячего колодца через нос водица льётся» (чайник).

2. «Много её – беда! Мало её – беда!

Нужна она всегда, больше чем еда» (вода).

3. Был листок зелёным -

Черным стал, томлённым.

Был листочек зубчатым -

Стал листочек трубчатым.

Был он на лозине -

Стал он в магазине (чай).

4. «Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал, там и пропал» (сахар).

5. Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит (Самовар).

6. Под одной крышей

Четыре брата стоят (Стол).

7. Кольцо не простое, кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее.

Всем на загляденье…

Ну и объеденье (Баранка, сушка).

Воспитатель: Молодцы, очень хорошо справились с заданием.Чай в народе почитали, напиток уважали.

Давайте вспомним поговорки о чае.

*Дети произносят,заранее выученные, поговорки о чае.

Поговорки :

1. «Чай пить – приятно жить».

2. «С чаю лиха не бывает, а здоровья прибавляет».

3. «Чай не пьёшь, где силу берёшь?»

4. «Чай усталость всю снимает, настроенье поднимает».

5. «Выпьешь чайку – позабудешь тоску».

6. «Холодно – пей чай. Жарко – пей чай. Устал – пей чай».

Воспитатель: Кроме поговорок про чай, сложены частушки.

Давайте послушаем их.

*Прослушивание аудио-частушек.

«Чайные частушки»

1. На столе стоит пирог, булочки и сушки

Пропоём мы вам сейчас «чайные» частушки.

2. Чай из листиков нарезан, снятых с чайного куста,

Человеку чай полезен, чайник дома неспроста.

 

1. Лучше доктора любого лечит скуку и тоску,

Чашка вкусного, крутого самоварного чайку.

2. Посидеть за самоваром рады все наверняка,

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

3. Подавайте чашку чая, ведь люблю я сладкий чай.

В чае я души не чаю, наливай горячий чай.

Воспитатель: С чаем связано большое количество разных примет и суеверий. В старой доброй Англии, попивая ароматный чай у камина, лорды и леди вспоминали некоторые из них:

Если поворачиваешь чайник носиком к камину или стене, то рискуешь остаться старой девой, т.е. никогда не выйдешь замуж.

Взбалтываешь чай в чайнике – накликаешь ссору.

Чаинки, плавающие в чашке, предвещают визит незнакомца.

Англичане поклонники традиций, они с трепетом относятся к приметам и суевериям. Поэтому всегда пользуются ситечком, в котором оседает заварка, и носят чайник очень осторожно, чтобы избежать семейных разногласий.

Воспитатель:

-А сейчас мы сыграем в игру.

Игра «Определи чай на вкус », «Определи чай по запаху»

(чай с лимоном, с вареньем, чай с молоком…)

Воспитатель: Самовар-то греется, вот-вот закипит.

Надо, чтобы вовремя стол наш был накрыт.

Конкурс: «Сервировка стола».

Воспитатель:

Самовар у нас какой!

Вы чайку попить хотите?

Ну тогда для нас спляшите.

Воспитатель:

В прежние годы чай любили,

С сахарком да с медком пили,

И в прикуску, и в накладку,

А бывало и в приглядку.

 

К чаю ароматному

Прянички печатные.

Пейте чай и торт берите,

Чаще в гости заходите!

 

Речи долгие ведём,

Сами - то чайку попьём?

 

Повеселились очень дружно,

Подкрепиться теперь нужно –

- За столы скорей садитесь,

Сладким чаем угоститесь!

Чаепитие

А сейчас мы отправимся на самолёте в Индию, страну, где выращивают чай. Садитесь, пожалуйста в самолёт. Пристегните ремни. У штурвала пилот….. .

Взлетаем.

*На глобусе прокладываем путь от России до индии. На экране телевизора появляются сначала российские, а потом индийские пейзажи.

Воспитатель:Прилетели! Осторожно спускаемся по трапу. Какая погода? Чем она отличается от нашей, российской?  Природа. Чем отличается?

*На экране телевизора чайные плантации.

Девочки уходят, переодеваются и выходят в имитированных индийских нарядах.

*Звучит индийская музыка. 

Начинаем угощаться чаем из самовара. Сладкий! С баранками!

Девочки угощают мальчиков… Потом присоединяются к чаепитию.

Воспитатель:

-Вот и закончилось наше с вами путешествие на Родину чая. Вам понравилось? А что нового узнали? Что же вам больше всего запомнилось? В какие игры мы играли? (ответы детей)

Здорово, ребята, давайте продолжим традицию устраивать чаепития. Согласны

Дети: да.

Конец мероприятия.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.