Выполнила:
воспитатель
МУЧ №11
Олежигова Яна Сереевна
Значение и характеристика задач здоровьесберегающей среды в дошкольном образовании
Здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека.
Шишкина В.А. отмечает, что, признавая здоровье как основу развития личности ребенка, следует правильно определять место и роль физической культуры в учреждениях образования и семье.
Рассматривая проблему здоровьесберегающей системы в современном дошкольном образовании, надо выделить, что здоровьесберегающая система в условиях дошкольного учреждения – одно из условий обеспечения качества дошкольного образования. Основные идеи здоровьесберегающей системы реализуются в базисной программе воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении, вариативных программах и методиках отечественных авторов.
По определению Н.К. Смирнова, здоровьесберегающие технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать детей, чтобы они смогли потом вырасти здоровыми и счастливыми[24, 65].
Можно выделить общие задачи сохранения здоровья детей:
1) осознание негативных проблем, воздействующих на здоровье детей в условиях дошкольного учреждения и необходимости их решения;
2) признание педагогами своей ответственности за неблагополучие состояния здоровья воспитанников;
3) овладение определенными здоровьесберегающими технологиями и их реализация на практике в тесном взаимодействии всех специалистов дошкольного учреждения с родителями;
4) повышение экологической культуры.
Известный теоретик Ю.К. Бабанский выделил несколько задач физического воспитания:
- Укрепление здоровья и закаливания, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности.
- Формирование двигательных умений и навыков.
- Развитие основных двигательных качеств.
- Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене.
- Воспитание воли, смелости, дисциплины.
- Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
- Привитие организаторских навыков.
Т.И. Осокина выделяет такие задачи:
- Охрана жизни.
- Укрепление здоровья.
- Совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию.
- Повышение работоспособности.
А.В. Кенеман, Г.В. Хухлаева сформировали методики здоровьесберегающих технологий:
- Оздоровительные - развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а также закаливание организма ребенка.
- Образовательные - формирование навыков выполнения основных движений; привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.
- Воспитательные задачи - формирование нравственно-физических навыков; выработать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств.
Е.Н. Вавилова выделяет несколько задач:
1) охрана и укрепление здоровья,
2) полноценное физическое развитие,
3) своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений,
4) совершенствование всех функциональных систем организма.
Задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах вышеуказанных ученых ставится и признается одной из наиболее важных. В этих же работах выделяются средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка[24, 67].