выполнила:
педагог-психолог
СОШ № 5
Кавтарова Нателла Арсеновна
В последнее время об уровне цивилизованности Российского общества судят по поведению, подрастающего поколения, а так же по уровню воспитанности молодежи. Изо дня в день в средствах массовой информации сообщается о преступлениях, которые совершены молодежью. Эта проблема не нова и для дошкольного образования. В каждом ОУ имеется такая категория детей как «трудные». В педагогической литературе этому понятию дается следующее определение – отклонение от норм в поведении, неразвитость, невоспитанность. Так же вводится следующее понятие: «педагогически запущенные дети».
Выводы, которые делают многие известные педагоги и психологи, свидетельствуют о том, что в истоках проступков и правонарушений несовершеннолетних лежат отклонения в поведении, учебной, игровой и других видах деятельности, которые чаще всего отмечаются в дошкольном возрасте. Данное направление отклоняющегося поведения часто берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств (в основном, аномалий в семейном воспитании) приводит, в результате к стойкой недисциплинированности, а далее к различным формам антиобщественного поведения. Задержка в развитии правильного поведения, неумение подчиняться требованиям определенной деятельности (например, игровой) с течением времени перерастают в нежелание считаться с общественными нормами.
Проблема педагогической запущенности довольно хорошо изучена в педагогической науке [21, 40]. Существует множество работ по данной тематике, однако подчеркнем, что в педагогической и психологической литературе нет однозначного толкования дефиниции - «педагогическая запущенность».
Так в современной научной теории и практике понятие «педагогически запущенные» часто употребляется в качестве синонима понятия «трудные» дети. Однако, по мнению, Л.М. Зюбина, между этими понятиями есть и существенные различия. Понятие «педагогической запущенности» используется для характеристики истории воспитания ребенка, а «трудный» - сообщает о результатах такого воспитания. «Педагогически запущенный» ребенок через неопределенный промежуток временистанет «трудным» [18, 19].
Педагогическая запущенность содержит в себе следующие компоненты (Э.С. Заседателева):
-отклонения от нормы не только в поведении, но и в учебной деятельности (затрудненность, неумелость, неуспешность), которые обусловлены тем, что индивидуальный опыт (применение житейских навыков, знаний и умений) этих детей искажен, неполноценен, противоречив.
-отставание в развитии памяти, воображения, мышления, эмоционально-волевых, нравственных свойств, качеств, черт личности. На эти отставания влияют также отдельные возрастные особенности, такие как неустойчивость настроения, обостренное самолюбие, конфликтность, быстрая утомляемость.
-искажения, отклонения и противоречия в отношениях к себе и своим сверстникам, родителям, учителям, окружающему миру педагогически запущенных детей. Все эти факторы существенно затрудняют и искажают их поведение и учебную деятельность. По мнению учителей педагогическая запущенность – это как неразвитость, неподготовленность к школе, невоспитанность [16].
Проблема педагогической запущенности является самой распространенной по численности жалоб и запросов в образовательном учреждении. Она может выражаться в различных формах, иметь разные причины, следствия и локус жалобы (их изучением и классификацией занималась Э.С. Заседателева [16]).
Таким образом, мы можем наблюдать, разные подходы к рассматриваемому явлению педагогической запущенности различных авторов.