Теряева Елена Вячеславовна
воспитатель
МБДОУ ДС № 25 "Чебурашка" г. Туапсе
Конспект занятия по окружающему миру для старшей возрастной группы « Загадочный космос. Профессия инженер-конструктор»
Актуальность конспекта занятия по окружающему миру для старшей возрастной группы «Загадочный космос. Профессия инженер-конструктор» обусловлена несколькими важными факторами. Во-первых, интерес к космосу у детей старшего дошкольного возраста находится на пике. Они активно задают вопросы о планетах, звездах, космических кораблях и космонавтах, что создает благоприятную почву для расширения их кругозора и стимулирования познавательной активности.
Во-вторых, знакомство с профессией инженер-конструктора в контексте космической тематики позволяет детям увидеть практическое применение знаний из различных областей науки и техники. Они узнают, что для создания космических аппаратов необходимо уметь конструировать, проектировать, проводить расчеты и учитывать множество факторов, таких как материалы, прочность, аэродинамика и т.д. Это способствует развитию у детей технического мышления, конструктивных навыков и интереса к инженерным профессиям.
В-третьих, тема космоса обладает огромным образовательным потенциалом. Изучение планет, звезд, галактик и других космических объектов позволяет расширить представления детей об окружающем мире, познакомить их с основами астрономии и физики, а также развить у них чувство восхищения величием и красотой Вселенной. Кроме того, тема космоса способствует формированию у детей патриотических чувств, гордости за достижения отечественной космонавтики и уважения к труду ученых и инженеров.
В-четвертых, конспект занятия «Загадочный космос. Профессия инженер-конструктор» может быть эффективно использован для интеграции различных видов деятельности: познавательной, игровой, творческой и коммуникативной. Дети могут участвовать в беседах, рассматривать иллюстрации, проводить опыты, строить модели космических аппаратов, рисовать космические пейзажи, разгадывать загадки и играть в сюжетно-ролевые игры, связанные с космосом. Это позволяет сделать процесс обучения более интересным, увлекательным и эффективным.
Данный конспект занятия способствует не только расширению знаний детей о космосе и профессии инженер-конструктора, но и развитию их познавательных процессов, творческих способностей, коммуникативных навыков и формированию у них ценностного отношения к науке, технике и достижениям человечества.
Более того, включение темы космоса в образовательный процесс соответствует требованиям ФГОС ДО, который ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его познавательной, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической и физической сфер. Занятие «Загадочный космос. Профессия инженер-конструктор» предоставляет возможность для решения образовательных задач в каждой из этих областей, способствуя формированию у детей ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации в современном мире.
Предлагаемый конспект занятия разработан с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, их познавательных интересов и возможностей. В нем используются доступные и понятные для детей формы подачи информации, наглядные материалы и игровые приемы, что обеспечивает высокую мотивацию к обучению и активное участие в образовательном процессе.
Применение интерактивных методов и технологий, таких как мультимедийные презентации, видеоролики, онлайн-викторины и виртуальные экскурсии, позволяет сделать занятие более динамичным, увлекательным и запоминающимся. Дети получают возможность не только узнать новое о космосе и профессии инженер-конструктора, но и почувствовать себя настоящими исследователями, конструкторами и изобретателями.
Таким образом, конспект занятия «Загадочный космос. Профессия инженер-конструктор» представляет собой ценный методический материал для педагогов дошкольных образовательных учреждений, стремящихся к организации качественного и эффективного образовательного процесса, направленного на всестороннее развитие личности ребенка и формирование у него устойчивого интереса к науке и технике. Его использование позволит расширить кругозор детей, развить их познавательные способности, творческое мышление и коммуникативные навыки, а также сформировать у них ценностное отношение к достижениям человечества в освоении космоса.
Цель: Познакомить детей с профессией инженер – конструктор по ракетостроению.
Задачи:
Образовательные
- формировать интерес к изучению космоса;
- закреплять умение складывать из конструктора макет космического корабля по образцу;
- активизировать словарь детей;
Развивающие
-развивать коммуникативные навыки;
- развивать зрительную память, логическое мышление, внимание, воображение и мелкую моторику;
-развивать развивать умение мыслить, отвечать полными ответами;
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к нашему общему дому – Земле;
- воспитывать дружеские взаимоотношения;
- воспитывать творческую активность и фантазию;
Предварительная работа:
1. Рассматривание картин о космосе.
2. Беседы о спутниках и кораблях.
Материалы и оборудование:
магнитофон, запись «космической» музыки, картинки с изображением ракеты, космонавтов и солнечной системы, конструктор.
Ход занятия:
Дети заходят в группу под «космическую» музыку и садятся на стульчики полукругом.
Воспитатель:
- Дети, назовите мне профессии, которые вы знаете (ответы детей).
- А есть еще одна профессия - это профессия « инженер-конструктор». Сейчас я вам расскажу об этой интересной, сложной профессии.
. Воспитатель:
- С давних пор мечтали люди
В космос полететь,
Обогнуть планету,
На Луну взлететь.
- Взгляды к звездам устремляли
И в тиши ночей
Смельчаки изобретали
Путь к мечте своей
- Люди всегда мечтали полететь к звездам. Они придумывали разные способы, для того чтобы подняться в небо. Например, люди изобрели воздушный шар. А что еще они изобрели, чтобы полететь в небо? (Ответы детей). Как одним словом можно назвать транспорт, который вы перечислили? (Воздушный). Но весь этот транспорт был не такой сильный и не мог долететь до звезд. И человек «конструктор» изобрел мощную, сильную космическую ракету. Инженер-конструктор по ракетостроению — это специалист, который занимается конструированием и проектированием ракетно-космической техники гражданского и военного назначения. Он должен обладать глубокими знаниями в физике, химии, материаловедении, проектировании и других смежных областях. Также важны развитые аналитические, конструкторские и управленческие навыки. Первым инженером-конструктором был Королев Сергей Павлович. Благодаря ему состоялся первый полет человека в космос
- Первым космонавтом, который полетел на космической ракете был Юрий Алексеевич Гагарин.
- Взлетел в ракете русский парень,
Всю землю видел с высоты.
Был первым в космосе Гагарин…
Каким по счету будешь ты?
- Ю.А.Гагарин совершил свой полет 12 апреля 1961 года на ракете «Восток.
-Ребята я предлагаю вам размяться и почувствовать себя космонавтами.
Физкультминутка: «Будем космонавтами»
Цель: Снять мышечное напряжение, улучшить кровообращение, повысить внимание и концентрацию, создать положительный эмоциональный фон.
Описание: Дети представляют себя космонавтами, готовящимися к полету в космос. Упражнения имитируют движения космонавтов в невесомости и на стартовой площадке.
Ход физкультминутки:
-
"Надеваем скафандр". Дети имитируют надевание скафандра, застегивая молнии, надевая шлем, перчатки (движения руками и корпусом).
-
"Проверка систем". Вращение головой в разные стороны (проверка герметичности шлема), круговые движения руками (проверка работы манипуляторов), приседания (проверка работы двигателей).
-
"Ракета на старте". Дети вытягиваются вверх, поднимаясь на носки, руки подняты над головой, изображая ракету. Напрягают все мышцы.
-
"Полет в невесомости". Дети бегают по классу, плавно двигая руками, имитируя движения в невесомости. Можно включить тихую космическую музыку.
-
"Возвращение на Землю". Постепенное замедление движений, приседания, касание пола руками (имитация посадки). Возвращение на свои места.
-Молодцы ребята! А Сейчас я предлогаю вам отгадать загадки о космосе.
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит. (Космонавт)
Через расстояния.
Вот по небу побежала,
Загадывай желание. (Звезда)
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на… (Ракете)
-Отлично ребята, вы отгадали все загадки!
-Я вам предлагаю стать сегодня инженерами-конструкторами и создать свои ракеты
( дети собирают из настольного конструктора ракеты).
-Строительство ракеты дело ответственное. Для того, чтобы ракета у вас получилась, крепкая, и выдержала длительный полёт в космос, нам надо обсудить, из каких деталей мы построим наш космический корабль.
(Достаёт схематические изображения строительных деталей из трёх видов строительного материала). Вместе с детьми воспитатель рассматривает схемы деталей, уточняет их название.
-Ребята, из какой детали состоит носовая часть ракеты, корпус, хвостовая часть? (Ответы детей). Дети по желанию выходят к доске и на схеме выделяют детали, из которых будет построена ракета.
-Сейчас разделимся по командам и создадим ракеты для нашего космодрома.
Дети делятся на группы, каждая группа получает схему и изображение готовой ракеты. Предлагается использовать конструктор разных цветов.
-Посмотрите еще раз на схему и скажите какие детали конструктора нам необходимо взять для сборки (кирпичики, кубики, треугольники).
-А теперь приступим к сборке. Сначала берем 2 кирпичика. Это будет хвост ракеты. Затем берем кубики и выстраиваем корпус. Заканчиваем ракету треугольниками. Это носовая часть. Ракета готова.
- Замечательно, вы прекрасно справились с заданием!
-Ребята, давайте вспомним о чем мы сегодня говорили( обсуждение темы, вопросы, ответы детей).