ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Т.А.Биржакова, Власова М.А.

Роль конкурсов в социальной адаптации учащихся с нарушением зрения.

Отличительная особенность современного общества – динамичность развития. Успешность человека в социуме все больше зависит от его способности к самостоятельному поиску решений в проблемных ситуациях, поисковой и творческой активности.

Для педагога одним из средств развития творческой активности детей является организация участия школьников в различных играх, конкурсах и соревнованиях.

 Согласно исследованиям психологической науки, на 80% возможность высоких достижений в жизни обеспечивает так называемый «эмоциональный» или «социальный» интеллект. Этим термином определяются самомотивация, устойчивость к разочарованиям, контроль над своим эмоциональным состоянием. Участие в игровых программах и конкурсах – одно из действенных средств развития этих качеств личности. Именно поэтому интеллектуальные и творческие игры и конкурсы, а также спортивные состязания традиционно рассматриваются как эффективные пути выявления и развития неординарных способностей детей.

 Результат конкурса - не просто выполненные детьми творческие проекты и не только победа в номинации – это, прежде всего, сам опыт самостоятельной работы, расширение кругозора, развитие творческих способностей.

В последние годы в общеобразовательную школу широко внедряется практика проведения разнообразных конкурсов и олимпиад. Значение этого явления очень велико. Образовательные конкурсы и олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к изучаемым предметам, что и без того самоценно, но и стимулируют активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они удобны во внеклассной деятельности, помогают школьникам формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов и олимпиад ученики могут не только проверить свои знания, умения и навыки, но и сравнить свой уровень с уровнем других. Образовательные олимпиады и конкурсы объединяют учеников и педагогов, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной деятельности.

Перейти  «Конкурсы для педагогов ВИОП "Аксиома"

Сегодня общеобразовательная школа ориентирована не столько на усвоение определенной суммы знаний  учащимися, сколько на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей.

Значительно продвинулось развитие конкурсов благодаря использованию новых информационных и коммуникационных технологий. В России через Интернет получили широкую известность Международный конкурс «Кенгуру»,  «Русский медвежонок», различные дистанционные конкурсы «Окружающий нас мир», «Жизнь прекрасна», «Я  - исследователь» и многие другие.

     Особую значимость конкурсные программы приобретают в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.  На фоне имеющегося заболевания у таких детей часто развивается  неуверенность в себе и своих способностях, они более остро переживают неудачи. Негативные эмоции, которые испытывает ребенок, влияют на успешность взаимодействия с другими людьми, а значит, – на успешность его социального развития. Эффективность социальной адаптации и дальнейшей интеграции учащихся с нарушением зрения во многом определяется успешностью развития этих процессов.

Конкурс, объединяющий детей-инвалидов по зрению и нормально видящих школьников представляет собой эффективную коррекционно-развивающую среду. Участвуя в конкурсах и фестивалях наравне с учащимися из общеобразовательных школ, слепые и слабовидящие дети приобретают неоценимый опыт общения со сверстниками, у них развиваются уверенность и самостоятельность, желание активно заниматься общественной деятельностью, что позволяет в дальнейшем добиваться поставленных целей. Участие в конкурсах хорошая среда для сближения  детей с ОВЗ   и их нормально видящих сверстников. Это общение способствует разрушению стереотипов созданных обществом по отношению к инвалидам и максимально способствует развитию  толерантности.

Среди наших воспитанников есть такие, которые принимали участие в конкурсах для учащихся общеобразовательных школ различного уровня, где добились больших успехов, став лауреатами и дипломантами, призерами и победителями. Учащиеся 3-4 классов победили в конкурсе экологических газет «Подарим миру чистоту!» среди образовательных учреждений Красногвардейского района, проводимого в рамках Всероссийской общественной акции «Сделаем вместе!» в номинации «Газета». Дипломами лауреата Всероссийских краеведческих чтений  юных краеведов-туристов и Всероссийской юношеской научно-практической конференции «Санкт-Петербург, Царское село, Пушкин и Мировая культура» награжден  Кондратьев Михаил, ученик 10 класса. Лауреатом  Международного фестиваля детского творчества «Париж, я люблю тебя» стала Бестужева Дарья, ученица 12 класса.  ГРАН-ПРИ в номинации «Вокальное творчество»  Международного эстрадного фестиваля удостоена Шлема Екатерина, ученица 12 класса. Этот опыт позволил нашим учащимся расширить круг и географию общения  с нормально видящими сверстниками, совершенствовались  навыки пространственной ориентировки. Екатерина Шлема самостоятельно без помощи родителей выезжала на отдых в Крым, а Дарья впервые без гиперопеки мамы побывала с группой наших учащихся в Германии.

Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в районных, городских, региональных, Всероссийских и Международных фестивалях и конкурсах, проводимых для детей с ограниченными возможностями здоровья, организованных различными молодежными объединениями, центрами дополнительного образования детей городского и районного уровня,  комитетом по Образованию города, Министерством культуры РФ. Это конкурс «Равные права – равные возможности», организованный Российским книжным союзом, литературно-поэтические конкурсы, Всероссийский конкурс детских художественных работ,  Международный творческий фестиваль «Шаг навстречу». Конкурсы развивают у воспитанников креативные способности, способствуют развитию особой творческой активности,  придают  особую уверенность и независимость детям-инвалидам.

Кроме участия в конкурсах и фестивалях, организованных внешними партнерами, ученики школы-интерната № 1 им. К.К.Грота создают свои собственные проекты. Уникальный проект «Поющие сердцем», организованный совместно со школой-интернатом для глухих и слабослышащих детей и центром «Динамика» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата стал событием в культурной жизни Санкт-Петербурга. На одной сцене в одном концертном номере встретились дети с ограниченными возможностями здоровья, которые никогда не смогли бы общаться в обычной жизни, потому что кто-то из участников не видит, а кто-то не слышит друг друга. Искусству же суждено творить чудеса, и вот одна за другой появляются новые композиции, в которых незрячие дети поют голосом, глухие — руками, а все вместе — сердцем. Выступления имели на фестивале грандиозный успех. Зрители не скрывали слез. Совместно организованные номера принесли его участникам не только  победы в конкурсах и фестивалях, но и чувство удовлетворения,  расширились социальные контакты, появилась уверенность в собственных силах. Их успех воодушевил других учащихся, вдохновил на дальнейшее творческое развитие.

Участие в подобных проектах обогащают эмоциональную жизнь детей с ОВЗ, делает доступными элементы творчества, развивают эстетически, способствует формированию у учащихся духовности и культуры,  толерантности и способности к саморазвитию. 

Однако победы в конкурсах  не возникают на пустом месте. Подготовка школьников к этой особой форме деятельности требует от педагога осведомленности в организационных вопросах проведения конкурсов, фестивалей и знание методики подготовки учащихся. В это время необходимо уделять большое внимание индивидуальной работе с учащимися, дифференцируемой с учетом познавательных интересов и потребностей, оказывать помощь в организации подготовки и подборе литературы для творческих работ. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности личности учащегося: уровень умственного развития, личные черты характера (волевые качества, которые непосредственно отражаются на развитии ребенка), психологические особенности – динамическая сторона психической жизни: работоспособность, сосредоточенность, отвлекаемость внимания, скорость восприятия и повышенную утомляемость детей-инвалидов. В этот момент в связи с высоким эмоциональным напряжением для конкурсанта очень важна поддержка окружающих. Причем, чем больше близких людей окажут ему эмоциональную помощь, тем благотворнее это отразится на его результате.

Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных состязаний чрезвычайно важен для дальнейшей жизни.  В ходе соревнования ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается.

В ходе подготовки к выступлениям  наших учащихся  к конкурсам мы сталкиваются с рядом проблем: это отсутствие у большинства учащихся адекватной оценки своих возможностей и способностей, что приводит к напряженности, страху, неуверенности или, наоборот, к излишней самоуверенности; ограниченные контакты с нормально видящими сверстниками влекут за собой эмоциональное напряжение в ситуациях общения; боязнь незнакомого пространства вызывает чувство страха и сильное беспокойство во время выступления, которое зачастую сопровождается синдромом навязчивых движений. Для решения этих проблем необходимо расширять контакты с нормально видящими школьниками, так как положительное отношение и понимание ребенка с ограниченными возможностями здоровья обществом и особенно его сверстниками оказывает огромное влияние на его эмоциональное и социальное развитие.

Участие в конкурсах, фестивалях  наглядно показывает, что организация участия детей в  различных конкурсах и фестивалях способствует: раскрытию интересов и способностей детей; развитию творческой и поисковой активности обучающихся; социальному развитию учеников, имеющих ограничения в здоровье.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.