выполнила:
воспитатель
Румянцева Анна Николаевна
МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Улыбка»
Ярославская область, г. Данилов
«Развитие познавательной активности детей
через исследовательскую деятельность»
Планирование познавательно-исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста
Месяц |
ООД |
Цели |
Задачи |
Оборудование и материалы |
сентябрь |
№1 «Почему песок хорошо сыплется?»
|
Выделить свойство песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
|
- расширить знание детей о свойствах песка и глины; - развить любознательность и активность детей. |
Ёмкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито. |
№ 2 «Посадим дерево»
|
Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
|
- закрепить представление детей о свойствах песка и глины; - развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения. |
Ёмкости с песком, глиной, палочки.
|
|
№3 «Ветер»
|
Выявить изменения песка и глины при взаимодействии с ветром и водой. |
- закрепить представление детей о свойствах песка и глины; - развить любознательность, самостоятельность. |
Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой. |
|
№4 «Где вода?»
|
Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.
|
- закрепить представление детей о свойствах песка и глины; - воспитывать умение замечать различие; - продолжать развивать речь детей: умение анализировать |
Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.
|
|
Октябрь |
№1 «Таинственный картинки |
Расширить представление детей о цвете
|
- показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные секла - формировать у детей самостоятельно находить ответ, на поставленные вопросы. |
Цветные стекла, рабочие листы , цветные карандаши.
|
№2 «Волшебный материал»
|
Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.
|
- закрепить представление о песке и глине; - формировать умение самостоятельно делать вывод; - воспитывать интерес к происходящему. |
Ёмкость с водой, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики.
|
|
№3 «Текучесть воды.»
|
Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
|
- развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение; - дать представление о том что вода может принимать любую форму; - формировать умение самостоятельно делать вывод; |
Вода, 2 стакана, кубик, линейка, деревянная ложка, ложка, чашка, блюдце, пузырек.
|
|
№ 4 «Что растворяется в воде?»
|
Выявить свойства воды. |
-сформировать представление детей о том что некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяется окрашенные вещества. - показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. |
мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы, картинки с изображением представленных веществ. |
|
Ноябрь |
№ 1 «Как пар превращается в льдинки?»
|
Познакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды (жидким, газообразным, твёрдым). |
- выявить свойства воды: при кипении вода превращается в пар; пар оседает капельками на оргстекло; на морозе капельки пара замерзают и превращаются в лёд. - развивать познавательные интересы. |
Электрический чайник, оргстекло, вода. |
№ 2 «Ходячая вода»
|
Познакомить детей с передвижением воды.
|
-показать детям что вода имеет свойство передвижения; - развить любознательность.
|
Вода, 2 прозрачных пластиковых стакана, бумажное полотенце, порезанное на полоски, миска |
|
№ 3 «Впитывая водяные капли»
|
Узнать, какие материалы впитывают воду.
|
--показать детям что вода имеет свойство впитывания; - развить любознательность.
|
Бумажные полотенце, страница из глянцевого журнала, алюминиевая фольга, картон, дерево, пластмасса, вода, лейка или сито. |
|
№4 «Изготовление цветных льдинок»
|
Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым |
- выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная); - воспитывать умение вести диалог. |
Ёмкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.
|
|
Декабрь |
№1 «Какие предметы могут плавать»
|
Расширить знание детей о свойствах воды.
|
- формирование у детей представление о плывучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести; - воспитывать умение вести диалог. |
На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть. |
№ 2 «Делаем мыльные пузыри»
|
Выяснить способность жидкого мыла.
|
- познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку. |
Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы. |
|
№ 3 «Подушка из пены»
|
Выявить, могут ли предметы утонуть в мыльной пене. |
- развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести); - воспитывать умение вести диалог.
|
На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть. |
|
№ 4 «Взаимодействие воды и снега»
|
Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твёрдым). |
- выявить свойства воды: чем выше её температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести её на улицу, то она станет холоднее. - сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость, твердость; - проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние. |
Мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная, уровень воды отмечен меткой), снег, тарелочка, мерные ложечки (или совочки).
|
|
Январь |
№1 «Когда это бывает»
|
Понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру. |
- показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природными.
|
Иллюстрации пейзажа, событий в разные части суток.
|
№2 « Свет вокруг нас»
|
Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света. |
- показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча); - развить любознательность; - воспитывать умение общаться со сверстниками через работу в команде. |
Картинки с изображением источника света (солнце луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик и тд.), несколько предметов, которые не дают свет. |
|
№ 3 «Волшебные лучи»
|
Понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него. |
- формирование представление о свете; - воспитывать умение вести диалог.
|
Свеча, настольная лампа, два фонарика разной мощности.
|
|
№ 4 «Волшебный круг»
|
Продемонстрировать образование цветов: фиолетового, оранжевого, зеленого, двух оттенков синего на светлом фоне. |
- формирование представления о цветовом спектре; - изучить возможности цветов;
|
Цветовые волчки.
|
|
Февраль |
№ 1 «Теневой театр»
|
Развить воображение детей.
|
- познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. |
Оборудование для теневого театра.
|
№ 2 «Волшебная кисточка»
|
Развить умение комбинировать цвета. |
- познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый); - формирование представление о цвете; - воспитывать умение вести диалог |
Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров. |
|
№ 3 «Как согреть руки?»
|
Подвести детей к тому что предметы могут согреваться при трении, движении |
- выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла). - воспитывать умение вести диалог |
Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.
|
|
№ 4 «Волшебная рукавичка»
|
Расширить представление детей о магните
|
- выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы; - развитие умение отвечать развернутым предложением; - побуждать детей к самостоятельной работе. |
Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.
|
|
Март |
№ 1 «Волшебный театр»
|
Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. |
-расширить представление о магните; - воспитывать познавательные процессы.
|
«театральная сцена» на подставке, персонажи сказки, сделанные из легкого картона (конусные) |
№ 2 «Мы – фокусники»
|
Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
|
- выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы; - развитие умение отвечать развернутым предложением; - побуждать детей к самостоятельной работе. |
Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри. |
|
№ 3 «Угадай-ка»
|
Расширить представление детей о весе.
|
- понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. - установить зависимость веса предмета от его размера.
|
Предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины, матрешки, мячи и т.д., мешочек, непрозрачные коробочки одного размера. |
|
№ 4 «Почему все звучит?»
|
Расширить представление о звуке.
|
- подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. - сформировать умение работать в парах.
|
Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан. |
|
Апрель |
№ 1 «Откуда берется голос?» |
Расширить знание о звуке. |
- подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. |
Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи. |
№ 2 «Где быстрее?»
|
Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —> вода, вода —> лед). |
- побуждать к анализу; - определить где быстрее лед превратится в воду
|
Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики. |
|
№ 3 «Где быстрее наступит весна?» |
Установить зависимость изменений в природе от сезона. |
- побуждать к наблюдению; - побуждать к анализу;
|
Ёмкости со снегом, льдом.
|
|
№ 4 «Где будут первые проталинки?»
|
Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появления солнца. |
- выяснить, возле какого дерева раньше появится проталина; - закрепить представление о свете.
|
Ёмкости для каждого ребенка, окрашенные в темные тона.
|
|
Май |
№ 1 «Стекло, его качества и свойства»
|
Расширить представление о стекле.
|
- закрепить умение узнавать предметы, сделанные из стекла; - определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность). |
Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. |
№ 2 «Металл, его качества и свойства»
|
Расширить представление о металле. |
- закрепить умение узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). |
Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. |
|
№ 3 «Резина, его качества и свойства»
|
Расширить представление о резине |
- закрепить умение узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). |
Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала. |
|
№ 4 «Пластмасса, его качества и свойства»
|
Расширить представление о пластмассе |
- закрепить умение узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). |
Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.
|