выполнила:
Учитель истории и обществознания
Лобанова Татьяна Васильевна
МОУ «СОШ №6» г. Коряжма
Технологическая карта урока по теме «Познание и его виды»
Тема урока |
Познание и его виды |
||||||||||
Дата проведения |
02.10.2017 (2 урока) |
||||||||||
Класс |
10 «а», инженерно-технологический профиль (в нем – классный руководитель) |
||||||||||
Образовательные ресурсы |
Обществознание :10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: базовый уровень/О.Б. Соболева, В.В. Барабанов, С.Г. Кошкина, С.Н. Малявин: под редакцией Г.А.Бардовского.-2-е издание, М.: Вентана- Граф, 2015 Презентация «Познание и его виды», дополнительные источники |
||||||||||
План урока: |
|
||||||||||
Цель урока |
Создать условия для формирования представления о многообразии человеческих знаний, особенностях научного и ненаучного познания |
||||||||||
Технологии |
Проектная технология, технология смыслового (продуктивного) чтения |
||||||||||
Формы и методы обучения |
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная Методы: частично - поисковый |
||||||||||
Основные понятия |
Гносеология, эмпирическое и рациональное познание |
||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||||||
Объём освоения и уровень владения коммуникациями |
Приобретённая компетентность |
||||||||||
Научиться: определять проблем ы познаваемость мира, что такое наука, характеризовать основные особенности научного мышления, определять что представляет собой знание и процесс познания, объяснять сущность чувственного и рационального познания, анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира. Получат возможность научиться: анализировать объекты, формировать собственную точку зрения, осуществлять поиск нужной информации, выделять главное |
Целостно-смысловая компетенция: умеют: определять ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельность, вступать в речевое общение, работать с книгой, осуществлять индивидуальные образовательные траектории с учётом общих требований и норм |
||||||||||
Организационная структура урока |
|||||||||||
Этап урока |
Время |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Формы организации совзаимодействия на уроке |
УУД |
Формы контроля |
||||
1.Мотивация к учебной деятельности |
4 |
Подготовка класса к уроку |
Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивая тему и план урока Посмотрите на 1 слайд и определите, чем занимаются люди (значит тема нашего урока…) Что бы вы хотели узнать об этой теме |
Записывают тему и план урока, самостоятельно формируют цели Тема урока – ПОЗНАНИЕ Составляют план (они же задачи урока) |
Фронтальная работа |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу. |
Запись в тетрадь |
||||
2.Актуализация знаний |
5 |
Беседа по теме «Познание» |
Вопросы; 1.Кто может о себе сказать: я знаю, что ничего не знаю? 2.Можно ли полагаться на достоверность информации только при помощи органов чувств? 3.Как отличить истинные знания от ложных? 4. Как вы думаете, какие методы познания возникли раньше: наука или ненаучные формы? |
Высказывают мнение, слушают, обсуждают мнение одноклассников |
Фронтальная работа |
Коммуникативные: применяют правила личностного сотрудничества, сравнивают разные точки зрения |
Устный опрос |
||||
3.Изучение нового материала |
25
|
1.Презентации «Ненаучные познание и его виды» |
Указывает виды ненаучного познания
Выслушивает результаты работы групп, комментирует Итоги работы: мы определили, что хотя…. И ненаучное, но всё же познание, так …………. |
Проверяют правильность слайда и ищут провокацию (Учащиеся на прошлом уроке разработали план изучения темы, разделились на группы, начали работать над мини проектом) Защита мини проектов, созданных в группе в качестве домашнего задания Комментируют выступления групп |
Индивидуальная работа
Групповая работа |
Познавательные: Общеучебные – умеют находить нужную информацию, выделять главное Логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о ненаучном познании. |
Запись в тетради Защита, презентация проекта |
||||
|
15 |
2.Научное познание
|
Давайте посмотрим, какие существуют подходы к познаваемо- сти мира (слайд) Как вы думаете, а что такое наука? Используя технологию продуктивного чтения даёт задания 1.Классифицируйте данные слова (какое отношение эти слова имеют к теме урока предтекстовая деятельность 2. Текст на с.24-25, прочитать и: ½ класса - составляет план текста, ½ - выписывает новые слова и их значение (текстовая деятельность) 3.Заполнение кластера 4.Работа с таблицей (исправь ошибку) послетекстовая деятельность
|
Учащиеся пытаются классифицировать и объясняют принципы классификации, дают ответы на поставленные вопросы
Класс выполняет задание Спросить желающих высказаться
Заполнение кластера Проверяют правильность терминов, Записываю методы и мыслительные операции |
Индивидуальная работа
Класс разбит на группы по 4-5 человек Групповая работа |
Познавательные: Общеучебные – умеют находить нужную информацию, выделять главное Логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о научном познании. Коммуникативные: применяют правила личностного сотрудничества, сравнивают разные точки зрения
|
Запись в тетради, устные ответы |
||||
10 |
3.Истина |
Читает притчу, организует беседу: В чем смысл притчи? Согласны ли вы с суждениями старика?
Нацеливает учащихся на работу Мы узнали про 2 формы научного познания, но мой внутренний скептик мне кричит – не правда, не верю… Работа с текстом с.30-32 Организует работу по чтение про себя с пометками Заполнение кластера Поясняет непонятное, проводит обсуждение информации В чем вы видите особенности любой науки? |
Анализируют текс притчи, рассуждают, высказывают собственное мнение
Чтение про себя с пометками
Самостоятельно выполняют задания
Дают ответы, проверяют себя по слайду |
Фронтальная работа
Индивидуальная работа |
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении, обмениваются мнениями, слушают друг друга Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения результата, осуществляют самостоятельный контроль за своей деятельностью Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу. |
Устные ответы,
запись в тетради |
|||||
4.Первичное осмысление и закрепление изученного материала |
5 |
Выполнение тестовых заданий |
Организует работу с тестовыми заданиями |
Выполняют тестовые задания |
Индивидуальная работа |
Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении вопросов, делятся мнением, выслушивают друг друга, |
Тест |
||||
5.Итоги урока. Рефлексия. |
5 |
Обобщающая беседа |
Беседа: Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание? Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной? |
Отвечают на вопросы, оценивают свою работу
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке |
Фронтальная |
Личностные: оценивают свою учебную деятельность Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
||||
6. Домашнее задание |
2 |
Варианты д/з 1.ответить на вопросы после §5 2.Найти, доказать относительность уже известных им истин (то есть каких то правил, законов, таблиц и т.п) |
Конкретизирует домашнее задание |
Записываю домашнее задание |
Индивидуальная работа |
|
|
||||
Предыдущий урок, разработка плана проекта: Цель рассмотреть, что …вид познания
Задачи: дать определение ……..
Найти цель, средства, особенности результаты данного вида познания
доказать, что познание, это деятельность, а… - ненаучное познание
мммммммм