выполнила:
воспитатель
Ларионова Надежда Михайловна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Василёк»
Чувашская республика, Козловский район, станция Тюрлема
Эссе на тему
«Моя профессия – воспитатель»
Моя профессия – воспитатель. Всё – таки случайность или закономерность? Дети для меня – смысл жизни. И потому из множества профессий я выбрала одну, но самую удивительную – Воспитатель детского сада. Чтобы им быть, необходимо не просто обладать многими достоинствами, а ни больше, ни меньше – в душе оставаться ребёнком. Да – да, иначе дети и не примут, не впустят в свой мир. Маленькие мудрые учителя и проверяют тебя на прочность, и в то же время любят всепоглощающей любовью, в которой можно раствориться без остатка. После окончания ЧПУ в 1984 году, я охотно влилась в педагогический коллектив детского сада – ясли «Василёк» совхоза «Тюрлеминский» и ни разу не пожалела о таком выборе. Как вчера помню свой первый день, когда перешагнула порог детского сада. Когда я вошла в группу, меня встретила забавная и шумная толпа маленьких человечков. Они с любопытством смотрели на меня, а я смотрела на них и думала: "Смогу ли я воспитать их добрыми, благородными и мудрыми людьми? С чего начать? Как мне избежать ошибки в воспитании?»
Глядя в распахнутые навстречу глаза детей, поняла, что я нужна им. Для них я - целая вселенная, которую хочется изучить, энциклопедия, с которой можно найти ответы на все вопросы. И я должна поддержать их любопытство, согреть теплом своего сердца, любить и быть для них второй мамой и другом, добиться того, чтобы они приняли и впустили меня в свой мир детства, мир сказок и фантазий.
И вот уже 29 лет я работаю воспитателем. Все эти годы я отвечала сама себе на вопрос: «Что значит быть воспитателем?» Я счастлива, что сама жизнь направила меня по «педагогической стезе». Со своими воспитанниками я многократно прошла путь от ясельной группы до выпускного утренника в старшей группе.
Не скрою, поначалу было очень трудно: написание планов, подготовка и проведение разнообразных занятий, овладение педагогическими методами и приёмами, неуклонное выполнение режимных моментов, необходимость знания множества детских игр и развлечений, общение с такими разными родителями и своими воспитанниками – всё это нередко вызывало легкую панику. Иногда доводилось и поплакать от неумения или бессилия, но меня всегда окружали знающие педагоги Романова А. М., Волкова Л. И.,Чалусова Г. Я. и просто сердечные люди: Архипова В. Г., Загитова Е. М., у которых я перенимала полезный жизненный и педагогический опыт. Помню их всегда и благодарю сердечно.
Работа воспитателя многогранна, нестандартна, требует творческого подхода, самосовершенствования и душевной щедрости, но самое главное в этой работе – любить детей. Одной любви и понимания было всё же недостаточно, требовались и специальные знания. Мне пришлось учиться, много читать, набираться опыта, повышать свой профессиональный уровень на различных курсах. Воспитатель для меня – это человек, желающий постоянно совершенствоваться, меняться, творить, потому что жизнь детского сада не может существовать без творчества, движения вперед, инноваций. Потребности современной образовательной системы подталкивают меня к новым творческим замыслам, к новым идеям, участию в сетевом взаимодействии. Стать мастером своего дела нелегко. Знаю одно: нельзя останавливаться на достигнутом. Неспроста народная мудрость гласит: « Век живи, век учись. » Коллеги по «цеху» щедро делились своим опытом. Прошло время, и вот я сама охотно делюсь своим педагогическими наработками, советами с молодыми воспитателями.
Дети – источник света и радости для каждой женщины, и долг каждого воспитателя – суметь сохранить этот свет и приумножить эту радость. Малыши очень чувствительны, их не обманешь притворной лаской, потому что нужно учиться любить детей не в их общей массе, а каждого в отдельности. Мне запомнился мудрый совет моих наставников: « Не имей среди воспитанников « любимчиков», а стремись заглянуть в душу каждому ребёнку и принимать его таким, какой он есть».
Сегодня дети интеллектуально развиты лучше сверстников прошлых поколений, но их духовное развитие, на мой взгляд, отстает. Проводя много времени с детьми, я вижу, как остро им не хватает тепла, красоты, любви, добра, внимания от взрослых. И, если я вижу, что у меня получается доставлять им радость, придать ощущение спокойствия и уверенности родителям, я счастлива.
Я стараюсь развивать у детей интерес к доступным, для их возраста явлениям общественной жизни: любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, деревне, чувство гордости за достижения страны». И я думаю, что когда мои дети подрастут и станут взрослыми людьми, они оценят мои старания. Самой лучшей наградой за мой труд станет умение моих воспитанников жить в гармонии с окружающим миром, умение воспитывать эти качества в своих детях.
Говорят: « Дети – цветы жизни». Тем и другим для развития и роста необходимо тепло, забота, внимание. И здесь моими помощниками становится время и терпение, когда шаг за шагом я веду своих ребят к успеху. Педагог всегда должен поддерживать детскую инициативу даже тогда, когда у ребёнка не всё получается. Его обязательно надо поощрять: « Ты много можешь, у тебя обязательно всё получится». Похвала ему нужна как пища, и если ребёнок не видит успехов в своём труде, то он теряет веру в свои силы. Чтобы маленький человек полюбил учиться, необходимо сделать процесс познания интересным и радостным. И тогда наградой будут удивление, азарт, любопытство в глазах воспитанников.
Быть воспитателем, значит осознавать всю ответственность, взятую за сохранение тонкой ранимой души ребёнка; уметь прислушиваться к детям и их обращениям; быть чуткими и терпеливыми. Ян Корчаг отмечал: «Надо подниматься до чувств детей. Становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть». Я стремлюсь к тому, чтобы и каждый ребёнок научился понимать, распознавать, проговаривать свои собственные чувства и эмоции. Тогда он научится чувствовать, понимать других людей и окружающий его мир. А для этого мир ребёнка надо наполнить разными оттенками. Для лучшей организации учебного процесса я использую не только программу, по которой работает детский сад, но и журналы из своей личной библиотеки: «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Современное дошкольное воспитание», а также методические пособия и программы: О. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», С. Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников», что позволяет мне делать процесс обучения детей насыщенней и интересней. Я стараюсь воспитывать творчески одаренных людей, в чем мне оказывает не малую поддержку музыкальный руководитель нашего детского сада Артемьева Т. Е.
Перейти к конкурсам для воспитателей детских садов
Перейти к конкурсам для психологов
Как большой любитель литературы, я стараюсь и своим детям привить любовь к живому слову. Познакомить их и с произведениями прекрасных детских писателей И. Токмаковой, Н. Носовым, В. Бианки, Е. Чарушиным и т. д., а также с произведениями наших чувашских писателей В. Чаплиной.,В. Эльби. Я творческая и очень эмоциональная личность. Мне хочется стать для своих малышей самым близким другом, хочется отдать им все свои знания и умения, показать им как красив и приветлив окружающий мир. Как он хрупок и беззащитен, как нуждается в нашем участии.
Работа воспитателя полезна для здоровья – заявляю это на полном серьёзе! От детей заряжаемся светлой энергией и непосредственностью, жаждой познания мира, удивляемся каждому дню, видим интересное и увлекательное в повседневном и обыденном. В голове постоянно вертятся вопросы: « А почему так? А что это?» Хочется по-детски удивляться и радоваться каждой мелочи вокруг себя. Вот, наверное, почему воспитатели долго остаются молодыми душой! Я себя и сейчас ощущаю себя пятилетней девочкой, кода вижу в траве попрыгунью – лягушку или слежу за проплывающими по голубому небу облаками, пытаюсь найти сходство с каким- либо сказочным животным.
Кто-то сказал, что воспитатель – это не призвание, а диагноз! Но, как мне кажется, диагноз весьма приятный – согласитесь!
Я очень люблю детей, животных и природу. Страдаю, когда слышу, как родители ругают бранными словами своих малышей, и болит сердце, когда вижу искалеченные деревья в лесу.
Я горжусь, что я работаю педагогом детского сада и отдаю частичку своего тепла малышам!