выполнила:
воспитатель
МБ ДОУ ЦРР "Ручеёк"
Филатова Ольга Николаевна
Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т. к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие.
Социализация личности начинается с первых же лет жизни, т. е. именно в детском возрасте у каждого начинает закладываться своя собственная картина мира, в общих чертах начинает формироваться своё представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Иными словами период детства является первой ступенью в процессе социализации личности. Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру», т. е. его социализация.
Воспитание — это выработка определенного мировоззрения и поведения, гармоническое развитие человеческой личности. Воспитание предусматривает комплекс физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития ребенка. Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция. Первым институтом социализации для дошкольника является детский сад. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников. Одна из основных задач в ДОУ — это создание социально-благополучной среды для каждого воспитанника. Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка. Таким образом, система воспитательно-образовательной программы ДОУ, как института социализации, должна быть построена на принципах комплексного подхода в воспитании и обучении детей в период раннего возраста. Цели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ заключаются во всестороннем обучении ребенка на основе гармоничного сочетания интеллектуального и физического развития, формировании у детей социальных контактов и способности к совместным действиям в условиях развивающего обучения и воспитания. В детском саду происходит взращивание человека в процессе создания условий для развития целенаправленных, позитивных и духовно-ценностной ориентаций. Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление. Коллективная деятельность является одной из главных форм воспитания и социализации личности. Это выполнение важных общественных работ, совместные занятия, труд, игра.
Перейти к конкурсам для психологов
Первым социальным институтом в жизни ребенка является семья. Из общения с близкими взрослыми ребенок получает свои первые знания. Вторым социальным институтом в жизни ребенка является детский сад.
От того, в каких условиях будет развиваться ребенок зависит его будущее.
В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы такие как память, восприятие, мышление, речь. В этот период у ребенка непрерывно обновляются знания об устройстве мира, он развивает свой словарный запас, перенимает культурно-исторический опыт.
Когда ребенок приходит в детский сад у него возникает представления о новом мире социальных отношений, где царят другие нормы, чем в близком окружении. В этот момент наступает начало подготовки к будущей взрослой (социальной) жизни. Основная функция детского сада, как социально-образовательного учреждения, оказывать педагогическую помощь и поддержку семьям своих воспитанников, а также компенсирование проблемы в их поведении и развитии. Одной из основных задач детского сада вовлечь в процесс обучения каждого ребёнка в детском саду, подготовить его к школе.
Все родители мечтают о прекрасном будущем для своих малышей. Но не у всех и не всегда находится время для занятий, а иногда просто не хватает терпения и знаний. В таких случаях посещение детского сада играет немаловажную роль в жизни ребенка.
Перейти к конкурсам для учителей
Согласно новой образовательной политике, целью детского сада является подготовка детей к жизни в современном стремительно меняющемся мире, развитие у них качеств и способностей, необходимых для активного участия в демократизации общества, таких как:
- готовность принимать перемены и участвовать в них;
- стремление и умение учиться;
- способность критически и творчески мыслить;
- умение делать самостоятельный выбор;
- способность ставить и решать проблемы;
- умение уважать себя и окружающих людей;
- правильное восприятие норм и правил поведения и т. п.
Детский сад - первое общественное учреждение куда попадает ребенок. Там он с помощью «грамотного» воспитательного подхода легко усваивает все нормы и принципы общения. Стремление к общению заложено в природе человека. До поры до времени, для удовлетворения этой потребности ребенку достаточно близких взрослых. Но в возрасте около трех лет у него появляются и усиливаются потребности в таком общении, которого с взрослым быть не может. Ребенку сложно общаться со взрослым на равных, потому что куда пойти и что делать решает взрослый. Взрослый сам выбирает правила общения с ребенком. Находясь в детском саду в компании сверстников и общаясь с ними, ребенок общается со сверстниками по общим правилам. Среди сверстников он находит себе товарищей равных по интеллекту, силе, детей со схожими интересами. Вместе они выбирают правила игры, учатся согласовывать и прислушиваться к требованиям других детей. К тому же, родителям не так часто, как ребенку, хочется играть в детские игры, как нужно это ребенку. Со сверстниками ребенок играет чаще. Его сверстники, как и он, так же полны сил и энергии, поэтому ребенку в их компании играть намного интересней, чем с быстро утомляемым взрослым. С помощью игры ребенок развивает коммуникативные навыки, учиться подчиняться и выполнять правила других , учиться считаться с чужим мнением. Но общаться с ровесниками труднее, чем с близким взрослым. Взрослый угадывает чувства и желания своего ребенка а сверстники же плохо понимают и формулируют даже собственные чувства и желания. Поэтому маленькие дети часто ссорятся между собой. Они не умеют знакомиться, не знают, как обратиться к другому ребенку, когда и как надо отказать. Всем этим правилам ребенок легко научается в детском саду.
Дети в детском саду находятся в одновозрастной группе. Каждая группа состоит , как минимум, из 20 человечков с разными характерами и разными привычками. Не удивительно, что время от времени возникают конфликты интересов. Конечно, это неприятно, но именно благодаря таким эпизодам ребенок осознает необходимость отстаивать свои интересы, учится давать сдачи. Воспитатели в легкой ненавязчивой форме помогают развить ребенку основные качества общения:
- Деловые(другой человек как партнер по совместной деятельности);
- Познавательные (другой человек как источник информации);
- Личностные (интерес к другому человеку как к личности).
В детском саду ребенок учится общаться с другими взрослыми. Опыт общения с воспитателями в дальнейшем поможет избежать некоторых трудностей с учителями в школе. Здесь ребенок начинает понимать, что кроме мамы и папы есть и другие взрослые, которых надо слушаться. В дошкольном учреждении ребенок учиться соблюдать «дисциплину», т.е. начинает понимать, что помимо него самого нужно уважать и придерживаться правил общежития.
Ребёнок получает интеллектуальное и физическое развитие. Хотя грамотные мама и папа вполне могут дать необходимые знания лучше, чем в садике, но самое сложное в домашнем воспитании – обеспечить ребенку социальное развитие.
Если вдуматься, то детский сад дает ребенку, в общем-то, немало. В детском саду проводятся разнообразные занятия, направленные на всестороннее развитие ребенка: занятия по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи, ознакомление с художественной литературой, формированию основ математических представлений. Присутствуют и занятия, направленные на физическое развитие ребенка: музыкальные и физкультурные занятия. Помимо того, во многих садиках всем желающим предлагается комплекс дополнительных занятий: ритмика, хореография, организуется кружковая работа по углубленному обучению и развитию детей определённой направленности.
Помимо знаний, в детском саду ребенок учится соблюдать дисциплину, слушаться взрослых, убирать за собой, проявлять самостоятельность и придерживаться определенного режима дня. Большинство взрослых не привыкли жить строго по часам, тогда как, на самом деле, это очень полезно для организма – есть, гулять, ложиться спать в одно и то же время изо дня в день. Главным доказательством эффективности детского сада является поступление ребенка в школу. Ведь в последнее время условия школ по приёму первоклассников несколько изменились. В школу ребёнок должен поступить подготовленным психологически и с определённым багажом знаний, которые заложены в программу воспитания и обучения детей в детском саду. В работе детского сада и школы соблюдается преемственность, исключающей умственные и физические перегрузки Именно воспитатель в детском саду является главным источником знаний для ребенка.
Воспитатели наших дошкольных учреждений имеют огромный багаж знаний и опыт педагогической работы . Они владеют методами и приёмами воспитания и обучения детей. Осваивают и используют новые технологии. Повышают свой профессионализм через курсы повышения квалификации, через самообразование, заочное обучение в педагогических университетах. Наши воспитатели активные участники регионального конкурса «Детские сады – детям». Воспитатели ответственно относятся к своей работе. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребёнок, степень прочности приобретённых им нравственных качеств.
Они понимают, что от подготовки ребенка в детском саду к школе зависит его будущее. Смогут ли они развить способности ребенка, привить ему интерес к учебной деятельности так, что бы у ребенка было желание учиться. Педагоги заботятся о здоровье и всестороннем воспитании детей и совместно с родителями стремятся сделать счастливым детство каждого ребёнка.
Основная функция детского сада заключается в присмотре за детьми, пока родители находятся на работе. Во всяком случае, именно так было во времена появления первых детских садов в нашей стране. Однако современные сады выполняют не только свою основную функцию, но и работают над всесторонним развитием детей.
в дошкольном учреждении происходит сразу по нескольким направлениям:
- познавательное - на занятиях малышей знакомят с окружающим миром, закономерными изменениями в природе, днями недели, временем и т.д.
- физкультурно-оздоровительное - различные игры на спортивной площадке, спортивные конкурсы и физические упражнения, проводимые в детских садах, способствуют укреплению иммунитета детей и их физическому развитию.
- лингвистическое - в процессе общения и занятий воспитатели учат детей правильно выражать свои мысли и существенно пополняют их словарный запас. В некоторых дошкольных учреждениях дети имеют возможность изучать второй язык.
- художественно-эстетическое - такие занятия как лепка, рисование или конструирование способствуют развитию памяти, творческого мышления, фантазии и кругозора.
Не меньшее внимание уделяется и вопросам социализации ребенка (в первую очередь, это относится к умению соблюдать установленные правила и самообслуживанию) и его подготовке в школе. Кроме того, в детском садике ребенок не только получает возможность общаться со своими сверстниками, но и понимает, что помимо мамы и папы есть люди, которых нужно слушаться.
Детский сад это не просто очередной этап в жизни ребенка, это первый значимый шаг к самостоятельности. До детского сада ребенок был единственным объектом опеки со стороны взрослых и его жизнь определялась преимущественно его желаниями. В детском саду собственные желания маленького человечка становятся вторичными, а на первый план выходит необходимость подчиняться общим правилам, нормам, условиям. Жизнь ребенка в детском саду организована, наполнена яркими событиями. У него начинают формироваться лидерские навыки: умение организовывать сверстников, распределять роли, планировать действия, анализировать результат. В детском саду ребенок приобретает первый социальный опыт, и навыки общения со сверстниками, приобретает знания, умения, готовится к обучению в школе.
Детский сад предоставляет ребенку возможность упражняться в человеческих отношениях: умение поделиться, договориться, посочувствовать, принять любовь и доверие друга, отстоять свои позиции, находить эффективные решения в конфликтных ситуациях. Ребенок учится жить в коллективе, он ориентирован на общение с разными взрослыми и детьми. Соответственно у него формируется умение сотрудничать. В детском саду ребенок узнает, как попросить взрослого о помощи, обратиться с вопросом, выразить свои чувства, эмоции, заинтересованность, он учится общаться деликатно, вежливо, доброжелательно со взрослыми и сверстниками. От этих умений во многом зависит успеваемость ребенка в школе, его оценки, мотивация к обучению и, что немаловажно, эмоциональное благополучие.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной гармонично развитой личности необходимо укрепление и развитие взаимодействия детского сада и семьи. Взаимодействие педагогов и родителей позволяет выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками. В повседневном общении с детьми сеются семена характера, которые потом дадут добрые или злые всходы.
Сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, — к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», Москва, 2005 г.
- Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001.
- Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад//Дошкольное воспитание. —№6 - 2008 .
- Социальная адаптация детей в ДОУ/ Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской и др. — М., 1992.
- Солгалова Е. В. Роль детского сада в процессе социализации личности // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2015.