ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Костарева Анастасия Евгеньевна

МЮДОУ №83

РФ, Нижегородская область, город Нижний Новгород

Формирование предпосылок экологического сознания старших дошкольников в  проектной деятельности.

  

   Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния. Уровень знаний детей о природе недостаточный, воспитанники самостоятельно  не могут найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, а семья не готова на сегодняшний день самостоятельно осуществлять экологическое воспитание;

Выход на целевые ориентиры:

проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать ребенок способен к принятию собственных решений опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Феномен экологической культуры рассматривают Н.Н. Вересов, Л.И. Грехова, Н.С. Дежникова, А.П.Сидельковский, И.Т. Суравегина и другие исследователи.

Я.И. Габаев, А.Н. Захлебный, И.Д.Зверев, Б.Г. Иоганзен, Е.Е. Письменная, И.Т.Суравегина и другие разработали принципы экологического образования.

Составные экологической культуры личности дошкольника — это знания о природе и умение их использовать в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, в быту, в труде). 

Экологическое сознание – это общественное сознание, которое отражает взаимоотношения человека с природой в динамике их развития. 

Анализ практики показывает, что преимущество активных методов обучения по сравнению с традиционными выражается в том, что у детей возникает желание действовать самостоятельно, вырабатываются необходимые способности, навыки анализа ситуации. Поэтому мы и рассматриваем метод проектов, как один из самых эффективных способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы.

Проект – это исследовательская задача, представленная детям в форме привлекательной проблемной ситуации, решение которой связано с самостоятельным преобразованием окружающей среды.

Ведущая педагогическая идея:

Формирование предпосылок экологического сознания старших дошкольников в проектной деятельности будет успешно при соблюдении следующих условий:

 - широко использовать различные виды игры в образовательном процессе;

  • поддержка инициативы, самостоятельности, творчества детей в проектно-исследовательской деятельности;
  • вовлечение родителей в качестве субъектов образовательных отношений в единое экологическое пространство.

Цель:  Формирование предпосылок экологического сознания детей старшего дошкольного возраста  в  проектной деятельности

Задачи:

  • сформировать у старших дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;
  • создать условия для развития общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
  • оптимизировать межличностные отношения через осознание своего положения среди других и формирование позиции “Я - вместе с другими” в совместной экологической деятельности
  • Сформировать чувство уверенности в своих силах, позитивное отношение к своему “Я”,  через включение детей и родителей в совместную проектную деятельность .
  • Перейти к экологическим конкурсам для педагогов

В своей работе я использовала методы и приемы:

  1. Исследовательский метод: (метод исследовательских проектов) основывается на формировании навыков освоения окружающего мира с использованием научной методологии. Метод проектов представляет собой педагогическую технологию, ориентированную скорее на приобретение новых знаний, чем на интеграцию уже имеющихся.
  2. Метод проектов: с помощью метода проектов становится возможным формировать те личностные качества, которые могут развиваться лишь в процессе деятельности и не усваиваются вербально.
  3. Словесные: (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание и прослушивание аудиодисков, дидактические и словесные игры, придумывание рассказов и сказок познавательного характера к своему художественному творчеству).
  4. Наглядные: (рассматривание объектов живой природы, иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов; просмотр видео и презентаций, наблюдения в природе).
  5. Практические: (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций и исследований, анализ, творческие задания, сюжетно – ролевые игры, творческая деятельность детей).

Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

-элементарный анализ (причинные связи)

-сравнение

-экспериментирование

-применение информационно-коммуникативных технологий

Методы, стимулирующие эмоциональную активность:

-игровые

-воображаемые ситуации

-игры драматизации

-сюрпризные моменты

-элементы новизны

Методы, способствующие установлению связи между видами:

-обучение способу установления связи между разными видами

деятельности

- планирование

-развитие потребности через другую деятельность обогатить настоящую

Методы обучения и развития творчества:

-эмоциональная насыщенность окружения

-мотивирование детской деятельности

-исследование предметов и явлений живой неживой

природы (обследование)

-игровые приемы

-прогнозирование

-проблемные ситуации и задачи

 

Для удобства работы, я разбила используемые методы и приемы на три группы:

  1. Группа методов используемых в работе с детьми:

-метод наблюдения за изменением и преобразованием объекта

-метод демонстрации

-метод объяснения нового материала

-рассказ воспитателя

-рассказ ребенка

-чтение литературы

-метод детского исследования

-метод проектов

-метод моделирования проблемных ситуаций

-метод рассуждения

-метод решения проблемных задач, ситуаций

-метод игры

  1. Группа методов используемых в работе со специалистами:

-педагогические советы

-методические объединения

-распространение педагогического опыта работы

-интернет ресурсы

-диспуты

-проведение индивидуальных и групповых консультаций и

-мероприятий для педагогов и специалистов

-проектная деятельность

-педагогические выставки

-педагогические конкурсы

-открытые занятия

-семинар – практикум

 

  1. Группа методов используемых в работе с родителями:

-анкетирование

-беседы

-консультации при помощи информационных коммуникативных технологий

-диспуты – постановка перед родителями проблемных вопросов

-собрания с применением информационных коммуникативных технологий

-памятки

-рекомендации

-проекты

-исследования

-круглые столы

-субботники, десанты

-акции

-семинары

-информационные стенды

-дни открытых дверей

-привлечение к совместному творческому труду

-досуги, праздники

 

     При использовании этих методов важно уметь показать свои чувства, переживания, свое отношение к чему-либо или кому-либо, владеть способами выражения этих чувств, чтобы правильно и в необходимой мере затронуть душу ребенка на долгосрочное взаимодействие.

Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

 

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта
  2. Разработка плана движения к цели
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта
  4. Составление плана – схемы проекта
  5. Сбор, накопление материала
  6. Включение в план – схему проекта занятий по всем видам детской деятельности
  7. Домашнее задания и задания для самостоятельного выполнения
  8. Презентация проекта, открытое занятие

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, родителей и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

 

Обобщив исторический опыт разработки методов проектов, можно выделить следующие основные этапы:

  1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу)

в каких источниках можно найти информацию

какие предметы использовать для достижения цели

  1. Выполнение проекта – практическая часть.
  2. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

-по составу участников

-по целевой установке

-по тематике

-по срокам реализации

 

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. К числу самых волнующих причин, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Волга, Байкал, Черное, Азовское море - это только некоторые адреса кричащих экологических проблем.

В экологическом образовании дошкольников метод проектов получил признание раньше, чем в других областях дошкольного образования. Это связано, в частности, с тем, что большую роль в экологическом образовании играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

Сегодня возрастает социальная значимость проектно - исследовательских работ дошкольников в области экологии и это не случайно, так как сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и природы, сегодня термин “экология” используют с такими словами как «общество», «семья», «культура».

В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Опыт показал, что дошкольники, воспитатели и родители с удовольствием, и с большим интересом участвуют в исследованиях подобного типа.

Несмотря на то, нет достаточной материально-технической базы для проведения настоящих исследований, я считаю, что заинтересовать дошколят, подтолкнуть их к разгадке чего-то более интересного можно и нужно всегда - ежедневно, ведь задача педагога, говоря словами В. Розова:

«. разгребать груды камней - а вдруг под ними окажется человек»!

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – развитие компетентности людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Благодаря этому возможны формирование у детей: экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, через процесс проектно – исследовательской деятельности в контексте ФГОС ДО.

Уровень экологической воспитанности в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий по экологическому воспитанию детей. Если в группе будет создана система проектно – исследовательской работы с детьми по экологическому воспитанию дошкольников и их родителей, то возрастёт уровень знаний и практических умений детей и взрослых, повысится их экологическая культура, а природно-развивающая среда группы и участка будет способствовать сохранению и укреплению здоровья и экологическому образованию детей дошкольного возраста.

Дошкольники, получающие определенные экологические знания, методом проекта, бережнее относятся к природе и в будущем это окажет влияние на оздоровление экологической обстановки в стране, а соответственно и в Нашем городе – Нижнем Новгороде!

 

 

 

 Перейти к олимпиадам для педагогов

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. ФГОС ДО. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

2.Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12. 

  1. Белоусова Р.Ю. Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5-6 лет. – 2009г. Нижний Новгород

4.Воронкевич О.А. “Добро пожаловать в экологию!”  “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2016

 5.Кузнецова Л.В. “Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей” Ж. Дошкольная педагогика №6 2009.

  1. Киреева Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование, конспекты занятий .-2016г.

7.Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41.

8.Тимофеева Л.Л “Проектный метод в обучении старших дошкольников” Ж. Дошкольная педагогика №1 2010.

9.С.Н.Николаева Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-168 с.

10.Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-46.

 11.Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду.-2015

  1. Серебрякова Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста.-2013г. М.: Издательский центр «Академия»

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.