ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

учитель музыки

МБОУ «Овгортская школа-интернат среднего общего образования»

Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, с. Овгорт

Коробко Снежана Юрьевна

 

(из опыта работы)

Аннотация: в данной статье осуществляется анализ деятельности учителя музыки по выявлению и совершенствованию одаренности.  Статья посвящена описанию опыта работы педагога с одаренными детьми в процессе преподавания музыки и внеурочной деятельности в школе-интернате. Рассмотрены формы работы по совершенствованию художественной одаренности школьников.

Ключевые слова: одаренность, виды одаренности, одаренная личность, методы и диагностика.

Профессор психологии Борис Михайлович Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Одарённость, по его мнению, обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.

В своих трудах, освещающих тему одаренности личности, Б.М. Теплов утверждал, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённость к разным видам деятельности. Случается, что общая одарённость сочетается со специальной. Например, многие композиторы, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.

Проблема одаренной личности в наше время становится все более актуальной. Природу этого явления изучают многие ученые, ей посвящают статьи специалисты в данной сфере знаний. Но никому неизвестно, как обнаружить у только что родившихся младенцев способности к одаренности или даже к гениальности. Уверенно можно сказать лишь о том, что многие родители делают все возможное для всестороннего развития ребенка: чем раньше начнется развитие способностей и талантов, тем больше шансов на их оптимальное раскрытие.

Однако особая ответственность сегодня лежит не только на плечах родителей, но и педагогов, общение с которыми значительно влияет на эмоциональное (аффективное) развитие детей.

Психологи различают несколько видов одаренности детей:

Принять участие в конкурсах для учителей 217-2018

  1. Творческая одаренностьпроявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонном мышлении. Существует 4 признака творческой одаренности:

1) оригинальность идей и продуктов – необычное и нестандартное решение любых проблем;

2) способность находить идеи в новых и сложных ситуациях – нестандартное видение предмета, использование его функций в какой-то новой ситуации;

3) образная гибкость мышления – способность изменить форму объекта так, чтобы увидеть новые его возможности;

4) семантическая или словесная гибкость мышления проявляется в детском возрасте в форме повышенной чувствительности к речи. Ребенок относится к новым формам слова и высказываний как к живым объектам.

  1. Социальная (лидерская) одаренность – исключительная способность выстраивать долговременные, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
  2. Интеллектуальная и академическая одаренность– способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. Ребенок с данными способностями может показывать чрезвычайные способности к обучению.
  3. Двигательная (психомоторная) одаренность – исключительно спортивные способности.
  4. Духовная одаренностьсвязана с моральными качествами, альтруизмом.
  5. Практическая одаренностьпроявляется в том, что люди, которые с большим успехом пользуются интеллектом в повседневной жизни, не обязательно на работе доминируют в решении проблем, где задействовано абстрактное мышление, и академические способности не всегда указывают на интеллект.
  6. Художественная одаренность основывается на эмоциональной сфере и делится в свою очередь на одаренность в области актерского мастерства, литературы, искусства, скульптуры, техники и музыки.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. Ниже раскроем некоторые   вопросы, касающиеся выявления и поддержки одаренных и талантливых детей в условиях школы.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

Хочу остановиться на художественной одаренности воспитанников   школы-интерната в области музыки. Свою работу начинаю с диагностики характерологических особенностей личности своих учеников и свойств их нервной системы. Изучив результаты диагностики, составляю краткий «портрет» каждого своего ученика. Это позволяет предопределить реакцию детей и дает возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания. Одним из методов выявления детей с музыкальными способностями является наблюдение. Свою работу по выявлению и развитию талантливых детей начинаю с первого класса. На уроках музыки при выполнении разных видов деятельности: пение, слушание и восприятие музыки, пластическое интонирование, игра в оркестре, игры- драматизации, ритмические упражнения, формируется комплекс способностей. Творческая активность воспитанников проявляется через углубление и развитие теоретического и практического материал, через создание благоприятной среды, а также воспитание культуры поведения учащихся, направленное на развитие эстетического и художественного вкуса.

Целостную характеристику индивидуальных проявлений одарённости можно составить после разносторонних наблюдений за ребёнком в естественных условиях на уроке музыки, а затем на занятиях вокалом во время внеурочной деятельности. Хоровое и сольное пение является эффективным средством воспитания не только музыкального вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, несёт в себе здоровьесберегающее начало.  В каждом воспитаннике вижу личность со своей индивидуальностью, своим характером, своим внутренним миром, с разными музыкальными задатками. Учет проявившихся способностей ребёнка необходим не только для его развития, но и для того, чтобы направить дарование в соответствующее русло, выбрать направление в сольном пении – эстрадный вокал, академический или народное пение.

Среди психологов и педагогов бытует двоякое мнение о понятии «одарённость личности». Одни придерживаются вышеизложенного утверждения, а другие доказывают обратное, что никакой одаренности нет, а есть предрасположенность к какому-либо роду деятельности: к творчеству, науке, спорту и т.д.

Принять участие в блиц-олимпиадах для педагогов 

В вокально-хоровой работе с детьми я, как педагог, придерживаюсь и одной, и другой точки зрения. У одних ребят есть дар, что называется, от природы, который нужно развивать – таким детям я не устаю повторять: нельзя оставлять вокальные занятия, не упускай шанса и с благодарностью пользуйся тем, что тебе дано при рождении!

У других же моих воспитанников действительно есть предрасположенность к музыкальной деятельности, которую можно и нужно развивать, однако этот процесс требует определенного количества времени в зависимости от индивидуальных физиологических, эмоциональных и даже психических особенностей личности ребенка. Иногда на проявление более-менее ярких вокальных способностей уходит год-два, а порой такой процесс может длиться гораздо дольше. Самое главное условие в данном случае для самого ребенка – не останавливатьсяна достигнутом и постоянно двигаться к намеченной цели.

Задача педагога в работе с детьми, проявляющими предрасположенность к вокальному искусству, – профессиональная педагогическая и психологическая помощь ребенку: ты можешь, у тебя все получится!

И, конечно, немаловажное значение имеет регулярный тренинг. Оптимальный вариант в данном случае – постоянные занятия обучающихся в хоровом коллективе, которые постепенно дают свой положительный результат для утверждения ритмической и интонационной позиций детского голоса вместе со школьниками, наделенными вокальными способностями с рождения, ведь коллективное хоровое и ансамблевое исполнение – одна из самых эффективных форм музыкального развития детей.

Деятельность вокально-хоровых коллективов направлена, прежде всего,  на развитие певческих способностей, вокально-хоровых навыков обучающихся. Основываясь на естественном желании школьников заниматься пением, направив данные занятия в нужное русло, становится возможным обучить детей правильному, свободному, красивому пению, воспитать музыкальный вкус, являющийся одной из граней развития ребенка в целом.

Кроме того, ансамблевое пение – активный творческий досуг, развивающий мышление школьников. Совместная деятельность усиливает свойственную учащимся потребность в общении, способствует формированию чувства коллективизма.

В нашей школе-интернате на сегодняшний день действует ряд кружков музыкальной направленности:

  • кружок внеурочной деятельности «Музыкальный калейдоскоп» в 1–4 классах;
  • кружок «Вокальная студия» для школьников 5–7 классов;
  • вокально-хоровой коллектив «Палитра» для обучающихся 7–11 классов.

Занимаясь в таких коллективах, школьники учатся:

  • правильно применять певческую установку, пользоваться певческим дыханием;
  • отрабатывать четкость дикции, выразительность слова, чистоту интонации, плавность звуковедения;
  • понимать дирижерские жесты и правильно следовать им, выполнять простейшие и более сложные исполнительские задачи;
  • использовать элементы ритмики и движения под музыку – работать надсценическим образом.

Итогом работы музыкальных творческих коллективов и их солистов являются систематические выступления на различных мероприятиях школьного, поселкового и муниципального уровней: на концертах, фестивалях, конкурсах и т.д.

 Для себя я определила и другую форму работы с одаренными детьми, истоки которой можно наблюдать еще на уроках музыки – это научно-музыкальная деятельность (можно сказать, музыковедческая). В качестве домашнего задания обучающиеся получают подготовить разного рода творческие работы:

  • рисунки к музыкальным произведениям;
  • сообщения о композиторах, терминах или музыкальных произведениях;
  • мини-сочинения определенной тематики (например, описание характера музыкального произведения и отношения к нему);
  • в 6–7 классах – небольшие доклады и т.д.

Результатом такой работы является участие школьников в научно-исследовательской конференции «Ступень в будущее». В 2015 – 2016 учебном году одна из воспитанниц нашей школы Еприна Светлана дебютировала в роли докладчика по предмету «Музыка» на школьном этапе Конференции и получила высокую оценку компетентного жюри. Во время подготовки проектно-исследовательской статьи Светлана проделала огромную работу: изучение музыкально-методических материалов, анкетирование обучающихся школы, педагогов и родителей. На определенном этапе работы над проектом возникла острая необходимость интервьюирования ямальского композитора Ю.П. Юнкерова, который периодически проживает в г. Салехард – контакт был налажен.

Итогом исследовательской работы по изучению детской современной песни является мультимедийный альбом, включающий пять песен ямальского педагога и композитора Ю.П. Юнкерова на различные темы. Данный альбом представлен в виде презентаций с наложением на слайды песен автора в двух вариантах – фонограммами «плюс» (с голосом) и «минус» (без голоса). Все презентации выполнены с прописанным текстом (в виде караоке). Данный альбом пригодится в работе учителям различных дисциплин для проведения уроков, может выступить в роли методического пособия для преподавателей. Кроме того, полезным этот альбом может стать для обучающихся общеобразовательных школ и других учебных заведений для самостоятельного разучивания песен и их исполнения.

После получения рекомендаций школьного жюри научная статья и проект были видоизменены и дополнены, благодаря чему работа получила высокую оценку жюри муниципального уровня. Вскоре научная работа прошла заочный отборочный региональный уровень, а затем состоялось очное выступление в финале окружной конференции «Ступень в будущее», которая состоится 13-14 декабря в г. Лабытнанги, где школьница благодаря усердной подготовке завоевала почетное III место.

 Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют о том, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое и физическое развитие личности ребёнка.

Одаренность составляет лишь первый уровень развития способностей личности ребенка, которыми обладают многие дети в начале развития благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям и задаткам.

Следующий уровень выраженности способностей характеризуется понятием «талант» – сочетанием способностей, дающим человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Великий русский композитор П.И. Чайковский когда-то сказал: «Большой талант требует большого трудолюбия». М. Горький узнал буквы лишь в 10 лет, но он так хотел научиться писать! Вот и стал великим писателем!

Чтобы ребенок со временем смог стать одаренным, а возможно впоследствии и талантливым, многое зависит от его наставника – педагога, который сможет увлечь глубоким содержанием своего предмета, удовлетворить запросы и желания школьника, суметь направить его вкусовые предпочтения в нужное русло.

 

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.

Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить.

Простую истину признать

Сумеет всякий, кто понятлив.

Таланты может воспитать

Наставник, если сам талантлив!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие /О.А.Апраксина. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.
  2. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина. – Л. – 1985. – 32 с.
  3. Теплов, Б. М. Способности и одарённость // «Учёные записки Гос. НИИ психологии» / Б.М. Теплов. – 1941. – с. 6 – 21.
  4. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе /под ред. Л.В.Школяр. – М.: Академия, 2001. – 232 с.

 

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.