выполнила:
Педагог-психолог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 им. В.Ф. Фуфачева
Шубина Надежда Григорьевна
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), т.е. детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями эмоционально-волевой сферы, сложными и комплексными дефектами развития).
Двигательные нарушения:
- ограничена предметно-практическая деятельность;
- недостаточное развитие предметного восприятия;
- затруднение манипуляции предметами и их восприятия на ощупь;
- логическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ОВЗ различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.
Задержкой психического развития:
- Нарушения интеллекта: затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
- Восприятие фрагментарно, замедленно, неточно.
- Внимание неустойчиво, кратковременно, поверхностно.
- Память характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.
- Специфика речи отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания.
- Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность.
Основная цель психокоррекции является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения ООП НОО обучающимися с ОВЗ, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Задачи программы:
- Определение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
- Своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе.
- Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
- Обучение навыкам произвольного поведения.
- Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом.
Содержание программы.
Программа условно делится на 3 блока.
Блок 1. Развитие зрительно-моторного гнозиса, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики.
Блок 2. Развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания,
развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.
Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность до 30 минут (в начале учебного года) до 40 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 15.
Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!», «Пальчики здороваются», «Наш малыш» и т.д.), способствуют безбоязненному отношению ребенка к психологу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком. Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение.
Принципы и приёмы коррекции.
Для формирования программы коррекционной работы с детьми, с ОВЗ необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы. К основополагающими принципами можно отнести следующие:
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
При реализации программы коррекционной работы следует опираться указанные ранее принципы и определить основные направления работы.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержания направлений коррекционной работы
Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское – раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности школы (учебной урочной и внеурочной, внеучебной).
Диагностическая работа включает в себя следующее:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении основной образовательной программы начального общего образования;
- проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ОВЗ;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОВЗ;
- мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ начального общего образования.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующее:
- разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ;
- организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер;
- развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
- развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
- совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
- социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа может включать в себя следующее:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ, отбора и адаптации содержания предметных программ;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ;
- консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ОВЗ профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:
- информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ОВЗ;
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.
Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные - принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану, извлекает необходимую информацию из текста.
Познавательные – осознает познавательную задачу; слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в раздаточных материалах; выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; ищет и выделяет необходимую информацию; формулирует проблему поискового характера; самостоятельно строит осознанное устное и письменное речевое высказывание, выдвигает гипотезы и обосновывает их, доказывает свою точку зрения.
Коммуникативные – формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; владеет монологической и диалогической формами речи, понятные для партнера; умеет слушать и вступать в диалог; умеет задавать вопросы; умеет точно выражать свои мысли, позитивно относится к процессу общения; осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь; умеет ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; реалистично строит свои взаимоотношения со взрослым.
Средствами формирования УУД служат развивающие игры, психогимнастические упражнения, эмоционально-символические и релаксационные методы.
Структура коррекционно-развивающего занятия:
- Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.
- Разминка - воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. (Психогимнастика, музыкотерапия, пальчиковые игры). Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение; или, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.
- Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей).
- Рефлексия занятия - оценка занятия. Арт-терапия, беседы. Две оценки: эмоциональное отреагирование (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали).
Диагностические процедуры в программе. Важным аспектом реализации программы является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития детей и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса, оценки эффективности коррекционно-развивающей работы. Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с использованием диагностического минимума.
Объем программы рассчитан на 5 месяцев. Всего 15 занятий. Продолжительность одного занятия 30- 40 минут.
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий. Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная.
Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.
Планируемые результаты коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенным ФГОС НОО.
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ОВЗ.
Достижения обучающихся с ОВЗ рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений. Для этого используются накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.
Планируемые результаты:
- развитие познавательной активности детей;
- развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения,
- навыков группировки и классификации; нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
- развитие словарного запаса, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
- психокоррекция поведения ребенка;
- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Календарно-тематическое планирование
коррекционно-развивающих занятий
№ Тема урока Кол-во Календарные
урока часов сроки
Блок 1. Диагностический.
- Диагностика эмоционально-волевой сферы 1
- Диагностика уровня развития познавательных процессов 1
Блок 2. Развитие эмоционально-волевой сферы, внимания и памяти.
3.
Тренировка умения владеть своими эмоциями
1
4.
Коррекция и развитие процессов внимания
1
5.
Дифференциация собственных чувств и эмоций
1
6.
Развитие переключения внимания
1
7.
Развитие направленности внимания
1
8.
Развитие умения работать с текстом
1
9.
Коррекция и развитие зрительной и двигательной памяти
1
10.
Коррекция и развитие слуховой и образной памяти
1
Блок 3. Развитие мышления.
11.
Развитие мыслительных операций анализа и синтеза
1
- Развитие мыслительных операций: обобщение, 1
классификация, установление аналогий
13.
Развитие творческого мышления
1
Блок 4. Диагностический.
14.
Вторичная диагностика эмоционально-волевой сферы
1
- Вторичная диагностика уровня развития познавательных 1
процессов
Тематическое планирование предмета.
Занятие 1. Диагностика эмоционально-волевой сферы.
Цель: первичное исследование эмоционально-волевой сферы учащегося с ОВЗ.
Занятие 2. Диагностика уровня интеллектуального развития (Векслер).
Цель: первичное исследование структуры интеллекта учащегося с ОВЗ.
Занятие 3. «Мир эмоций и чувств».
Цель: тренировка умения владеть своими эмоциями.
Ход занятия: ритуал приветствия, игра «Угадай эмоцию», упражнение «Фигуры эмоций», игра «Назови эмоцию», упражнение «Поставь балл эмоции», релаксационное упражнение.
Занятие 4. « Внимание».
Цель: коррекция и развитие процессов внимания
Ход занятия: разминка, упражнение «Самый внимательный», упражнение «корректурная проба», упражнение «Наблюдательность», обсуждение результатов, релаксационное упражнение.
Занятие 5. «Я чувствую».
Цель: дифференциация собственных чувств и эмоций, а так же чувств окружающих.
Ход занятия: ритуал приветствия, игра «Различные чувства», упражнение «Я чувствую», релаксационное упражнение.
Занятие 6. «Будь внимательным».
Цель: развитие переключения внимания.
Ход занятия: упражнение «Перепутанные линии», игра «Что исчезло», игра «Четыре стихии», обсуждение результатов, дыхательные упражнения на саморегуляцию.
Занятие 7. «Быстрее - медленнее».
Цель: развитие направленности внимания.
Ход занятия: разминка,упражнение с карточками, упражнение «Квадрат», упражнение «Три изменения», психогимнастика.
Занятие 8. «Восстановление предложений».
Цель: развитие умения работать с текстом.
Ход занятия: упражнение «Работа с текстом», релаксационное упражнение.
Занятие 9. «Зрительная память».
Цель: коррекция и развитие зрительной и двигательной памяти.
Ход занятия: упражнение «Запомни и назови», упражнение «Посмотри и восстанови таблицу», упражнение «Кулак-ладонь», упражнение «Танцуем!», релаксационное упражнение.
Занятие 10. «Развиваем память».
Цель: коррекция и развитие слуховой и образной памяти.
Ход занятия: разминка, упражнение «Повтори за мной», упражнение «Слушай звуки!», упражнение «Составь фигуру», упражнение «Найди закономерность», упражнение «Лабиринт», дыхательные упражнения на саморегуляцию.
Занятие 11. «Систематизация».
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход занятия: упражнение «Разложение целого на части», упражнение «Объединение частей в единое целое», упражнение «Четвертая фигура», упражнение «Систематизация».
Занятие 12. «Мысли правильно».
Цель: развитие мыслительных операций.
Ход занятия: разминка, упражнение «Стихотворение», упражнение «Выдели существенный признак», упражнение «Обобщи понятия», релаксационное упражнение.
Занятие 13. «Творчество в моей жизни».
Цель: развитие творческого мышления.
Ход занятия: упражнение «Акватипия», упражнение «Мандалы», упражнение «Арт-терапия», упражнение «Песочная терапия».
Занятие 14. Диагностика эмоционально-волевой сферы.
Цель: вторичное исследование эмоционально-волевой сферы.
Занятие 15. Диагностика уровня интеллектуального развития(Векслер). Цель: вторичное исследование структуры интеллекта у детей с ОВЗ.
Список литературы
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно – развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов/ пособие для учителей и школьных психологов.- М. 2012.
- Ануфриев А.Ф.,Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Коррекционные упражнения.- М.2011.
- Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2011.
- Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми.- М.2011
- Копытина А.И. Практикум по арт-терапии.- С.-Петербург. 2011.
- Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития СПб.: Речь, 2014.
- Матюгин И.Ю., Жемаева Е.Л., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К. Как развить хорошую память и запоминать цифры. – М.: РИПО КЛАССИК, 2012.
- Староверова М.С., Кузнецова О.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Практические материалы для психологов и родителей.- М.2014.
- Черкасова Е.Л, Моргачева Е.Н.ФГОС: выявление особых образовательных потребностей у школьников с ОВЗ на уровне основного общего образования.- М.2016.
Объяснительная записка
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________