ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Педагог-психолог

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 им. В.Ф. Фуфачева

Шубина Надежда Григорьевна

 

Пояснительная записка

 

 

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), т.е. детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями эмоционально-волевой сферы, сложными и комплексными дефектами развития).

Двигательные нарушения:

 

  • ограничена предметно-практическая деятельность;
  • недостаточное развитие предметного восприятия;
  • затруднение манипуляции предметами и их восприятия на ощупь;
  • логическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с ОВЗ различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

Задержкой психического развития:

 

  • Нарушения интеллекта: затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
  • Восприятие фрагментарно, замедленно, неточно.
  • Внимание неустойчиво, кратковременно, поверхностно.
  • Память характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.
  • Специфика речи отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания.
  • Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность.

 

Основная цель психокоррекции является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения ООП НОО обучающимися с ОВЗ, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Задачи программы:

 

  • Определение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
  • Своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе.
  • Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
  • Обучение навыкам произвольного поведения.
  • Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом.

 

 

 

 

Содержание программы.

Программа условно делится на 3 блока.

 

Блок 1. Развитие зрительно-моторного гнозиса, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики.

Блок 2. Развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания,

развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность до 30 минут (в начале учебного года) до 40 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 15.

Используемые в начале каждого занятия пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!», «Пальчики здороваются», «Наш малыш» и т.д.), способствуют безбоязненному отношению ребенка к психологу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком. Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение.

 

Принципы и приёмы коррекции.

 

Для формирования программы коррекционной работы с детьми, с ОВЗ необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы. К основополагающими принципами можно отнести следующие:

 

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

 

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

 

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

 

При реализации программы коррекционной работы следует опираться указанные ранее принципы и определить основные направления работы.

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания направлений коррекционной работы

 

Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское – раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности школы (учебной урочной и внеурочной, внеучебной).

 

Диагностическая работа включает в себя следующее:

  • выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении основной образовательной программы начального общего образования;
  • проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ОВЗ;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
  • изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОВЗ;
  • мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ начального общего образования.

 

Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующее:

  • разработку и   реализацию   индивидуально   ориентированных   коррекционных программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ;
  • организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер;
  • развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
  • формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
  • развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
  • совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
  • социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

 

Консультативная работа может включать в себя следующее:

 

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ, отбора и адаптации содержания предметных программ;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ;
  • консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ОВЗ профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

 

Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:

 

  • информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
  • различные формы    просветительской    деятельности    (лекции,    беседы, информационные                 стенды,   печатные   материалы),   направленные   на   разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ОВЗ;
  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.

Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные  -  принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану, извлекает необходимую информацию из текста.

 

Познавательные – осознает познавательную задачу; слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в раздаточных материалах; выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; ищет и выделяет необходимую информацию; формулирует проблему поискового характера; самостоятельно строит осознанное устное и письменное речевое высказывание, выдвигает гипотезы и обосновывает их, доказывает свою точку зрения.

 

Коммуникативные – формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; владеет монологической и диалогической формами речи, понятные для партнера; умеет слушать и вступать в диалог; умеет задавать вопросы; умеет точно выражать свои мысли, позитивно относится к процессу общения; осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь; умеет ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; реалистично строит свои взаимоотношения со взрослым.

 

Средствами формирования УУД служат развивающие игры, психогимнастические упражнения, эмоционально-символические и релаксационные методы.

Структура коррекционно-развивающего занятия:

  1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.
  2. Разминка - воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. (Психогимнастика, музыкотерапия, пальчиковые игры). Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение; или, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.
  3. Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей).

 

  1. Рефлексия занятия - оценка занятия. Арт-терапия, беседы. Две оценки: эмоциональное отреагирование (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали).

 

Диагностические процедуры в программе. Важным аспектом реализации программы является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития детей и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса, оценки эффективности коррекционно-развивающей работы. Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с использованием диагностического минимума.

 

Объем программы рассчитан на 5 месяцев. Всего 15 занятий. Продолжительность одного занятия 30- 40 минут.

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий. Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная.

Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.

 

Планируемые результаты коррекционной работы

Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенным ФГОС НОО.

Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ОВЗ.

 

Достижения обучающихся с ОВЗ рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений. Для этого используются накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.

 

Планируемые результаты:

 

  • развитие познавательной активности детей;
  • развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения,
  • навыков группировки и классификации; нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
  • развитие словарного запаса, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
  • психокоррекция поведения ребенка;
  • социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Календарно-тематическое планирование

коррекционно-развивающих занятий

 

№           Тема урока       Кол-во Календарные

урока                   часов    сроки

                Блок 1. Диагностический.                       

                                              

  1. Диагностика эмоционально-волевой сферы 1            

                                              

  1. Диагностика уровня развития познавательных процессов 1            

                                              

                Блок 2. Развитие эмоционально-волевой сферы, внимания и памяти.                        

                                              

3.

                Тренировка умения владеть своими эмоциями

                1

               

4.

                Коррекция и развитие процессов внимания

                1

               

5.

                Дифференциация собственных чувств и эмоций

                1

               

6.

                Развитие переключения внимания

               

1            

7.

                Развитие направленности внимания

                1

               

8.

                Развитие умения работать с текстом

                1

               

9.

                Коррекция и развитие зрительной и двигательной памяти

                1

               

10.

                Коррекция и развитие слуховой и образной памяти

                1

               

                Блок 3. Развитие мышления.

                              

11.

                Развитие мыслительных операций анализа и синтеза

                1

               

  1. Развитие мыслительных операций: обобщение, 1            

                классификация, установление аналогий

                              

13.

                Развитие творческого мышления

                1            

                Блок 4. Диагностический.

                              

14.

                Вторичная диагностика эмоционально-волевой сферы

                1

               

  1. Вторичная диагностика уровня развития познавательных 1            

                процессов                        

 

Тематическое планирование предмета.

 

 

Занятие 1. Диагностика эмоционально-волевой сферы.

Цель: первичное исследование эмоционально-волевой сферы учащегося с ОВЗ.

 

Занятие 2. Диагностика уровня интеллектуального развития (Векслер).

Цель: первичное исследование структуры интеллекта учащегося с ОВЗ.

 

Занятие 3. «Мир эмоций и чувств».

 

Цель: тренировка умения владеть своими эмоциями.

 

Ход занятия: ритуал приветствия, игра «Угадай эмоцию», упражнение «Фигуры эмоций», игра «Назови эмоцию», упражнение «Поставь балл эмоции», релаксационное упражнение.

 

Занятие 4. « Внимание».

Цель: коррекция и развитие процессов внимания

 

Ход занятия: разминка, упражнение «Самый внимательный», упражнение «корректурная проба», упражнение «Наблюдательность», обсуждение результатов, релаксационное упражнение.

 

Занятие 5. «Я чувствую».

 

Цель: дифференциация собственных чувств и эмоций, а так же чувств окружающих.

Ход занятия: ритуал приветствия, игра «Различные чувства»,  упражнение «Я чувствую», релаксационное упражнение.

 

Занятие 6. «Будь внимательным».

 

Цель: развитие переключения внимания.

 

Ход занятия: упражнение «Перепутанные линии», игра «Что исчезло», игра «Четыре стихии», обсуждение результатов, дыхательные упражнения на саморегуляцию.

 

Занятие 7. «Быстрее - медленнее».

 

Цель: развитие направленности внимания.

 

Ход занятия: разминка,упражнение с карточками, упражнение «Квадрат», упражнение «Три изменения», психогимнастика.

 

Занятие 8. «Восстановление предложений».

 

Цель: развитие умения работать с текстом.

 

Ход занятия: упражнение «Работа с текстом», релаксационное упражнение.

 

Занятие 9. «Зрительная память».

 

Цель: коррекция и развитие зрительной  и двигательной памяти.

 

Ход занятия: упражнение «Запомни и назови», упражнение «Посмотри и восстанови таблицу», упражнение «Кулак-ладонь», упражнение «Танцуем!», релаксационное упражнение.

Занятие 10. «Развиваем память».

 

Цель: коррекция и развитие слуховой  и образной памяти.

 

Ход  занятия:  разминка,  упражнение  «Повтори  за  мной»,  упражнение  «Слушай  звуки!», упражнение «Составь фигуру», упражнение «Найди закономерность», упражнение «Лабиринт», дыхательные упражнения на саморегуляцию.

 

Занятие 11. «Систематизация».

 

Цель: развитие мыслительных операций.

 

Ход занятия: упражнение «Разложение целого на части», упражнение «Объединение частей в единое целое», упражнение «Четвертая фигура», упражнение «Систематизация».

 

Занятие 12. «Мысли правильно».

 

Цель: развитие мыслительных операций.

 

Ход занятия: разминка, упражнение «Стихотворение», упражнение «Выдели существенный признак», упражнение «Обобщи понятия», релаксационное упражнение.

 

Занятие 13. «Творчество в моей жизни».

 

Цель: развитие творческого мышления.

 

Ход        занятия:  упражнение  «Акватипия»,  упражнение  «Мандалы»,  упражнение  «Арт-терапия», упражнение  «Песочная терапия».

Занятие 14. Диагностика эмоционально-волевой сферы.

Цель: вторичное исследование эмоционально-волевой сферы.

 

Занятие 15. Диагностика уровня интеллектуального развития(Векслер). Цель: вторичное исследование структуры интеллекта у детей с ОВЗ.

Список литературы

 

 

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно – развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов/ пособие для учителей и школьных психологов.- М. 2012.

 

  1. Ануфриев А.Ф.,Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Коррекционные упражнения.- М.2011.

 

  1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2011.

 

  1. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми.- М.2011

 

  1. Копытина А.И. Практикум по арт-терапии.- С.-Петербург. 2011.

 

  1. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития СПб.: Речь, 2014.

 

  1. Матюгин И.Ю., Жемаева Е.Л., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К. Как развить хорошую память и запоминать цифры. – М.: РИПО КЛАССИК, 2012.

 

  1. Староверова М.С., Кузнецова О.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Практические материалы для психологов и родителей.- М.2014.

 

  1. Черкасова Е.Л, Моргачева Е.Н.ФГОС: выявление особых образовательных потребностей у школьников с ОВЗ на уровне основного общего образования.- М.2016.

Объяснительная записка

 

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.