ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

 учитель начальных классов

Карпова Валентина Валентиновна

 ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ОВЗ №4»

  Актуальность данной темы.

  1. Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития.
  2. Целевое назначение наглядно-дидактического и игрового материала на уроках математики.
  3. Наглядно-дидактический и игровой материал как средство активизации познавательной деятельности на разных этапах урока с учётом возрастных особенностей детей с задержкой психического развития.
  4. Литература.

        Современные условия характеризуются гуманизацией  образовательного процесса, обращением к личности ученика, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей с задержкой психического развития. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование и развитие познавательных интересов и способностей учащихся. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения. Вспомните, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда мы говорим: «А сейчас мы поиграем в интересную игру…» Здесь не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое огромное место занимает в жизни ребёнка игра. Особенно ребёнка отстающего в развитии от своих сверстников.

Для меня как учителя начальных классов, обучающего детей с задержкой психического развития, всегда было важно так построить учебно-воспитательный процесс, чтобы переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основное – учёба, был менее болезненным. Известно, что на развитие познавательной активности и самостоятельности ребёнка оказывают влияние множество факторов: стихийных и специально организованных, природных, социальных. И главный фактор – это среда, окружение, в котором пребывает ребёнок и посредством которого он себя реализует как личность. Очевидно, что обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою активность, лучше всего создают игровые ситуации. Игровые действия ребёнка сопровождаются высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулятором его активности в познании. Игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Поэтому я постоянно использую на уроках наглядно-дидактический и игровой материал. Считаю, что игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Мой опыт показывает, что при использовании на уроке наглядно-дидактического и игрового материала процесс усвоения учебных знаний проходит эффективнее, предоставляется возможность развивать у учащихся с задержкой психического развития произвольность внимания и память, смекалку, находчивость, сообразительность, обогащать словарный запас.

Многие игровые упражнения требуют не только умственных, но и волевых усилий: выдержки, умения соблюдать правила (порядок выполнения действий). Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным напряжённым трудом, не отвлекала от учёбы, а способствовала интенсификации умственной работы, развитию познавательных интересов и способностей учащихся с задержкой психического развития.

Рассматривая роль игры в интеллектуальном и психическом развитии детей, Л.С.Выгодский писал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает из жизни ребёнка, но, наоборот, она пропитывает собою деятельность ученика. Это происходит потому, что игра – наиболее освоенная дошкольниками деятельность. В ней они черпают образы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, труде, творчестве. Поэтому использование наглядно-дидактического и игрового материала на уроках в начальных классах, опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) в процессе обучения детей с задержкой психического развития учителем коррекционного учреждения – это путь включения этих детей в учебную деятельность, средство активизации познавательных процессов, способ обеспечения эмоционального отклика на учебно-воспитательное воздействие и создание нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.

Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребёнок, достигнувший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов.

Понятие «задержка» подчёркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории: выявление и учёт нарушений развития познавательной деятельности, использование специальных форм и методов обучения, организация охранительного режима, использование дозированных учебных нагрузок и др.

Особенности познавательной деятельности у учащихся с задержкой  психического развития проявляются в недостаточном развитии внимания (распределение, концентрация, объём) и пониженной работоспособности. У всех школьников, отстающих в развитии, наблюдаются недостатки памяти, причём они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь у таких учащихся ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и (особенно)  словесного материала.

По моим наблюдениям, среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает ведущее место. Уже к моменту поступления в школу дети имеют разный уровень школьной зрелости из-за индивидуальных особенностей психофизического развития. Недостаточная  сформированность готовности детей к обучению нередко усугубляется ослабленным здоровьем и другими неблагоприятными факторами. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать и обобщать, делая определённые выводы, создают особые трудности в освоении математики младшими школьниками с задержкой психического развития.

Для развития интереса и познавательной активности на уроках математики я постоянно использую раздаточный материал, игровые таблицы, счётный материал, веер цифр, игрушки, перфокарты с изображением сказочных героев, которым нужно помочь решить примеры (вписать результаты в пустое «окошко»). Причём подобные перфокарты можно использовать и в 1-ом классе, и во 2-ом, и в 3-ем, и в 4-ом. Меняется только задание по ним. В процессе их выполнения на уроках математики дети незаметно для себя тренируются в совершенствовании вычислительных навыков.

 С уверенностью могу сказать, что при применении этих наглядно-дидактических материалов время выполнения задания сокращается, результат выполняемой задачи становится выше.

Использование наглядно-дидактического и игрового материала активизирует у детей с задержкой психического развития и слуховую, и зрительную память, повышает интерес (произвольное внимание) и желание выполнить задание быстро и правильно. Услышанное и увиденное, повторённое не один раз запоминается детьми лучше, что положительно влияет на формирование стойких знаний, умений, навыков.

Наглядно-дидактический и игровой материал способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

Игра требует от участников сообразительности, внимания, развивает у них воображение и память, вырабатывает умение быстро ориентироваться, находить правильное решение.

Использование игровых ситуаций требует от ребёнка проявления таких моральных качеств, как честность, смелость, товарищество, ответственность. Соревновательный элемент даёт возможность тренировать волю, развивать способность к правильной оценке и самооценке своих возможностей, воспитывает дисциплину.

Таким образом, использование наглядно-дидактического и игрового материала на уроке преследует сразу три цели: коррекционно-развивающую, обучающую,  воспитательную.

Урок – основная форма организации учебной деятельности. От того, как он построен, чем насыщен, насколько активен, динамичен, интересен, зависит КПД учительского труда. В построении и проведении урока выделяют несколько важных этапов:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Подготовка к изучению нового материала.
  3. Знакомство с новым материалом.
  4. Повторение и закрепление пройденного.
  5. Контроль и самоконтроль.

Приведу примеры использования наглядно-дидактического и игрового материала на разных этапах урока.

Во время проверки домашнего задания  по математике часто провожу игру «Кто вернее и быстрее?». Ученикам даётся время для просмотра в тетради примеров, которые они решали дома. На доске записаны те же примеры с пропущенным слагаемым, вычитаемым или уменьшаемым. По команде учителя дети с каждого ряда по очереди выходят к доске и вставляют пропущенные числа. Осуществляется перекрёстная проверка примеров, выявляются ошибки, определяется ряд-победитель (могут вручаться, например, жетоны). Т.к. за время урока идёт не одна игра, то в конце урока по жетонам учитель может оценить работу каждого ученика.

В виде игры может быть проведена и подготовительная работа к изучению нового материала. Например, для подготовки к изучению нумерации чисел и действий сложения и вычитания в пределах 10 использую игры, с помощью которых дети усваивают способы практического сопоставления элементов: устанавливают отношения «больше», «меньше», «равно» и преобразуют числовое неравенство в числовое равенство. Так в игре «Вершки и корешки» знакомлю детей с приёмом образования пар. На магнитной доске дети прикладывают к каждому «корешку» свой «вершок». Для формирования пространственных представлений («перед», «за», «после», «между», «сверху», «снизу», «над», «под», «справа», «слева») я часто использую наборы предметов, с помощью которых  дети должны  правильно и быстро нарисовать картину по заданию (игра «Мы художники»). Для контроля иногда выставляла образец этой картины. На начальном этапе обучения математике очень важно сформировать у детей знание числового ряда.  Мною используются карточки с пропущенными числами, а дети вставляют  «сбежавшие» числа. Для формирования знаний чисел натуральной последовательности и умения их воспроизводить в прямом и обратном порядке я использую игры: «Счёт с мячом», «Составь поезд». Дети называют последующее или предыдущее число, соседей данного числа. При знакомстве с цифрами учу детей соотносить их с количеством предметов. При изучении состава чисел в пределах 10 использую игру «Засели домик». Вычислительные навыки отрабатываю с помощью игр: «Отпусти рыбку в море», «Помоги белочке набрать орешков», «Сорви яблочко», «Помоги мышке попасть в норку»,  «Накорми ежа» и т.д.

Особенно целесообразны дидактические игры на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяет учитель, исходя из работоспособности класса, его возбудимости, заторможенности, из сложности того материала, с которым предстоит работать школьникам.

Если выполнение какого-то задания требует от учащихся большого интеллектуального напряжения, лучше отделить его от следующего игрой, которая повысит эмоциональный тонус детей, внесёт эмоциональную разрядку, позволит избежать переутомления.

В случае вялости, заторможенности класса дидактическая игра может неоднократно сопровождать закрепление или повторение темы.

При излишней возбудимости учащихся игре лучше отвести заключительную часть урока, если её проводить в виде соревнования, и любую его часть, если ученик совершает игровые действия самостоятельно, вне зависимости от окружающих детей. Например, «Мы художники», «Составим разноцветный поясок», «Каждой цифре своё место» и др.

      Наглядно-дидактический и игровой материал может быть использован как средство самоконтроля, а точнее его форм – обратной связи.

Эффективный контроль над работой учащихся со стороны учителя и целенаправленная работа по выработке у самих учащихся самоконтроля – есть важнейшее условие формирования знаний, умений, навыков учащихся, успешности всего учебно-коррекционного процесса.

Внешней обратной связью (оперативной или отсроченной по времени) называют способы учёта и оценки результатов обучения, т.е. они выполняют функцию контроля знаний. Внутренняя обратная связь – это получение информации о результатах обучения самими учениками, т.е. самоконтроль.

Хочу отметить, что в своей практике я отдаю предпочтение дидактическим средствам внешней обратной связи: сигнальные карточки, светофоры, перфокарты, тесты, лото и т.д. Они выполняют функцию контроля и диагностики качества усвоения знаний, умений, навыков учащихся.

На этапе знакомства с новым учебным материалом лучше использовать неигровые средства и методы обучения. При подборе, разработке и применении игровых заданий на уроке необходимо учитывать возрастные особенности детей с задержкой психического развития. Исследования психологов показали, что детей 6-7 лет больше всего увлекает само игровое действие (действие с игрушками, предметами, с ярким дидактическим материалом, разнообразные движения и т.п.) и сказочный сюжет игры. Детей 8-9 лет больше интересует результат игры, проявляется интерес к играм-соревнованиям, в которых возникает желание одержать личную победу. А у учеников более старшего возраста личные успехи отодвигаются на второй план. Они больше переживают успех или неуспех команды (своего ряда).

Обобщением опыта моей работы по использованию наглядно-дидактического материала на уроках математики стала сводная таблица. С её помощью можно подобрать подходящую игру, исходя из темы урока, этапа урока, возрастных особенностей детей.

В таблицу вошли игры, которые я чаще использую при обучении детей с задержкой психического развития математике. Дидактические игры и упражнения я классифицировала с учётом содержания разделов школьной программы:

1) игры, направленные на изучение нумерации целых неотрицательных чисел в пределах 10, 100, 1000 и т.д.;

2) игры, способствующие усвоению арифметических действий и формированию вычислительных навыков;

3) игры, способствующие усвоению геометрического материала.

Это упрощает выбор игрового материала и даёт учителю возможность вернуться к ранее проведённой игре (в усложнённом варианте) при изучении той же темы в следующем классе.

     Вся система моей работы по обучению детей с задержкой психического развития математике  направлена на развитие познавательного интереса, формирование учебной мотивации на уроках математики через комплекс коррекционно-развивающих средств и методов обучения, где основополагающими являются наглядно-дидактические и игровые материалы. Положительные результаты достигаются за счёт:

  - рациональной деятельности учащихся на каждом этапе урока, то есть грамотного сочетания игровых и неигровых средств и методов обучения;

   - применения заданий посильных и доступных, то есть с учётом индивидуальных и возрастных особенностей школьников;

   - систематического использования наглядно-дидактического и игрового материала на уроках и коррекционных занятиях для развития познавательной активности, улучшения общей работоспособности, создания положительного отношения к выполняемой учебной деятельности;

   - отслеживания результатов учебной деятельности в течении года и в сравнении с другими годами обучения для оказания своевременной помощи в усвоении программного материала по математике.

   Таким образом, из всего выше сказанного следует, что для развития познавательной активности и успешного освоения детьми с задержкой психического развития программы по математике просто необходимо систематическое использование наглядно-дидактического и игрового материала и на уроках, и при проведении индивидуально-коррекционных занятий.

 

 

 

Литература

  1. Т.Г.Богданова, Т.В.Корнилова «Диагностика познавательной сферы ребёнка»

М., Роспедагентство, 1994г.

  1. «Обучение детей с задержкой психического развития». Пособие для учителя под ред. Т.А.Власовой, В.И. Лубовского.

М., Просвещение, 1981г.

  1. О.С.Газман, Н.Е.Харитонова «В школу – с игрой»

М., Просвещение, 1991г.

  1. Т.К.Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике»

М., Просвещение, 1989г.

  1. Н.Б.Истомина «Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах»

М., Просвещение, 1985г.

  1. Е.В.Карпова «Дидактические игры в начальный период обучения»

Ярославль, Академия развития, 1997г.

  1. В.С.Кукушкин «Современные педагогические технологии»

Ростов-на- Дону, 2004г.

  1. С.Н.Лысенкова «Когда легко учиться»

М., Педагогика, 1985г.

  1. Е.М.Минскин «От игры к знаниям»

М., Просвещение, 1982г.

  1. Л.Ф.Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей»

Ярославль, Академия развития, 1996г.

  1. Л.Чилингирова, Б.Спиридонова «Играя, учимся математике»

М., Просвещение, 1993г.

  1. Научно-методический журнал «Начальная школа»

№№ 7, 8, 2001г.

№№ 4, 8, 9 2007г.

№№ 1, 5, 6 2008г.

Принять участие в блиц-олимпиадах для педагогов РФ

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.