ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

педагог-психолог

СОШ № 124

г. Ахтобе

Речь является средством мышления, орудием общения между людьми, способом передачи мыслей, чувств от одного человека к другому. Греки называли человека “говорящее животное”, но человек, в отличие от животного жизнь и коллективный труд вызывают необходимость у людей постоянно общаться друг с другом. Это общение в наиболее совершенной форме осуществляется в речи. Понятие “язык” предполагает систему словесных знаков, возникающих в результате общественно-исторического становления человеческого общества, тогда как речь – это индивидуальное пользование языком.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Человек может познавать и отражать окружающий материальный мир не только через I сигнальную систему, но и через особые сигналы – сигналы второго, высшего порядка – слова, речь. Согласно учению И.П.Павлова о сигнальных системах, II сигнальная система развивается на базе первой, т.е. для развития и формирования речи необходимо, чтобы у ребенка были нормальными двигательный, зрительный и слуховой анализаторы и соответствующие ощущения. Чем богаче зрительные и слуховые впечатления ребенка, тем ярче и образнее будет его речь. По словам К.Д.Ушинского дитя мыслит формами, звуками, красками. Если нарушается I сигнальная система, то это может привести к нарушению II сигнальной системы. Ярким примером такого нарушения взаимодействия сигнальных систем является глухонемота. Ребенок немой потому, что он не слышит. У него нет слуховых сигналов, поэтому у него не развивается II сигнальная система – речь. Еще в начале XX века была распространена точка зрения, по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых “изолированных речевых центров”. И.П.Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее “динамической локализацией”. Речь, как и другие проявления ВНД, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого) имеют главенствующее значение в образовании речи. Лобные извилины(нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (ц.Брока). Височные извилины(верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (ц.Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры головного мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме).

Принято выделять (по отношению к говорящему и воспринимающему) активную и пассивную речь. С помощью активной речи мы выражаем наши мысли и тем самым делаем их достоянием других. Активная речь регулируется и управляется специальными речевыми механизмами, расположенными в лобной доле левого полушария коры головного мозга. Если этот участок мозга поврежден, то человек теряет способность говорить. Такое нарушение в логопедии называют моторной афазией.

Пассивная речь – это та речь, которую мы воспринимаем. Название “пассивная” следует понимать как условное. В действительности восприятие речи говорящего – тоже активный и сложный процесс. Эта речь регулируется и управляется речевыми механизмами, расположенными в височной доле левого полушария коры головного мозга. Если поражается этот участок мозга, то человек теряет способность понимать речь окружающих. Такое нарушение называется сенсорной афазией.

Активная речь, в свою очередь, подразделяется на устную иписьменную, т.к. наши мысли могут быть выражены, только облекаясь в звуки и буквы. Устная речь у ребенка развивается на основе подражания речи окружающих. Благодаря наличию элементарного слуха ребенок сначала воспринимает речь говорящих, а потом у него постепенно развивается фонематический слух, с помощью которого он анализирует и различает звуки родного языка, а затем сам начинает произносить их. Устная речь характеризуется рядом психологических параметров, отличающих ее от других форм речи. Исправлять нарушения устной речи у ребенка нельзя, не зная общих закономерностей ее развития.

Устная речь отличается от письменной своими выразительными средствами. Важными факторами, влияющими на выразительность, является голос, интонация, логическое и словесное ударение, четкое произношение звуков, мимика и жесты, которые придают ей большую образность, яркость, эмоциональную насыщенность.В логопедической практике приходится встречаться с различными формами нарушения голоса. Наиболее распространенными из них являются дисфония и афония. Дисфония - частичное расстройство голоса, часто встречающееся у преподавателей некоторых профессий – актеров, учителей и др. Голос при этом становится хриплым, сиплым. При афонии наступает полная утрата голоса. Она может быть временной, например, при простудных заболеваниях, или постоянной, может возникать в результате либо патологического поражения, либо оперативного удаления голосовых связок. В этих случаях нормальная речь становится невозможной.

На восприятие и выразительность речи влияет интонация. Интонация играет важную роль в восприятии и понимании речи ребенком, особенно на начальном этапе ее формирования – в 6-8месяцев, когда он не дифференцирует составных частей речевого потока, а воспринимает лишь общий речевой модуль фразы и улавливает ее смысл в зависимости от интонации нашего голоса. Так, Ж.Пиаже указывает, что ребенок в ранний период своей жизни реагирует одинаково на один и тот же вопрос: “Где часы?”, произнесенной на разных языках, но с одинаковой интонацией, и поворачивает голову в сторону часов. С 6-8месяцев он начинает вычленять звуковые комплексы слова, фонемы.

Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устной речи включают звенья ориентировки, одновременного программирования, речевой реализации и контроля. При этом программирование в свою очередь совершенствуется по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи.

Как известно, по степени психологической трудности выделяют 2 формы речи – монологическую и диалогическую.Монологическая речь считается более сложной, поэтому она требует предварительной подготовки, учета аудитории, большей развернутости, мотивации и доказательности. От диалогической отличается сложной синтаксической структурой.

Монологическая речь – оформление речи как обращенной прежде всего к самому себе, не рассчитанной на словесную реакцию собеседника, в отличие от диалогической речи – такой формы речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора. Диалогическая речь характеризуется относительной краткостью отдельных высказываний и относительной простотой их синтаксического построения. Тогда как монологическая речь характеризуется стремлением охватить более обширное тематическое содержание по сравнению с тем, которое характеризует обмен репликами в диалоге.

Диалогическая речь ситуативна, т.к. протекает в большинстве случаев в какой-то обстановке в форме беседы. Она более конкретна, в ней много подсказано самой ситуацией. Она не требует такой синтаксической развернутости, как монологическая речь. По интонации, выражению лица, мимике и жестам мы о многом догадываемся и понимаем, что хочет сказать собеседник. Например, ожидая на перроне опаздывающий поезд, мы скажем, когда он показался: “Идет!”, - и всем будет ясно, о чем речь. Л.П.Якубинский, отечественный языковед и литературовед, в своей статье “О диалогической речи” пишет: “Диалогическая форма речи способствует протеканию речевой деятельности в порядке простого волевого действия, вне обдумывания и отбора.”

Письменная речь – вербальное общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях – типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими “кусками”. Сложным является взаимоотношение между устной и письменной речью в процессе их формирования. Устная речь является базой для развития письменной. Чтобы овладеть грамотой, чтением и письмом, необходим хорошо развитый фонематический слух. Ребенок должен уметь четко дифференцировать речевой поток и выделять предложение, словосочетание, слова, слоги, звуки. По данным исследований, ребенок с дефектом произношения часто не только неправильно произносит звуки, но и неправильно их слышит. Для овладения письмом и чтением необходимо установить точное соотношение между звуком и буквой, между звуковым и кинестетическим образом фонемы и графемы, их акустическим и графическим образом. Это возможно лишь при хорошем уровне развития устной речи, правильном взаимодействии трех основных анализаторов – зрительного, слухового и двигательного. Нарушение их взаимодействия отражается на формировании как устной, так и письменной речи.

Особо выделяют еще так называемую внутреннюю речь, с помощью которой мы разговариваем сами с собой, мыслим. Внутренняя речь представляет собой различные виды использования языковых значений вне процесса реальной коммуникации. Внутренняя речь в онтогенезе формируется в процессе интериоризации внешней речи.

Выделяют три основных типа внутренней речи: 1) внутреннее проговаривание – “речь про себя”, сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т.е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; 2) собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи; 3) внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей. Внутренняя речь является орудием мышления и отличается фрагментарностью, лаконичностью, не требует развернутых грамматических конструкций. А.Р.Лурия подчеркнул, что “внутренняя речь является … механизмом, превращающим внутренние субъективные смыслы в систему внешних развернутых речевых значений.” Л.С.Выготский писал: “Процесс чтения, обучение чтению теснейшим, внутренним образом связаны с развитием внутренней речи.”

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.