ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Выполнила:

воспитатель

МБ ДОУ ДС № 39

Кошкина Алина Васильевна

Ход:

Сообщение темы, целей и задач урока: Сегодня наш урок посвящен рассказу А.П. Платонова «Возвращение». Мы постараемся понять идею рассказа, анализируя чувства и состояние героев, их поступки, а также причины, по которым герои так поступают.

Вы знакомы с содержанием рассказа. Что вам показалось непонятным? На какой вопрос вы хотели бы получить ответ в течение урока? Запишите эти вопросы в тетради. У меня тоже есть вопрос по этому произведению, но о нем я скажу в конце урока.

- Обратите внимание на эпиграф к уроку, прочитайте, подумайте над его значением. «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию» - А.П. Платонов.

- На прошлом уроке мы сказали, что этот рассказ о войне.

- С чем ассоциируется у нас слово «война»? Зачитайте с предыдущего урока.

Ответы учеников

- Все ли из того, что вы перечислили, есть в рассказе? (нет) Да это рассказ о войне, хотя  в нем нет военных действий. Многие годы отделяют нас от Великой Отечественной войны. Мы многое знаем о важнейших сражениях, героях фронта и тыла… Реже мы задумываемся о том, какие незаживающие раны нанесла война душам людей, воевавших и находившихся в тылу, взрослым и детям, мужчинам и женщинам… А помнить об этом надо! Чтобы не допустить разрухи, голода, потерь, одиночества. Произведения Платонова в этом смысле незаменимы. Для него важен человек, его мысли, переживания,  поступки. Он заглядывает в такие потаенные уголки души, о которых не каждый человек догадывается. Об обгорелых на поле боя и в тылу человеческих душах рассказ А.П. Платонова «Возвращение». Но многие из вас правы: в этом рассказе есть страдание. Какое оно: душевное

или физическое? Опять нам в этом надо разобраться и постараться научится на примере литературных героев поступать правильно.

 

- Рассказ называется «Возвращение». Что имел в виду автор:

Вывешиваю на доску

Т Возвращение

к кому? (к детям, жене

куда? (домой, на малую родину, в родной город

к чему? (человечности, состраданию, пониманию, мирной жизни

 

- Послушайте музыкальную пьесу «Встреча». Как вам кажется, может ли она служить музыкальной иллюстрацией к рассказу? Почему? М     - 2 мин, ответы учеников. (за встречей разлука)

 

- Почему встреча так быстро закончилась разлукой? В этом вопросе нам поможет разобраться осмысление душевного (внутреннего) мира каждого из героев.

- Вспомним героев рассказа.

- Расскажите о каждом из них очень кратко. Для этого поработайте в парах. О ком вы будете рассказывать? Пары у нас давно сформировались. Отвечать будет один из вас. (Маша – Оля, Наташа – Настя, Регина – Аня). Соберитесь с мыслями, посовещайтесь, затем ответьте (ответы учеников)

 

Алексей  Алексеевич,  гвардии капитан, убыл из армии по демобилизации, совестливый, чувствовал себя осиротевшим без армии, лет 35, темное грубое лицо, глухой хриплый голос, откладывал  радостный и тревожный час свидания с семьей, хотел погулять еще немного на воле. Вернувшись, почувствовал тихую радость в сердце. Он дышал родным устоявшимся

запахом дома – тлением дерева, теплом от тела своих детей, гарью на печной загнетке. Он смотрел на жену, сына, дочь, вновь знакомясь с каждым, и не узнавал их. Странен и еще не совсем понятен был Иванову его родной дом. А более других удивлял его Петрушка. Он смотрел на Петрушку, на своего выросшего первенца сына, слушал, как он дает команду и наставления матери и маленькой сестре, наблюдал его серьезное, озабоченное лицо и со стыдом признавался себе, что его отцовское чувство к этому мальчугану,

влечение к нему как к сыну, недостаточно. Иванову было еще более стыдно своего равнодушия к  Петрушке от сознания от того, что Петрушка нуждался

в любви и заботе сильнее других, потому что на него жалко сейчас смотреть.

Его удивили дети, удивила жена. Семья жила дружно, без хозяина вырос другой хозяин – Петька. Люба его обидела, в сердце ранила.

 

Люба, Любовь Васильевна  Обмирала по мужу, руки от горя тряслись, но работала с бодростью, чтоб детей кормить и государству польза против неприятелей-фашистов была.

Сделать все ради спасения детей – вот главное предназначение женщины.

 

Петька Идет ему 12-ый год, серьезный подросток, казался старше своего возраста, малорослый и худощавый мальчуган, головастый, лобастый со спокойным, словно привыкшим к житейским заботам, глаза смотрели на белый свет сумрачно и недовольно. Одет опрятно. По дому давал указания сестре и матери. Заботится о матери и сестре, купил ей тетрадь, хочет купить матери пальто. Защищает мать, поучает отца. Нуждается в любви и ласке. Но все же ребенок: спрашивает отца, сколько у него медалей, удивляется, что мало и что у него все вещи поместились в одну сумку.

Настя покорная, послушная, все делает молча, заботливая. Хочет быть нужной и полезной в свои 5 лет.

- Как вы определите в нескольких словах главные черты каждого героя?

Алексей  (запись в тетрадь)

Не мог долго пребывать в уныло-печальном состоянии; находил себе какое-либо занятие или утешение, подручную радость, и тем выходил из уныния

 Люба, Любовь Васильевна  Простосердечная, тихая, милая, застенчивая, стеснительная, послушная, терпеливая, хочет любит и быть любимой.

Она - мать

Петька Все делает по правде и всерьез, во всем должна быть прежде  всего  польза, про отца: он нам родня, про Семена Евсеича: Для Петрушки надо, чтобы все было «с пользой», «по делу», иначе он считает все баловством: «у нас дело

есть, жить надо», - так он говорит, о Семене Евсеевиче он говорит: «Он нам пользу приносит, пусть живет!»

Настя                                       Как мать

 

Вывод: Герои Платонова – настоящие живые люди с натуральными чувствами, невыдуманным поведением.

 

-Почему Иванов решил уйти из дома? (дети выросли без него,  Люба обидела, самолюбие и собственный интерес)

 

- Почему семья выжила без отца? (трудолюбие матери и детей, забота друг о друге, сплоченность, понимание. Герои понимают, что только вместе, сообша, можно пережить тяжелую годину. Сочувствие,  сострадание одного вызывает ответную доброту другого, поддерживают в жизни, дают силы)

- Нет ли между этими мужскими характерами противостояния, недовольства друг другом? Алексей наблюдает за всем как бы со стороны, а в доме хозяйничает его первенец Петрушка. Давайте проследим чувства и состояние каждого из них по рассказу и от чего это происходит.

 

Назовите чувства, которые испытывают они оба в разное время. В каком состоянии они находятся?

 

Алексей, отец                                                        Петька, сын

Неудобство (от двукратного)                          спокойствие (от привычки к                                       

возвращения в часть)                                       житейским заботам)

Скука  (в ожидании поезда)                             недовольство (от отцовского                      

                                                                           опоздания, от долгого ожидания

Осиротевший (без армии)

Удивление   (от встречи с взрослым                равнодушие (к еде)

 сыном,   сердится (на мать, сестру) 

его разумом)                                                     жалость (к матери)      

Радость (от возвращения домой)                       заплакал (от ссоры родителей,

Странное непонимание (родного дома)    от их нежелания понять друг друга)

Стыд равнодушия (к сыну)                                

Робость (перед сыном)

Сердится (на жену)

Ожесточенный (на жену)

Почувствовал жизнь

обнаженным сердцем (в поезде, когда увидел бегущих за ним детей)

- Когда же произошло понимание Ивановым нужности его  семье?  (когда он почувствовал жизнь обнаженным сердцем. Платонов пишет: «Утешить сердце человека может только сердце другого человека» (вывеш. на доску)

Обратимся к эпиграфу. О каком таланте человека можно говорить, имея в виду рассказ «Возвращение»? Детский талант любить отца исправляет эгоизм, самолюбие, слепоту взрослых. В рассказах Платонова 30-40-ых годов часто эгоизм, самолюбие, слепоту взрослых исправляют дети.

 

- Кого еще из героев мы можем сравнить, чтобы лучше понять? (Отец-мать, дочь-мать, сын-дочь, встреча-разлука) Какие события в рассказе противопоставлены друг другу?

- Сравните. Сделайте это парами.

(Оформление при помощи приема «Диаманта»):

Встреча                                          (1,7 строки – существительные-антонимы) 

______________________два    прилагательных к первому существительному

___________________________   три глагола к первому существительному

_____________________________два словосочетания с существительными

___________________________три глагола ко второму существительному

____________________два прилагательных ко второму существительному

Разлука

 

 (Ответы детей)

 

 - Кого вы считаете главным героем произведения и почему?

ответы

- В чем, по-вашему, главная жизненная мудрость рассказа?

ответы

- Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для вашей будущей жизни?

- Остались ли теперь у вас какие-то непонятные вопросы? Задайте их. Кто ответит на прозвучавший вопрос? А мой вопрос будет вашим домашним заданием. Какие картины войны и мира мы увидели в рассказе А.П. Платонова «Возвращение. Запишем в тетради: Картины войны и мира в рассказе Платонова «Возвращение». Письменный ответ

 

- Заканчивая сегодня говорить о рассказе «Возвращение», я только хочу еще сказать, что основой его является человечность и правда. Читая рассказ,

думаешь о самом главном – о мире, о ценности человеческой жизни, о богатстве человеческой души. На память приходит стихотворение «Мальчикам» Михаила Матусовского:

Пусть достанутся мальчикам двери, открытые настежь,

Путеводные звезды, зажженные нами во мгле.

И мечта о всеобщем, большом человеческом счастье

На еще неуютной, еще предрассветной земле.

 

И пусть по жизни их теперь сопровождает такая светлая мелодия (Мелодия «Встреча»)

Урок окончен. Всех благодарю за работу и ставлю отличные отметки.

 

Оставить заявку для публикации статей для педагогов с выдачей сертификата 

Оставить заявку для участия в педагогической конференции

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Скачать ЗАЯВКУ

    Или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • «Мудрец» - периодическое печатное издание (журнал) образовательного характера. Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (свидетельство ПИ № ФС 77-76528). Территория распространения. Российская Федерация,зарубежные страны

    Языки: русский, английский.

    Заполнить заявку

    Скачать здесь

    Отправить её на электронную почту ped.portal@mail.ru

     

    Оплатить орг.взнос (перейдите по ссылке)

     

    Электронный сертификат о публикации статьи бесплатно

© 2021. публикации для педагогов.