ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

педагог-психолог

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, 

Детский дом №1

г.Гурьевска Кемеровской области

Зуева Наталья Сергеевна

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического Совета      

МКОУ Детский дом  №1г.Гурьевска

 протокол №______от __________   УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Детский дом №1

г. Гурьевска

___________Н.А. Полянская

Подари улыбку

программа

психолого-педагогического сопровождения замещающих семей

 

Составитель:

Н.С.Зуева, педагог-психолог

Гурьевский район

2017

Составитель:   Зуева Наталья  Сергеевна, педагог-психолог МКОУ

Детский дом №1г.Гурьевска

Зуева, Н.С. Подари улыбку [Текст]: программа психолого-педагогического сопровождения замещающих семей / Н.С.Зуева.- Гурьевск: МКОУ Детский

Дом №1г. Гурьевска,2016. – 47 с.

Рецензенты:

 

 

 

 

 

 

 

                Программа «Подари улыбку» предназначена для реализации психолого - педагогического сопровождения замещающих семей, способствует  успешной адаптации детей, ориентирована на профилактику вторичного сиротства путем разработки и реализации комплекса мероприятий. В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы: «Друг для друга», «Сад моей души». Программа составлена с учетом скрытых ресурсов принимающей семьи, способствует повышению психолого-педагогической компетентности замещающих родителей в вопросах воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Программа раскрывает методы, приемы, формы коррекционно-развивающей работы, комплексного внедрения техник арт-технологий, игр и упражнений, может быть полезна для замещающих родителей (Приложение 3), педагогов-психологов, кураторов, воспитателей, социальных педагогов.

Программа «Подари улыбку» общим объемом 51 час рассчитана на один год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение...........................................................................................................3

Тематическое планирование.......................................................................... 10

Содержание программы ………………………………..................................14

Планируемые результаты...............................................................................16

Литература......................................................................................................19

Приложения ....................................................................................................23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                Государственная политика России направлена на реализацию прав ребенка проживать и воспитываться в семье. Только в семье ребенок может получить  позитивный социальный опыт, который станет основой его благополучной жизни в будущем. В соответствии с Постановлениями и рекомендациями Российского правительства, отражающие в разных аспектах вопросы законодательных основ семейных форм устройства детей и оказания им помощи, семья, особенно кризисная, становится категорией особого внимания. Первичными признаками распада приемной семьи являются: отсутствие опыта жизни в семье у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, врожденные и приобретенные психические и физиологические отклонения, отставания в развитии, спровоцированные потерей кровной семьи и воспитанием в государственном учреждении. Замещающие родители, принимающие таких детей, не всегда имеют навыки воспитательной работы, что особенно проявляется на этапе адаптации ребенка в семье. Именно в эти периоды чаще всего приемные семьи отказываются от воспитания ребенка, поэтому актуальными становятся проблемы правильной организации психолого-педагогического процесса сопровождения замещающей семьи.

Деятельность ведется в соответствии с:

- Законом «Об образовании»;

- Конвенцией о правах ребёнка;

- Указом Президента Российской Федерации о национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы от 01.06.2012 №761;

- «Семейным кодексом  Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015);

- Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

- Письмом Минобрнауки России от 01 октября 2008 г. № 06-1423 «Об организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми»;

- Концепцией Федеральной целевой программы «Россия без сирот» на 2013-2020г.г.

        Личностное развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зависит от созданных социальных условий, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. Поэтому целесообразно обеспечить,  непрерывное воспитание личности в достижении  благополучной адаптации, организовать гармоничное межличностное взаимодействие, не только в замещающей семье, но в учреждениях, куда ребенок попадает впоследствии.

                В соответствии с целью и задачами образовательной деятельности МКОУ Детский дом №1 г. Гурьевска, для обеспечения условий эффективной, многосторонней и своевременной помощи замещающим семьям, в успешной адаптации приемных детей в дошкольных учреждениях разработана программа психолого-педагогического сопровождения замещающих семей «Подари улыбку». Программа  ориентирована на решение проблемы дезадаптации детей в приемной (опекаемой) семье, повышение психолого-педагогической компетентности замещающих родителей в вопросах воспитания, формирование устойчивых семейных отношений в принимающей семье, организацию профилактики вторичного социального сиротства путем разработки и реализации мероприятий. Программный материал предназначен для усвоения замещающим родителям и детям  приемной (опекаемой) семьи.

                Работа по программе начата в 2015 году, построена с учетом особенностей детей разных категорий, направлена на гармоничное развитие личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Программа  ориентирована на работу с замещающими семьями и может быть пролонгирована с учетом  применяемых адаптированных диагностических методик и подобранных форм и методов коррекционной работы.

 Новизной  данной программы является разработка и применение комплекса коррекционно-развивающего характера в психолого-педагогической работе, ориентированного на детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, с целью сохранения замещающей семьи.

Актуальность  программы «Подари улыбку» определяется основными принципами, целью и задачами концепции образовательной, воспитательной и реабилитационной помощи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где психолого-педагогическая  работа занимает одно из важных мест в системе воспитания, и заключается в том, что способствует успешной адаптации детей в замещающей семье. Дети, попадая в чужую семью, по разным причинам, имеют свой жизненный опыт, свои индивидуальные психофизические особенности. Каждый переживает психологическую травму, при расставании с кровной семьей. Привыкание к новому окружению, к новым условиям жизни, связано с целым рядом трудностей, справиться с которыми ребенку без помощи взрослых практически не по силам. Так же замещающие родители сталкиваются с затруднениями такого рода:

- не соответствующие реальности ожидания родителей (завышенные ожидания, идеализированные представления и пр.);

- не готовность к трудностям; - не сформированность родительских компетенций (знаний, умений, навыков);

 - наличие эмоциональных и поведенческих трудностей у ребенка, связанных с его предыдущим травмирующим опытом или опытом проживания в интернатных учреждениях, в другой замещающей семье;

Первоначально в работе были установлены факторы успешной адаптации  ребенка, как в учреждении, так  и в семье и факторы, нарушающие ее (Приложение 2). В связи с полученными результатами в коррекционной работе применен разработанный комплекс  игр и упражнений, индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия совместно с техниками арт-технологий, и направлены на создание психолого-педагогических условий, способствующих решить поставленные задачи в практической деятельности.

                Программа составлена на основе идей  М.В.Киселевой, изложенных в монографии «Арт-терапия в работе с детьми», Елены и Геннадия Тимченко программа «Семья и дети». Также используется ранее созданная мною программа «Добрые руки», составленная на основе практикума А.И.Копытина по арт-терапии и ориентированная на коррекционно-развивающее сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Соответственно определены следующие психолого-педагогические конкретные цели и задачи.

Целью программы является: создание благоприятных условий, способствующих успешной адаптации приемного (опекаемого) ребенка в процессе психолого-педагогического сопровождения, с целью сохранения замещающей семьи.

Реализация программы направлена на решение следующих задач.

  1. Осуществлять диагностическую деятельность для определения причин дезадаптации ребенка;
  2. Реализовывать профилактическую деятельность дезадаптивных состояний детей;
  3. Осуществлять консультативную деятельность с замещающими родителями и воспитателями, с целью повышения осведомленности и грамотных подходов в процессах воспитания, с учетом индивидуальных психофизических особенностей детей;
  4. Способствовать коррекции психических отклонений, профилактике  эмоциональных нарушений через групповые и индивидуальные формы работы с членами семьи; 
  5. Отслеживать результативность положительной динамики успешной адаптации детей в замещающей семье;

                Занятия проводятся в соответствии с выраженными мотивами и сложившейся внутрисемейной ситуацией, которая определяется по характерному поведению ребенка и всех членов семьи, для определения достоверности существующей проблемы, в работе применяется адаптированный диагностический инструментарий. Исходя из результатов диагностики, определяется коррекционно-развивающая работа как индивидуально с ребенком, так и с семьей.

         Опыт работы с детьми, воспитывающихся в замещающих семьях показал, что деятельность психолого-педагогического  сопровождения включает:

- обучение приемных родителей методам воспитания и развития детей

через приобретение  навыков эффективного выхода из стрессового     

состояния   и оказания поддержки ребенку;

- совместную практическую деятельность замещающих родителей и детей в различных формах, приемах, методах, реализации сетевого взаимодействия с другими учреждениями. Занятия  проводятся в ГОО «Кузбасский РЦППМС» отделение муниципального Гурьевского района, учреждениях дополнительного образования, центре сопровождения приемных семей. Соответственно заключается договор с перечисленными учреждениями о сопровождении приемной семьи.

 

 

 

Реализация программы осуществляется по следующим направлениям:

- диагностическое;

-коррекционно-развивающее;

-консультативное;

-просветительское, профилактическое;

-организационно-методическое.

                В диагностическом направлении внимание акцентировалось на подбор инструментария, который ориентирован на определение уровня сформированности  детско-родительских отношений. В работе используется и адаптируется методическое пособие Е.И. Николаевой фонда помощи обездоленным детям и детям, лишенным родительской ласки, детский фонд «Виктория». Другие направления реализуются по итогам диагностического направления, что позволяет построить структуру коррекционно-развивающих занятий, которые представляют собой совокупность игр, упражнений, приемов, техник, направленных на решение поставленных задач, изучить и подобрать информацию для замещающих родителей, правильно организовать профилактическую работу со всеми участниками процесса.

Коррекционно-развивающие мероприятия планируются на заседаниях педагогического Совета в отношении детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Исходя из диагностических данных, составляется индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи, где определяются методы, формы, приемы, техники психолого-педагогической работы. На занятиях можно снизить эмоциональное напряжение, развить мелкую моторику, создать условия для формирования навыка саморегуляции, произвольного внимания и других психических процессов.

Проводятся занятия, как индивидуально с ребенком, так и с замещающей семьей, состоят из игр, упражнений, техник арт-терапии.                     

       Консультирование и психологическое просвещение педагогов, и замещающих родителей проводится в форме родительских собраний, тематических праздников, конкурсов, методических   объединений, семинаров, функционирует клуб «Позитив», где  замещающие родители могут общаться между собой, делиться своим опытом.

       Организационно-методическая работа включает в себя составление планов психолого-педагогической работы, составление заключений, характеристик, информационных справок о проведенной психологической работы.

Сроки реализации: программа рассчитана на один год и составляет 51 час, занятия по программе проводятся 1 раз в неделю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Тематическое планирование

п/п       

 

Тема

разделов, занятий        Количество часов

               

 

 

Контроль

 

                               Всего часов       Форма проведения практичес

ких занятий

(игры, упражнения, арт-технологии                                                                               

I              Раздел

«Друг для друга»         

20          

20

                Повторное обследование(тесты, методики,

наблюде

ния)

1.1          Занятие

«В море чувств»           

2             Игра

«Рисуем музыку»        

 

повторное обследование

 

 

                                               Упражнение

«Встреча взглядами» 

                                               Арт-технология

Изготовление домовенка

               

1.2          Занятие

«Если бы я был волшебником»

               

2             Игра

«Передай улыбку по кругу»   повторное обследование

                                               Упражнение

«Дружеская рука»       

                                               Арт-технология

«Парное рисование»

               

1.3          Занятие

«Сказочные персонажи»         

2             Игра

«Ласковое имя»            повторное обследование

                                               Упражнение

«Солнышко»  

                                               Арт-технология

«Волшебные краски»

               

1.4          Занятие

«Я сержусь и обижаюсь»

 

 

 

 

 

 

 

                2             Игра

«Мешочек с криками»

                повторное обследование

                                               Упражнение

 «У нас с тобой общее»             

                                               Арт-технология

«Лист гнева»

               

1.5          Занятие

 «Копилка радостей и обид»  3             Игра

 «Здравствуй я, мой любимый»            повторное обследование

                                               Упражнение

 «Я желаю тебе»          

                                               Арт-технология

 «Маски»

               

1.6          Занятие

«Кирпичики счастья»  2             Игра

«Встреча взглядами»  повторное обследование

                                               Упражнение

«Имя, движение»        

                                               Арт-технология

«Мы построим дом»

               

1.7          Занятие

«Какие бывают чувства у людей»        3             Игра

«Я умею»          повторное обследование

                                               Упражнение

«Приветствие»              

                                               Арт-технология

«Веселые помпоны» 

1.8          Занятие

«Что такое хорошо и что такое плохо»            2             Игра

«Передай улыбку по кругу»   повторное обследование

                                               Упражнение

«Чья ладонь» 

                                               Арт-технология

«Театр на тарелках»  

1.9          Занятие

«Хочу и надо. Можно и нельзя»           2             Игра

«Коллективный счет»                повторное обследование

                                               Упражнение

«Передай улыбку по кругу»  

                                               Арт-технология

«Мешок с капризами»

               

 

II            

Раздел

«Сад моей души»        

31          

31

                (тесты, методики,

наблюде

ния)

2.1          Занятие

 «Семейные традиции»            4             Игра

«Наши ладошки»          повторное обследование

                                               Упражнение

«Передай улыбку»                     

                                               Арт-технология

«Веселые магниты»

               

 

2.2                     Занятие

 «Семейное пространство»    

3                            Игра

«Самый, самый»           повторное обследование

                                               Упражнение

«Я король»                      

                                               Арт-технология

«Птица счастья»

               

2.3          Занятие

 «Мои чувства и эмоции»         2             Игра

«Подарок по кругу»     повторное обследование

                                               Упражнение

«Ласковое слово»                       

                                               Арт-технология

«Мыльные пузыри»

               

2.4          Занятие

 «Наша история»           6             Игра

«Поздороваемся»        повторное обследование

                                               Упражнение

«Наши ладошки»                         

                                               Арт-технология

«Наш дневник»

 

 

 

               

2.5          Занятие

 «Семейная фотография»         4             Игра

«Я умею»          повторное обследование

                                               Упражнение

«Приветствие»                             

                                               Арт-технология

«Подарки»

               

2.6          Занятие

 «Зачем нужны правила»

 

 

                6             Игра

«Лесные животные»   повторное обследование

                                               Упражнение

«Дождик»                        

                                               Арт-технология

«Мои добрые поступки»

               

2.7         

Занятие

 «Я и моя семья»

 

                4             Игра

«Встреча взглядами»  повторное обследование

                                               Упражнение

«Комплементы»                          

                                                     Арт-технология

«Волшебная палочка»

               

 

 

 

2.8         

 

 

Занятие

 «Подари улыбку»

 

               

 

 

2            

Игра

«Снежинка»    

 

повторное обследование

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Упражнение

«Я желаю вам добра»                               

                                               Арт-технология

«Домовенок»

               

 

               

Итого часов     

   51

 

               

                      51       

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание программы
  2. Раздел «Друг для друга - 20 часов (20 занятий)

Для осуществления психолого-педагогического сопровождения  замещающих семей, формирование которых осуществляется на протяжении года, реализуя следующие занятия из раздела «Друг для друга: « В мире чувств» - у участников формируется способность понимания своего эмоционального состояния и передача его окружающим. «Если бы я был волшебником» - участники учатся передавать свое эмоциональное состояние при помощи слов и жестов. «Сказочные персонажи» - учатся проявлению эмпатии. «Я сержусь и обижаюсь» - участники применяют  способы выплескивания гнева. «Копилка радостей и обид» - ориентировано на снятие эмоционального напряжения. «Кирпичики счастья» - участники учатся мимическому выражению, происходит закрепление навыков понимания настроения другого человека. «Какие бывают чувства у людей» - занятие ориентировано на самовыражение, раскрепощение. «Что такое хорошо и что такое плохо» - формирование представлений о негативных чертах характера людей и их проявлениях. «Хочу и надо. Можно и нельзя» - знакомство с правами и обязанностями каждого члена семьи. Содержание занятий размещено в Приложении 1.

В конце каждого занятия запланировано повторное обследование.

               

  1. Раздел «Сад моей души» - 31 час (31 занятие)

Для осуществления психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, попавшие  в сложную жизненную ситуацию, независимо от сроков совместного проживания, реализуя занятия из раздела «Сад моей души»:  «Семейные традиции» - ориентировано на определение особенности функционирования семьи. «Семейное пространство» - на изучение характера взаимной поддержки членов семьи. «Мои чувства и эмоции» - определение участниками желаемых перспектив. «Наша история» - направлено на выявление скрытых потенциальных возможностей семьи. «Семейная фотография» - участниками определяются симпатии, привязанность друг к другу. «Зачем нужны правила» - направлено на  создание условий, способствующих освоению участниками простых жизненных правил. «Я и моя семья» - формирование представлений о значимости семьи в жизни каждого человека. «Подари улыбку» - ориентировано на сплочение членов семьи, взаимопонимание, раскрываются возможности реализовать свой внутренний потенциал.  Содержание занятий размещено в Приложении 1.

В конце каждого занятия запланировано повторное обследование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Планируемые результаты.

В результате освоения курса программы  будут созданы условия для адаптации ребенка в семье:

- благополучный психологический климат;

 -определение самоценности ребенка для родителей;

-дружеское общение со сверстниками;

-недопустимость физического воздействия;

-предоставление самостоятельности;

-учет темперамента ребенка;

-организация мягкого контроля за ребенком;

-поощрения за успехи и достижения;

-развитие самоконтроля.

 

Успешная адаптация ребенка в семье позволит:

- сохранить и укрепить семейные взаимоотношения;

- сократить    возвраты из замещающих семей;

- успешно социализировать приемных и опекаемых детей;

- достичь овладения детьми и их законными представителями умениями и навыками сотрудничества,  уважения и принятия другого, своевременного погашения конфликтов;

- развить компетентность замещающих родителей в вопросах развития и воспитания детей;

- предупредить случаи жестокого обращения с детьми.

 

 

Оценка эффективности программы

Практика показала, что для успешности формирования новой замещающей семьи целесообразно начинать сопровождение с первого года, для своевременного выявления  сложившихся трудностей в воспитании детей, получения замещающими родителями дополнительных умений и навыков, с целью профилактики  вторичного сиротства. Проведение на коррекционно-развивающих занятиях игр, упражнений, различных арт- технологий достаточно результативны, способствуют достижению желаемого результата, решают поставленные задачи, независимо от сроков сопровождения (Приложение 2).

Критерии и формы оценки результативности программы

Диагностические данные определяют:

- развитие психических процессов ребенка;

- уровень тревожности, мотивации, адаптации ребенка на первых

этапах вхождения ребенка в семью;

- адаптация ребенка;

- способность родителя снижать напряжение в семье;

- уровень эмоциональной нестабильности законного представителя;   

- осведомленность родителей об индивидуальных особенностях

           ребенка.

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения коррекционно-развивающей работы с семьей.

 

 

 

  1. Материальное обеспечение программы.

Для проведения практических занятий необходимо материальное оснащение: зеркала, кисти, краски, карандаши, фломастеры, альбомы, ватман, тесьма, бисер, рамки, пластилин, кусочки ткани, конструктор, маски, медиапроигрыватель, медиатека.

 

  1. Методическое обеспечение программы.

       Программа составлена на основе идей  М.В.Киселевой, изложенных в монографии «Арт-терапия в работе с детьми», Елены и Геннадия Тимченко программа «Семья и дети». Также используется ранее созданная мною программа «Добрые руки», составленная на основе практикума А.И.Копытина по арт-терапии и ориентированная на коррекционно-развивающее сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При реализации программы используется:

  1. «Необитаемый остров». Источник: Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / под.ред. О. В. Дыбиной;
  2. Методика определения уровня самооценки дошкольника «Лесенка».

Источник: Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей;

  1. Методика определения словесно-логического мышления, тест «Последовательные картинки». Источник: Марцинковская Т. Д.;
  2. Диагностика психического развития детей. Методика Ореховой О.А. «Домики»;
  3. Тест "Страхи в домиках" (модификация М.А. Панфиловой);
  4. Цветовая диагностика эмоций ребенка О.А. Орехова;
  5. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г.Эйдемиллер;
  6. Методика «Цветовая социометрия».

 

  1. Литература.
  2. Актуальные вопросы возрастной и педагогической психологии [Текст]:

      учебно-методический комплекс / сост. А. Г. Портнова, Н. И. Приходько/.   

       –  Кемерово, : Изд-во КРИПКиПРО, 2009. – 87 с.

  1. Аралова, М. А. Справочник психолога ДОУ [Текст] / М. А. Аралова/. – М.:

ТЦ Сфера, 2007. – 272 c.

  1. Гринберг, С.Н. Приемная семья: психологическое сопровождение и

тренинги [Текст]/ С.Н. Гринберг /. - Санкт-Петербург: Речь, 2007.74с.

  1. Копытин, А. И. Основы Арт-терапии [Текст] /А.И.Копытин/СПб.,-1999.-

167с.

5.Копытин, А. И. Практикум по Арт-терапии [Текст] /А.И.Копытин/-СПб.,   

          2000.-140с.

6.Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии [Текст]  / А.И.Копытин/ –      

    СПб.: Питер, 2002.-56c.

  1. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система

занятий. [Текст] /Л.Д.Лебедева/— СПб.: Речь, 2003. – 105с.

 8.Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и

подростков, склонных каддиктивному поведению [Текст]: учебно-

методическое пособие / авт.-сост.:/ Е. А. Пахомова, А. Б. Трофимов/. –

Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 111 с.

9.Прихожан, А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства.[Текст]

     /А.М.Прихожан /.  - СПб.: Питер, 2005.- 400 с.

10.Подольская, И.А. Программа арт-терапевтических занятий с детьми-

сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей [Текст] /под

ред. / И.А. Подольской/. – Калуга. 2009.-95c.

11.Пути решения проблемы сиротства в России[Текст]/ В.К. Зарецкий /.  -

М.: ООО «Вопросы психологии», 2002. -208 с.

12.Психолого-педагогическое сопровождение подростков, склонных к

аутодеструктивному поведению [Текст] : учебно-методическое пособие

 / сост.:  А. Б. Трофимов/. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2012. – 87 с.

13.Сакович, Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-

развивающей работе психологов системы образования[Текст]: Учебно-

методическое пособие [В 3 ч.]/ Т.В.Сакович /. – Ч.1. – Минск, 2003.-34с.

14.Рогов, Е.И. Настольная книга практического

 психолога[Текст]/Е.И.Рогов / 2001.-67.

15.Сакович, Н.А. Практикум по креативной психотерапии: Учебно-

методическое пособие[Текст]  / Н.А. Сакович/.-Минск, 2005.- 34с.

16.Цветкова, Т.В., Беличева, С.А. Вестник[Текст]/Т.В.Цветкова/,2003.

17.Юнг, К. Архетип и символ[Текст]:/К.Юнг/ [Перевод]. М.:

      Ренессанс, 1991г.-57с.

  1. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей. Пособие для педагогов-психологов, социальных

работников, приемных родителей // Под.ред. д.п.н., проф. /Р.М.

     Чумичевой/. - Ростов-на-Дону, 2010.-74с.

19.Спиваковская, А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на

воспитание детей из государственных учреждений: хрестоматия.[Текст]/

А.С.Спиваковская /.  - М., 1991. – 127с.

     20.Стрельцова, М.В. Педагогические условия социальной адаптации и

      реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     [Текст]/ М.В.Стрельцова /. - М., 2005.-105с.

21.Терновская, М.Ф. Педагогические основы адаптации детей - социальных

сирот в системе патронатного воспитания.[Текст]/ М.Ф.Терновская /.  –

 М., 2004.-37с.

  1. Ушакова, Е.В. Социально-психологические возможности приемной семьи

как реабилитационной структуры для детей-сирот. [Текст]/ Е.В.Ушакова /. - М., 2003.-127с.

23.Фетисова, О.В. Приемная семья как способ семейного воспитания детей-

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству

Российской Федерации.[Текст]/ О.В.Фетисова /.  - М., 2005.-67с.

24.Фетюхин, М.И. Приемная семья как форма опеки и попечительства /

 Учеб.пособие // М.И. Фетюхин /, / С.Ю. Кочетков/, / Ю.М. Фетюхин/.

 Волгогр.  гос. ун-т. - Волгоград: Перемена, 2000.-53с.

  1. Филиппова, Л.Н. Социальное сиротство в современном российском

обществе: Социально-философский анализ.[Текст]/ Л.Н.Филиппова /.  –

Ростов-на-Дону, 2004.-24с.

26.Фурманов, И.А. Психологические особенности детей, лишенных

 родительского попечительства. [Текст]/ И.А.Фурманов /. - Минск, 1999. -  48-49с.

27.Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка [Текст]/ Г.Т.Хоментаускас /. –

М., 2006.-89с.

25.Цветков, В.А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся

без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации. –

[Текст]/ В.А.Цветков /. Омск, 2005.-178с.

  1. Чернышева, Л.А. Социально-психологическая адаптация ребенка в

приемной семье и психокоррекционная помощь приемным семьям.

[Текст]/ Л.А.Чернышова /. - Самара, 2004.-98с.

  1. Шибутани, Т. Социальная психология. - Ростов-на-Дону. [Текст]/

Т.Шибутани /. Феникс, 1999.-34с.

  1. Широкова, Г.А. Практикум детского психолога [Текст] / Г.А.

 Широкова /, / Е.Г. Жадько/. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320с.

 

 

 

Интернет-источники:

  1. Система сопровождения приемных семей (Из опыта работы СОГОУ

«Центр психолого-медико-социального сопровождения») методический сборник [Электронный ресурс] http://cpms-smol.ru/spec-mp/83-ssps. Загл. с экрана.

  1. «Пособие для принимающих родителей» / Николаева Е.И. - – М.:

  [Электронныйресурс] htt://pvictoriacf.ru/biblioteka/metodicheskie-materialy. Загл. с экрана.

  1. https://nsportal.ru/, https://infourok.ru/konspekt-zanyatie, http://www.maam.ru/.
  2. https://infourok.ru/, http://www.maam.ru/, https://nsportal.ru/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Содержание занятий.

Раздел «Друг для друга»

Занятие 1. «Море чувств»

Задачи: учить передавать свое эмоциональное состояние при помощи жестов, проявлять свои чувства.

Материалы и оборудование: кисти, краски, ватман, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Организационный момент:

Создание эмоционального фона через игру «Рисуем музыку».

Предлагается детям под музыкальное сопровождение задействовать руки, как  будто бы петь руками.

Обсуждение.

Вводная беседа (принятие цели).

Слово педагога о персонаже, который предлагается изготовить.

Высказывания участников.

Изготовление игрушки (фолктерапия).

Предлагается подготовленный материал, карточки-инструкции с алгоритмом выполнения заданий.

Участники работают под музыку.

Обсуждение вариантов совместных действий (использование сюрпризного момента «волшебный мешочек).

Эмоциональная оценка полученного результата, обращение к духовно-нравственному потенциалу участников с целью определить их настроение.

Рефлексия.

Ритуал прощания.

Занятие 2. «Если бы я был волшебником»

Задачи: учить передавать свое эмоциональное состояние при помощи жестов, проявлять свои чувства.

Материалы и оборудование: кисти, краски, ватман, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Организационный момент:

Создание эмоционального фона через игру «Передай улыбку по кругу», «Дружеская рука»

Предлагается детям под музыкальное сопровождение передать улыбку по кругу, затем пожать друг другу руки так, как будто - бы не виделись уже очень давно

Обсуждение.

Вводная беседа (принятие цели).

Слово педагога о персонаже, который предлагается изготовить.

Высказывания участников.

«Парное рисование» (изотерапия).

Предлагается в паре нарисовать волшебство, которое бы совершили, если бы были волшебниками.

Участники работают под музыку.

Обсуждение вариантов совместных действий (использование сюрпризного момента «волшебный мешочек»).

Эмоциональная оценка полученного результата, обращение к духовно-нравственному потенциалу участников с целью определить их настроение.

Рефлексия.

Ритуал прощания.

Занятие 3. «Сказочные персонажи»

Задачи: учить передавать свое эмоциональное состояние при помощи жестов, проявлять свои чувства. Учить проявлению эмпатии.

Материалы и оборудование: кисти, краски, ватман, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Организационный момент:

Создание эмоционального фона через игру «Ласковое имя», «Солнышко».

Предлагается участникам по кругу назвать ласковым именем, затем держась за руки, поднять их вверх, изображая большое, теплое солнышко.

Обсуждение.

Вводная беседа (принятие цели).

Слово педагога о персонажах, которые предлагается изготовить.

Высказывания участников.

«Волшебные краски» (изотерапия).

Предлагается на бумажных тарелках раскрасить сказочных персонажей.

Участники работают под музыку.

Обсуждение вариантов совместных действий (использование сюрпризного момента «сундучок с сюрпризом»).

Эмоциональная оценка полученного результата, обращение к духовно-нравственному потенциалу участников с целью определить их настроение.

Рефлексия.

Ритуал прощания.

 

Занятие 4. «Я сержусь и обижаюсь»

Задачи: учить передавать свое эмоциональное состояние при помощи жестов, проявлять свои чувства. Учить способам выплескивания гнева.

Материалы и оборудование: кисти, краски, ватман, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Организационный момент:

Создание эмоционального фона через игру «Мешочек с криками», «У нас с тобой общее».

Предлагается участникам в «волшебный мешочек» кричать, если им этого хочется, затем посмотреть друг на друга и найти что- то общее друг с другом.

Обсуждение.

Вводная беседа (принятие цели).

Слово педагога о «листе гнева», который предлагается нарисовать.

Высказывания участников.

«Лист гнева» (изотерапия).

Предлагается на листе ватмана изобразить свой гнев.

Участники работают под музыку.

Обсуждение вариантов совместных действий (использование сюрпризного момента «сундучок с сюрпризом»).

Эмоциональная оценка полученного результата, обращение к духовно-нравственному потенциалу участников с целью определить их настроение.

Рефлексия.

Ритуал прощания.

Занятие 5. «Копилка радостей и обид»

Задачи: учить передавать свое эмоциональное состояние при помощи жестов, проявлять свои чувства. Помочь снять эмоциональное напряжение.

Материалы и оборудование: маски сказочных персонажей, занавес.

Ход занятия.

Организационный момент:

Создание эмоционального фона через игру «Здравствуй я, мой любимый», «Я желаю тебе».

Предлагается участникам поприветствовать себя и пожелать всем участникам по кругу всего хорошего.

Обсуждение.

Вводная беседа (принятие цели).

Слово педагога о сказке, которую предлагается проиграть.

Высказывания участников.

«Маски» (изотерапия).

Распределяются роли по выбранной сказке, идет представление.

Участники работают под музыку.

Обсуждение вариантов совместных действий (использование сюрпризного момента «сундучок с сюрпризом»).

Эмоциональная оценка полученного результата, обращение к духовно-нравственному потенциалу участников с целью определить их настроение.

Рефлексия.

Ритуал прощания.

Занятие 6. «Кирпичики счастья»

Задачи: учить мимическому выражению, закреплять навыки понимания настроения окружающих.

Материалы и оборудование: конструктор.

Ход занятия.

Организационный момент:

Создание эмоционального фона через игру «Встреча взглядами», «Имя, движение».

Предлагается участникам встретиться взглядами друг с другом, а за тем произнося свое имя, показать движение, остальные повторяют.

Обсуждение.

Вводная беседа (принятие цели).

Слово педагога о деятельности, которая предлагается.

Высказывания участников.

«Мы построим дом» (конструирование).

По созданному ранее проекту из кубиков участники строят дом.

Участники работают под музыку.

Обсуждение вариантов совместных действий (использование сюрпризного момента «Волшебный мешочек»).

Эмоциональная оценка полученного результата, обращение к духовно-нравственному потенциалу участников с целью определить их настроение.

Рефлексия.

Ритуал прощания.

Занятие 7. «Какие бывают чувства у людей»

Задачи: способствовать самовыражению, раскрепощению.

Материалы и оборудование: клубки ниток, ножницы.

Ход занятия.

Организационный момент:

Создание эмоционального фона через игру «Я умею», «Приветствие».

Предлагается участникам показать то, что ему давно хотелось окружающим, например, как он садится на шпагат, или читает стихи, затем поприветствовать друг друга так, как - будто нет возможности друг друга услышать.

Обсуждение.

Вводная беседа (принятие цели).

Слово педагога о деятельности, которая предлагается.

Высказывания участников.

«Веселые помпоны» (изготовление поделки)

По запланированной схеме, участники в парах изготавливают помпоны.

Участники работают под музыку.

Обсуждение вариантов совместных действий (использование сюрпризного момента «Волшебный мешочек»).

Эмоциональная оценка полученного результата, обращение к духовно-нравственному потенциалу участников с целью определить их настроение.

Рефлексия.

Ритуал прощания.

 

Занятие 8. «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задачи: формировать понятие о негативных чертах характера.

Материалы и оборудование: бумажные тарелки.

Ход занятия.

Организационный момент:

Создание эмоционального фона через игру «Передай улыбку по кругу», «Чья ладонь».

Предлагается участникам по кругу передать друг другу улыбку, затем с закрытыми глазами угадать ладони друг друга.

Обсуждение.

Вводная беседа (принятие цели).

Слово педагога о деятельности, которая предлагается.

Высказывания участников.

«Театр на тарелках» (сказкотерапия)

По разработанному ранее сценарию, участники разыгрывают роли.

Участники работают под музыку.

Обсуждение вариантов совместных действий (использование сюрпризного момента «Волшебный мешочек»).

Эмоциональная оценка полученного результата, обращение к духовно-нравственному потенциалу участников с целью определить их настроение.

Рефлексия.

Ритуал прощания.

 

Занятие 9. «Хочу и надо. Можно и нельзя»

Задачи: ознакомить с правами и обязанностями каждого члена семьи.

Материалы и оборудование: клубки ниток, ножницы.

Ход занятия.

Организационный момент:

Создание эмоционального фона через игру «Коллективный счет», «Передай улыбку по кругу».

Предлагается участникам по кругу передать друг другу улыбку, затем дружно посчитать какие либо предметы.

Обсуждение.

Вводная беседа (принятие цели).

Слово педагога о деятельности, которая предлагается.

Высказывания участников.

«Мешок с капризами» (фолктерапия)

Изготовление участниками из ниток своих капризов.

Участники работают под музыку.

Обсуждение вариантов совместных действий (использование сюрпризного момента «Волшебный мешочек»).

Эмоциональная оценка полученного результата, обращение к духовно-нравственному потенциалу участников с целью определить их настроение.

Рефлексия.

Ритуал прощания.

Раздел «Сад моей души»

Занятие 1. «Семейные традиции»

Задачи: ознакомить с правами и обязанностями каждого члена семьи.

Материалы и оборудование: картон, капрон, нитки, магниты, клей.

Ход занятия

Организационный момент:

Создание эмоционального фона через игру «Наши ладошки», «Передай улыбку».

Предлагается участникам по кругу передать друг другу улыбку, затем дружно потереть ладошки о ладони соседа.

Обсуждение.

Вводная беседа (принятие цели).

Слово педагога о деятельности, которая предлагается.

Высказывания участников.

«Веселые магниты» (фолк-терапия)

Изготовление участниками поделки при помощи карточек-инструкций.

Участники работают под музыку.

Обсуждение вариантов совместных действий (использование сюрпризного момента «Удивительный сундучок»).

Эмоциональная оценка полученного результата, обращение к духовно-нравственному потенциалу участников с целью определить их настроение.

Рефлексия.

Ритуал прощания.

 

Занятие 2. «Семейное пространство»

Задачи: изучить характер взаимной поддержки членов семьи.

Материалы и оборудование: картон, капрон, нитки, магниты, клей, ленты.

Ход занятия.

Организационный момент:

Создание эмоционального фона через игру «Самый, самый», «Я король».

Предлагается участникам по кругу рассказать о своих самых хороших качествах, затем каждому предоставляется возможность сесть  на трон, и получить признание окружающих

Обсуждение.

Вводная беседа (принятие цели).

Слово педагога о деятельности, которая предлагается.

Высказывания участников.

«Птица счастья» (фолк-терапия)

Изготовление участниками поделки при помощи карточек-инструкций.

Участники работают под музыку.

Обсуждение вариантов совместных действий (использование сюрпризного момента «Удивительный сундучок»).

Эмоциональная оценка полученного результата, обращение к духовно-нравственному потенциалу участников с целью определить их настроение.

Рефлексия.

Ритуал прощания.

 

Занятие 3. «Мои чувства и эмоции»

Задачи: изучить характер взаимной поддержки членов семьи, определить желаемые перспективы членов семьи.

Материалы и оборудование: мыльные пузыри, салфетки, гуашь.

Ход занятия.

Организационный момент:

Создание эмоционального фона через игру «Подарок по кругу», «Ласковое слово».

Предлагается участникам по кругу сделать словесный подарок рядом стоящему и сказать ему ласковое слово.

Обсуждение.

Вводная беседа (принятие цели).

Слово педагога о деятельности, которая предлагается.

Высказывания участников.

«Мыльные пузыри» (изотерапия)

Изготовление участниками поделки при помощи карточек-инструкций.

Участники работают под музыку.

Обсуждение вариантов совместных действий (использование сюрпризного момента «Удивительный сундучок»).

Эмоциональная оценка полученного результата, обращение к духовно-нравственному потенциалу участников с целью определить их настроение.

Рефлексия.

Ритуал прощания.

 Перейти к публикациям для педагогов в СМИ Акиома

Занятие 4. «Наша история»

Задачи: выявить скрытые потенциальные возможности семьи.

Материалы и оборудование: блокнот, карандаши, семейные фотографии, ручки.

Ход занятия.

Организационный момент:

Создание эмоционального фона через игру «Поздороваемся», «Наши ладошки».

Предлагается участникам по кругу поздороваться соприкасаясь разными частями тела, угадать участника по ладони с закрытыми глазами.

Обсуждение.

Вводная беседа (принятие цели).

Слово педагога о деятельности, которая предлагается.

Высказывания участников.

«Наш дневник» (изотерапия)

Изготовление участниками дневника после предварительного обсуждения.

Участники работают под музыку.

Обсуждение вариантов совместных действий (использование сюрпризного момента «Волшебный мешочек»).

Эмоциональная оценка полученного результата, обращение к духовно-нравственному потенциалу участников с целью определить их настроение.

Рефлексия.

Ритуал прощания.

Занятие 5. «Семейная фотография»

Задачи: выявить скрытые потенциальные возможности семьи, выявить симпатии, привязанность членов семьи друг к другу.

Материалы и оборудование: блокнот, карандаши, семейные фотографии, ручки, картон, ленты, поролон, нитки, игла, клей

Ход занятия.

Организационный момент:

Создание эмоционального фона через игру «Я умею», «Приветствие».

Предлагается участникам по кругу поздороваться, соприкасаясь разными частями тела, рассказать друг другу о самом сокровенном.

Обсуждение.

Вводная беседа (принятие цели).

Слово педагога о деятельности, которая предлагается.

Высказывания участников.

«Подарки»

Изготовление участниками подарков из предлагаемых материалов друг для друга.

Участники работают под музыку.

Обсуждение вариантов совместных действий (использование сюрпризного момента «Волшебный мешочек»).

Эмоциональная оценка полученного результата, обращение к духовно-нравственному потенциалу участников с целью определить их настроение.

Рефлексия.

Ритуал прощания.

 

Занятие 6. «Зачем нужны правила»

Задачи: выявить скрытые потенциальные возможности семьи, выявить симпатии, привязанность членов семьи друг к другу.

Материалы и оборудование: альбомы, карандаши, семейные фотографии, ручки.

Ход занятия.

Организационный момент:

Создание эмоционального фона через игру «Лесные животные», «Дождик».

Предлагается участникам по кругу поздороваться, взяв на себя роль любого животного, затем показать дождик, стуча пальчиками по ладони.

Обсуждение.

Вводная беседа (принятие цели).

Слово педагога о деятельности, которая предлагается.

Высказывания участников.

«Мои добрые поступки»

Рисование в альбоме «Добрых дел».

Участники работают под музыку.

Обсуждение вариантов совместных действий (использование сюрпризного момента «Волшебный мешочек»).

Эмоциональная оценка полученного результата, обращение к духовно-нравственному потенциалу участников с целью определить их настроение.

Рефлексия.

Ритуал прощания.

Занятие 7. «Я и моя семья»

Задачи: формировать представления о значимости семьи в жизни человека.

Материалы и оборудование: трубочки для коктейля, фольга, серебристый дождик.

Ход занятия.

Организационный момент:

Создание эмоционального фона через игру «Встреча взглядами», «Комплементы».

Предлагается участникам по кругу поздороваться взглядами, улыбнуться друг другу, сказать комплемент.

Обсуждение.

Вводная беседа (принятие цели).

Слово педагога о деятельности, которая предлагается.

Высказывания участников.

«Волшебная палочка»

Изготовление волшебной палочки.

Участники работают под музыку.

Обсуждение вариантов совместных действий (использование сюрпризного момента «Волшебный мешочек»).

Эмоциональная оценка полученного результата, обращение к духовно-нравственному потенциалу участников с целью определить их настроение.

Рефлексия.

Ритуал прощания.

Занятие 8. «Подари улыбку»

Задачи: формировать представления о значимости семьи в жизни человека. Способствовать сплочению членов семьи, взаимопониманию, предоставить возможность реализовать свой потенциал.

Материалы и оборудование: мешковина, клей, ножницы, поролон, ленты.

Ход занятия.

Организационный момент:

Создание эмоционального фона через игру «Снежинка», «Я желаю вам добра».

Предлагается участникам по кругу поздороваться взглядами, улыбнуться друг другу, сказать комплемент.

Обсуждение.

Вводная беседа (принятие цели).

Слово педагога о деятельности, которая предлагается.

Высказывания участников.

«Домовенок»

Изготовление домовенка.

Участники работают под музыку.

Обсуждение вариантов совместных действий (использование сюрпризного момента «Волшебный мешочек»).

Эмоциональная оценка полученного результата, обращение к духовно-нравственному потенциалу участников с целью определить их настроение.

Рефлексия.

Ритуал прощания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Диагностические сравнительные результаты на первых этапах вхождения ребенка в семью

 

 

 

  Ситуация критическая, на первом обследовании выявлено, что адаптация проходит сложно, сопровождается ослабленной мотивацией, достаточно высокой тревожностью членов семьи, эмоциональный фон законных представителей нестабилен.

  После проведенного цикла коррекционно-развивающих занятий результаты изменились, наблюдается положительная динамика у всех членов семьи, привязанность у ребенка к членам семьи отслеживается.

 

 

Диагностические сравнительные результаты психологической работы с семьей, воспитывающей ребёнка проживающего в семье больше года

 

 

 

На первом обследовании выявлено, что развитие психических процессов у детей заторможено, знания законных представителей об возрастных особенностях ребенка нужно повышать, благополучная адаптация ребенка в семье проходит сложно.  После проведенного цикла коррекционно-развивающих занятий результаты изменились, наблюдается положительный эмоциональный фон  у всех членов семьи, привязанность у ребенка к членам семьи отслеживается, адаптация проходит успешно.

 

Изменения детско-родительских отношений в замещающей  семье в результате проведения комплекса коррекционно-развивающих занятий

 

 

Наблюдается положительная динамика развития ребенка, удовлетворенность ребенка в семье, законный представитель приобрел навык снижения напряжения в семье.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Рекомендации замещающей семье по адаптации ребенка.

  • Не стоит торопить события, как бы Вам не хотелось, чтобы ребенок скорее привык к Вам и к жизни в семье.
  • Адаптационный период -  4-5   недель.  За это   время с  ребенком проводят постепенную психологическую подготовку для жизни в новой семье. При   первом   знакомстве  с   ребенком,   постарайтесь  с   ним 

 пообщаться, поиграть наедине, в отдельной комнате.

  • После первой встречи желательно оставить какой-либо маленький подарок, чтобы ребенок почувствовал внимание и заботу со стороны пока мало знакомого человека.
  • Если визиты проходят успешно, ребенок ведет себя спокойно, уверенно, его можно взять в семью на сутки.
  • При проведении    с    ребенком    нескольких    дней    в   семье,    по  

 его   эмоциональному состоянию можно определить, как он себя в этой семье чувствует: комфортно ли ему, удобно ли, стремится ли он встретиться с этой семьей снова.

  • Родителям замещающей семьи необходимо в первые недели пребывания ребенка в домашних условиях сохранить тот режим дня, к которому он привык.
  • Нежелательно приглашать в дом гостей, собирать шумные компании.
  • Ни в коем случае нельзя плохо отзываться о родителях ребенка, расспрашивать о прошлых травмирующих событиях.
  • Уважайте ребенка, т.е. верьте в его способности, относитесь к нему как

 к человеку, который имеет право на самостоятельные решения.

  • Прежде всего, нужно сделать так, чтобы ребенка ничего не испугало, не вызвало отрицательных эмоций или не насторожило. Это может быть и непривычный запах в квартире, и домашнее животное, к которому вы привыкли, а ребенок никогда его не видел.

Приложение 4.

Проведение с детьми дошкольного возраста игры «Солнышко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение законными представителями арт-техники «Домовенок»

 

Проведение занятия с законными представителями «В море чувств»

 

 

Проведение арт-технологии «Мои добрые поступки»

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.