выполнила:
Педагог-психолог
Козлова Наталья Валерьевна
Структурное подразделение «Детский сад №11 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района
Республика Мордовия, г.Рузаевка
Конспект занятия
«Моя семья – моя поддержка и защита»
Цель – развитие межличностного доверия между родителями и детьми.
Задачи:
- Снизить психоэмоциональное напряжение у детей и родителей в игровом взаимодействии.
- Стимулировать эмоциональное конструктивное общение родителей со своими детьми.
- Развивать у детей умение согласовывать свои действия с родителями, подчиняться правилам игры.
- Развивать умение родителей быть активным соучастником ребенка в его деятельности.
Оборудование: мячи, колокольчик, шарфы, воздушные шары, видео, музыкальный материал.
Ход занятия
- Вводная часть.
Дети и родители входят в музыкальный зал. Педагог – психолог предлагает всем участникам встать по кругу и взяться за руки.
Упражнение «Ласковые ладошки»
Педагог – психолог предлагает детям и родителям поздороваться друг с другом по кругу: погладить друг с другом и улыбнуться друг другу. Дети и родители приветствуют друг друга.
Упражнение «Знакомство»
Педагог – психолог говорит, что хотелось бы познакомиться с присутствующими родителями детей. Т.к. дети друг с другом уже знакомы, то они представляют своих родителей, называя их по имени и отчеству. Если ребенок испытывает трудности или не может вспомнить отчество родителя, взрослый помогает (родитель может представиться сам).
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Дети и родители по просьбе педагога – психолога становятся по кругу. Звучит музыка, родитель и ребенок в паре двигаются по музыкальному залу в свободном направлении. По сигналу педагога – психолога ребенок и родитель гладят друг друга по плечу (щечке, голове) и говорят: «Здравствуй!». Затем по просьбе педагога – психолога продолжает движение (3-4р.).
Упражнение «Здороваемся со всеми»
По сигналу педагога – психолога дети и родители начинают двигаться по залу и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок – здороваемся за руку;
2 хлопка – здороваемся плечиками;
3 хлопка – здороваемся спинами.
Запреты на разговоры.
Упражнение «Передай мяч»
Стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу.
- спиной в круг;
- убрав руки за спину;
- с закрытыми глазами;
- несколько мячей.
Упражнение «Игра с колокольчиком»
Водящему завязывают глаза (в центр), а колокольчик передают по кругу, задача входящего – поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.
- Основная часть
Упражнение «Сороконожка»
Участники встают друг за другом, держатся за талию друг друга. Звучит музыка, «сороконожка» начинает двигаться вперед. Главная задача игроков – не оторваться друг от друга. Затем по команде ведущего участники разбегаются в свободном направлении. (3-4р.)
Упражнение «Дракон»
Участники держаться за плечи друг друга. Первый участник – «голова», последний - «хвост». «Голова» должна дотянуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Упражнение «Сиамские близнецы»
Разбиться на пары (ребенок – родитель). Обнять друг друга одной рукой за пояс (плечи), правую ногу поставьте рядом с левой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Попробуйте походить по залу, присесть, встать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.
Упражнение «Прогулка с компасам»
Участники разбиваются на пары ведомый («турист») – родитель и ведущий («компас») – ребенок. Каждый ведомый (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти весь зал вперед и назад. При этом «турист» не может разговаривать с «компасом».
После игры описание чувств и обсуждение.
Участники рассаживаются по местам.
Упражнение «Кактус и Ежик»
Три пары (ребенок – родитель) выходят в центр зала, остальные участники сидят на стульях. Педагог – психолог предлагает ребенку представить, что он превратился в маленький кактус с огромными колючками (ребенок вытягивает руки вперед и растопыривает пальцы – «колючки»). Задача родителя – обнять ребенка. Ребенок поворачивается в разные стороны с вытянутыми руками, растопырив пальцы, и говорит : «Нет!»
После выполнения упражнения педагог – психолог задает родителю вопрос: «Какие чувства возникали, когда вы не могли дотронуться до своего ребенка?».
Поучаствовать должны все пары родитель – ребенок.
Затем педагог – психолог предлагает ребенку выйти в центр, сесть на стульчик и свернуться в клубочек (как ежик). Родитель ребенка подходит к своему малышу, его задача – развернуть клубочек, найти подход , создать условия, при которых «ежик» захочет сам раскрутиться, установить взаимопонимания.
Запрещаются: силовые приемы, щекотка, уговаривание словами. Упражнение заканчивается обсуждением. Далее каждый родитель (по кругу) ласково обращается к своему ребенку со словами: «Сыночек (доченька) (имя ребенка), когда я рядом с тобой, я всегда…(закончить предложение)».
Упражнение «Театр прикосновений»
Звучит спокойная музыка. Упражнение выполняется в молчании. В паре родитель – ребенок, родитель сидит к ребенку спиной, а ребенок мягко и нежно поглаживает спину, плечи, руки родителя разными способами.
- Легко и быстро дотрагиваясь подушечками пальцев.
- Ладонями.
- Кулачками.
- Ребрами ладоней волнистую линию.
По окончании упражнения родитель и ребенок целуют и обнимают друг друга. Затем участники меняются местами.
Просмотр видеоролика (мультфильм «Просто так!»)
Обсуждение.
III. Заключительная часть.
Звучит музыка «Мама» (из мультфильма «Волк и семеро козлят»).
Упражнение «Мама моя как солнышко»
Педагог – психолог произносит текст и предлагает детям погладить родителя по щечке, голове, а родители выполняют движения произвольно.
- Мама нас ласкает, (дети гладят маму по щечке)
- Солнце согревает, (дети гладят маму по голове)
- Солнце, как и мама (дети гладят маму по щечке)
- Лишь одно бывает (поцелуй в щечку).
Перейти к конкурсам для учителей СМИ
Упражнение «Воздушный шарик»
Участники стоят по кругу «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно , через приоткрытые губы надувайте его. Следить глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Детям дарят настоящие воздушные шары.
Упражнение «Танец в паре»
Звучит музыка «Танец маленьких утят»
Подведение итогов.