ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Дивойнова Наталья Сергеевна

Педагог-психолог ЧОУ школа-интернат №30 ОАО «РЖД» Хабаровский край г.Комсомольск-на-Амуре

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 30 среднего (полного) общего образования

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ                                                         СОГЛАСОВАНО                                                   ПРИНЯТО

 

Директор школы-интернат № 30                          Заместитель директора по УВР                             Решение педагогического совета

 

_____________/Н.В. Минько/                                ____________/И.В. Фудина/                                  Школы-интернат № 30

 

«___»_______________2017г.                                «___»______________2017г.                                  От «___»__________2017г. №____

 

 

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружок «Магия песка»

Уровень общего образования для 1 - 5 классов 

 

 

 

 

Количество часов – 34

 

Педагог-психолог  - Дивойнова Наталья Сергеевна

 

 

 

 

г. Комсомольск-на-Амуре, 2017

 

  1. Пояснительная записка

Сегодня очень модно делать из детей вундеркиндов, уже с первых лет жизни загружая их по полной программе всевозможными занятиями. Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений – это и называется воспитанием. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. В детском саду, в школе, тоже действует директива по отношению к личности ребёнка, затем появятся взрослые социальные институты. Где же ребёнок сможет позволить себе просто «быть» - быть самим собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать? Именно такое сочетание приведёт к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, оценивать  свои возможности, ценить своё мнение.

Где найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.

Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для них форме (игре, рисунке) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – предоставляет курс занятий «Магия песка».

Песок – уникальный природный материал. Его податливость провоцирует желание творить. Ящик с песком,  сухим  или влажным, на выбор ребёнка. Коллекция фигурок. Всё это с виду напоминает игру. Но это обманчивая простота. Песок и символы делают видимой внутреннюю картину переживаний, что приносит примирение и облегчение. Песочная терапия как объясняет, так и раскрепощает, потому что помогает осознать то, что заблокировано вербально. Открывает двери таинственным силам психики, восстанавливающим порядок и гармонию.

Таким образом, можно смело рекомендовать занятия по песочной терапии детям:

  • с психосоматическими расстройствами;
  • с невротическими расстройствами;
  • имеющим психотравмирующий опыт (развод родителей, смерть близкого человека, переезд в другой город, поступление в 1 класс, рождение брата или сестры);
  • с признаками школьной дезадаптации, сложными отношениями со сверстниками;
  • с повышенным уровнем тревожности, страхами, агрессивностью;
  • с низкой самооценкой, зажатым, стеснительным.

Цель  курса «Магия песка»: способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.

Задачи:

  • стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
  • вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;
  • формировать позитивное отношение к своему «Я»;
  • формировать позитивное отношение к сверстникам;
  • развивать навыки социального поведения;
  • совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • cпособствовать проявлению эмпатии;
  • развивать фантазию и образное мышление;
  • побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
  • использовать метод песочной терапии в диагностических целях.

Федеральный базисный план отводит 34 часа для внеурочной работы из расчёта 1 час в неделю. В соответствии с этим в 2017 – 2018 учебном году в школе-интернате №30 ОАО «РЖД» реализуется программа внеурочной работы «Магия песка» в объеме 34 часа.

Программа составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373)
  2. Методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);
  3. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
  4. Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  5. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
  6. Основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Под ред. Воронцова — М.: Просвещение, 2013

Структура курса:

Первый этап занятия направлен на изучение личностных особенностей, склонностей, интересов и способностей учащихся 1 - 5 классов. В ходе психологического исследования определяется: доминирующий мотив учения, мотивация успеха, уровень самооценки, уровень тревожности, свойства темперамента, эмоциональный интеллект. На основе результатов исследования составляется заключение о личностных качествах и учебных предпочтениях учащегося. Комплект методик представлен в приложении 1.

Второй этап предполагает проведение упражнений с песком и миниатюрными фигурками, имеющими символическое значение. Использование методов песочной терапии дает воспитаннику возможность собрать собственный уникальный образ картины своего мира, повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития себя, как личности. После упражнений проводится индивидуальная консультация, в ходе которой под руководством психолога вырабатывается навык целеполагания и планирования. В заключение занятия психолог получает обратную связь от учащегося. После её получения психолог предлагает ребёнку сфотографировать свою работу или сфотографироваться вместе со своей работой. Даётся рекомендация поместить снимок дома на видное место, чтобы всегда помнить о том, к чему следует стремиться. На этом занятие заканчивается.

Всероссийский конкурс творческих работ

В результате прохождения курса происходит:

– установление ребёнком собственных особенностей, черт, качеств, возможностей, способностей;

– выбор критериев, норм оценивания себя;

– определение своих наличных уже имеющихся к сегодняшнему дню качеств, принятие или непринятие себя;

– предвосхищение своих завтрашних потенциальных качеств;

– построение своих целей, задач, планов (близких, средне отдалённых, отдаленных) для развития у себя необходимых качеств, для принятия себя: чего я хочу и как я намерен действовать.  

     

 

  1. Содержание учебного предмета

 

Наименование раздела/темы

Количество часов

Содержание

1

Знакомство с песком

2

Изучаемые разделы. Цели и задачи песочной терапии. Планируемый результат.

2

Что я знаю о себе?

5

Темперамент. Самооценка. Тревожность.

Доминирующие мотивы учения. Мотивация достижения. Обратная связь.

 

Планируемые результаты обучения после 2 раздела

Предметные результаты

  1. Представление о своих индивидуальных особенностях.
  2. Формирование представления об особенностях применения психологических знаний в разных сферах общественной жизни.

Личностные результаты

  1. Формирование целостного представления о своей личности, на основе результатов диагностик;
  2. Формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты

  1. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  2. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 

3

Личностное самоопределение

 

26

Чувства, как отражение личности человека, его индивидуальных особенностей и жизненного опыта. Структура и роль чувств, эмоций и эмоциональных состояний. Развитие чувств в онтогенезе. Высшие чувства. Психологическая характеристика чувств.

Психологические барьеры. Психологический  стресс, его причины, формы  и способы  преодоления. Психологические зависимости. Способы уверенного отказа.

Я в семье. Я в обществе. Я в школе. Образ педагога.

Планируемые результаты обучения после 3 раздела

 

Предметные результаты

  1. Формирование представления о своих способностях.
  2.  Формирование представления об эффективном применении своих способностей в обыденной жизни.

Личностные результаты

  1. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
  2. Стремление к поиску наиболее эффективных способов развития своих способностей.
  3. Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты

  1. Умение соотносить знания о своих способностях с планируемыми результатами деятельности, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  2. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  3. Умение организовывать учебное сотрудничество           и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

4

Заключение «Я – личность»

1

Обобщение основных аспектов проблем самоопределения личности.

Получение обратной связи.

 

 


 

3.Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

В том числе практические работы

1.

Введение «Знакомство с песком»

2

 

2.

Что я знаю о себе?

5

5

3.

Личностное самоопределение

26

26

4.

Заключение « Я-личность»

1

 

 

Итого:

34

31

 

 

Календарное тематическое планирование

№ занятия/дата проведения

Тема занятия

Осваиваемые учебные действия  (умения) и модели

Форма проведения

Кол-во часов

1

Введение. Знакомство с песком.

Установление доверительных отношений с психологом

Индивидуальная беседа. Практическая работа.

2

2

Схема наблюдения свойств темперамента, проявляющихся в поведении

Составление целостного представления о своей личности, на основе результатов диагностик

Проведение диагностической методики. Индивидуальная беседа.

1

3

Анкета «Определение доминирующих мотивов учения»

Составление целостного представления о своей личности, на основе результатов диагностик

Проведение диагностической методики. Индивидуальная беседа.

1

4

Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан)

Составление целостного представления о своей личности, на основе результатов диагностик

Проведение диагностической методики. Индивидуальная беседа.

1

5

Тест «Самооценка» (автор Ганс Айзенк)

Составление целостного представления о своей личности, на основе результатов диагностик

Проведение диагностической методики. Индивидуальная беседа.

1

6

Диагностика тревожности (М.А. Прихожан)

Составление целостного представления о своей личности, на основе результатов диагностик

Проведение диагностической методики. Индивидуальная беседа.

1

7

Пещера

Осознание и принятие положительных и отрицательных качеств своей личности

Индивидуальная беседа. Практическая работа.

1

8

Вулкан

Работа с проявлением своей злости и агрессии

Индивидуальная беседа. Практическая работа.

1

9

Моя страна

Умение взаимодействовать с другими не нарушая границ

Индивидуальная беседа. Практическая работа.

1

10

Необитаемый остров

Определение потребности в значимых близких

Индивидуальная беседа. Практическая работа.

1

11

Моё желание

Осознание своих актуальных потребностей

Индивидуальная беседа. Практическая работа.

1

12

Скульптура семьи

Определение места ребенка в семье

Индивидуальная беседа. Практическая работа.

1

13

Мой класс/школа/учитель

Выявление отношения к составляющим учебного процесса и уровня школьной тревожности

Индивидуальная беседа. Практическая работа.

1

14

Дорисуй свою деталь

Умение взаимодействовать с другими не нарушая их границ

Индивидуальная беседа. Практическая работа.

1

15

Мой страх

Выявление и проработка собственных страхов

Индивидуальная беседа. Практическая работа.

1

16

Необычный автопортрет

Осознание своих актуальных потребностей

Индивидуальная беседа. Практическая работа.

1

17

Остров конфликтов

Формирование правильной стратегии поведения в споре

Индивидуальная беседа. Практическая работа.

1

18

Я - ученик

Выявление отношение к себе как к ученику 1 класса

Индивидуальная беседа. Практическая работа.

1

19

Рисование в паре с другом

Развитие способности лучшего понимания себя и других

Индивидуальная беседа. Практическая работа.

1

20

Мой герой

Определение образов в сознании ребёнка, которым он стремится подражать

Индивидуальная беседа. Практическая работа.

1

21

Кактус

Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности

Индивидуальная беседа. Практическая работа.

1

22

Детские тайны открывает сказка

Выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий

Индивидуальная беседа. Практическая работа.

1

23

Волшебный мир

Изучение потребностей, значимых переживаний и проблем ребенка

Индивидуальная беседа. Практическая работа.

1

24

Заданная сказочная ситуация

Выявления наиболее глубинных, неосознаваемых представлений ребенка о самом себе, членах своей семьи, для выявления потребностей ребенка, его значимых переживаний и проблем, характера, отношения к окружающим

Индивидуальная беседа. Практическая работа.

1

25

Несуществующее животное

 Диагностика личностных особенностей

Индивидуальная беседа. Практическая работа.

1

26

Коллаж мечты

Осознание своих актуальных потребностей. Мотивация к достижению целей.

Индивидуальная беседа. Практическая работа.

1

27

Чему учит сказка?

- Изгой

- Сквернослов

Развитие умения понимать свои чувства и чувства других людей, укрепление структуры «Я», снятие психологических зажимов, тревожности, неуверенности в себе.

Практическая работа в малой группе.

1

28

Чему учит сказка?

- Ревнивец

- Капризуля

Развитие умения понимать свои чувства и чувства других людей, укрепление структуры «Я», снятие психологических зажимов, тревожности, неуверенности в себе.

Практическая работа в малой группе.

1

29

Чему учит сказка?

-Драчун

- Хвастун

Развитие умения понимать свои чувства и чувства других людей, укрепление структуры «Я», снятие психологических зажимов, тревожности, неуверенности в себе.

Практическая работа в малой группе.

1

30-31

Я в образе животных

Проживание своих чувств через образ животных, знакомство с различными качествами личности и раскрытие их положительных и отрицательных аспектов.

Индивидуальная беседа. Практическая работа.

2

32-33

Песочная графика

Снятие эмоционального напряжения за счёт тактильного контакта с песком.

Практическая работа.

2

34

Заключение «Я – личность»

Обобщение основных аспектов проблем самоопределения личности.

Индивидуальная беседа.

1

 

 

 

  1. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Магия песка

Личностные результаты: 

  • формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки;
  • формирование мотива самопознания и саморазвития;
  • осознание себя и своего места в жизни.

 Метапредметные результаты:

  • наличие позитивного образа Я: абсолютное принятие человеком самого себя при достаточно полном знании самого себя;
  • развитие умения сделать выбор и готовности нести за него ответственность на основе внутренней позиции взрослого человека.
  • формирование личностного самоопределения: наличие внутренней позиции взрослого человека, которая проявляется в осознании себя как члена общества и в понимании необходимости самому принимать решения относительно своего будущего.

Предметные результаты: 

  • освоение важных для младшего школьного возраста психологических понятий;
  • освоение методов и приемов познания себя.

Список литературы

  1. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. Локалова Н.П. — М.: «Ось-89», 2006.
  2. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников: диагностика, коррекция/ Г.Г. Моргулец, О.В. Расулова. – Изд.2-е – Волгоград: Учитель, 2014.-143 с.
  3. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый, второй, третий год обучения). / Под ред. И.В. Вачкова – М.: Издательство «Ось -89», 2003.
  4. Программа занятий по развитию творческого мышления и профилактике школьной тревожности у младших школьников «Маленький волшебник». Психологическая поддержка младших школьников: О.Н. Рудякова., Волгоград: Учитель, 2008.-89 с.
  5. Г.Г. Моргулец, О.В. Расулова «Преодоление тревожности и страхов у первоклассников»Преодоление тревожности и страхов у первоклассников: диагностика, коррекция/ Г.Г. Моргулец, О.В. Расулова. – Изд.2-е – Волгоград: Учитель, 2014.-143 с.
  6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я (уроки психологии в начальной школе)
  7. (Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: «Генезис», 2014.
  8. Г.Н. Эль «Человек, играющий в песок». — СПб.: Речь, 2010.-208 с.
  9. Кальмова С.Е., Орлова Л.Ф., Яворовская Т.В. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой. – СПб.: НОУ “СОЮЗ”, 2006. – 87с.
  10. О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. «Лабиринт души» Терапевтические сказки, 11-е изд.- М.: Академический Проект, 2014.-175 с.
  11. Е.Т. Ткачева «Психотерапевтические сказки для взрослых и детей». Изд-2-е- Ростов н/Д: Феникс, 2015.-93 с.
  12. М.В. Киселева «Арт-терапия в психологическом консультировании»Учебное пособие/ М.В. Киселева, В А. Кулганов. — СПб. : Речь,2014.-64 с.
  13. М.В. Киселева « Арт-терапия в работе с детьми».Руководство для детских психологов, педагогов, врачей, специалистов, работающих с детьми/ М.В. Киселева.- СПб.: Речь, 2014.- 160 с.
  14. Л.В Прикуль «Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе»/ Л.В. Прикуль. – Волгоград: Учитель, 2009. – 217 с.
  15. Т.Е. Корепанова «Программа «Поверь в себя»» Социальная адаптация учащихся 5-9 классы: программы, планирование, тематические занятия/ авт.-состав. С.А. Родионова, Т.А. Корепанова. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2015. – 265 с.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Схема наблюдения свойств темперамента, проявляющихся

в поведении учащегося

 

  1. В ситуации, когда требуется быстро действовать:

     а) легко включается в работу;

      б) действует со страстью;

      в) действует спокойно, без лишних слов;

      г) действует неуверенно, робко.

  1. Как реагирует учащийся на замечания учителя:

      а) говорит, что больше так делать  не будет, но через какое-то время опять делает то же   

          самое;

      б) возмущается, что ему делают замечание;

      в) выслушивает и реагирует спокойно;

      г) молчит, но обижен.

  1. При обсуждении с товарищами вопросов, которые его волнуют, говорит:

      а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

      б) быстро, со страстью, но других не слушает;

      в) медленно, спокойно, но уверенно;

      г) с большим волнением и сомнением.

  1. В ситуациях, когда нужно сдавать контрольную работу, а она ещё не закончена или сделана, как выясняется с ошибкой:

      а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

      б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибки;

      в) решает спокойно, пока учитель не подойдёт к нему и не возьмет работу, по поводу

          ошибок говорит мало;

      г) сдаёт работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности

          решения.

  1. При решении трудной задачи (или задания), если она сразу не получается:

      а) бросает, потом опять продолжает решать;

      б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает своё возмущение;

      в) спокойно;

      г) проявляет растерянность, неуверенность.

  1. В ситуации, когда ученик спешит домой, а учитель или актив класса предлагает ему остаться в школе после уроков для выполнения конкретного задания:

      а) быстро соглашается;

      б) возмущается;

      в) остаётся, не говоря ни слова;

      г) проявляет растерянность.

  1. В незнакомой обстановке:

      а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает нужные сведения для 

          ориентировки, быстро принимает решения;

      б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого не получает

          необходимых сведений, но решение принимает быстро;

      в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решением не спешит;

      г) робко знакомится с обстановкой, решение принимает неуверенно.

     Примечание

     Буквы перед вариантами поведения означают:

     а - сангвиник

     б – холерик

     в – флегматик

     г – меланхолик.

 

Анкета

Определение доминирующих мотивов учения

 

Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необ­ходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения. Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива балл, указанный в таблице.

 

 

№ п/п

 

Перечень мотивов

Баллы

 

 

1

 

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Понимаю, что ученик должен учиться хорошо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Хочу закончить школу и учиться дальше

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Понимаю, что знания мне нужны для будущего

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Хочу быть культурным и развитым человеком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Хочу получать хорошие отметки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Хочу получать одобрение родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Хочу быть лучшим учеником в классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

Хочу занять достойное место среди лучших в классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Мне нравится учиться

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Люблю узнавать новое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Люблю уроки, на которых можно рассуждать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивы обучения:

  • мотив долга и ответственности - № 1;
  • мотивы самоопределения и самосовершенствования - № 2-4;
  • мотивы собственного благополучия - № 5-7;
  • мотивы престижности - № 8-10;
  • мотивы содержания учебной деятельности - № 11-13;
  • мотивы отношения к процессу учения - № 14-16.

Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан)

Назначение теста

Мотивация достижения, по мнению Г.Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности - стремления к успеху и избегания неудачи. Выясняется, какой из двух мотивов у человека доминирует. Тест имеет две формы - мужскую (а) и женскую (б).

Инструкция к тесту

Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

  • + 3 - полностью согласен;
  • +2 - согласен;
  • + 1 - скорее согласен, чем не согласен;
  • 0 - нейтрален;
  • -1 - скорее не согласен, чем согласен;
  • -2 - не согласен;
  • -3 - полностью не согласен.

Прочтите утверждения теста и оцените степень своего согласия или несогласия. При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени вашего согласия. Дайте тот ответ, который первым придет вам в голову. Не тратьте время на обдумывание.

Тест - форма A (для мужчин)

  1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
  2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться в одиночку.
  3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
  4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
  5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что у меня может хорошо получиться.
  6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции хорошо определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определить свою роль.
  7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.
  8. Я предпочел бы важное и трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
  9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
  10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.

 

Тест - форма Б (для женщин)

  1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
  2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
  3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
  4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получиться.
  5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции хорошо определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должна сама определять свою роль.
  6. Более сильные переживания у меня вызывает скорее страх неудачи, чем надежда на успех.
  7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра.
  8. Я предпочла бы важное и трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
  9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
  10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.

Обработка и интерпретация результатов теста

Вначале подсчитывается суммарный балл. Ответам испытуемых на прямые пункты (отмеченные знаком «+» в ключе) приписываются баллы.

Ответы

-3

-2

-1

0

1

2

3

Баллы

1

2

3

4

5

6

7

Ответам испытуемого на обратные пункты опросника (отмечены в ключе знаком «-») также приписываются баллы:

Ответы

-3

-2

-1

0

1

2

3

Баллы

7

6

5

4

3

2

1

Ключ к тесту

На основе подсчета суммарного балла определяется, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого. Баллы всех испытуемых выборки ранжируют и выделяют две конкретные группы: верхние 27% выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27% - мотивом избегания неудачи.

Источники

  • Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. 2002. C.98-102.

 

ТЕСТ «САМООЦЕНКА» (автор Ганс Айзенк)

ВОПРОС

никогда

редко

 

иногда

часто

очень часто

Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

0

1

2

3

4

Постоянно чувствую ответственность по учёбе.

0

1

2

3

4

Я беспокоюсь о своем будущем.

0

1

2

3

4

Многие меня ненавидят.

0

1

2

3

4

Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.

0

1

2

3

4

Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

0

1

2

3

4

Я боюсь выглядеть глупцом.

0

1

2

3

4

Внешний вид других куда лучше, чем мой.

0

1

2

3

4

Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

0

1

2

3

4

Я часто допускаю ошибки.

0

1

2

3

4

Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

0

1

2

3

4

Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

0

1

2

3

4

Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

0

1

2

3

4

Я слишком скромен.

0

1

2

3

4

Моя жизнь бесполезная.

0

1

2

3

4

Многие неправильного мнения обо мне.

0

1

2

3

4

Мне не с кем поделиться своими мыслями.

0

1

2

3

4

Люди ждут от меня очень многого.

0

1

2

3

4

Люди не особенно интересуются моими достижениями.

0

1

2

3

4

Я слегка смущаюсь.

0

1

2

3

4

Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

0

1

2

3

4

Я не чувствую себя в безопасности.

0

1

2

3

4

Я часто волнуюсь и напрасно.

0

1

2

3

4

Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

0

1

2

3

4

Я чувствую себя скованно.

0

1

2

3

4

Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

0

1

2

3

4

Я уверен, что почти все люди понимают лучше, чем я.

0

1

2

3

4

Мне кажется, что со мной должна случиться какая-то неприятность.

0

1

2

3

4

Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

0

1

2

3

4

Как жаль, что я не так общителен.

0

1

2

3

4

В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

0

1

2

3

4

Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

0

1

2

3

4

Сумма баллов

 

Обработка результатов
Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.
Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.
Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и лишь время от времени старается подделаться под мнение других.
Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критику в свой адрес, часто страдает от «комплекса неполноценности».

Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан)

Шкалы: тревожность - общая, школьная, самооценочная, межличностная, магическая

Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.

Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.

Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10-12 лет, Форма Б – для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.

Инструкция к тесту

(На первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.

Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.

• Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик "Ответ" поставь цифру 0.
• Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик "Ответ" поставь цифру 1.
• Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик "Ответ" поставь цифру 2.
• Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик "Ответ" поставь цифру 3.
• При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик "Ответ" поставь цифру 4.

Переверни страницу.

(На второй странице инструкция продолжается) Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.

Что означает каждая цифра, написано вверху страницы (Далее следует текст методики).

Тест

Варианты ответов:

Нет Немного Достаточно Значительно Очень
   0         1              2                  3            4

Форма А

№                                                       Ситуация                                                                                                       Ответ

Пример Перейти в новую школу 
1 Отвечать у доски  
2 Оказаться среди незнакомых ребят 
3 Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 
4 Слышать заклятия 
5 Разговаривать с директором школы 
6 Сравнивать себя с другими 
7 Учитель смотрит по журналу, кого спросить 
8 Тебя критикуют, в чем-то упрекают 
9 На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 
10 Видеть плохие сны 
11 Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету 
12 После контрольной, теста – учитель называет отметки 
13 У тебя что-то не получается 
14 Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна 
15 На тебя не обращают внимания 
16 Ждешь родителей с родительского собрания 
17 Тебе грозит неуспех, провал 
18 Слышать смех за своей спиной 
19 Не понимать объяснений учителя 
20 Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем 
21 Слышать предсказания о космических катастрофах 
22 Выступать перед зрителями 
23 Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других 
24 С тобой не хотят играть 
25 Проверяются твои способности 
26 На тебя смотрят как на маленького 
27 На экзамене тебе достался 13-й билет 
28 На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 
29 Оценивается твоя работа 
30 Не можешь справиться с домашним заданием 
31 Засыпать в темной комнате 
32 Не соглашаешься с родителями 
33 Берешься за новое дело 
34 Разговаривать с школьным психологом 
35 Думать о том, что тебя могут «сглазить» 
36 Замолчали, когда ты подошел (подошла) 
37 Слушать страшные истории 
38 Спорить со своим другом (подругой) 
39 Думать о своей внешности 
40 Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах 

Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О.Кондаша.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Ключ является общим для обеих форм.

•    Школьная тревожность: 1, 5, 7, 11, 12, 16, 19, 28, 30, 34
•    Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39
•    Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38
•    Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40

Обработка и интерпретация результатов теста

Выделение субшкал во многом условно. Например, предложенные в ней ситуации общения можно рассматривать с позиции актуализации представлений о себе, некоторые школьные ситуации – как ситуации общения со взрослыми и т. п. Однако представленный вариант, как показывает практика, продуктивен с точки зрения задачи преодоления тревожности: он позволяет локализовать зону наибольшего напряжения и построить индивидуализированную программу работы.

При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.

Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.

Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам – отдельных видов тревожности.

Общая тревожность

Стены                    Половозрастные группы (результаты в баллах)
              10-11 лет          12 лет              13-14 лет             15-16 лет
            дев.    мал.       дев.    мал.       дев.    мал.       дев.    мал.
1         0-33    0-26       0-34     0-26     0-34     0-37      0-33     0-27
2       34-40    27-32    35-43    27-32    35-43    38-45    34-39    28-34
3       41-48    33-39    44-50    33-38    44-52    46-53    40-46    35-41
4       49-55    40-45    51-58    39-44    53-61    54-61    47-53    42-47
5       56-62    46-52    59-66    45-50    62-70    62-69    54-60    48-54
6       63-70    53-58    67-74    51-56    71-80    70-77    61-67    55-61
7       71-77    59-65    75-81    57-62    81-88    78-85    86-74    62-68
8       78-84    66-71    82-89    63-67    89-98    86-93    75-80    69-75
9       85-92    72-77    90-97    68-73    99-107  94-101   81-87    76-82
10    93 и более    78 и более    98 и более    74 и более    108 и более    102 и более    88 и более    83 и более

Школьная тревожность

Стены                     Половозрастные группы (результаты в баллах)
          10-11 лет             12 лет               13-14 лет          15-16 лет
         дев.    мал.    дев.    мал.        дев.    мал.        дев.    мал.
1     0-8       0-7      0-2       0-7       0-8       0-7        0-7       0-6
2     9-11     8-10     3-5       8-9       9-10      8-9        8-9       7
3    12-13    11-12    6-7       9-10     11-13     10-12    10-11    8
4    14-16    13-14    8-10     11-12    14-15     13-15    12-13    9
5    17-18    15-16    11-12    13        16-18     16-17    14        10
6    19-20    17-18    13-15    14-15    19-20    18-20    15-16    11
7    21-22    19-20    16-17    16         21-22    21-22    17-18    12-13
8    23-25    21-22    18-20    17-18    23-25     23-25    19-20    14
9    26-27    23-24    21-22    19-20    26-27     26-28    21-22    15
10  28 и более    25 и более    23 и более    21 и более    28 и более    29 и более    23 и боле    16 и более

Самооценочная тревожность

Стены                          Половозрастные группы (результаты в баллах)
          10-11 лет           12 лет              13-14 лет        15-16 лет
       дев.    мал.       дев.    мал.      дев.    мал.       дев.    мал.
1    0-10      0-7        0-9      0-5      0-8        0-7       0-6       0-7
2    11         8-9       10-11    6-7      9-10      8-10      7-8       8-9
3    12-13    10         12-13    8         11-13    11-13     9-11     10-12
4    14         11-12    14-16    9-10     14-16    14-16    12-13    13-15
5    15-16    13         17-18    11-12    17-18    17-19    14-16    16-17
6    17-18    14-15    19-20    10-11    19-21    20-22    17-18    18-20
7    19         16-17    21-22    13-14    22-24    23-25    19-21    21-23
8    20-21    18         23-24    15         25-26    26-28    22-23    24-25
9    22-23    19-20    25-27    16-17     27-29    29-31    24-26    26-28
10  24 и более    21 и более    28 и более    18 и более    30 и более    32 и более    27 и боле    29 и более

Межличностная тревожность

Стены    Половозрастные группы (результаты в баллах)
         10-11 лет             12 лет                13-14 лет      15-16 лет
      дев.      мал.      дев.    мал.       дев.    мал.      дев.    мал.
1    0-8        0-7       0-8       0-8       0-6      0-8        0-6      0-7
2    9           8          9-10     9          7-9       9-11      7-8      8-9
3    10          9         11-12    10        10-12    12-14    9-11     10-12
4    11         10        13-14    11-12    13-15    15-17    12-13    13-15
5    12-13    11-12    15         13        16-17    18-20    14-15    16-17
6    14         13        16-17    14-15    18-20    21-23    16-18    18-20
7    15         14        18-19    16         21-23    24-26    19-20    21-23
8    16-17    15         20-21    17-18    24-26    27-29    21-23    24-26
9    18         16        22-23    19         27-29    30-32    24-25    27-28
10   19 и более    17 и более    24 и более    20 и более    30 и более     33 и более    26 и боле    29 и более

Магическая тревожность

Стены    Половозрастные группы (результаты в баллах)
          10-11 лет              12 лет           13-14 лет       15-16 лет
       дев.    мал.        дев.    мал.    дев.     мал.      дев.    мал.
1    0-7       0-6        0-7       0-4     0-5       0-6       0-6       0-5
2    8          7           8-9       5-6     6-7       7-8       7-9       6-7
3    9-10     8-9        10-11    8-10    9-10     10-11    8-9       4
4    11-12    10         12-13    8-9     11-13    11-12    12-14    10
5    13-14    11-12    14-15    10       14-15    13-14    15-16    11-12
6    15-16    13        16-17    11-12    16-18    15-16    17-19    13
7    17-18    14        18-20    13         19-21    17-18    20-22    14-15
8    19-20    15-16    21-22    14-15    22-23    19-20    23-24    16-17
9    21-22    17        23-24    16         24-26    21-23    25-27    18
10  23 и более    18 и более    25 и более    17 и более    27 и более    24 и более    28 и более    19 и более

Характеристика уровней тревожности

 

Стены

Характеристика

Примечания

1—2

Состояние тревожности испытуемому не свойственно

Подобное «чрезмерное спокойствие» может иметь и не иметь защитного характера

3—6

Нормальный уровень тревожности

Необходим для адаптации и продуктивной деятельности

7—8

Несколько повышенная тревожность

Часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни

9

Явно повышенная тревожность

Обычно носит «разлитой», генерализованный характер

10

Очень высокая тревожность

Группа риска

 

 

 

 

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.