выполнила:
воспитатель
Алыева Надежда Владимировна
МАДОУ «Детский сад Радуга»
Россия Ханты-Мансийский автономный округ г. Советский
Коррекционная программа по снижению уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
«Ежики»
Цель программы: преодоление и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Задачи программы:
- Создание у детей положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе, что будет способствовать снижению агрессивных проявлений у детей по отношению к друг другу;
- Создание доброжелательной обстановки общения, способствующей налаживанию дружественных отношений между детьми;
- Обучение детей контролю за своими эмоциями и способами отреагирования негативных чувств без вреда для окружающих людей.
- Развитие у детей умения снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию;
- Обучение детей умению предъявлять партнеру по общению свои
чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству.
Принципы коррекционной программы.
- Принцип единства диагностики и коррекции. Началу осуществления коррекционной работы должен предшествовать этап диагностического обследования.
- Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития. Определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития.
- Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода. Этот принцип основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активная деятельность самого ребенка в рамках ведущей для возраста деятельности является движущей силой его развития.
- Принцип усложнения. Переходя от простого к сложному, каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого к максимальному сложному.
- Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в условиях коллективного обучения. Этот принцип принимает во внимание, как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и специфические особенности, присущие детям с различными категориями нарушения развития, т. е. позволяет избирательно осуществлять коррекционно-образовательную деятельность согласно природе индивидуального недостатка развития.
- Принцип наглядности. Этот принцип предполагает использование наглядных материалов на каждом занятии, как опора для построения и изображения творческих работ детьми.
Критерии отбора в коррекционную группу: на основании результатов диагностики по методикам, представленным в параграфе 2.1. В коррекционную группу включаются дети с высокими и средними показателями агрессивности в поведении.
Организация занятий: занятия проводятся три раза в неделю.
Количество занятий: 25.
Количество детей в группе: 6 человек.
Направления и этапы коррекционной работы:
- Подготовительный этап, направленный на создание положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе (5 занятий).
- Организационный этап: основная цель - создание доброжелательной обстановки общения, бучение детей контролю за своими эмоциями и способами отреагирования негативных чувств без вреда для окружающих людей, развитие у них умения снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию, и умению предъявлять партнеру по общению свои
чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству (15 занятий).
III. Заключительный этап - закрепление полученных результатов и автоматизация сформированных у детей навыков (5 занятий). С подробным содержанием каждого этапа можно ознакомиться в таблице 2.5.
Структура занятий: вводная, основная часть, заключительная. Подробные конспекты занятий представлены в приложении.
Тематическое планирование коррекционной программы, направленной на снижение уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью «Ежики»
№ Занятие Кол-во часов
- «Здравствуйте, это Я» 0,5 часа
- «Наши эмоции» 0,5 часа
- «Я и мои чувства» 0,5 часа
- «Добрые игры» 0,5 часа
- «Что посеешь, то пожнешь» 0,5 часа
- «Встреча эмоций» 0,5 часа
- «Тух-тиби-дух» 0,5 часа
- «Наше общение» 0,5 часа
- «Азбука настроений» 0,5 часа
- «Уходи, злость, уходи» 0,5 часа
- «Цветик – семицветик» 0,5 часа
- «Вместе веселей» 0,5 часа
- «Давайте дружить» 0,5 часа
Содержание коррекционной программы, направленной на снижение уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью «Ежики»
№ Занятие Цель Краткое содержание
- «Здравствуйте, это Я» Формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях. Игра «Приветствие»
Упражнение «Три подвига Андрея»
Игра «Бумажные мячики»
Игра «Прощание»
- «Наши эмоции» Разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов; развитие эмоциональной сферы ребенка. Игра «Приветствие»
Игра «Конкурс художников»
Игра «Эмоциональный словарь»
Игра «Прощание»
- «Я и мои чувства» Научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев;
научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.
Игра «Приветствие»
Игра «Маленькое привидение»
Игра «Сороконожка»
Игра «Прощание»
- «Добрые игры» Снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Игра «Приветствие»
Игра «Обзывалки»
Игра «Два барана»
Игра «Прощание»
перейти к конкурсам для психологов СМИ "Аксиома"
- «Что посеешь, то пожнешь» Развивать у детей рефлексию (способность анализировать причины и следствия) своего агрессивного поведения, формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях. Игра «Приветствие»
Упр. «Почему подрались мальчики»
Упр. «Я могу защитить…»
Игра «Прощание»
- «Встреча эмоций» Содействовать символическому уничтожению страхов детей; помочь детям проявить их агрессию в конструктивных цел. Игра «Приветствие»
Упр. «Прогони Бабу-Ягу»
Упр. «Петушиный бой»
Игра «Прощание»
- «Тух-тиби-дух» Снятие негативных настроений и восстановление сил; снижение нервно-психического и эмоционального напряжения. Игра «Приветствие»
Игра «Тух-тиби-дух»
Игра «Плывем в облаках»
Игра «Прощание»
- «Наше общение» Обучить детей эффективным способам общения. Игра «Приветствие»
Упр. «Попроси игрушку» — вербальный вариант
Упр. «Попроси игрушку» — невербальный вариант
Игра «Прощание»
- «Азбука настроений»Научить детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом;
Игра «Приветствие»
Игра «Жужа»
Игра «Волшебные шарики»
Игра «Прощание»
- «Уходи, злость, уходи» Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения. Игра «Приветствие»
Игра «Рубка дров»
Игра «Отдых на море»
Игра «Прощание»
- «Цветик – семицветик» Способствовать развитию чувства эмпатии, умения работать в группе. Игра «Приветствие»
Игра «Цветик – семицветик»
Игра «Мой хороший попугай»
Игра «Прощание»
- «Вместе веселей» Научить детей контролировать свои движения; способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. Игра «Приветствие»
Игра «Толкалки»
Игра «Доброе животное»
Игра «Прощание»
- «Давайте дружить» Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение. Игра «Приветствие»
Игра «Подушечные бои»
Упражнение «Высоко в небе»
Игра «Прощание»
Критерии эффективности коррекционно-развивающей программы: программа «Ежики» будет эффективна, если у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью сформируются и закрепятся навыки контроля за своими эмоциями и бесконфликтного взаимодействия с окружающими.