ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

студент

Маковий Елена Викторовна

Шадринский Государственный Педагогический университет

Россия

Ханты-Мансийский автономный округ

г. Советский

Статья посвящена проблеме формирования математических представлений у дошкольника с нарушением зрения в условиях ДОУ.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет формирование математических представлений.

Значимость этих  представлений у  дошкольников подтверждается  Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Познавательное развитие».  В настоящее время наблюдается снижение остроты зрения у дошкольников, что является причиной трудностей при формировании элементарных математических  представлениях. Это неблагоприятно  сказывается на освоение предметного математического материала.

Проблемой Формирования Элементарных  Математических Представлений у дошкольников занимались  Л.В. Артемова, А.В. Белошистая, Л.Е. Вераксы, И.В. Плаксина, Н.В. Микляева, Ю.В.Микляева и др

Цель исследования – изучить особенности формирования элементарныхи математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрени в условиях ДОУ.

Обьект иследования - формирование элементарных математических представлений у дошкольника с нарушением зрения в условиях ДОУ.

Предмет иследования - процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольника с нарушением зрения в условиях ДОУ.

Гипотеза исследования - внедрение корекционной программы будет способствовать эффективному формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушение зрения в условиях ДОУ.

Задачи:

  1. изучить специальную литературу по теме исследования.

2.подобрать методики для определения сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.

3.разработать и опробировать программу по формированию элементарных мактематических представлений у дошкольников с нарушением зрения.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МАДОУ д/с «Дюймовочка» г. Советский, Тюменской области. Образовательная деятельность детского сада осуществляется с учётом логопедической коррекционно-развивающей работы.

Контрольный эксперимент проводился по методике   Н.В. Верещагиной.

В исследовании приняли участие 14 детей – из них семь детей составили контрольную группу и семь детей экспериментальную.

В экспериментальную группу: вошли семь детей из общеобразовательной старшей и подготовительной группы. У детей отмечается нарушение остроты зрения.

В контрольную  группу: вошли семь детей из общеразвивающей старшей  группы. По медицинским показателям дети этой группы  не имеют сниженную остроту зрения.

У детей контрольной и экспериментальной  группы психологическая деятельность соответствует возрастным показателям, психические функции сформированы достаточно. Мыслительные операции и познавательная деятельность соответствуют норме. Эмоционально-волевая сфера соответствует складу детей данной возрастной группы.

В контрольном эксперименте детям предъявлялись задания по следующим разделам.

  1. Уровень знаний о количестве.(составление и решение задач в 1 действие на сложение и вычитание, использование арифметических знаков).
  2. Количественный и порядковый счёт в пределах 20

III. Уровень знаний о геометрических фигурах.

  1. Ориентировка в пространстве.
  2. Ориентировка во времени.

В ходе обследования выяснилось, что дети проявляют интерес к предложенным заданиям, понимают смысл задания и сразу после словесной инструкции приступают к выполнению,в некоторых случаях небходима была помощь в виде наводящих вопросов.

Дети контрольной группы показали хорошие результаты, сформированность  элементарных математических представлений распредилилась на высоком и среднем уровне.

Высокий уровень 5 человек-71.4%

Средний уровень 2 человека- 28.4%

Дети эксперементальной группы показали некоторе отставание и состояние сформированности элементарных математических представлений распределилась на трёх уровнях:

Высокий уровень 1 человек-14.3%

Средний уровень 5 человек 71.4%

Низкий уровень 1 человек- 14.3%

Большинство детей из эксперементальной группы правильно называли числа по порядку от 1 до 10, но затруднялись в счёте до 20.

Большие трудности у детей вызывало задание на ориентирование в пространстве и на ориентирование во времени. Хорошо с этим заданием справился Тимур Ш., мальчик безошибочно опредилил нахождение предметов по отношению к себе, различил правую и левую стороны.

 В заданиях на  уровень знаний о геометрических фигурах также допускались ошибки.  Плохие результаты показали  4 человека, эти дети правильно называли и соотносили предметы только к  кругу, в остальных геометрических фигурах путались. 2 ребёнка  не смогли назвать шар и куб, и только с помощью педагога смогли дать им характерные отличия и соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами. Хорошо с этим заданием справился Тимур Ш. мальчик смог назвать все геометрические фигуры и их характерные отличия, соотнести  геометрические фигуры с известными ему формами.

Для большинства детей с нарушениями зрения характерно снижение работоспособности и внимания, это ярко проявляется  в процессе обследования, дети быстро устают, и задание выполняют неохотно. У многих детей затруднены ориентировка в новом материале.

Проведенное нами исследование показало, что дети старшего дошкольного возраста, имеющие  нарушения со стороны зрения, гораздо хуже подготовлены к изучению математики. Поэтому при обучении этих детей математике требуется специальная работа.

На основе данных диагностического обследования нами была разработана коррекционная программа по развитию формирования элементарных математических представлений у детей  старшего дошкольного возраста.

Цель коррекционной программы - разработать и апробировать систему специальных занятий, включающих дидактические игры, по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях ДОУ.

Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего периода исследования увеличивается постепенно. В случаях, когда ребёнок не готов к продолжительному занятию, педагог может разделить содержание занятия на несколько частей. При этом необходимо соблюдать последовательность изучения материала. Новые знания даются детям постепенно, небольшими частями, с учётом того, что они уже знают и умеют делать.

Коррекционная программа по формированию математических представлений составлена с учётом программы И.В. Плаксиной  и включает в себя 20 занятий, по 2 занятия в неделю продолжительность 20 мин. Программа составлена по направлениям (количество и счёт, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени).

На сравнительном этапе были проведены те же  методики, что и на констатирующем этапе. В сравнительном эксперименте приняли участие те же самые дети, которые участвовали в констатирующем эксперименте.

Организовав диагностическое исследование уровня сформированности элементарных математических представлений у детей с нарушениями зрения  после проведения  эксперимента, мы выявили их особенности.

В ходе диагностических упражнений была выявлена положительная динамика сформированности математических представлений у детей с нарушением зрения  на контрольном этапе, по сравнению с констатирующим экспериментом.

 

Перейти к публикациям для педагогов СМИ Аксиома

 

Дети начали самостоятельно выполнять задания, проявляя к предложенным заданиям познавательный интерес.

Для большинства детей с нарушением зрения  характерно снижение работоспособности и внимания, так как по медицинским показаниям для повышения остроты зрения на глаз накладывались пластырные аппликации  на условно здоровый глаз. И ребёнок работал тем глазом острота, у которого ниже, это необходимо для того, чтоб тренировать глазодвигательные мышцы. По рекомендациям офтальмолога, таким образом повышается острота зрения.

Полученные данные свидетельствуют о том, что предложенная нами коррекционная программа дала положительные результаты при формировании математических представлений у дошкольников с нарушениями речи.  На заключительном этапе эксперимента детям была предложена контрольная игра с использованием компьютерных технологий. С заданиями  дети справились, выполняли их с удовольствием и правильно.

Приобретая математические представления, ребенок получает необходимый чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает способами и приемами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике.

Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Ведь еще в середине XVII века Я. А. Коменский утверждал про детей: «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр».

По окончании коррекционной программы был проведен контрольный эксперимент, который подтвердил выдвинутую нами гипотезу исследования о том, что если включить в процесс обучения дидактические игры и упражнения, содержащие элементы самоконтроля, то уровень сформированности математических представлений значительно повысится.

Проблема снижения остроты зрения на данный момент стоит очень остро. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание технологиям направленных на решение самой главной задачи дошкольного образования - сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей. Так же очень важно наладить взаимодействие дошкольного учреждения, педагога, родителя и  врача специалиста- офтальмолога.

Литература

 

  1. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артёмова. – М.: Просвещение, 2012. – 96с.
  2. Бантикова С. Геометрические игры //Дошкольное воспитание – 2006 – №1 – с.60-66.
  3. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представленийо натуральных числах// Дошкольное воспитание, №8, 2012.
  4. Белошистая А.В. Почему ребенку трудно математика уже в начальной школе? Начальная школа – 2004 - №4 – с.49-58.
  5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400с. - С.286.
  6. Журнал Медработник №5/2013г. [Текст] /Латышева Р.А. ст.41

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.