выполнила:
студент
Маковий Елена Викторовна
Шадринский Государственный Педагогический университет
Россия
Ханты-Мансийский автономный округ
г. Советский
Статья посвящена проблеме формирования математических представлений у дошкольника с нарушением зрения в условиях ДОУ.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет формирование математических представлений.
Значимость этих представлений у дошкольников подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Познавательное развитие». В настоящее время наблюдается снижение остроты зрения у дошкольников, что является причиной трудностей при формировании элементарных математических представлениях. Это неблагоприятно сказывается на освоение предметного математического материала.
Проблемой Формирования Элементарных Математических Представлений у дошкольников занимались Л.В. Артемова, А.В. Белошистая, Л.Е. Вераксы, И.В. Плаксина, Н.В. Микляева, Ю.В.Микляева и др
Цель исследования – изучить особенности формирования элементарныхи математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрени в условиях ДОУ.
Обьект иследования - формирование элементарных математических представлений у дошкольника с нарушением зрения в условиях ДОУ.
Предмет иследования - процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольника с нарушением зрения в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования - внедрение корекционной программы будет способствовать эффективному формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушение зрения в условиях ДОУ.
Задачи:
- изучить специальную литературу по теме исследования.
2.подобрать методики для определения сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.
3.разработать и опробировать программу по формированию элементарных мактематических представлений у дошкольников с нарушением зрения.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МАДОУ д/с «Дюймовочка» г. Советский, Тюменской области. Образовательная деятельность детского сада осуществляется с учётом логопедической коррекционно-развивающей работы.
Контрольный эксперимент проводился по методике Н.В. Верещагиной.
В исследовании приняли участие 14 детей – из них семь детей составили контрольную группу и семь детей экспериментальную.
В экспериментальную группу: вошли семь детей из общеобразовательной старшей и подготовительной группы. У детей отмечается нарушение остроты зрения.
В контрольную группу: вошли семь детей из общеразвивающей старшей группы. По медицинским показателям дети этой группы не имеют сниженную остроту зрения.
У детей контрольной и экспериментальной группы психологическая деятельность соответствует возрастным показателям, психические функции сформированы достаточно. Мыслительные операции и познавательная деятельность соответствуют норме. Эмоционально-волевая сфера соответствует складу детей данной возрастной группы.
В контрольном эксперименте детям предъявлялись задания по следующим разделам.
- Уровень знаний о количестве.(составление и решение задач в 1 действие на сложение и вычитание, использование арифметических знаков).
- Количественный и порядковый счёт в пределах 20
III. Уровень знаний о геометрических фигурах.
- Ориентировка в пространстве.
- Ориентировка во времени.
В ходе обследования выяснилось, что дети проявляют интерес к предложенным заданиям, понимают смысл задания и сразу после словесной инструкции приступают к выполнению,в некоторых случаях небходима была помощь в виде наводящих вопросов.
Дети контрольной группы показали хорошие результаты, сформированность элементарных математических представлений распредилилась на высоком и среднем уровне.
Высокий уровень 5 человек-71.4%
Средний уровень 2 человека- 28.4%
Дети эксперементальной группы показали некоторе отставание и состояние сформированности элементарных математических представлений распределилась на трёх уровнях:
Высокий уровень 1 человек-14.3%
Средний уровень 5 человек 71.4%
Низкий уровень 1 человек- 14.3%
Большинство детей из эксперементальной группы правильно называли числа по порядку от 1 до 10, но затруднялись в счёте до 20.
Большие трудности у детей вызывало задание на ориентирование в пространстве и на ориентирование во времени. Хорошо с этим заданием справился Тимур Ш., мальчик безошибочно опредилил нахождение предметов по отношению к себе, различил правую и левую стороны.
В заданиях на уровень знаний о геометрических фигурах также допускались ошибки. Плохие результаты показали 4 человека, эти дети правильно называли и соотносили предметы только к кругу, в остальных геометрических фигурах путались. 2 ребёнка не смогли назвать шар и куб, и только с помощью педагога смогли дать им характерные отличия и соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами. Хорошо с этим заданием справился Тимур Ш. мальчик смог назвать все геометрические фигуры и их характерные отличия, соотнести геометрические фигуры с известными ему формами.
Для большинства детей с нарушениями зрения характерно снижение работоспособности и внимания, это ярко проявляется в процессе обследования, дети быстро устают, и задание выполняют неохотно. У многих детей затруднены ориентировка в новом материале.
Проведенное нами исследование показало, что дети старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения со стороны зрения, гораздо хуже подготовлены к изучению математики. Поэтому при обучении этих детей математике требуется специальная работа.
На основе данных диагностического обследования нами была разработана коррекционная программа по развитию формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель коррекционной программы - разработать и апробировать систему специальных занятий, включающих дидактические игры, по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях ДОУ.
Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего периода исследования увеличивается постепенно. В случаях, когда ребёнок не готов к продолжительному занятию, педагог может разделить содержание занятия на несколько частей. При этом необходимо соблюдать последовательность изучения материала. Новые знания даются детям постепенно, небольшими частями, с учётом того, что они уже знают и умеют делать.
Коррекционная программа по формированию математических представлений составлена с учётом программы И.В. Плаксиной и включает в себя 20 занятий, по 2 занятия в неделю продолжительность 20 мин. Программа составлена по направлениям (количество и счёт, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени).
На сравнительном этапе были проведены те же методики, что и на констатирующем этапе. В сравнительном эксперименте приняли участие те же самые дети, которые участвовали в констатирующем эксперименте.
Организовав диагностическое исследование уровня сформированности элементарных математических представлений у детей с нарушениями зрения после проведения эксперимента, мы выявили их особенности.
В ходе диагностических упражнений была выявлена положительная динамика сформированности математических представлений у детей с нарушением зрения на контрольном этапе, по сравнению с констатирующим экспериментом.
Перейти к публикациям для педагогов СМИ Аксиома
Дети начали самостоятельно выполнять задания, проявляя к предложенным заданиям познавательный интерес.
Для большинства детей с нарушением зрения характерно снижение работоспособности и внимания, так как по медицинским показаниям для повышения остроты зрения на глаз накладывались пластырные аппликации на условно здоровый глаз. И ребёнок работал тем глазом острота, у которого ниже, это необходимо для того, чтоб тренировать глазодвигательные мышцы. По рекомендациям офтальмолога, таким образом повышается острота зрения.
Полученные данные свидетельствуют о том, что предложенная нами коррекционная программа дала положительные результаты при формировании математических представлений у дошкольников с нарушениями речи. На заключительном этапе эксперимента детям была предложена контрольная игра с использованием компьютерных технологий. С заданиями дети справились, выполняли их с удовольствием и правильно.
Приобретая математические представления, ребенок получает необходимый чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает способами и приемами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике.
Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Ведь еще в середине XVII века Я. А. Коменский утверждал про детей: «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр».
По окончании коррекционной программы был проведен контрольный эксперимент, который подтвердил выдвинутую нами гипотезу исследования о том, что если включить в процесс обучения дидактические игры и упражнения, содержащие элементы самоконтроля, то уровень сформированности математических представлений значительно повысится.
Проблема снижения остроты зрения на данный момент стоит очень остро. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание технологиям направленных на решение самой главной задачи дошкольного образования - сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей. Так же очень важно наладить взаимодействие дошкольного учреждения, педагога, родителя и врача специалиста- офтальмолога.
Литература
- Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. В. Артёмова. – М.: Просвещение, 2012. – 96с.
- Бантикова С. Геометрические игры //Дошкольное воспитание – 2006 – №1 – с.60-66.
- Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представленийо натуральных числах// Дошкольное воспитание, №8, 2012.
- Белошистая А.В. Почему ребенку трудно математика уже в начальной школе? Начальная школа – 2004 - №4 – с.49-58.
- Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 400с. - С.286.
- Журнал Медработник №5/2013г. [Текст] /Латышева Р.А. ст.41