ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

студент

Маковий Елена Викторовна

Шадринский Государственный Педагогический университет

Россия

Ханты-Мансийский автономный округ

г. Советский

 

Цель коррекционной программы - разработать и апробировать систему специальных занятий, включающих дидактические игры, по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях ДОУ.

Задачи коррекционной программы:

- приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;

- формирование широкой ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

- формирование навыков и умений в счёте, вычислениях, измерении, моделировании;

- развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка формирование простейших графических умений и навыков;

- формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение);

При составлении коррекционной программы, мы включали в нее дидактические игры, содержащие математический материал. Для того, чтобы координировать работу по математике и развитию речи, мы соотнесли требования программы по этим разделам. Например, формирование представлений о величине с детьми дошкольного возраста

Формирование представлений о величине

Математика     Развитие речи

Знать:

- направления протяжённости: длина, ширина, высота

- что предметы можно сравнивать по величине

Уметь:

-выкладывать в ряд предметы разные по величине в возрастающем и убывающем порядке

- сравнивать предметы по величине на глаз

- сравнивать предметы по разным протяжённостям

- определять толщину предметов

- видеть в реальных предметах геометрические формы

 

                Понимать значение слов: величина, размер, длина, высота, ширина, толщина, длинная, ещё длиннее, самая длинная и т.п., одинаковые по…, разные по…, толстый, тонкий, полный, худой, толще чем…, тоньше чем…; использовать их во фразовой речи.

 

Перейти к публикациям для педагогов СМИ Аксиома

Уделять внимание на: развитие зрительного восприятия, зрительно-пространственной ориентации и формированию чувственно-практического опыта за счёт сохранных анализаторов и  речи.

 

Изучая с детьми тот или иной раздел математики, необходимо проконтролировать, вся ли работа по формированию математических представлений проведена, что дети усвоили хорошо, а что требует закрепления.

Широко использовать занимательный математический материал, как на занятии, так и в свободное время. При этом его роль определялась с учётом  возможностей детей и задач обучения, воспитания и коррекции:

- активизировать умственную деятельность,

- заинтересовать математическим материалом,

- увлекать и развлекать детей,

- ознакомить с новым материалом, вызвать интерес к нему,

- углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения,

- упражнять в применении их в других видах деятельности, другой обстановке.

В ходе игр и упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, у них появляется интерес к математике, к логике, развивается умение сосредоточить внимание на проблеме.

Продолжительность и интенсивность занятий на протяжении всего периода исследования увеличивается постепенно. В случаях, когда ребёнок не готов к продолжительному занятию, педагог может разделить содержание занятия на несколько частей. При этом необходимо соблюдать последовательность изучения материала. Новые знания даются детям постепенно, небольшими частями, с учётом того, что они уже знают и умеют делать. Определяя объём работы, важно адекватно оценивать возможности детей. Прочное усвоение математических представлений обеспечивается неоднократным повторением  заданий и упражнений на занятиях, а также широким использованием практических и житейских ситуаций для применения и закрепления математических представлений. Это является полезным и важным для обогащения, накопления жизненного опыта детей, преодоления его ограниченности и несостоятельности. При этом меняется наглядный материал, и изменяются  приёмы работы.

Используемые в коррекционной работе        дидактические игры соответствуют способностям ребёнка.

Работа с этими материалами даёт ребенку возможность прийти к открытиям и одновременно приобрести точный подход, необходимый в математике. После тщательного разъяснения, как обращаться с математическим материалом, ребёнок переходит к многочисленным упражнениям на повторение основных действий. Длинные серии упражнений дают ребёнку возможность самостоятельно применять полученные результаты и учиться переносить их в повседневную жизнь.

Коррекционная программа по формированию математических представлений составлена с учётом программы И.В. Плаксиной  и включает в себя 20 занятий, по 2 занятия в неделю продолжительность 20 мин. Данная программа представлена в таблице.

Коррекционная программа формирования математических представлений

Тема     Цель, задачи    Дидактические игры

Количество и счёт         - формировать у детей представление о числах до 10

- закреплять навыки пересчитывания  предметов в соответствии с указанным числом

-показать что результат счёта не зависит от размеров предмета, от расстояния между ними

-учить понимать больше, меньше, равно, больше на, меньше на

-учить решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание

-решать задачи с помощью предметов, обыгрывать условие задачи

-учит делить предметы на 2

-формировать представление о целом, части,  и научить видеть, что часть меньше целого

                «Сосчитай кубики»

«Прилетели бабочки»

«Сколько»

Кто первый назовет?»

«Путаница»

« Что изменилось?»

Разучивания стихотворения  С.Я. Маршака «Весёлый счёт». «прятки» «Сколько яблок» «Какой цифры не стало» «Медведь и пчела «Считай не ошибись»

 

Величина           - учить сравнивать два и более предметов  по величине

-выучить понятия больше, меньше, таких же размеров, длиннее, короче, шире, выше, ниже, толще, тоньше, равные по толщине.

-учить измерять расстояния

-показать практическую ценность измерения             «Спрячь игрушки»

«Спрячь шарик в ладошках»

«Спрячь игрушки»

«Сравни предметы по высоте»

«Разложи по размеру»

«Самая длинная, самая короткая»

«Самый высокий, самый низкий»

«Расставь по порядку» «Башня» «Что там»  «Сбор фруктов» «»

Форма - продолжить учить называть и дифференцировать плоские и объёмные фигуры. (куб, шар, элипсоид - яйцо, прямоугольник, параллепипед-брусок, цилиндр, конус)

-учить группировать предметы по форме

-различать объёмные и плоские геометрические фигуры

-познакомить с элементами многогранника (на примере треугольнике и четырёхугольника)

- учить расчленять треугольники, квадраты и другие четырёхугольники на треугольники

- конструировать из одних фигур другие         «Чудесный мешочек»

«Кто больше увидит? »

«Считай -  не ошибись»

«Подбери фигуру» «Кому кая форма» «Геометрическое лото» « Лото. Цвет и форма» « Узкая и широкая дорожка» «Построим комнату для куклы. Встреча куклы»

Ориентировка в пространстве              - учить располагать предметы на плоскости посредине, справа, слева, друг за другом, слева, под, над, между.

-формировать понятия левый, правый, верхний. нижний – угол

-использовать пространственные понятия  на листе бумаги

-учить определять положение предметов в комнате             «Отгадай, кто, где стоит».

« Найди игрушку»

«Найди свой домик »

«Которой игрушки не стало?» «Графический диктант» «Угадай, где спрятали» «Пройди к флажку» «Городки» «У кого что получилось» «Что изменилось» «Кто скажет правильно» «Что справа?» «Куда пойдешь и что найдешь» «Где чей домик?»

Ориентировка во времени      - учить ориентировать в различных отрезках времени: сутки, день, час, минута

- продолжить  знакомить и закрепить названия дней недели и их последовательность

- совершенствовать представление о времени года и месяцах их количестве названии, и последовательности.                «Когда это бывает?»

«Вчера, сегодня, завтра» «Части суток» «Когда это бывает» «Что ты сейчас делаешь?»  «Что наступило» «Что за чем?»  «Когда это бывает»  «Назови все части суток»  «Назови пропущенное слово»  «Что наступило»          «Разложи по порядку» «Что мы делаем?» «Дни недели по порядку».

 

Работа по формированию математических представлений проводилась:

- на занятиях математики;

- в свободное время: вначале это была совместная деятельность воспитателя с детьми, а затем и самостоятельная деятельность детей в уголке математики;

- дома (большую помощь в работе оказывали родители).

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.