выполнила:
Ищенко Анна Николаевна
МБОУ «Константиновская школа»
Республика Крым, Симферопольский район, с. Константиновка
План-конспект урока по русскому языку в 7 классе
Тема: Правописание гласных перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях. Практикум
Тип урока: комбинированный
Цель: усвоение орфограммы «Гласная перед Н и НН в причастиях», отработка алгоритма применения правила; совершенствование навыков нормированного употребления причастных форм и конструкций.
Конкурсы для музыкальных руководителей
Планируемые результаты:
Личностные: развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности.
Метапредметные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Учатся удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Предметные: формирование правописных умений.
Оборудование: учебник.
Ход урока.
I этап. Организационный момент.
II этап. Проверка домашнего задания. Мотивация учебной деятельности.
- Беседа по вопросам.
-Как различить страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных?
-От каких глаголов образованы полные страдательные причастия прошедшего времени?
- Выполнение заданий по вариантам.
I вариант.
Задание: образовать страдательные причастия прошедшего времени от глаголов. Расположить, поставить, рассеять, выслушать, узнать, уставить, зарисовать вывести, высмеять.
II вариант.
Задание: вставить пропущенные гласные перед суффиксом – НН- в страдательных причастиях прошедшего времени.
Поставл..нный, высказ..нный, сожж..нный, заброш..нный, увид..нный, прове..нный, зате..нный, распах..нный, накормл..нный.
- Индивидуальное задание: выписать из данных слов только страдательные причастия прошедшего времени, объяснить написание гласных перед НН: солом..нный, составл..нный, освещ..нный, свящ..нный, ове..нный, врем..нный, завал..нный, безветр..нный.
III этап. Лингвистическая разминка.
Задание (выполняется по рядам): сконструировать из двух предложений одно, заменив глагол во втором предложении причастием.
Получившееся предложение записать, расставить знаки препинания и объяснить их постановку.
1 ряд. Облачко превратилось в тучу.
Туча постепенно охватила полнеба.
2 ряд. На мысе виднелась палатка.
Мыс возвышался над поверхностью моря.
3 ряд. Улица заканчивалась недавно выстроенным домом.
Дом выкрасили в зелёный цвет.
Вопрос: какое из образованных причастий будет примером к изучаемой на уроке орфограмме?
IV этап. Актуализация знаний.
- Творческая работа.
Задание выполняется в парах с последующей самопроверкой:
(записать предложения, образовав от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия прошедшего времени и согласуя их с определяемыми словами).
- Владимир ехал полем (пересечь) глубоким оврагом.
- У крыльца стояли (оседлать) кони.
- Последняя туча (рассеять) бури!
- Здесь увидел Михаила Пущина (ранить) в прошлом году.
- Волосы у Веры гладко (причесать).
(Прочитайте предложения, в которых вы поставили знаки препинания, объясните).
Физминутка
- Орфоэпическая разминка.
прочитать причастия, следя за ударением; проверить себя по словарю.
Поживший, отживший, новоприбывший, заслуженный, принятый, звонящий, изогнутый, созданный, занявший, приведённый, повторённый, произнесённый, внесённый, премированный, начатый.
- Выборочный диктант.
Задание выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой: выписать причастия, которые соответствуют изучаемой орфограмме.
I вариант – с гласными а, я перед суффиксом – НН –
II вариант – с гласными е, ё в суффиксах – ЕНН -, -ЁНН –
Лучи солнца осветили его тщедушную фигурку, седые растрёпанные волосы и чистые глаза. В его руках корзинка, наполненная виноградом.
Я снял свой потрёпанный кожаный ранец.
Патроны запихал в карман моей поношенной гимнастёрки.
Я поцеловал его в заплаканные глаза.
Через полчаса я находился недалеко от сожжённой Чабановки.
К отряду я пробирался после проведённой по заданию работы.
— Выделите морфемы, «доставшиеся» причастию от прилагательного;
— Выделите морфемы, «доставшиеся» причастию от глагола;
— Выделите морфемы, которые «принадлежат» только причастию.
V этап. Самостоятельная работа.
Деловая игра «Корректор»
(выполняется по вариантам)
«Гласная перед Н и НН в причастиях»
I вариант – вставить пропущенные буквы в данных словосочетаниях:
Расе..нные тучи, посаж..нный сад, вырубл..нный лес, ове..нный славой, услыш..нный разговор, скле..нный накрепко, потер..нное время, подстрел..нные утки, расстрел..нные патроны, пойм..ннные птицы.
—Составить два предложения с причастными оборотами, данными в задании, и записать
II вариант – вставить пропущенные буквы в данных словосочетаниях:
Разве..нные ветром, услыш..нный шорох, постро..нный дом, выкач..нная из подвала бочка, размеш..нное тесто, размеш..нные краски, смеш..нные леса, замеш..нные в преступлении, посе..нная рожь, взлеле..нное дитя.
— Составить два предложения с причастными оборотами, данными в задании, и записать
VI этап. Рефлексия.
— Анализ листка контроля, выведение итоговой оценки за урок.
— Итоговая оценка.
VII этап. Дифференцированное домашнее задание:
1) Для слабых – упр. 113. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая суффиксы причастий.
Для сильных – упр.112 1) Выпишите сначала причастия с буквами а и я на месте пропусков перед –нн и –н, затем с буквой е.
2) Составьте 2-3 словосочетания «причастие + существительное» и 1-2 предложения со сказуемым – кратким причастием