выполнила:
Дубинчук Галина Александровна
социальный педагог
ГБПОУ НСО «Новосибирский речной колледж»
г. Новосибирск
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
ДУБИНЧУК Г.А.
ГБПОУ НСО НОВОСИБИРСКИЙ РЕЧНОЙ КОЛЛЕДЖ
Аннотация. Рассмотрены вопросы методологии формирования экологической культуры. Акцентировано внимание на интерактивной деятельности студентов, позволяющей активизировать мыслительный процесс и выбирать стратегию здорового образа жизни как основу социализации и гражданской позиции. Сделан вывод о необходимости формирования у студентов исследовательского мировоззрения по отношению к функционированию систем надогранизменного уровня, такого, как экосистемы. Особое внимание уделялось привлечению социально неадаптированных студентов к участию в экологических мероприятиях.
Ключевые слова: экологическая культура, интерактивная деятельность, экологические проблемы, студенты-сироты
Актуальность изучения экологических проблем, связанных с деятельностью человека, определяет необходимость формирования у студентов экологической культуры, правильного образа жизни, понимания ценности здоровья.
Современная трактовка изучения экологии как науки значительно шире, чем на начальном этапе формирования знаний. Студенты колледжа, изучая вопросы экологии, рассматривают структуру и функционирование систем, взаимосвязи природы, аутэкологию. Идея формирования у студентов экологической культуры возникла по причине глобализации процессов, связанных с развитием мировой экономики и изменением технологий, что усугубляет ситуацию, приводящую к загрязнению окружающей среды. Промышленные выбросы, кислотные дожди, парниковые эффекты, озоновые дыры, перерасход природных пресных вод – эти и другие вопросы рассматриваются студентами в процессе изучения основных экологических проблем.
Для размещения собственного педагогического опыта в СМИ перейдите в раздел «Публикации для педагогов СМИ»
Методологическая база, связанная с формированием экологического сознания, должна быть основана, по моему мнению, на концепции Дж. Гибсона, который говорил о непосредственном контакте человека со средой обитания и которую ученый называл «экологическим миром», при этом человек и окружающая его среда взаимно связаны, влияют друг на друга и изменяют друг друга [1]. Тематика экологических вопросов в программах элективного курса старших классов общеобразовательных школ является продолжением программ обучения экологии и содержит федеральный компонент. В колледжах логическое продолжение освоения дисциплины так же представлено в программах обучения. Предполагается практико-ориентированный подход. Деятельность обучающихся содержит исследовательские проекты экологического содержания. Интерактивные технологии включают проведение диспутов, викторин, конкурсов, тестов и написание эссе. Успешным опытом в ГБПОУ НСО «Новосибирский речной колледж» явилась неделя экологии, проведенная с 02.12.17 по 10.12.17. В рамках недели экологии были проведены: конкурс, викторина, экскурсия «Проблемы экологии рек Сибири», эссе по теме «Природа Сибири и ее экология». Значимым мероприятием стал для студентов конкурс эссе. В конкурсе принятии активное участие 22 студента, том числе 2 студента-сироты, из 2 групп: 120, 130. Темы, заявленные в эссе, касались роли человека в создании комфортной городской и сельской средах обитания, ответственности каждого за окружающий мир, качества жизни, качества воды и другие. Студенты оценивали различные проблемы, связанные с экологической составляющей современности: губительным уничтожением лесных массивов, низкой экологической культурой туристов, прогнозированием экологических катастроф, ускоренными темпами урбанизации и другими. Достоинством мероприятия явилось получение положительного опыта по анализу экологических проблем и рассмотрения вариантов их решения.
Вышеизложенное позволило сделать выводы: - методологические основы совершенствования образовательных программ, формирующих экологическую культуру, должны быть связаны с концепциями глобальной экономики; - экологическое мировоззрение формируется благодаря вовлечению студентов исследовательские проекты и написание творческих работ; - деятельность социального педагога связана с необходимостью вовлечения студентов – сирот в мероприятия для их социальной адаптации.
Список использованной литературы:
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. А. Д. Логвиненко.— М.: Прогресс, 1988.— 464 с: ил.
- Алиев Ш.М. Экологическое образование как фактор сохранения окружающей среды/Известия Самарского научного центра Российской академии наук.-2011. – URL: https://cyberlenika.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-kak-faktor-sohraneniya-okruzhayuschey-sredy (Дата обращения 13.12.17).