ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

педагог-психолог

Бирюкова Ирина Владимировна

МАДОУ№ 15 «Звездочка» г.Калтан

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

Детский сад № 15 «Звездочка»

 

 

 

 

 

 

 

«Мир внутри меня»

 

Дополнительная общеразвивающая программа направленная на развитие

эмоционально – личностной сферы  у  детей 4 - 7 лет.

 

 

 

 

 

Срок реализации:  3 года

Автор :

Бирюкова Ирина Владимировна,

педагог-психолог

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калтанский городской округ, 2017 г.

 

Содержание

 

  1. Пояснительная записка…………………..…………………………………...3
  2. Организационно-методическое обеспечение программы………………….8
  3. Учебный план………………………………………………………….........13
  4. Тематический план……………………………………………………….....14
  5. Содержание программы…………………………………...………………..19
  6. Условия для реализации программы……………………….........................21
  7. Итоги диагностики…………………………………………………………..25
  8. Список литературы………………………………………….……………....28
  9. Приложение 1……………………………………………………………......29
  10. Приложение 2……………………………………………………………......31
  11. Приложение 3 ……………………………………………………….....……39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пояснительная записка

Каждый педагог – психолог работающий в детском саду, встречал детей, имеющих проблемы в эмоционально – личностном развитии. Спектр этих проблем различный: трудности общения со взрослыми и сверстниками, агрессия и замкнутость, тревожность, нечувствительность ребенка к социальным нормам и правилам. Такие дети требуют к себе особого подхода. Следует помнить, что сама по себе эмоциональная – личностная  сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать. У детей уже в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций. Согласно А. Лоуэну, чрезмерные  запреты в выражении чувств,  влекут за собой ограничение жизненности, спонтанности и обаяния, то есть потерю той естественности, грации которой обладает ребенок с рождения. Замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.  Такой ребенок плохо адаптируется в детском социуме. В дальнейшем возможен риск школьной  дезадаптации. По этому работа, направленная на развитие эмоционально – личностной сферы актуальна и важна.

Работая в дошкольном учреждении, часто сталкиваешься с такой проблемой, как неэффективность коррекционных занятий. Решая одну проблему, упускаешь другие. Причина этого – используемые методики не предполагают системного воздействия на личность. Использование в работе педагога – психолога средства арт – терапии способствует решению этой проблемы. Арт – терапия – система техник, применяемых в психотерапии, педагогике, социальной работе. В ее основе лежит использование визуальной и пластической экспрессии с целью социальной адаптации и гармонизации внутреннего мира человека. Арт – терапия включает работу с визуальными изображениями, пластичными  материалами (пластилин, глина, песок, ткань), психологический театр (драматерапия), техники медиативного плана. В ряде техник в качестве основного пластического материала выступает человеческое тело (боди –арт, пантомима). Все вышеперечисленные техники  имеют одно сходство – принцип действия. Он заключается в том, что активность с одного полушария головного мозга «переключается» на другое. Левое полушарие – это сознание, разум, который не всегда дает волю искренним чувствам. Правое же полушарие «включает» процессы бессознательного, и мы видим настоящие эмоции. Арт-терапия для дошкольников – занятия, которые дают возможность двум полушариям плодотворно трудиться. Работа направлена на то, чтобы осознать и исправить бессознательные комплексы и страхи, раскрыть творческий потенциал ребенка. Использование  арт – технологии  с детьми дошкольного возраста возможно посредством сказок. Сказочная подача арт – терапевтических техник переводит восприятие ребенка на более глубокий уровень. «Проживание» воздействия становится целостным, эффект – устойчивым.

Таким образом, актуальность, новизна, педагогическая целесообразность данной программы заключается в системном воздействии на эмоционально – личностную сферу ребенка дошкольного возраста при помощи арт – терапевтических техник.

 Программа «Мир внутри меня» является развивающей, что позволяет применять ее в дополнение к основной общеобразовательной программе, реализуемой в МАДОУ № 15.

Дополнительная образовательная программа «Мир внутри меня»  построена с учетом реализации следующей нормативно-правовой базы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
  • Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»
  • Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 25 октября 2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций

Основная цель программы: развитие эмоционально – личностной сферы ребенка дошкольного возраста с использованием арт – терапевтических приемов.

Задачи программы:

  1. Способствовать развитию самопознания у ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений.
  2. Развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения.
  3. Cформировать у ребенка осознанное восприятие своих собственных  эмоции, переживаний.
  4. Обучать ребенка рефлексивным умениям.
  5. Корректировать негативные проявления эмоционально – личностной сферы ребенка.

 

Задачи по возрастам.

Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет)

  1. Способствовать осознанию ребёнком своего имени.
  2. Учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол).
  3. Формировать адекватную самооценку.
  4. Дать детям начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы.
  5. Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребёнку почувствовать себя более защищённым.
  6. Дать представление о внешности и манере держаться у представителей разных полов и необходимости оказания помощи друг другу в игре и совместной деятельности.
  7. Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радости, удивлении, страхе, гневе, горе, интересе.
  8. Учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям.
  9. Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию).
  10. Развивать у детей эмпатию (способность к сопереживанию).
  11. Корректировать негативные проявления эмоционально – личностной сферы ребенка.

Старший дошкольный возраст (5 -6 лет)

  1. Способствовать самопознанию ребёнка (обучение детей самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств).
  2. Учить детей описывать свои желания и чувства.
  3. Учить детей осознавать свои физические и эмоциональные ощущения.
  4. Сформировать позитивное отношение к сверстникам.
  5. Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения.
  6. Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя.
  7. Расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая сравнивать их.
  8. Учить детей понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства.
  9. Учить контролировать свои эмоции.
  10. Корректировать негативные проявления эмоционально – личностной сферы ребенка.

Старший дошкольный возраст (6 - 7 лет)

  1. Продолжать формировать позитивное отношение к своему “Я”.
  2. Помогать ребёнку осознавать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.
  3. Гармонизировать притязания ребёнка на социальное пространство его личности (права и обязанности).
  4. Развивать способность детей к эмпатии (сопереживанию).
  5. Формировать умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.
  6. Учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.
  7. Дать детям представление о мужественности и женственности; о понимании своих возможностей при общении с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.
  8. Учить понимать относительность в оценке чувства.
  9. Продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально – приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).
  10. Корректировать негативные проявления эмоционально – личностной сферы ребенка.

 

 

  1. Организационно-методическое обеспечение дополнительной

общеразвивающей программы

 

Программа предназначена для детей в возрасте  от 4 до 7 лет. Срок реализации 3 года. Программа предполагает проведение двух занятий в неделю и используется при организации кружковой работы.  В основу организации занятий положен эмоционально – рефлексивный подход. Продолжительность занятия  в средней группе 20 минут,  в старшей  25 минут, подготовительной 30 минут. Оптимальное количество детей на занятии 3 – 4 ребенка.

  Формы и режим занятий.

 Занятия проводятся в подгрупповой форме во вторую половину дня. Индивидуальная  форма работы нецелесообразна, так как  гармоничное развитие эмоционально – личностной сферы ребенка происходит лишь в социальном окружении.  Комплектация подгрупп осуществляется по возрастному принципу.

Структура занятий.

Этапы занятия Продолжительность по возрастным группам

                Средняя группа              Старшая группа              Подготовительная

группа

Приветствие    2 мин.  2 мин.  2 мин.

Разминка           3 мин.  3 мин.  3 мин.

Основная часть               10 мин.                15 мин.                20 мин.

Рефлексия        3 мин.  3 мин.  3 мин.

Ритуал прощания          2 мин.  2 мин.  2 мин.

Всего    20 мин.                25 мин.                30 мин.

 

Основные разделы (арт – терапевтические техники) программы.

Направленность занятия          Количество занятий в год

1.Сказкотерапия            8

2.Музыкотерапия         6

3.Песочная терапия     8

4.Изотерапия  8

5.Игры с водой               8

6.Психогимнастика       8

7.Игры в сенсорной комнате  8

 

Формы организации занятий по направлениям.

№           Направление деятельности    Формы организации занятий  Приёмы и методы        Формы подведения итогов

1             Сказкотерапия               Подгрупповая Чтение сказок. Драматизация сказки.               Рефлексия

2             Музыкотерапия             Подгрупповая Прослушивание музыкальных произведений.            Рефлексия

3             Песочная терапия         Подгрупповая Песочная терапия.

Дидактические

игры – упражнения с песком. Адаптационные игры и занятия в песке.

                Рефлексия.

 

4

                Изотерапия      Подгрупповая Диагностический и медитативный рисунок мандал.

Беседа.               Рефлексия.

Выставка рисунков.

5             Игры с водой   Подгрупповая Беседа. Игры и упражнения с водой. Рефлексия

6             Психогимнастика          Подгрупповая Беседа. Упражнения на мимику, пантомимику, интонацию.

                Рефлексия

7             Игры в сенсорной комнате      Подгрупповая Игры и упражнения двух направлений: релаксационные и активизирующие          Рефлексия

8             Итоговое занятие         Подгрупповая Дидактические

игры – упражнения с песком.                Рефлексия

 

 

Формы подведения итогов программы.

В начале и конце цикла занятий проводится  диагностика эмоционально – личностного развития ребенка. Диагностика проходит в индивидуальной и групповой форме. В групповой форме диагностика реализуется через наблюдение за детьми во время режимных моментов, повседневной деятельности и занятий. Индивидуальная форма диагностики  проходит в виде специально подобранных методик и тестов. На индивидуальную диагностику отведено по одному часу в начале и конце цикла занятий для каждой возрастной подгруппы.

В конце каждого занятия предусмотрена оценочная беседа с детьми (рефлексия). Дети должны дать две оценки: эмоциональную (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловую (почему это важно, зачем мы это делали).

В конце учебного года на педагогическом совете представляется опыт работы по программе.

Ожидаемые результаты.

В конце цикла занятий у дошкольников должны сформироваться представления, соответственно возрасту: о себе, своем внутреннем мире, а также представления о чувствах окружающих людей.

Средний  дошкольный возраст (4-5 лет)

В конце цикла занятий дети должны иметь представления о:

 базовых эмоций и их производных;

что каждый человек уникален, имеет свои характерные особенности, предпочтения;

 свои внешние признаки; что все они разные;

 что люди могут испытывать разные чувства: радости, грусти, злобы, страха.

В результате работы дети могут:

 передавать разные эмоциональные состояния;

 регулировать эмоциональные реакции;

 находить эмоционально оправданный выход из возникших обстоятельств.

 

Старший дошкольный возраст (5 -7 лет)

В конце цикла занятий дети должны иметь представления о:

 что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции);

 название эмоциональных состояний человека;

 способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого;

 что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, какие существуют возможные решения конфликтов.

Дети могут:

 понимать друг друга, осознать собственную ценность и ценность других людей;

 проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми;

 видеть друг в друге сходные черты и различия;

 проявлять эмпатию и толерантность;

 описывать свое настроение, понимать настроение других;

 осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам;

 выражать свои чувства и понимать чувства другого;

 пользоваться терминами, обозначающими различные эмоциональные состояния человека;

 делиться своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями;

 анализировать и оценивать конфликтные ситуации, правильно реагировать на них;

 находить конструктивное решение конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Учебный план дополнительной образовательной программы

№           Направление деятельности    Количество часов

                               1 год (средняя группа)               2 год (старшая группа)               3 год (подгот. группа)

                               Всего    Теория                Практика            Всего    Теория                Практика            Всего    Теория                Практика

  1. Сказкотерапия 2 часа 40 мин.  40 мин.                2 часа   3 ч. 20 мин.        50 мин.                2 часа 30 мин.  4 часа                60 мин.                3 часа
  2. Музыкотерапия 2 часа   30 мин.                1 час 30 мин.     2 ч. 30 мин         40 мин.                1 час 50 мин.     3 часа                50 мин.                2 часа 10 мин.
  3. Песочная терапия 2 часа 40 мин.  40 мин.                2 часа   3 ч. 20 мин.        50 мин.                2 часа 30 мин.  4 часа                60 мин.                3 часа
  4. Изотерапия 2 часа 40 мин.  40 мин.                2 часа   3 ч. 20 мин.        50 мин.                2 часа 30 мин.  4 часа   60 мин.      3 часа
  5. Игры с водой 2 часа 40 мин.  40 мин.                2 часа   3 ч. 20 мин.        50 мин.                2 часа 30 мин.  4 часа   60 мин.      3 часа
  6. Психогимнастика 2 часа 40 мин.  40 мин.                2 часа   3 ч. 20 мин.        50 мин.                2 часа 30 мин.  4 часа                60 мин.                3 часа
  7. Игры в сенсорной комнате 2 часа 40 мин.  40 мин.                2 часа   3 ч. 20 мин.        50 мин.                2 часа 30 мин.                4 часа   60 мин.                3 часа
  8. Итоговое занятие 20 мин.                4 мин.  16 мин.                25 мин.                5 мин.  20 мин.                30 мин.                6 мин.  24 мин.

                Итого   18 ч. 20 мин.     4ч. 34 мин.         13 ч. 46 мин.     22 ч. 55  мин.    5 ч.  45 мин.       17 ч  10 мин.      27 ч 30 мин.                6 ч. 56 мин.        20 ч     34 мин.

 

 

 

4.Тематический  план дополнительной образовательной программы.

1 год обучения (средняя группа)

 

№           Период               Раздел Недели               №           Тема занятий

1             октябрь              Игры в сенсорной комнате      1 неделя            1             «Знакомство с волшебным миром»

                                                               2             « Пузырьки и рыбки»

                                               2 неделя            3             «Ежик и его друзья»

                                                               4             «Солнышко и дождик»

                                               3 неделя            5             «Мишки»

                                                               6             «В лесу у ручья»

                                               4 неделя            7             «Тучка»

                                                               8             «Звездочеты»

2             ноябрь                Песочная терапия         1 неделя            1             «Знакомство с песочной страной»

                                                               2             «Страна загадок»

                                               2 неделя            3             «Песочные зайчики. Лабиринты»

                                                               4             «Песочные зайчики. Песочный торт»

                                               3 неделя            5             «Волшебные яблочки»

                                                               6             «Море и его обитатели»

                                               4 неделя            7             «Волшебный забор»

                                                               8             «Мое настроение»

3             декабрь              Сказкотерапия               1 неделя            1             «Знакомство с волшебной страной»

                                                               2             «Ушастик»

                                               2 неделя            3             «Глазастик»

                                                               4             «Нюх – нюх»

                                               3 неделя            5             «Вкусик»

                                                               6             «Веселые друзья»

                                               4 неделя            7             «Чувствительный»

                                                               8             «Восприятие»

4             январь Музыкотерапия             1 неделя            1             «Уходи, злость, уходи»

                                                               2             «Добрые – злые кошки»

                                               2 неделя            3             «заяц – герой»

                                                               4             «Баба – Яга»

                                               3 неделя            5             «Маленький бука»

                                                               6             «Обида»

5             февраль             Изотерапия      1 неделя            1             «Цветочная поляна»

                                                               2             «Лягушата»

                                               2 неделя            3             «Волшебные кляксы»

                                                               4             «Отпечатки пальцев»

                                               3 неделя            5             «Мышата»

                                                               6             «Мое имя самое красивое»

                                               4 неделя            7             «Волшебный круг настроения»

                                                               8             «Кто спрятался в круге»

6             март     Акватерапия    1 неделя            1             «Настроение»

                                                               2             «Веселая рыбалка»

                                               2 неделя            3             «Мы вместе»

                                                               4             «Шторм»

                                               3 неделя            5             «Кто спрятался под камнями»

                                                               6             «Поможем ракушке»

                                               4 неделя            7             «Ловцы жемчуга»

                                                               8             «Веселые лягушата»

7             апрель                Психогимнастика          1 неделя            1             «В кукольном театре»

                                                               2             «Котята отправляются в путешествие»

                                               2 неделя            3             «Прогулка в летний лес»

                                                               4             «Цирк»

                                               3 неделя              5           «Кот Леопольд и мыши»

                                                               6             «Волшебные цветы»

                                               4 неделя            7             «Волк и семеро козлят»

                                                               8             «Птичий двор»

 

2 год обучения (старшая группа)

 

№           Период               Раздел Недели               №           Тема занятий

1             октябрь              Игры в сенсорной комнате      1 неделя            1             «Новая встреча»

                                                               2             «Большое путешествие»

                                               2 неделя            3             «В гостях у доброй феи»

                                                               4             «Золотая рыбка»

                                               3 неделя            5             «У водопада»

                                                               6             «На северный полюс»

                                               4 неделя            7             «Найди звезду, похожую на тебя»

                                                               8             «Секреты»

2             ноябрь                Песочная терапия         1 неделя            1             «Печальный город»

                                                               2             «В гостях у Песочной Феи»

                                               2 неделя            3             «Страна гномиков»

                                                               4             «Город зеркал»

                                               3 неделя            5             «Птица счастья»

                                                               6             «Царство песка»

                                               4 неделя            7             «Болото печали»

                                                               8             «Сад надежды»

3             декабрь              Сказкотерапия               1 неделя            1             «Как кенгуреныш стал самостоятельным»

                                                               2             «Белочка – припевочка»

                                               2 неделя            3             «Случай в лесу»

                                                               4             «Сказка о вороненке»

                                               3 неделя            5             «Сказка про ежика Витю»

                                                               6             «Нужная вещь»

                                               4 неделя            7             «Костерчик»

                                                               8             «Сказка о маленьком тигре»

4             январь Музыкотерапия             1 неделя            1             «Музыкальная фантазия»

                                                               2             « Волшебный звук»

                                               2 неделя            3             «Музыкальная радуга»

                                                               4             «Звуки здоровья»

                                               3 неделя            5             «Радуга»

                                                               6             « Утро»

5             февраль             Изотерапия      1 неделя            1             «Разноцветные листы»

                                                               2             «Волшебный пластилин»

                                               2 неделя            3             «Водный салют»

                                                               4             «Разноцветные камешки»

                                               3 неделя            5             «Самоцветы»

                                                               6             «Чудо рисунок»

                                               4 неделя            7             «Кляксы»

                                                               8             «Разноцветная вода»

6             март     Акватерапия    1 неделя            1             «Путешествие в подводное царство»

                                                               2             «Русалки»

                                               2 неделя            3             «Море спокойствия»

                                                               4             «Встреча с дельфинами»

                                               3 неделя            5             « Путь по воде»

                                                               6             «Зов моря»

                                               4 неделя            7             «Плыви кораблик!

                                                               8             « Золотая рыбка»

7             апрель                Психогимнастика          1 неделя            1             «Встреча с дюймовочкой»

                                                               2             «Дождевые червяки»

                                               2 неделя            3             «Теремок»

                                                               4             «Игры гномиков»

                                               3 неделя              5           «Путешествие в весенний лес»

                                                               6             «Прогулка по луне»

                                               4 неделя            7             «Дорогою добра»

                                                               8             «Навстречу лету»

 

 

 

3 год обучения (подготовительная к школе группа)

 

№           Период               Раздел Недели               №           Тема занятий

1             октябрь              Игры в сенсорной комнате      1 неделя            1             «Встреча с волшебством»

                                                               2             «Мечты»

                                               2 неделя            3             «На космическом корабле»

                                                               4             «Писатели звездных историй»

                                               3 неделя            5             «Шум водопада»

                                                               6             «Прогулка в лесу»

                                               4 неделя            7             « Летний дождь»

                                                               8             «Песня ветра»

2             ноябрь                Песочная терапия         1 неделя            1             «Создание песочной страны 1»

                                                               2             «Чувствительные ладошки»

                                               2 неделя            3             «Знакомство с песочным человеком»

                                                               4             «Песочное дерево»

                                               3 неделя            5             «Волшебный цветок»

                                                               6             «Путешествие к гномам в горы»

                                               4 неделя            7             «Приключение Квака»

                                                               8             «Создание волшебной страны 2»

3             декабрь              Сказкотерапия               1 неделя            1             «Знакомство со звездой»

                                                               2             «Созвездие»

                                               2 неделя            3             «Добрый мир»

                                                               4             «Мои друзья»

                                               3 неделя            5             «Мои проблемы»

                                                               6             «Я боюсь»

                                               4 неделя            7             «Страх темноты»

                                                               8             «Страх приведений и сказочных существ»

4             январь Музыкотерапия             1 неделя            1             «Морское путешествие»

                                                               2             «Лев охотится, лев отдыхает»

                                               2 неделя            3             «Ночные страхи»

                                                               4             «В лесу»

                                               3 неделя            5             «Никто со мной не дружит»

                                                               6             «Обида»

5             февраль             Изотерапия      1 неделя            1             «Волшебная поляна»

                                                               2             «Язык прикосновений»

                                               2 неделя            3             «Чудо остров»

                                                               4             «Злостики, боязливики, грустишки»

                                               3 неделя            5             «Волшебное дерево наших чувств»

                                                               6             «Разбуди фантазию»

                                               4 неделя            7             «Групповое рисование по кругу»

                                                               8             «Несуществующее животное»

6             март     Акватерапия    1 неделя            1             «Кораблик счастья»

                                                               2             «Мое настроение»

                                               2 неделя            3             «Водопад»

                                                               4             «Веселые лягушки»

                                               3 неделя            5             «Морское государство»

                                                               6             «Море настроений»

                                               4 неделя            7             «Конфликт»

                                                               8             «Создание страны»

7             апрель                Психогимнастика          1 неделя            1             «Зоопарк»

                                                               2             «Звездочеты»

                                               2 неделя            3             «Путешествие в изумрудный город»

                                                               4             «Колобки»

                                               3 неделя              5           «Путешествие в джунглях»

                                                               6             « К Лысой горе»

                                               4 неделя            7             «Встреча с Бабой Ягой»

                                                               8             «Разные роли»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Содержание программы

 

№           Направление деятельности    Теория                Практика

  1. Сказкотерапия Чтение психологических сказок. Базовые эмоции: радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес.

                Игровые сеансы по сюжетам прослушанных сказок.  Работа с терапевтическими метафорами.

Развитие умения эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.

Формирование  умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.

 

  1. Музыкотерапия Инструкция перед началом занятия.

Настроение, чувства.  Преодоление внутренних конфликтов и достижение внутренней гармонии путем прослушивания детьми специально подобранных музыкальных произведений.

  1. Песочная терапия Инструкция перед началом занятия. Игровые сеансы, направленные на установление связи с бессознательными побуждениями ребенка. Познание самого себя. Развитие тактильной чувствительности и «мануального»  интеллекта.
  2. Изотерапия Инструкция перед началом занятия.

                Детский рисунок как  способ постижения  возможностей ребенка и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных

  1. Игры с водой Инструкция перед началом занятия. Игровые сеансы, направленные на стабилизацию психоэмоционального состояния. Развитие сенсорно – перцептивной сферы ребенка.
  2. Психогимнастика Инструкция перед началом занятия.

Мимика, жест,  осанка, поза.  Упражнения ,направленные на передачу  заданного эмоционального состояния, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию).

 

  1. Игры в сенсорной комнате Инструкция перед началом занятия.

Техника безопасности.              Игровые сеансы, направленные на создание стабильности и равновесие психических процессов за счет стимулирования органов чувств.

  1. Итоговое занятие        Инструкция перед началом занятия.

                Игровой сеанс по одному из арт – терапевтическому направлению. Игры на разминку, приветствие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Условия реализации программы.

 

Занятия с детьми проводятся в кабинете педагога – психолога. Комната площадью 10,5  кв. м. разделена на 3 зоны: зона релаксации, зона  развивающих занятий, зона организационно – планирующей деятельности педагога – психолога.

Зона релаксации: оснащена оборудованием сенсорной комнаты (безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей, безопасный оптиковолоконный пучок «Звездный дождь» с двумя гребнями, 2 мягких кресла в форме капли, игрушка  черепаха для развития сенсомоторики,  сенсорная доска с геометрическими фигурами , СД диски с релаксационной музыкой)

 

Зона  развивающих занятий:  имеет 4 посадочных места (4 детских стульчика высотой 62 см, детский стол для рисования и развивающих настольных игр высотой 64 см, ковер для занятий на полу и стеллаж с игрушками и развивающими играми. Так как занятия проводятся с детьми разных возрастов и соответственно разного роста, то стулья и столы по росту заимствуются в соседних группах.

 

Зона организационно – планирующей деятельности педагога – психолога:  находится рабочий  стол с встроенным шкафом – стеллажом,  стул, ноотбук фирмы  lenovo

 

Для реализации направлений программы подобран  дидактический материал и необходимое оснащение и оборудование.

 

 Сказкотерапия:

  • Психологические сказки (Хухлаева О.В. «Лабиринт души: терапевтические сказки» ; Н.А. Сакович «День за днем в стране Фантазия»)
  • Подборка музыкальных произведений: П. Чайковский "Детский альбом", П. Чайковский "Марш оловянных солдатиков из балета "Щелкунчик", Э. Григ "В пещере горного короля", Э. Григ "Танец эльфа",  «Baby Massage», «Волшебство природы» на аудифайлах ;
  • Краски акварельные 4 шт., кисточки 4 шт., фломастеры 4 упаковки и карандаши для рисования 4 упаковки;
  • Мягкие игрушки (мишка, зайчик, собака, кошка, белка, лиса, игрушки из киндер – сюрпризов для драматизации сказки.
  • Дидактические пособия для занятий («Путешествие в мир эмоций», «Азбука развития эмоций и чувств», «Наши чувства и эмоции»)

 

 

Музыкотерапия:

  • Ноотбук фирмы Lenovo, для прослушивания музыкальных произведений;
  • Подборка музыкальных произведений (размещенных на аудиофайлах), моделирующих различные эмоциональные состояния

- при переутомлении и нервном истощении Э. Григ «Утро», «Полонез» Огинского;

- при угнетенном меланхолическом настроении («К радости» Бетховина, «Аве Мария» Шуберта;

- при снижении сосредоточенности и внимании («Времена года» Чайковского, «Лунный свет»Дебюсси, «Грезы»Шумана;

- при выраженной раздражимости, гневливости («Хор пилигримов» Вагнера, «Сентиментальный вальс» Чайковского;

- тонизирующее воздействие (Чардаш «Монти», «Кумпарасита» Родригеса, «Шербургские зонтики» Леграна;

- расслабляющее воздействие («Баркарола»Чайковского, «Пастораль» Бизе, «Лебедь» Сен - Сана

  • Краски, кисточки, фломастеры и карандаши для рисования после прослушивания музыкальных произведений;

 

Песочная терапия

  • Деревянные ящики 4 шт. (размер 50* 70*8);
  • Песок
  • Емкость с водой (лейка) для создания мокрого песка
  • Фотоаппарат Panasonik Lumix TZ (для съемок работ детей);
  • Коллекция миниатюрных игрушек высотой не более 8 см

- куклы – человечки;

- здания (домики, замки, школы, магазины)

- машины (сухопутные, водные, сказочные)

- животные дикие, домашние, сказочные)

- растения (деревья цветы, овощи, фрукты)

- естественные предметы (камешки, веточки, ракушки)

- искусственные предметы (пуговицы, бусины, шарики)

- символические предметы (ящички с сокровищами, мешочки желаний, бутылки с посланиями)

- сказочные герои.

 

Изотерапия:

  • Краски акварельные 4 шт., кисточки 4 шт., фломастеры 4 упаковки и карандаши для рисования 4 упаковки;
  • Бумага форматом А3 и А4;
  • Альбомы А. Цайри, модификация Э.И. Осипук. (Набор диагностических мандал)

Игры с водой:

  • Пластиковые емкости 4 шт. (размер 30 *40)
  • Пластиковые игрушки (4 пупсика, игрушки из киндер сюрпризов: рыбки и морские обитатели; кораблики, пуговицы, бусины, ракушки, сундуки с сокровищами, лейки, удочки)

 

Психогимнастика:

  • Коврики 4 шт. (размер 80*100)
  • Психогимнастические этюды (Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам)
  • Ноотбук фирмы Lenovo, для прослушивания музыкальных произведений.

 

 

Игры в сенсорной комнате:

  • Затемнение на окна.
  • Оборудование сенсорной комнаты :

- безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей,

- безопасный оптиковолоконный пучок «Звездный дождь» с двумя гребнями,

- 2 мягких кресла в форме капли,

- игрушка  черепаха для развития сенсомоторики,

-  сенсорная доска с геометрическими фигурами

  • Набор «Узнай звук»
  • Набор «Тактильные шарики»
  • Набор «Тактильные ладошки»
  • Напольные сенсорные дорожки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Итоги диагностики.

Для диагностики была использована проективная методика «Кактус» М.А.Панфилова, тест на выявление уровня тревожности Тэммл - Дорки – Амен.

Диагностика уровня тревожности в средней группе на начало года показала следующие результаты:

 Было обследовано 10 дошкольников, высокий уровень тревожности имеют 95%, средний уровень тревожности 5 %, Низкий уровень тревожности 0%.

К концу года показатели следующие : Высокий уровень тревожности  76 %, Средний уровень тревожности 24%, Низкий уровень тревожности 0%.

В старшей группе было обследовано 6 человек. На начало года уровень тревожности следующий:  высокий уровень тревожности 98%, средний уровень тревожности 2%, низкий уровень тревожности 0%. К концу года произошли изменения : высокий уровень тревожности  89 %, Средний уровень тревожности 17%, Низкий уровень тревожности 4%.

 

 Проективная методика, исследовавшая эмоционально – личностную сферу дошкольника показала следующие результаты:

Средняя группа (начало года)

Агрессивность  88%

Импульсивность 50%

Эгоцентризм  74%

Неуверенность в себе  26%

Чувство семейной общности  84%

Чувство одиночества  16 %

                Средняя группа (конец года)

Агрессивность  64%

Импульсивность  41%

Эгоцентризм  85%

Неуверенность в себе  15%

Чувство семейной общности  92%

Чувство одиночества  8 %

 

 

Старшая группа (начало года)

Агрессивность  95%

Импульсивность 91%

Эгоцентризм  87%

Неуверенность в себе  13%

Чувство семейной общности  48%

Чувство одиночества  52 %

                Старшая группа (конец года)

Агрессивность  87%

Импульсивность 83%

Эгоцентризм  87%

Неуверенность в себе  13%

Чувство семейной общности  67%

Чувство одиночества  33 %

 

 

 

 

 

  Таким образом, можно сказать, что результаты первого года обучения и развития показательны и динамичны, а это говорит об успешности использования данной программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Ганичева И. В. Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми: / И. В. Ганичева // – Москва, 2004.- 144 с.
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии [Текст]: / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева //— СПб.: «Златоуст», 1999. — 80 с.
  3. Зенкевич – Евстегнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии [Текст]: / Т. Д. Зенкевич – Евстегнеева СПб.: ООО «Речь»,  2000  - 310 с.
  4. Зенкевич – Евстегнеева Т. Д. , Грабенко Т.М.   Практикум по креативной терапии [Текст]: /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева //—  Издательство «Речь», 2001. – 400 с.
  5. Касаткина Е.В. Работа психологической площадки : песочная и водная терапии [Текст]: / Е.В. Касаткина Прохорова  // Справочник педагога – психолога. Детский сад – 2012 № 1.с 47 -55.
  6. Лебедева Л.Д. Практика Арт-терапии: Подходы, диагностика, система занятий» [Текст]: Спб, Речь, 2008г.
  7. Прохорова С.Ю. Обеспечение психологически комфортной образовательной среды  ДОУ: возможности сенсорной комнаты [Текст]: /  С.Ю. Прохорова  // Справочник педагога – психолога. Детский сад – 2013 № 9. С 17 – 27.
  8. Сакович Н.А. Технология игры в песок – Игры на мосту» [Текст]: Спб, «Речь», 2006г. - 176 с.
  9. Тренинг по сказкотерапии [Текст]: / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
  10. Хухлаева О.В., Базаева Г.В. Использование сказки в работе с детьми старшего дошкольного возраста [Текст]: / О.В. Хухлаева, Г.В. Базаева // Справочник педагога – психолога. Детский сад – 2013 № 8 .с 10 – 22.

 

 

Приложение 1

Словарь терминов

Арт – терапия. Термин "арт-терапия" (Art Therapy) был введен художником Адрианом Хиллом в 1938 г. Работая с больными, он заметил, что творческие занятия отвлекают пациентов от переживаний и помогают справляться с болезнью. Сочетание слов "арт-терапия" (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества. Современная практическая психология активно использует направление арт-терапии.  В педагогике арт – терапевтическое направление выступает  в качестве гармонизирующего фактора и приводит к качественным позитивным изменениями в эмоционально – личностной сфере ребенка.

Изотерапия. Психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства — одно из основных и часто используемых направлений арт-терапии, причем, как в пассивной (использование готовых произведений искусства), так и в активной ее форме – создании собственных творений.  Это направление психотерапевтической практики широко используется в работе как со взрослыми, так и с детьми.

Музыкотерапия. Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.

Песочная терапия. Один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Сказкотерапия. Психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. В ходе сказкотерапии, сказка может использоваться по-разному. Например, специалист-психолог предлагает клиенту обсудить трактовки сказки, или придумать сказку самостоятельно, или представить себя одним из персонажей, или инсценировать сказку. Эти и другие методы сказкотерапии выбираются в зависимости от конкретной психотерапевтической ситуации.

Рефлексия. Обращение субъекта на себя самого, свою личность (ценности, интересы, мотивы, эмоции, поступки), на свое знание или на собственное состояние.  В психологии рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших  событий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Выявление уровня тревожности (тест Тэммл - Дорки - Амен)

 

Описание методики.

Методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Проективный тест  исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.

Тревожность, испытываемая ребенком в одной ситуации, не обязательно будет так же проявляться в другом случае. Значимость ситуации зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в этих ситуациях. Отрицательный эмоциональный опыт формирует тревожность как черту личности и соответствующее поведение ребенка.

Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.

Тест проводится индивидуально с детьми 3–7 лет.

 

Инструкция.

В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок, тестирующий к каждому из них дает инструкцию-разъяснение следующего содержания (см. в обработке к тесту)

Обработка.

Рис.1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Рис.2. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

Рис.3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис.4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) одевается».

Рис.5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

Рис.6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) идет спать».

Рис.7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

Рис.8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис.9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис.10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис.11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

Рис.12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис.13. Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

Рис.14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) ест».

Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе.

Рисунок              Высказывание ребенка             Выбор

                               Веселое лицо  Грустное лицо

  1. Игра с младшими детьми                  
  2. Ребенок и мать с младенцем                  
  3. Объект агрессии                  
  4. Одевание                  
  5. Игра со старшими детьми                  
  6. Укладывание спать в одиночестве                 
  7. Умывание                  
  8. Выговор                  
  9. Игнорирование                  
  10. Агрессивность                  
  11. Собирание игрушек                  
  12. Изоляция                  
  13. Ребенок с родителями                  
  14. Еда в одиночестве                 

Протоколы, полученные от каждого ребенка, далее подвергаются анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.

Ключ, интерпретация.

Количественный анализ.

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = Число эмоциональных негативных выборов х100%

                                       14

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ

Ребенок анализируется индивидуально. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»).

Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ.

Дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

 

Графическая методика «Кактус» М.А.Панфилова.

Данная методика предназначена для работы с детьми старше 3-4 лет. Целью её является исследование эмоционально-личностной сферы ребёнка. Дети обычно в восторге не только от самого процесса рисования, но и радуются заинтересованности взрослого к рисунку. Они любят подолгу объяснять то, что изображено на рисунке.

При проведении диагностики ребёнку выдаётся лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен и вариант с цветными карандашами. В своей работе я использую вариант с простым карандашом. Далее ребёнка в устной форме даётся инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус – таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Далее идёт этап обработки данных. При обработке результатов во внимание принимаются данные, соответствующим графическим методам, а именно: размер рисунка, его пространственное положение, сила нажима на карандаш, характеристики линий. Кроме этого, учитываются и специфические показатели, характерные именно для данной методики: а именно: характеристика «образа кактуса» (домашний, женственный, дикий и т.д.); характеристика иголок (количество, размер, расположение); характеристика манеры рисования (схематичный, прорисованный и др.). При этом важен эффект первого впечатления, то есть детали, которые сразу бросаются в глаза. Считается, что через них ребёнок пытается выразить свою проблему.

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать такие качества личности испытуемого ребёнка, как:

- Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу отражают высокую степень агрессивности.

- Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

- Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

- Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

- Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

- Скрытность, осторожность – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

- Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

- Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование тёмных цветов в варианте с цветными карандашами.

- Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

- Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

- Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

- Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

- Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребёнку в качестве дополнения можно задать следующие вопросы, которые помогут уточнить интерпретацию:

  1. Кактус домашний или дикий?
  2. Его можно потрогать?
  3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?
  4. У кактуса есть соседи?
  5. Какие растения его соседи?
  6. Когда кактус вырастет, что в нём изменится?

 

Методика «Дерево»

Методика направлена на изучение самооценки ребенка, исследует характер взаимоотношений ребенка с окружающем миром. Предназначена для работы с детьми от 5 лет

Инструкция : «Посмотри, какое интересное растет дерево, на нем живут человечки. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение.  Покажи  того человечка, который, похож на  тебя.  Теперь покажи  того человечка, которым ты хотел бы быть и на чьем месте ты хотели бы находиться ».

Интерпритация.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий

№ 2, 19, 18, 11, 12—общительность, дружескую поддержку

№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

№ 5 утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

№ 9 мотивация на развлечения

№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность

№ 8 характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя

№ 10, 15 комфортное состояние, нормальная адаптация

№ 14 кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу дети с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Следует заметить, что позицию № 16 дети  не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17»,а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                               Приложение 3

Занятие с элементами музыкотерапии

 «Морское путешествие»

Цель: Предоставить детям возможность отреагировать агрессивные чувства и способствовать развитию у них навыка самоконтроля при помощи классических музыкальных произведений.

Приветствие «Здравствуй, я рад тебя видеть»

Дети сидят полукругом и по команде ведущего начинают здороваться мизинцами, произнося при этом слова: «Здравствуй, я рад тебя видеть». Мизинцы не расцепляются, пока все не поздороваются друг с другом.

 Разминка «Шла веселая собака»

Цель: Формирование позитивного эмоционального настроя,  снятие психического напряжения.

Дети становятся в круг и повторяют слова за психологом :

Шла веселая собака – чики-брики-гав (идут по кругу)

А за ней бежали гуси голову задрав,(идут по кругу в другом направлении)

А за ними поросенок – чики-брики-хрю ( останавливаются и

Чики-брики повтори-ка что я говорю!  хлопают руками по ногам)

 

 

Основная часть

 

Сказка про Кораблик

 

Жил был кораблик по имени Андрюшка. Это был еще маленький кораблик и было ему всего 6 лет. Андрюшка был очень веселый кораблик, любил играть в шумные игры. И очень часто нарушал дисциплину и правила игры. И за это его конечно же наказывали. А когда Андрюшку наказывали, то с ним начинали происходить странные вещи, в него вселялся очень неприятный дух по имени Злючка – колючка. И когда это происходило, Андрюшка становился злым, он начинал обижать других корабликов,  все ломать, крушить и портить. Когда вредный дух покидал Андрюшку, то ему становилось стыдно из – за всего сделанного.  А хуже всего было то, что с ним переставали дружить другие кораблики, а взрослые корабли, после таких событий  придумывали для Андрюшки все новые наказания. Таким образом у Андрюшки было мало друзей и хороших дней было мало.

Так проходили дни, а кораблик Андрюшка все не менялся.  А тем временем наступил важный день. Все кораблики, которым исполнилось 6 лет должны были выйти в открытое море. Это было важное и ответственное событие. И вот наступил этот день. Все шестилетние кораблики были выпущены в море. Им предстояло доплыть до маяка и вернуться назад. Плыть они должны были друг за другом, соблюдая дистанцию. Впереди был опытный корабль, который уже не один раз плавал по морю. Маленькие кораблики выстроились друг за другом, последним поставили Андрюшку.  Кораблики отправились в плаванье. Андрюшка не хотел плыть последним и сильно обиделся. И тут в него снова вселился дух Злючка – колючка. Андрюшка перестал соблюдать дистанцию и со всей сили врезался впереди плывущий кораблик. Бедный кораблик закрутился и задел другой кораблик. Началась неразбериха, кораблики потеряли направление и стали расплываться в разные стороны, а из –за этой неразберихи поднялся шторм, сильные волны стали набрасываться на маленькие кораблики, пытаясь их потопить. Одна из таких волн со всей силы ударила Андрюшку, он завертелся и на мгновение перестал видеть. Он слышал только крики маленьких корабликов, которых уносило в открытое море. Он не знал, сколько времени прошло, но почувствовал, что кто – то осторожно куда -то его везет. Андрюшка открыл глаза и увидел, что он приближается к дому, а везет его взрослый кораблик. Андрюшка огляделся и увидел, что и другие маленькие кораблики везут к дому взрослые корабли. Андрюшке стало очень стыдно, ведь он испортил такой важный день, да и маленькие кораблики пострадали из –за шторма, у кого – то была сломана мачта, у кого – то порван парус. Теперь им предстояло провести в больнице. Праздничный день оказался трагедией и в этом был виноват только он. Андрюшке было так стыдно, что он заплакал. Тогда большой кораблик, который вез Андрюшку сказал: «Когда я был маленький, я тоже часто хулиганил и дрался. Меня наказывали, но я никого не слушал, продолжал хулиганить. А потом произошло несчастье, из – за устроенной мной драки случился пожар и многие корабли пострадали. Мне было очень стыдно. И с тех пор я стал задумываться, что я делаю,  и к чему это может привести. Я стал ответственным за свои поступки, и больше мне не было стыдно за свое поведение.  Андрюшке на всю жизнь запомнился этот день. Он наконец – то понял, что он ответственный за свои поступки, он хозяин своего поведения. А злючка – колючка больше его не навещал, он не приходит к тому, кто отвечает за свои поступки.

 

«Морское путешествие»

Музыкальное моделирование

  1. Переживание своего эмоционального состояния: «Мы на корабле. Начался шторм: паруса рвет ветер, огромные волны швыряют корабль, как щепку» (Вивальди «Шторм»)
  2. Формирования состояния покоя, защищенности: «Ветер стих, море гладкое и прозрачное, как стекло. Корабль легко скользит по воде. » (Чайковский «Баркаролла»)
  3. Становление конечного эмоционального состояния: «Впереди земля! Наконец-то мы дома. Как радостно встречают нас друзья и родные! ». (Шостакович «Праздничная увертюра»)

 Рефлексия.

 Занятие с элементами акватерапии «Веселая рыбалка»

Цель: Развитие чувства сопереживания и эмпатии.

 

Приветствие « Я твой друг»

Цель:  Настрой на совместную работу, снятие психоэмоционального напряжения.

Дети по очереди здороваются друг с другом со словами : «Я твой друг, вот моя рука»

 

Слайд – презентация с изображением воды, водопадов рек, дождя.

Презентация сопровождается звуками природы .

 

Разминка «Игры с водой»

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения.

У каждого ребенка тазик с водой. Дети опускают руки в воду и начинают шевелить пальчиками в воде. Затем поворачивают руки ладонями вверх и укладывают таким образом руки на воду, стараясь расслабить кисти рук. Затем кисти рук поворачивают ладонями вниз и погружают на дно тазика, пальцы  имитируют игру на пианино. Завершает разминку переливание воды из пластиковых стаканчиков.

 

Основная часть.

 Упр «РЫБАЛКА».

Цель: Развитие чувства сопереживания и эмпатии.

 В тазике с водой  находятся несколько мелких игрушек. У  каждого ребёнка сачок для аквариумных рыбок или ситечко. Игрушки могут плавать на поверхности или лежать на дне. Попросите выловить определённые игрушки (синий шарик, красную рыбку и т. д.).  Дети ловят игрушки по очереди, стараются не мешать друг другу, а помогать, подбадриватью

Рыболов, какую рыбу

Ты поймал нам на обед?

Отвечает он с улыбкой:

Это вовсе не секрет!

Я сумел поймать пока,

Два дырявых башмака!

 

"Палуба"

Цель: Расслабление мышц ног.

     Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

        - Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

        Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

 

Рефлексия.

 

 

 

Занятие с элементами психогимнастики

«Путешествие в джунглях»

 

  1. Разминка

Педагог - психолог. Ребята, сегодня мы отправимся в далекие южные джунгли, где много диких зверей, экзотических животных, очень влажно и жарко. Это — джунгли, в которых живет Маугли со своими друзьями. В джунглях нужно быть очень внимательными, чутко вслушиваться в окружающие звуки, чтобы не потеряться и не погибнуть. Давайте потренируемся. Закройте глаза и прислушайтесь, а потом мне скажете, что вы услышали (включается запись «Звуки леса»). Каждый ребенок рассказывает, что он услышал.

Слушать вы умеете, молодцы!

Дети, в джунглях много деревьев с длинными ветвями, которые называются лианами. На них очень любят качаться обезьяны. Нам тоже, может быть, придется прыгать по лианам, чтобы уйти от опасности. Я хочу посмотреть, умеете ли вы прыгать. Кто прыгнет выше всех? Только приземляйтесь легко. Можно себе помогать руками, чтобы подпрыгнуть выше. Хорошо! Вы прямо как обезьянки! Теперь мы уж точно не попадем в руки хищников.

В джунглях живут не только обезьяны, но и змеи, пантеры, тигры, очень много разных насекомых и других животных. Не меньше и растений. Их так много, и они растут так часто, что нет даже тропинки. Ее придется прокладывать. Я пойду впереди и специальным ножом мачете буду расчищать нам дорогу, а вы идите за мной. Но идти надо след в след, чтобы не потеряться, не наступить на ядовитую змею или паука (ходьба змейкой с изменением темпа движения и видов ходьбы).

Вот мы и вышли из джунглей.

  1. Гимнастика

(Прыжки)

Стоп! Внимание! Впереди обрыв. А за ним река. Давайте, как обезьянки, перепрыгнем обрыв. Только нужно прыгать как можно дальше. Хорошо оттолкнуться. Встаньте в одну линию. Раз, два, три! Ура! Перепрыгнули!

(Напряжение)

А теперь, как обезьянки, от радости мы будем головкой качать (вперед-назад, влево-вправо).

Да, да, да, какие мы ловкие!

Да, да, да, какие мы смелые!

(Напряженно, плавно)

Пока мы радовались, не заметили, что в зарослях появился тигр. Давайте притворимся, что мы — деревья, и он нас не заметит. Высоко поднимите руки вверх и покачивайтесь на носочках, как от ветра, то в одну сторону, то в другую, хорошо прогибаясь. Тело и ноги напряжены, а руки расслаблены, мягкие, плавно качаются в кистях.

Смотрите, тигр нас не заметил и ушел.

 (Расслабленно)

Руки у нас изображали ветки деревьев, а теперь опустите их вниз, наклонитесь. Мы стали лианами, будем свисать с деревьев. Лианы покачиваются, как качели. Спина и ноги расслаблены, руки-лианы качаются легко, как ниточки.

(Напряженно)

Среди веток видны чьи-то зеленые глаза. Да это же черная пантера Багира! Она на солнышке нежится. Спинку выгнула, напрягла, голову опустила вниз, живот втянула, напрягла. А теперь спину прогнула, голову подняла, посмотрела вперед, потянулась, улыбнулась теплому солнышку.

(Дробно)

А к реке пришли не только мы. Пришел искупаться в прохладной воде друг Маугли — медведь Балу. Он лапой сильно бьет по воде, во все стороны брызги летят! Как здорово! Весело! Лапы напряжены, то медленно, то быстрее, а сам в своих брызгах купается, спасается от жары.

(Плавно по всей площадке)

Здесь, в джунглях, очень много красивых птиц. Особенно хороши попугаи. Перья их окрашены во все цвета радуги! Представьте, что вы — попугаи. Полюбуйтесь же своими перьями, похвалитесь перед другими попугаями. А теперь плавно взмахните крыльями. Полетели. Движения красивые, грациозные. Летаем по всей площадке.

(Замирание)

Тише, тише! Вы слышите шорох?

Это ползет огромный удав — мудрый Ка. Замрите, не шевелитесь! Может, он нас не заметит и проползет мимо? Никто не пошевелился, и удав уполз.

Педагог. Нам надо идти дальше. Впереди глубокий обрыв, а через него перекинут очень узкий веревочный мостик. Посмотрите вниз, какой глубокий обрыв! Не побоитесь пройти по мостику? Только идти надо осторожно, ногу ставить след в след, чтобы мост не расшатался и мы не упали. Идите за мной. Руки в стороны, балансируйте ими. Какие вы храбрые дети! Не побоялись перейти по мостику!

Но что это за дом? Здесь, наверное, живет Маугли.

  1. Общение

Эмоции удовлетворения и удовольствия

Педагог - психолог. Теперь можно отдохнуть. Здесь тепло, хорошо, никто, не обидит, бояться нечего. Какие вы все-таки Молодцы! Никого не испугались, помогали друг другу, никто не подвел. Покажите, какие вы молодцы (большим пальцем руки). Пожмите друг другу руку в знак благодарности.

Эмоции удивления, интереса

Педагог. Как мы удивились, увидев больших разноцветных попугаев? Покажите.

Для размещения собственного педагогического опыта в СМИ перейдите в раздел «Публикации для педагогов СМИ»

А с каким интересом мы заглядывали сквозь ветки дерева, когда нашли Багиру? Покажите, как вы раздвигаете ветки и смотрите. Интересно, кто там?

  1. Поведение Взаимопомощь

Педагог- психолог. Ребята, а если бы кто-то из нас упал на мостике или у реки ушибся, не смог бы идти дальше? Что бы вы сделали? Как помогли? (Проигрывание ситуаций получения ушибов, травм, потери товарища).

Настоящий друг никогда не бросит в беде и всегда приедет на помощь и словом, и делом.

  1. Завершение

Педагог- психолог. Мы славно попутешествовали, пора и повеселиться. Вставайте в хоровод. Будем водить хоровод и петь песенку.

Дружба верная не сломается,

Не испортится от беды и вьюг,

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий, верный друг.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.