выполнила:
Леонидова Маргарита Руслановна
педагог дополнительного развития
ЦРР "Буратино"
г. Омск
Проблема в организации досуга не является новой, к ней проявляли интерес знаменитые педагоги и психологи. Так К.Д.Ушинский считал, что «человек когда остается в руках без работы, в голове без мысли, то портится нравственность ,голова исердце именно в эти минуты». Слово «досуг» в русском языке имеет место с 15 века, а происходит от глагола «достигнуть». Под досугом в настоящее время предполагается свободное ,внерабочее время, которым по своему выбору и усмотрению распоряжается человек. Досуг является возможностью что–либо сделать или что-то достичь [40,с.225].
С.И.Ожегов трактует досуг как время свободное от работы. Л.Д. Мардахаев досуг дошкольников определяет как свободное время от учебного , используемое для прогулок ,игр, различных видов свободной деятельности по интересам детей [30,с.86]. Свободное время-это досуговое время, которым ребенок сам располагает под присмотром взрослых или по собственному усмотрению [55,с.220].
Досуг осуществляется как в дошкольных учреждениях так и в семье. Задача педагогов и родителей, состоит в том ,чтобы досуг проводился разумно ,т.е. развивать личностные качества ребёнка. В исследованиях современной психологии и педагогики А.В. Антонов, А.В. Даринский, М.Б. Зацепин, Т.С. Комаров, Л.Н. Галигузов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков рассматривают досуг как социальное сложное явление,в себя включающее отдых, праздник,развлечение,твррчество и самообразование.
.
Организации досуговой деятельности классифицируется следующим образом:
1) отдых - и восстанавливает духовные и физические силы; снимает усталость
2) развлечения - просмотр мультфильмов, различных развлекательных передач ,посещение концертов и пр.
3) праздники – сочетание развлечения и отдыха , позволяющие ребёнку ощутить эмоциональный подъем;
4) самообразование – это приобщающие к культурным ценностям и имеющие в себе сочетание приобретения развлечений и знаний;
5) творчество - являет наиболее высокий уровень досуговой деятельности.
В досуговой области, выделяется активный и пассивный отдых. Пассивный отдых несёт в себе расслабление ,уменьшение напряжения, исключение на организм нагрузок. Это обеспечивает человеку смену впечатлений и имеет компенсаторный характер .Активный отдых это основанное на смене видов деятельности перераспределение нагрузок.
Активный отдых предполагает:
-общение,
-игры и отдых на природе
-спортивную оздоровительную деятельность,
- развлекательную деятельность (просмотр телепередач, прогулки ,слушание музыки и т.д.),
-интеллектуально-познавательная деятельность активного характера (занятие в кружках ,чтение и т.д.).
Для детей старшего дошкольного возраста отдых в том заключатся, чтобы учились заниматься интересной и содержательной деятельностью в свободное время .
Компенсаторный характер имеет развлечение.Это позволяет выйти за пределы однообразия будней, поэтому в жизни дошкольников должны присутствовать всегда яркие моменты, обогащающие впечатления и развивать творческую активность.
Экологические конкурсы 2017, проводимые на ВИОП "Аксиома"
Всестороннему развитию ребенка способствуют развлечения, которые знакомят с различными видами искусства: изобразительным, музыкальным, театральным,литературным и др. Развлечения поднимают настроение ,жизненный тонус и пробуждают радостные чувства. Дошкольник на таких мероприятиях может проявить самостоятельность, инициативу, а значит, приобрести в себе уверенность, в своих способностях; так же развиваются положительные черты, как взаимопомощь, доброжелательность, доброта, жизнерадостность.
В процессе развлечений закрепляются полученные на занятии умения и навыки , углубляется потребность, в расширении кругозора и познании нового. Развлечения особую роль играют при формировании художественно – эстетических взглядов и способностей. дети накапливают опыт и получают стимул к собственному творчеству. Чтобы действительно развлечения развивали и воспитывали детей, тщательно необходимо их планировать, продумывать заранее подготовку, участие и проявление индивидуальных интересов и особенностей детей.
Виды развлечений:
- Аттракционами являются веселые ситуации, дающие возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке организованные педагогом, родителями или самими детьми.
- Сюрпризы – это веселые неожиданные моменты,обычно всегда вызывают бурю эмоций. При возникновении сюрпризной ситуации, дошколята оживляются, активизируют свою деятельность. Момент сюрприза создаёт ситуацию новизны ,внезапности, в чём так нуждаются дети. Обычная потребность в получении интересных моментов плавно переходит в познавательную потребность.
- Фокусы - представляют у старших дошкольников живой интерес: связано с ними что-то загадочное, поразительное для воображения.
- Шутки используются на праздничных утренниках и развлечениях, в перерывах между играми ,в любое подходящее для этого время.
- Шарадами является отгадывание слова по его частям. Старших дошкольников надо познакомить детей с техникой их отгадывания,
прежде чем шарады загадать .
- Загадки знакомят детей с окружающим миром, расширяют кругозор дошкольников, развивают внимание и память, происходит обогащение речи.
Праздники формируют знания о праздничных и будничных днях. Воспитывают к окружающим людям внимание и любовь, умение преподносить, сделанные своими руками подарки. Происходит знакомство с историческим появлением праздников, учат относится к народным праздникам, обычаям, традициям бережно. Вызывает у детей интерес, непосредственно сама подготовка к празднику ,что так же формирует их нравственные качества. Сам процесс вызывает у старших дошкольников радостное волнение, сплачиваются все его участники. Взрослые должны принимать активное участие при оформлении зала, групповой комнаты, дать выход желанию детей участвовать в танцах, инсценировках играх.[19].
Самообразование - это познавательная целенаправленная деятельность которая учит получать знания по приобретению систематических знаний во всех сферах развития и обучения методом наблюдения, экспериментальной деятельностью,рассматриванием иллюстраций , просмотров телепередач. Самообразование дошкольника происходит под чутким руководством взрослых,которое зависит во многом от предметно-развивающей среды, (в основном создается взрослыми
В полной мере от взрослых зависит потребность к самообразованию, их кругозора, стремления к новым знаниям. К самообразованию, которое является видом культурно - досуговой деятельности старших дошкольников, относятся чтение книг, игры, рассматривание иллюстраций, экскурсии [19,с.11].
Творческая деятельность как вид досуговой деятельности не всегда приводит к ожидаемому результату, но не проходит бесследно участие в ней. У всех дошколят есть способности: полны желания делать что-то интересное ,любознательны , но зачастую не обладают навыками и умениями, поэтому для этого создаётся необходимая для их развития творческая проектировочную среда9кружки.студии) [19,с.28].
Обычным явлением современного общества стало бессмысленное времяпровождение многих детей, пустые, а порой и антисоциальные забавы.
Огромное влияние оказывает досуговое время на познавательную деятельность детей.
Тематические недели при планировании в ДОУ включают в себя различные формы проведения досуга, делающие занятия интересными, увлекательными, игровыми,которые подобранны по определенной теме и обычно состоят из семи блоков: развитие мышления, познавательный блок, развитие речи, наглядность , развитие мелкой моторики, творческий блок, физическое развитие.
основные формы:
Игровые часы. дети во время игрового часа знакомятся с играми различногоплана(народные и современные). Удетей старшего дошкольного возраста интерес вызывают шашки ,лото, шахматы и т.д. Значительно обогащают детский досуг разучивание игр и дальнейшее закрепление в игровой повседневной деятельности.
Музыкальные часы.: Дети разучивают новые песни, поют хорошо знакомые, танцуют, играют в музыкальные игры и т.д. Это время самой разнообразной деятельности
Игра-путешествие. Представляет последовательное прохождение различных точек по ранее заготовленноммаршруте. Перед дошкольниками ставятся игровые задачи (посетить царю Берендея). Необходимо на маршруте делать остановки, где различные игры и задания будут предлагаться, в соответствии темам недели. ---------------------------
Чтение, разучивание стихов. Несмотря на стремительное уменьшение доли чтения в досуговой деятельности современных детей, этот вид занятий по-прежнему занимает одну из лидирующих позиций и интерпретируется как одна из форм досуговой деятельности. Исследования последних лет показывают, что чтение детей стало более функциональным и практичным, при этом функция досугового чтения чаще всего реализуется с помощью различных периодических изданий, т.е. журналов и газет. Современный рынок представлен различными видами детских досуговых периодических изданий. Можно сказать, что большинство изданий, предназначенных для юной аудитории, вне зависимости от возрастной направленности и функционального назначения, занимательны. Они создаются по принципу «развлекая - поучать».
Игровые элементы, являющиеся обязательными в изданиях для малышей - это загадки, раскраски, настольные игры, самоделки и т.д.
Таким образом, современная досуговая периодика для детей в полной мере соответствует особенностям и природе детского досуга. Большинство досуговых периодических изданий чуждо противопоставлению «учебное время - досуг» и воплощает принцип активности, включая многочисленные игровые и развивающе-обучающие задания. Их структура отвечает принципу нерегламентированной, свободной деятельности, жанровое и тематическое наполнение удовлетворяет интересы детства и выступает как своеобразная зона ограниченного вмешательства взрослых.
Детский театр. Театрализованная деятельность - одно из средств эстетического, нравственного воспитания и художественного развития ребенка.
Для дошкольников существует несколько видов театрализованной деятельности:
сценическая постановка или драматизация (с участием детей),
кукольный театр,
пальчиковый,
теневой,
театр на фланелеграфе,
настольный театр и др.
В играх - драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.
Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.
необходимо обеспечить условия, требуемые для самореализации в процессе досуговой деятельности,чтобы впечатления, которые получают дети, носили разносторонний характер.
Чем шире будут интересы детей, проявят любознательность, увлеченность,тем больше получат впечатлений.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств.
Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности. Игра является важным условием социального развития детей: в ней они знакомятся с различными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояние других людей, сопереживать им, приобретая навыки общения со сверстниками и старшими детьми [13,с.3].
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что формами организации досуговой деятельности старших дошкольников, как в семье, так и дошкольном образовательном учреждении являются активный и пассивный отдых, развлечение, праздники, творчество детей и взрослых, а также самообразование ребенка, которое происходит под руководством взрослых. В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или преобразовать какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе. При этом театрализованная игра способствует личностному росту и развитию ребенка, но лишь при условии участия в ней взрослых. Наблюдая за поведением ребенка в игре, родители учатся понимать его проблемы, невысказанные переживания, признавая право ребенка на выражение своих чувств и эмоций.