ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Леонидова Маргарита Руслановна

педагог дополнительного развития

ЦРР "Буратино"

г. Омск

Проблема  в организации досуга не является  новой, к ней проявляли интерес знаменитые педагоги и психологи.  Так К.Д.Ушинский считал, что «человек когда остается в руках без работы, в голове без мысли, то портится нравственность ,голова исердце именно в эти минуты». Слово «досуг» в русском языке имеет место  с 15 века, а происходит от глагола «достигнуть». Под досугом в настоящее время предполагается свободное ,внерабочее время, которым по своему выбору и усмотрению распоряжается человек. Досуг является возможностью что–либо сделать или что-то достичь [40,с.225].

С.И.Ожегов трактует досуг как время свободное от работы. Л.Д. Мардахаев досуг дошкольников определяет как свободное время от учебного  , используемое для прогулок ,игр, различных видов свободной деятельности по интересам детей [30,с.86]. Свободное время-это досуговое время, которым ребенок сам располагает под присмотром взрослых или по собственному усмотрению [55,с.220].

 

 

Досуг осуществляется как в дошкольных учреждениях так и  в семье. Задача педагогов и родителей, состоит в том ,чтобы досуг проводился разумно ,т.е. развивать личностные качества ребёнка. В исследованиях современной психологии и педагогики А.В. Антонов, А.В. Даринский, М.Б. Зацепин, Т.С. Комаров, Л.Н. Галигузов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков  рассматривают досуг как  социальное сложное явление,в себя включающее отдых, праздник,развлечение,твррчество и самообразование.

.

Организации досуговой деятельности классифицируется следующим образом:

1)  отдых - и восстанавливает духовные и физические силы; снимает усталость

2)  развлечения - просмотр мультфильмов, различных развлекательных передач ,посещение концертов и пр.

3)  праздники – сочетание развлечения и отдыха , позволяющие ребёнку ощутить эмоциональный подъем;

4)  самообразование – это приобщающие к культурным ценностям и имеющие в себе сочетание приобретения развлечений и знаний;

5)  творчество - являет наиболее высокий уровень досуговой деятельности.

 

В досуговой области, выделяется активный  и пассивный  отдых. Пассивный отдых несёт в себе расслабление ,уменьшение напряжения, исключение на организм нагрузок. Это обеспечивает человеку смену впечатлений и имеет компенсаторный характер .Активный отдых это основанное на смене видов деятельности перераспределение нагрузок.

 

Активный отдых предполагает:

-общение,

-игры и отдых на природе

-спортивную  оздоровительную деятельность,

- развлекательную деятельность (просмотр телепередач, прогулки ,слушание музыки и т.д.),

-интеллектуально-познавательная  деятельность активного характера (занятие в кружках ,чтение и т.д.).

Для детей старшего дошкольного возраста отдых в том заключатся, чтобы учились заниматься интересной и содержательной деятельностью в свободное время .

Компенсаторный характер имеет развлечение.Это позволяет выйти за пределы однообразия будней, поэтому в жизни дошкольников  должны присутствовать всегда яркие моменты, обогащающие впечатления и развивать творческую активность.

 

Экологические конкурсы 2017, проводимые на ВИОП "Аксиома"

Всестороннему развитию ребенка способствуют развлечения, которые знакомят  с различными видами искусства: изобразительным, музыкальным, театральным,литературным и др. Развлечения поднимают настроение ,жизненный тонус  и пробуждают радостные чувства. Дошкольник на таких мероприятиях может проявить самостоятельность, инициативу, а значит, приобрести в себе уверенность,  в своих способностях; так же  развиваются положительные черты, как взаимопомощь, доброжелательность, доброта, жизнерадостность.

В процессе развлечений закрепляются полученные на занятии умения и навыки , углубляется потребность, в расширении кругозора и познании нового. Развлечения особую роль играют при формировании художественно – эстетических взглядов и способностей. дети накапливают опыт и получают стимул к собственному творчеству. Чтобы действительно развлечения развивали и воспитывали детей, тщательно необходимо их планировать, продумывать заранее подготовку, участие и проявление индивидуальных интересов и особенностей  детей.

Виды развлечений:

  1. Аттракционами являются веселые ситуации, дающие возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке организованные педагогом, родителями или самими детьми.
  2. Сюрпризы – это веселые неожиданные моменты,обычно всегда вызывают бурю эмоций. При возникновении сюрпризной ситуации, дошколята оживляются, активизируют свою деятельность. Момент сюрприза создаёт ситуацию новизны ,внезапности, в чём так нуждаются дети. Обычная потребность в получении интересных моментов  плавно переходит  в познавательную потребность.
  3. Фокусы - представляют у старших дошкольников живой интерес: связано с ними что-то загадочное, поразительное для воображения.
  4. Шутки используются на праздничных утренниках и развлечениях, в перерывах между играми ,в любое подходящее для этого время.
  5. Шарадами является отгадывание слова по его частям. Старших дошкольников надо познакомить детей с техникой их отгадывания,

 прежде чем шарады загадать .

  1. Загадки  знакомят детей с окружающим миром, расширяют кругозор дошкольников, развивают внимание и память,  происходит обогащение речи.

 

Праздники формируют знания о праздничных и будничных днях. Воспитывают к окружающим людям внимание и любовь, умение преподносить, сделанные своими руками подарки. Происходит знакомство с историческим появлением праздников, учат относится к народным праздникам, обычаям, традициям бережно. Вызывает у детей интерес, непосредственно сама подготовка к празднику ,что так же формирует их нравственные качества. Сам процесс вызывает у старших дошкольников радостное волнение, сплачиваются  все его участники. Взрослые должны принимать активное участие при оформлении зала, групповой комнаты, дать выход желанию детей участвовать в танцах, инсценировках играх.[19].

 

Самообразование - это познавательная целенаправленная деятельность которая учит получать знания по приобретению систематических знаний во всех сферах развития и обучения методом наблюдения, экспериментальной деятельностью,рассматриванием иллюстраций , просмотров телепередач. Самообразование дошкольника  происходит под чутким руководством взрослых,которое зависит во многом от предметно-развивающей среды, (в основном создается взрослыми

В полной мере от взрослых зависит потребность к самообразованию, их кругозора, стремления к новым знаниям. К самообразованию, которое является видом культурно - досуговой деятельности старших дошкольников, относятся чтение книг, игры, рассматривание иллюстраций, экскурсии [19,с.11].

Творческая деятельность как вид досуговой деятельности не всегда приводит к ожидаемому результату, но не проходит бесследно участие в ней. У всех дошколят есть способности: полны желания делать что-то интересное ,любознательны , но зачастую не обладают навыками и умениями, поэтому для этого создаётся необходимая для их развития творческая проектировочную среда9кружки.студии) [19,с.28].

Обычным явлением современного общества стало бессмысленное времяпровождение многих детей, пустые, а порой и антисоциальные  забавы.

 

Огромное влияние оказывает досуговое время на познавательную деятельность детей.

Тематические недели при планировании в ДОУ включают в себя различные формы проведения досуга, делающие занятия интересными, увлекательными, игровыми,которые подобранны по определенной теме и обычно  состоят из семи блоков: развитие мышления, познавательный блок, развитие речи, наглядность , развитие мелкой моторики,  творческий блок, физическое развитие.

основные формы:

Игровые часы. дети во время игрового часа знакомятся с играми различногоплана(народные и современные). Удетей старшего дошкольного возраста интерес вызывают шашки ,лото, шахматы и т.д. Значительно обогащают детский досуг  разучивание игр и дальнейшее закрепление в игровой повседневной деятельности.

Музыкальные часы.: Дети разучивают новые песни, поют хорошо знакомые, танцуют, играют в музыкальные игры и т.д. Это время самой разнообразной деятельности

Игра-путешествие. Представляет последовательное прохождение различных точек по ранее заготовленноммаршруте. Перед дошкольниками ставятся игровые задачи (посетить  царю Берендея). Необходимо на маршруте делать остановки, где различные игры и задания будут предлагаться, в соответствии темам недели. ---------------------------

Чтение, разучивание стихов. Несмотря на стремительное уменьшение доли чтения в досуговой деятельности современных детей, этот вид занятий по-прежнему занимает одну из лидирующих позиций и интерпретируется как одна из форм досуговой деятельности. Исследования последних лет показывают, что чтение детей стало более функциональным и практичным, при этом функция досугового чтения чаще всего реализуется с помощью различных периодических изданий, т.е. журналов и газет. Современный рынок представлен различными видами детских досуговых периодических изданий. Можно сказать, что большинство изданий, предназначенных для юной аудитории, вне зависимости от возрастной направленности и функционального назначения, занимательны. Они создаются по принципу «развлекая - поучать».

Игровые элементы, являющиеся обязательными в изданиях для малышей - это загадки, раскраски, настольные игры, самоделки и т.д.

Таким образом, современная досуговая периодика для детей в полной мере соответствует особенностям и природе детского досуга. Большинство досуговых периодических изданий чуждо противопоставлению «учебное время - досуг» и воплощает принцип активности, включая многочисленные игровые и развивающе-обучающие задания. Их структура отвечает принципу нерегламентированной, свободной деятельности, жанровое и тематическое наполнение удовлетворяет интересы детства и выступает как своеобразная зона ограниченного вмешательства взрослых.

Детский театр. Театрализованная деятельность - одно из средств эстетического, нравственного воспитания и художественного развития ребенка.

Для дошкольников существует несколько видов театрализованной деятельности:

сценическая постановка или драматизация (с участием детей),

кукольный театр,

пальчиковый,

теневой,

театр на фланелеграфе,

настольный театр и др.

В играх - драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.

 

 

необходимо обеспечить  условия, требуемые для самореализации в процессе досуговой деятельности,чтобы впечатления, которые получают дети, носили разносторонний характер.

Чем шире  будут интересы детей, проявят любознательность, увлеченность,тем больше  получат впечатлений.

 

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств.

Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности. Игра является важным условием социального развития детей: в ней они знакомятся с различными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояние других людей, сопереживать им, приобретая навыки общения со сверстниками и старшими детьми [13,с.3].

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что формами организации досуговой деятельности старших дошкольников, как в семье, так и дошкольном образовательном учреждении являются активный и пассивный отдых, развлечение, праздники, творчество детей и взрослых, а также самообразование ребенка, которое происходит под руководством взрослых. В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или преобразовать какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе. При этом театрализованная игра способствует личностному росту и развитию ребенка, но лишь при условии участия в ней взрослых. Наблюдая за поведением ребенка в игре, родители учатся понимать его проблемы, невысказанные переживания, признавая право ребенка на выражение своих чувств и эмоций.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.