выполнила:
учитель математики
Карпова Елена Феликсовна
МБОУ г. Иркутск СОШ №7
Иркутская область, Иркутск
Тема: Синус, косинус, тангенс острого угла
прямоугольного треугольника
(8 класс, геометрия)
Цели урока:
Обучающая:
Формирование у обучающихся понятий синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого угла прямоугольного треугольника посредством организации обучающей деятельности по усвоению определений;
Развивающая:
- Развитие умения самообучения посредством соотнесения этапов решения эталонам;
- развитие у обучающихся умений сравнения, установления причинно-следственных связей посредством требования обязательности обоснования своих действий;
- развитие грамотности математической речи посредством организации этапа громкой речи;
- развитие умений планирования через составление плана решения задачи и алгоритмизацию отдельных этапов решения задач;
Воспитывающая:
- формирование у школьников познавательного интереса к предмету посредством использования на уроке интересных исторических фактов, создания ситуаций затруднения, выстраивания серии заданий по принципу доступности, последовательности изучения материала от простого к сложному;
- навыков самоорганизации, самостоятельности через организацию самостоятельной деятельности;
- коммуникативных навыков через организацию взаимной проверки заданий в парах;
- навыков самоконтроля посредством организации проверки и самопроверки выполненных заданий.
Оборудование урока:
Интерактивная доска или проектор, раздаточный материал (карточки-опоры), справочные таблицы.
Перейти к конкурсам для музыкальных руководителей
Ход урока
Организационный момент
I этап – подготовительный
Цель этапа: актуализация опорных знаний, необходимых для усвоения темы.
Учебные действия, необходимые на данном этапе:
- умения распознавать понятия – прямоугольный треугольник, гипотенуза, катеты; противолежащую пару «острый угол-катет», прилежащую пару «острый угол-катет»;
- умения находить неизвестную сторону прямоугольного треугольника с использованием теоремы Пифагора;
- умение составлять и вычислять отношения.
Метод – объяснительно-иллюстративный
Вид обратной связи – интуитивно-визуальная
Форма работы - фронтальная
Вид познавательной деятельности – репродуктивный
Задачи на повторение могут быть заданы на экране, вопросы задаваться последовательно фронтально всему классу с последующим обсуждением правильности ответов.
Деятельность учителя – озвучивает задание
Действия учащихся – отвечают на вопросы
Учитель: Ответьте на вопросы (работа по готовым чертежам)
- Найдите на чертежах прямоугольные треугольники. Обоснуйте, почему они прямоугольные.
НазоНазовите в прямоугольных треугольниках катеты и гипотенузу. Обоснуйте, почему вы так считаете.
- Какие свойства прямоугольных треугольников вы знаете?
- Обоснуйте приведите примеры, пользуясь подходящими чертежами (свойство суммы острых углов, свойство гипотенузы как стороны длиной большей длин катетов, свойство неравенства треугольника, прямая и обратная теоремы Пифагора, свойство прямоугольного треугольника с углом 300, свойство прямоугольного треугольника с углом 450)
- Назовите острые углы в выбранных прямоугольных треугольниках;
- Выберите один острый угол;
- Назовите катет, противолежащий выбранному углу и катет, прилежащий выбранному углу;
- Выберите второй острый угол; назовите противолежащий ему катет; назовите прилежащий катет;
- По последнему чертежу составьте отношение катетов. Что нужно уточнить в задаче?(порядок катетов).
- Составьте отношение катета, противолежащего углу Р к прилежащему катету.
Чему равно это отношение?
- Составьте отношение катета, противолежащего углу V к прилежащему катету.
Чему равно это отношение?
- Составьте отношение катета, прилежащего углу Р к противолежащему катету.
Чему равно это отношение?
- Составьте отношение катета, прилежащего углу V к противолежащему катету.
Чему равно это отношение?
- Найдите отношение одного из катетов к гипотенузе. Что нужно уточнить в задаче?(какого из катетов)
- Найдите отношение катета, прилежащего углу Р к гипотенузе. Чему равно это отношение?
- Найдите отношение катета, противолежащего углу Р к гипотенузе. Чему равно это отношение?
- Найдите отношение катета, прилежащего углу V к гипотенузе. Чему равно это отношение?
- Найдите отношение катета, противолежащего углу V к гипотенузе. Чему равно это отношение?
- С самолета радируют на ледокол, что он находится над разыскиваемым объектом на высоте 1 км. С ледокола определяют угол повышения α=300 (углом повышения называется угол между лучом зрения, идущим к фиксированной точке, и горизонталью). Найдите расстояние от ледокола до разыскиваемого объекта.
Решение:
- Знание какого факта нам помогло решить задачу?
- Сформулируйте это свойство, используя слово «отношение».
Сегодня на уроке мы будем находить всевозможные отношения сторон прямоугольного треугольника.
II этап – мотивационный
Цель: вызвать интерес к новым понятиям.
Учебные действия, необходимые на этом этапе: универсальные учебные действия: распознавание, выведение следствий, формулирование гипотез для решения поставленной проблемы; специальные математические действия – вычисления.
Ведущее действие - применение знаний
Метод – проблемная беседа
Вид обратной связи – интуитивно-визуальная
Форма организации работы – фронтальная
Вид познавательной деятельности – репродуктивный с выходом на частично-поисковый
Деятельность учителя – озвучивает задание, создающее ситуацию затруднения
Деятельность учащихся: пытаются решить задачу
- В жизни часто приходится решать практические задачи, когда невозможно измерить угол или сторону прямоугольного треугольника так как они находятся в недоступном месте.
- Например: Задача нахождения высоты предмета, которая недоступна, высота является катетом прямоугольного треугольника.
Предлагается две задачи. НАЙДИТЕ В НИХ СХОДСТВО. Можно ли считать эти задачи аналогичными?
- В треугольнике АВС , ,
АВ = 5см. Найдите длины катетов АС и ВС.
- В треугольнике АВС , АВ=5см, . Найдите длины катетов АС и ВС.
- Уточните границы градусной меры для угла А ( ).
- Допустим, известно отношение , тогда как бы решалась задача? (АВ=3АС)
- Допустим, известно отношение , тогда как бы решалась задача? (АВ=3/2АС)
- Допустим, известно отношение , тогда как бы решалась задача? (АВ=5/3АС)
Учащихся должны прийти к заключению, что неплохо было бы знать отношение катета и гипотенузы для угла конкретной градусной меры.
Учитель сообщает, что всевозможные отношения для любого угла уже давно известны, рассчитаны с большой точностью, и этих отношений между сторонами всего изначально было шесть: отношение противолежащего катета к гипотенузе, обратное отношение, отношение прилежащего катета к гипотенузе и обратное отношение, отношение катета, противолежащего углу и обратное отношение. Для всех видов отношений придуманы названия, и знания выделены в отдельную область математики – в науку тригонометрию.
III этап – ориентировочный
Цель: введение определений синуса, косинуса, тангенса, котангенса острого угла прямоугольного треугольника и формирование умения нахождения их значений (с помощью ориентировочной основы действия).
Учебные действия, необходимые для усвоения определений понятий: ведущая деятельность - специальные математические действия - составление отношений и вычисление их значений, другие действия - распознавание, построение, работа по алгоритму.
Метод – объяснительно-иллюстративный
Вид обратной связи – интуитивно-визуальная
Форма организации работы – фронтальная
Вид познавательной деятельности – репродуктивный с выходом на частично-поисковый
- Введение терминов и определений
Введение определений (определения – конструктивные, способ введения – абстрактно-дедуктивный)
Определения предъявляются в печатном виде, либо на экране.
Задание для обучающихся – разобраться в конструкции определений, найти сходства и отличия.
Деятельность учащихся: изучают определения.
Синусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к гипотенузе.
Косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение прилежащего катета к гипотенузе.
Тангенсом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение противолежащего катета к прилежащему.
Котангенсом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение прилежащего катета к противолежащему.
- Выделение существенных признаков
Деятельность учителя: организует усвоение определений через систему вопросов, предъявляемых фронтально.
Деятельность учащихся: отвечают на вопросы:
- Какие объекты используются в определениях? (прямоугольный треугольник; острый угол прямоугольного треугольника; катет, противолежащий острому углу; катет, прилежащий к острому углу; гипотенуза; отношение);
- Что общего в определениях и в чем различие? (общее - прямоугольный треугольник, острый угол, отношения сторон прямоугольного треугольника, различия – в наборе относимых сторон);
- Рассмотрим определения синуса и косинуса угла. Что общего в определениях синуса и косинуса и в чем отличаются определения? (общее - гипотенуза, отличие – в используемых катетах, уточнить);
- Рассмотрим определения тангенса и котангенса угла. Что общего в определениях тангенса и котангенса и в чем отличаются определения? (общее - не используется гипотенуза, а только катеты, отличие – в порядке используемых катетов, уточнить);
- Назовите существенные признаки (острый угол, прямоугольного треугольника, отношение сторон, взятых в строгой последовательности).
- Работа со структурой определений понятий, Приведение примеров и контрпримеров
- Посмотрите на чертежи (чертежи предъявляются на экране). Проверьте - верно ли составлены отношения для определения синусов, косинусов и тангенсов острых углов. Обоснуйте.
- Вернемся к треугольнику АВС на ваших карточках. Верно ли составлены отношения для острого угла В?
- Запишите, используя определения, четыре отношения (синус, косинус, тангенс и котангенс) для второго острого угла - .
Деятельность учащихся: записывают отношения, используя определения, сверяют с ответом, дают оценку.
Деятельность учителя – предъявляет правильный ответ:
Деятельность учащихся: выполняют самопроверку.
Физминутка для глаз.
-Не поворачивая головы, обведите взглядом стену класса по периметру по часовой стрелке, классную доску по периметру против часовой стрелки, треугольник, изображенный на стенде почасовой стрелке и равный ему треугольник против часовой стрелки. Поверните голову налево и посмотрите на линию горизонта, а теперь на кончик своего носа. Закройте глаза, сосчитайте до 5, откройте глаза и…
- Вычисление значений четырех отношений
для острых углов данного треугольника (формирование ведущего действия)
Цель этапа: формирование умения решения задачи вычисления значений синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого угла прямоугольного треугольника с помощью образца (карточек-опор);
Учебные действия на данном этапе: ведущая деятельность – составление отношений, вычисление (специальные математические действия), умение осуществлять действия по алгоритму, регулятивные – контроль, самоконтроль, коммуникативные умения.
Учащимся предъявляется задача с решением-образцом (материальная основа).
Деятельность учителя – предъявляет задание: вычислить синус, косинус, тангенс и котангенс острых углов данных прямоугольных треугольников
Деятельность учащихся: ученики разбираются в содержании усваиваемого действия: в составе и порядке исполнительных операций, решают предложенную им задачу по образцу, записывают решение, используя карточки-приложения
Приложение
Материальная основа (раздается каждому ребенку в печатном виде).
Алгоритм нахождения синуса, косинуса, тангенса и котангенса
острого угла прямоугольного треугольника
Угол С - прямой (по условию, так как он отмечен на чертеже значком прямого угла), следовательно, данный треугольник - прямоугольный; 1. Убеждаемся, что данный треугольник - прямоугольный
- Дан прямоугольный треугольник, выбираем острый угол;
Например,
1) катет, противолежащий – АС
2) катет, прилежащий – ВС
3) гипотенуза – напротив прямого - АВ
Определяем:
1) катет, противолежащий углу В;
2) катет, прилежащий углу В; 3) гипотенузу.
- Находим (вычисляем) отношение противолежащего катета к гипотенузе. Это значение и будет синусом острого угла.
- Находим (вычисляем) отношение прилежащего катета к гипотенузе. Это значение и будет косинусом острого угла.
- Находим (вычисляем) отношение противолежащего катета к прилежащему. Это значение и будет тангенсом острого угла.
- Находим (вычисляем) отношение прилежащего катета к противолежащему. Это значение и будет котангенсом острого угла.
Двое учащихся работают у доски, каждый шаг решения обосновывается (этап громкой речи).
ОБУЧАЮЩАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Деятельность учащихся: решают задачи с использованием материальной основы действия образца непосредственного применения определений для вычисления синуса, косинуса, тангенса и котангенса острых углов прямоугольного треугольника.
Деятельность учителя: предъявляет задачу для самостоятельного решения (на экране):
Задача: В , ST = 8, TQ = 6, SQ=10 см.
I вариант: Найти синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла S.
II вариант: Найти синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла Q.
Деятельность учителя: организует работу учащихся в парах, объясняет правила работы в парах.
Деятельность учащихся: учащиеся, выполнившие задание, рассказывают вслух решение друг другу.
Деятельность учителя – предъявляет правильный ответ (на экране):
I вариант:
II вариант:
Деятельность учащихся: выполняют самопроверку.
- Выведение следствий из факта принадлежности объекта объёму понятий
Вопросы:
- Синус острого угла прямоугольного треугольника равен 1/4. Объясните, что это значит.
- Косинус острого угла прямоугольного треугольника равен 0,6. Что отсюда следует? Обоснуйте.
- Тангенс острого угла прямоугольного треугольника равен 2/3. Как вы это понимаете? Что отсюда следует?
- Найдите противоречие: косинус острого угла прямоугольного треугольника равен 1.
Итог урока
Какие новые понятия вы сегодня осваивали?
Что показалось самым трудным?
Какой этап урока был самым интересным для вас?
На уроке:
вы рассматривали …
вы анализировали …
вы получили …
вы сделали вывод …
вы пополнили словарный запас следующими терминами …
Веселая считалка
С тригонометрией сейчас знакомы даже звери.
Правила все говорят четко и уверенно.
И попросим мы зверят - рассказать их для ребят.
Как мы косинус считаем, ты спроси медузу
— Делим прилежащий катет на гипотенузу.
Синус вычислить сумеет зверь любой из чащи:
— На гипотенузу делит катет противолежащий.
Чтобы тангенс получить, нужно катеты делить.
Вы в числителе берете тот, что для угла напротив.
Тот, который прилежит, в знаменателе пиши.
Домашняя работа.
- В треугольнике АВС , АВ=25см, ВС = 7см. Найти , , , .
Найти , , , .
- Учить определения, изучить параграф учебника, устно ответить на вопросы к параграфу.
По желанию «История развития тригонометрии» - презентация