ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

педагог-психолог

Краснова Елена Викторовна

ГБПОУ СО Сергиевский губернский техникум

Самарская область, Сергиевский р-н, с. Сергиевск

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

                          учреждение Самарской области

                    «Сергиевский губернский техникум»

                 

Рассмотрено на заседании      «Утверждаю»

методического объединения                Директор ГБПОУ

Руководитель методического               «Сергиевский губернский

объединения руководителей групп                           техникум»

Краснова Е.В._______________                          Бирюлин А.А.___________

Протокол от ___________№_____                            «    »____________ 2016г.

                                                              

                                                                                       

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

                         психологической службы

                  для  руководителей групп  I курса

      по  содействию  успешной адаптации студентов

            к учебно - воспитательному пространству

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Сергиевск, 2016

Методические рекомендации  психологической службы для руководителей 

      групп  I курса по содействию успешной адаптации студентов

                    к учебно-воспитательному пространству

 

 

 

 

Подготовила: Краснова Е.В. педагог - психолог

                      

 

Рецензенты:

Чичирина Л.Е., заместитель директора  по социально-педагогической 

                  работе 

Боярова Е.С., методист ГБПОУ Сергиевского губернского техникума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целью современного профессионального образования является создание условий для формирования гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающими способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества. Именно поэтому для нашего педагогического коллектива огромное значение имеет процесс адаптации студентов в техникуме.

Адаптация к условиям обучения – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Степень социальной адаптации первокурсника в техникуме определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д. Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в техникуме является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Ведь профессиональная деятельность студентов после окончания техникума во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде. Таким образом, участниками процесса обеспечения успешной адаптации являются: сами студенты, руководители групп, педагоги, психолог, родители.

Цель рекомендаций - оказать методическую помощь руководителям групп первого курса в процессе организации успешной адаптации  студентов нового набора  к   условиям обучения в техникуме.

Очевидно, что рассмотрение процесса адаптации студентов к обучению в техникуме  должно включать ряд аспектов:

  • психолого-педагогический (связанный с приспособлением студентов к новой дидактической системе, принципиально отличающейся от форм и методов школы);
  • социально-психологический (имеющий связь с усвоением учащимися социальных норм, установлением и поддержанием социального статуса в новом коллективе);
  • мотивационно-личностный (определяющий формирование позитивных учебных мотивов и личностных качеств);
  • психофизический (предполагающий приспособление функций и реакций организма к требованиям новой среды).

К факторам, препятствующим адаптации, можно отнести следующие:

  • факторы, связанные с особенностями семейных отношений студентов;
  • факторы, связанные с особенностями личности студентов;
  • факторы, связанные с организацией учебно-воспитательной работы;
  • факторы, связанные со сменой обстановки.

 

     Руководитель группы  в своих наблюдениях за студентами может         

    самостоятельно определять уровень адаптации первокурсника, если 

    знает признаки адаптированности:

Низкий уровень адаптации:

  • студент равнодушно или отрицательно относится к техникуму;
  • нередки жалобы на здоровье;
  • преобладает подавленное настроение;
  • наблюдаются нарушения дисциплины;
  • учебный материал усваивается фрагментарно;
  • затруднена самостоятельная работа, нет интереса к ее выполнению;
  • домашние задания выполняет нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания со стороны преподавателей, руководителя  группы или родителей;
  • для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной помощи преподавателей;
  • общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;
  • близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одногруппников.

Средний уровень адаптации:

  • студент положительно относится к техникуму, посещение не вызывает отрицательных переживаний;
  • понимает учебный материал, если преподаватель излагает его подробно и наглядно;
  • усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;
  • сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний старших, но при его контроле;
  • бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;
  • почти всегда выполняет домашние задания;
  • общественные поручения выполняет добросовестно;
  • дружит со многими одногруппниками.

Высокий уровень адаптации:

  • студент положительно относится к техникуму, предъявленные требования воспринимает адекватно;
  • учебный материал усваивает легко;
  • глубоко и полно овладевает программным материалом;
  • решает усложненные задачи;
  • прилежен, внимательно слушает указания и объяснения преподавателей;
  • выполняет поручения без внешнего контроля;
  • проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем занятиям;
  • общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;
  • занимает в группе благоприятное статусное положение.

Основные задачи по содействию успешной  адаптации первокурсников к  образовательной среде техникума:

  • подготовить первокурсников к новым условиям обучения;
  • установить и поддержать социальный статус первокурсников в новом коллективе;
  • способствовать формированию у первокурсников позитивных учебных мотивов;
  • использовать меры предупреждения у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой

Содержание деятельности  руководителя  группы соответственно этим задачам включает следующие направления:

1.Работа с группой.

  1. Индивидуальная работа со студентами.

3.Работа с родителями.

Рекомендации для   руководителей  групп первокурсников при работе с группой:

Работа с группой должна быть направлена на оптимизацию социального статуса первокурсника в группе и обязательно включать в себя:

  • постоянный контроль посещаемости занятий, за успеваемостью студентов с целью своевременного выявления отстающих студентов и организации помощи в преодолении трудностей в учёбе;
  • помощь в организации рационального режима труда и отдыха;
  • формирование в студенческой группе сплоченного коллектива, актива группы, поддержание в группе атмосферы доброжелательности, взаимопомощи, творчества и высокой дисциплины, помощь в развитии студенческого самоуправления;
  • привлечение студентов к культурно-массовой, спортивно-массовой, общественной работе в техникуме.

Во втором учебном семестре первого курса классный руководитель может провести анкетирование студентов группы по вопросу удовлетворенности различными сторонами жизни в техникуме.

Удовлетворены ли вы:

(Да    Не очень   Нет)

- набором и содержанием учебных дисциплин?     

- организацией учебного процесса?     

- своими результатами в зимнию сессию?     

- качеством преподавания?

- обеспеченностью учебно-методической литературой? 

- технической оснащенностью аудиторий?    

- отношениями с преподавателями?     

- отношениями в группе?   

- бытовыми условиями в техникуме?    

- условиями питания ?

- условиями для полноценного досуга?

- организацией массовых мероприятий ?      

- возможностями заниматься спортом?

- возможностями для художественного творчества?       

Проанализировав полученные результаты, руководитель  группы сможет узнать степень адаптации студентов группы.

Рекомендации для   руководителей  групп первокурсников при  индивидуальной работе со студентами

  1. Изучение анкетных данных. Это позволит определить детей «группы риска».

 

  1. Педагогическая диагностика по требованию.

 

  1. Индивидуальные беседы.

В психологической практике существует много практических методов, рекомендуемых к использованию в период адаптации. Одним из них является метод наблюдения за поведением при помощи  таблицы квалификации поведения по степени уверенности и агрессивности:

Неуверенное

поведение        Агрессивное

поведение        Уверенное

поведение

Как действующее лицо             Как действующее лицо             Как действующее лицо

Ущемляет свои интересы

Испытывает чувство душевной боли и беспокойства              Ущемляет интересы других

Выражает свои чувства, ущемляя чувства других       Доволен собой

Выражает свои чувства

Испытывает чувство удовлетворения

Испытывает чувства неловкости и недовольства собой

Дает возможность другим решать за себя

Не достигает желаемой цели                Решает за других.

Достигает желаемой цели, ущемляя интересы других          Может достичь желаемой цели

Делает выбор для себя

Как лицо, по отношению к которому поведение направлено            Как лицо, по отношению к которому поведение направлено      Как лицо, по отношению к которому поведение направлено

Испытывает чувства вины и гнева       Испытывает чувства обиды и унижения          Испытывает чувство удовлетворения

 

Рекомендации руководителю группы по работе  с родителями

В целом, работа с родителями по содействию успешной адаптации первокурсников в техникуме должна включать в себя  родительские собрания, в том числе и тематические и индивидуальные беседы с родителями студентов.

Родительские собрания.

В первом полугодии рекоменовано провести  тематическое родительское собрание по теме адаптации первокурсников к условиям обучения в техникуме. Темы и примерные разработки родительских собраний смотрите в  Приложении.

Внимание, руководители групп! Информация, полученая от психолога или из ваших наблюдений, о проблемах отдельных студентов не должна разглашаться на общем собрании!!!

Решение о сообщении какой-либо информации, полученной из психологической или психолого-педагогической диагностики принимается совместно с психологом! В случае принятия решения о сообщении данной информации,  делать это нужно только в индивидуальной беседе с родителями, в отсутствии студента!

Литература.

  1. Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева. Основы конструктивного общения Методическое пособие для преподавателей., С-Пб.: Питер, 2000.
  2. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. С-Пб.: Служба доверия, 1994.
  3. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Изд-во политич. лит-ры, 1990.
  4. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993.

 Принять участие в конкурсах для психологов 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.