выполнила:
воспитатель
Воропаева Светлана Владимировна
МУЧ №9
с. Ближнее
Педагогический опыт (ПО) – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности педагога.
Начало ХХI века ознаменовано повышенным вниманием к позитивному педагогическому опыту на государственном уровне: в ходе реализации проекта «Образование» выявляются лидеры и «точки роста».
Модернизация российского образования вызвала активизацию инновационных процессов и стимулировала подъем интереса к вопросам изучения, обобщения и распространения педагогического опыта.
Инновационные процессы в сфере образования, по мнению С.В. Наумова, представляют собой ничто иное, как «формы и способы фиксации нового опыта, его культурное оформление и тиражирование в изменяющейся образовательной практике».
Изучение педагогической литературы, материалов научно- педагогических и методических конференций последнего десятилетия показывает разнообразие терминов, используемых учеными для обозначения процессов инноваций, педагогического опыта, практик. Для описания лучших образцов педагогической деятельности используются такие понятия, как «инновационный опыт», «лучшая практика», «инновационная образовательная практика», как совокупность нетрадиционных подходов, методов и приемов.
Педагогический опыт подразделяется на исторический (результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования); массовый (результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в практике большинства педагогов); передовой (характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса); новаторский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства).
Изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта позволяет успешнее руководить учебно-воспитательным процессом, улучшать качество работы всего педагогического коллектива, двигать науку вперед в своем развитии.
На практике изучением, обобщением и распространением передового педагогического опыта, разработкой вопросов его использования в работе педагогов и воспитателей занимаются научные работники, методисты, инспектора школ управлений образования, руководители школ, сами педагоги - «носители» передового опыта.
Понятие «передовой педагогический опыт» обычно рассматривают в широком и узком смысле слова.
Под передовым опытом в широком смысле следует понимать высокое профессиональное мастерство педагога , когда значительные положительные результаты в работе достигаются за счет умелого и успешного применения известных в науке принципов и методов. Профессор М.Н. Скаткин считает, что «опыт педагога может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но, основанный на успешном применении установленных наукой принципов и методов, он явится хорошим образцом для тех педагогов, которые ещё не овладели педагогическим мастерством».
К педагогическому опыту в более узком и строгом смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов. К новаторам педагогического труда можно отнести Ш.А. Амонашвили, О.С. Газмана, Н.П. Гузика, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского, С.Н. Лысенкову, В.Ф. Шаталова и др.