ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

воспитатель

Леонидова Ирина Сергеевна

МБ ДОУ ДС № 8 "Ручеёк"

ст. Новосёловская

ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-СХЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ, ИХ ВОЗМОЖНОСТИ В СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

Работа воспитателя по систематизации знаний об окружающем мире детей 6-7 лет направлена в основном на углубление полученных ими ранее знаний, на формирование более полных и точных представлений о сезонных изменениях в природе, на уяснение некоторых новых, неизвестных детям связей и закономерностей.

Педагог при работе с детьми старшего дошкольного возраста должен активизировать мыслительную деятельность детей, больше развивать их инициативность и самостоятельность при выявлении связей некоторых предметов и явлений природы; сообщая что-то новое, он должен обязательно использовать и систематизировать уже имеющийся у детей опыт и знания; обучая детей более точно и образно выражать в своей речи то, что они узнали, педагог помогает им выбрать соответствующие языковые средства.

Большое значение имеет закрепление и систематизация знаний при использовании предметно-схематических моделей. Наиболее приемлемым типом предметно-схематических моделей, доступных старшим дошкольникам, является ведение календаря природы. Дети учатся фиксировать свои наблюдения, обобщать их и делать выводы о некоторых закономерностях происходящих явлений. В отличие от более младших детей, которые в календаре отмечают только погоду, старшие дошкольники отмечают и появление первых цветов, первых листьев на деревьях, первую грозу, побелку деревьев весной, а осенью отмечают появление первых желтых листьев, окончание сбора урожая на огороде, пахоту, прилет снегирей и т.п. [26;с.71].

Перейти к блиц-олимпиадам для педагогов 

Старшие дошкольники уже знают части растений: лист, стебель, корень; знают, какое значение имеет корень для любого растения. Чтобы уточнить эти знания, интересно использовать такой прием – рисование предметной схемы-модели на тему «Что мы увидели бы, если бы заглянули под землю». Дети с удовольствием рисуют лес, сад, огород и при этом стараются правильно изобразить наземные и подземные части растений. Вообще, изобразительная деятельность детей может широко использоваться при предметно-схематическом методе систематизации знаний в процессе ознакомления их с природой. Постоянные наблюдения за явлениями неживой природы, за изменениями в растительном и животном мире дают возможность  выделить наиболее существенные признаки каждого сезона и признаки, общие для нескольких сезонов, но по-разному проявляющиеся. Так, дети усваивают, что мелкий моросящий дождь – примета осени, а крупный, теплый проливной дождь идет только летом, что снег бывает осенью и весной, но для зимы это – наиболее характерный признак [26;с.72].

Задания на сравнение положительно влияют на систематизацию знаний об окружающем мире, прежде всего за счет введения сравнительных степеней прилагательных: «Летом день длинный, а осенью короче»; «Весной ночь поменьше, а зимой подлиннее»; «Летом день самый длинный, а ночь самая короткая, а зимой наоборот». Если раньше педагог в основном обращает внимание детей на начало и конец сезона, то в старшем дошкольном возрасте он знакомит их с признаками, характеризующими наступление, разгар и конец сезона. В процессе наблюдений, бесед дети учатся находить и формулировать эти признаки, сравнивать различные периоды одного сезона. Целесообразно ознакомить детей с некоторыми названиями, определяющими период сезона, например: «Золотая осень», «Поздняя осень», «Предзимье». Все эти названия очень образны, а потому понятны и легко запоминаются[26;с.73].

В каждом периоде сезона воспитатель выделяет характерные особенности, составляющие цепочку взаимосвязанных событий, и организует изготовление детьми соответствующих предметно-схематических моделей.

Труднее всего ребята усваивают переход одного сезона в другой, постепенность наступления нового. Этому должно быть уделено особое внимание: воспитатель предлагает ребятам охарактеризовать наблюдаемые ими типичные явления, свидетельствующие о наступлении нового времени года; подводит к тому, чтобы они сами определили данную степень сезона; предлагает сравнить признаки начала и конца сезона.

Много внимания уделяет воспитатель подведению детей к пониманию соотношения развития живой природы с общим ходом развития сезона. Это не только дополняет их знания о характерных особенностях данного времени года, но и помогает устанавливать и объяснять новые, неизвестные им связи. Так, они усваивают и передают в своих рассказах, что в конце весны фруктовые деревья в цвету, в начале лета заканчивают цветение, а в середине – на деревьях уже плоды, которые поспевают осенью. Систематические наблюдения, чтение художественных произведений, рассказы воспитателя помогают детям понять зависимость жизни животных от сезонных изменений природы, усвоить последовательность развития живых организмов

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Академический проект, 2010. Изд.2-е., исп. и доп.
  2. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада.-М.,2012.
  3. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг.-М.,2011.
  4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Издательский центр Академия, 2010.
  5. Гальперин П. Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования // Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 2010.
  6. Глушкова Г.В., Ерофеева Т.И. и др. Дошкольник. Как и где? — М., 2012.
  7. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 2010.
  8. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание. - 2013. - №2.
  9. Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности.-Самара,2010.
  10. Жуйкова,Т.П. Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. -М.: Издательство Молодой ученый, 2012.
  11. Икунина З.И., Антонова Н.А. К вопросу об эффективности обучения старших дошкольников в зависимости от особенностей интеллекта//Наука  света.-Самара-2012.-№ 4-5
  12. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада/ А.А.Каменева и др.-М.,2010.
  13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.,2010.
  14. Короткова Н. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. // Ребенок в Д/С. - № 1. 2012.
  15. Леон Лоренсо С. Формирование способностей к наглядному моделированию на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада // Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве. - М., 2011.
  16. Лучич М. В.Детям о природе: Кн. Для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 2013.
  17. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. – Москва: Гардарики, – 2010.
  18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр Академия, 2012.
  19. Николаева С. Н.Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2014.
  20. Сапогова, Е.Е. Операция моделирования как условия развития воображения у дошкольников.- М.: Педагогика,2011.
  1. Словарь практического психолога. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
  1. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфенова Г. М., « Тропинка в природу», С –П,; Изд. «Союз», 2015.
  2. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир : Кн. Для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 2011.
  3. Ткаченко, Т.А., Ткаченко Д.Д., Занимательные символы. -М.: Прометей, 2012.
  4. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.-М.,2010.
  5. Холмовская В. В. Формирование способностей к наглядному моделированию в конструктивной деятельности // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Р.И. Говоркова . М., 2014.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.